Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 06.10.2010 N ГКПИ10-1071 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 N 205н Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 6 октября 2010 г. N ГКПИ10-1071

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре Т.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр Труда" о признании частично недействующим Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 апреля 2010 г. N 205н "Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда",

установил:

ООО "Центр Труда" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 апреля 2010 г. N 205н "Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда" (далее - Приказ) в части, не предусматривающей возможность оказывать услуги, включенные в перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, организациями, не прошедшими аккредитацию, с 1 октября 2010 г. (пункт 3).

Заявление мотивировано тем, что испытательная аналитическая лаборатория ООО "Центр Труда" имеет аттестаты, действительные до 12 марта 2015 г., согласно которым в область аккредитации не входит оценка веществ биологической природы и ионизирующего излучения, вследствие чего общество после 1 октября 2010 г. не может оказывать услуги в области охраны труда и, несмотря на наличие аттестата с не истекшим сроком действия, вынуждена пройти новую аккредитацию. Заявитель считает, что Приказ в оспариваемой части нарушает его права на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях и противоречит пунктам 1, 2 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку возлагает на ООО "Центр Труда" не предусмотренную законом обязанность, а также пунктам 3, 17 Положения об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 163, устанавливающим 5-летний срок действия аттестата аккредитации и возможность осуществления деятельности в течение этого срока.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации в своих возражениях на заявление указали на то, что оспариваемое положение не ограничивает права субъектов предпринимательской деятельности, не возлагает на организации обязанность получать новые аттестаты аккредитации испытательных лабораторий, а предусматривает на основании статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации аккредитацию самих организаций.

Выслушав объяснения представителя заявителя адвоката Черкашина Д.В., поддержавшего заявленное требование, возражения представителей Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации К., Е. и Министерства юстиции Российской Федерации Б., исследовав представленные документы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для признания оспариваемой правовой нормы недействующей.

Частью третьей статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, согласно пункту 1 Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, условий и охраны труда.

Приказ издан Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, то есть федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на издание такого нормативного правового акта. Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 июня 2010 г., регистрационный N 17648, опубликован в "Российской газете" 7 июля 2010 г.

Пунктом 3 Приказа установлено, что организации, оказывающие в настоящее время услуги, включенные в перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, утвержденный данным Приказом, вправе оказывать данные услуги после вступления в силу этого Приказа до 1 октября 2010 года. С 1 октября 2010 года оказание данных услуг организациями, не прошедшими аккредитацию, не допускается. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10 сентября 2010 г. (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 октября 2010 г., регистрационный N 18605) слова "1 октября 2010 года" заменены словами "1 декабря 2010 года".

Таким образом, обязательная аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, установлена непосредственно Трудовым кодексом Российской Федерации, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах своей компетенции определены лишь перечень этих услуг и правила аккредитации организаций, их оказывающих, а также срок, до истечения которого такие организации обязаны выполнить требование федерального закона об обязательной аккредитации (1 декабря 2010 г.). Введение законом обязанности получить разрешение на занятие деятельностью, связанной с аттестацией рабочих мест, соответствует требованиям пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, прав и законных интересов заявителя не нарушает.

Срок, предоставленный хозяйствующим субъектам, желающим оказывать услуги в области охраны труда, является достаточным для предоставления ими необходимых сведений для обязательной аккредитации, осуществляемой в уведомительном порядке. Оспариваемое положение Приказа не препятствует организациям получить аккредитацию и после истечения установленного срока (1 декабря 2010 г.).

Положение об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 163, на которое заявитель безосновательно ссылается в подтверждение своего требования, имеет иной предмет регулирования и к отношениям, связанным с аттестацией рабочих мест, не может применяться.

Указанное Положение, как следует из его содержания, издано в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", который регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении требований к продукции и не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда; предусматривает на основе принципа добровольности аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия продукции и иных объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров (статьи 1, 2, 31).

Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утвержденные оспариваемым Приказом, определяют порядок проведения предусмотренной законом обязательной аккредитации организаций в целях подтверждения компетенции организаций в сфере оказания услуг в области охраны труда, их полномочий оказывать услуги в данной области, включая подтверждение наличия у них необходимой материально-технической базы, и обеспечения гарантий ответственности организаций перед заинтересованными лицами - получателями услуг в области охраны труда (пункт 2 Правил), следовательно, данный Приказ не может проверяться на соответствие вышеназванному Положению.

Приказ издан уполномоченным органом государственной власти, не противоречит в оспариваемой части федеральному закону, во исполнение которого он издан, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявления надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Центр Труда" о признании частично недействующим Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 апреля 2010 г. N 205н "Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда" отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.К.ТОЛЧЕЕВ