Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 06.02.2014 N АКПИ13-1299 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 60.1 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утв. Приказ ФМС России N 1, Минздравсоцразвития России N 4, Минтранса России N 1, Госкомрыболовства России N 2 от 11.01.2008"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 6 февраля 2014 г. N АКПИ13-1299

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лидер Строй" о признании недействующим пункта 60.1 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 11 января 2008 г. N 1/4/1/2,

установил:

приказом Федеральной миграционной службы, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 11 января 2008 г. N 1/4/1/2 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее - Административный регламент). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 апреля 2008 г., регистрационный номер 11480, и опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2008 г., N 28.

В силу пункта 60.1 Административного регламента отсутствие в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведений о потребности работодателя, заказчика работ (услуг) в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей), по которым работодателем подано заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников, является основанием для выдачи органами государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации заключения о привлечении и об использовании иностранных работников, содержащего решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям.

ООО "Лидер Строй" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать приведенную норму недействующей. В заявлении указано, что общество для осуществления своей деятельности использует иностранную рабочую силу и, соответственно, подает в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявки о потребности в привлечении иностранных работников, получает разрешение на их привлечение и использование в территориальном органе Федеральной миграционной службы. Оспариваемый пункт Административного регламента нарушает права и законные интересы заявителя, так как выполнение данного предписания фактически означает возложение на него обязанности по обращению в службу занятости населения с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в подборе необходимых работников, предусмотренной пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Между тем в законодательстве Российской Федерации отсутствует положение, устанавливающее, что получение работодателем государственной услуги по содействию в подборе необходимых работников является обязательным условием для включения сведений о потребности работодателя в работниках в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения. В связи с этим Административный регламент в оспариваемой части не соответствует нормам Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", одним из основных принципов которого является заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг.

ООО "Лидер Строй" просило о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.

Представители Федеральной миграционной службы О. и Ш., представитель Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Ю., представители Министерства транспорта Российской Федерации и Федерального агентства по рыболовству К., П. соответственно, представитель Министерства юстиции Российской Федерации Ч. требование заявителя не признали, ссылаясь на то, что пункт 60.1 Административного регламента соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и прав общества не нарушает. Оспариваемое предписание не возлагает на работодателя или заказчика работ (услуг) обязанность обращаться в службу занятости населения за предоставлением государственной услуги по содействию в подборе необходимых работников. Обязанность работодателей сообщать органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, на основании которой формируется регистр получателей услуг в сфере занятости населения, установлена пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Заслушав объяснения представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей требование заявителя оставить без удовлетворения, суд находит заявление ООО "Лидер Строй" не подлежащим удовлетворению в связи со следующим.

Согласно статье 17 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации. Привлечение и использование на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляется в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" закреплен принцип приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда (пункт 5 статьи 13.5, пункт 1 статьи 18). По общему правилу работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу (пункт 4 статьи 13). В соответствии с пунктом 3 статьи 18 этого Закона разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом при наличии заключения соответствующего органа государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации.

Полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации предусмотрено также подпунктом 8 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". При этом в силу пункта 3 статьи 25 названного Закона работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей. Данная информация должна содержаться в Регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - работодателей (подпункт 4 пункта 3 статьи 16.1).

Наличие в указанном Реестре информации (сведений) о потребности работодателя, заказчика работ (услуг) в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей), по которым подано заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников, является показателем заинтересованности работодателя, заказчика работ (услуг) в привлечении работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям, а также подтверждением того, что были использованы все возможности для подбора на эти рабочие места (должности) именно российских граждан, что прямо следует из законоположений о приоритетном использовании национальных трудовых ресурсов.

Соответственно, отсутствие в названном Регистре таких сведений свидетельствует о несоблюдении работодателем, заказчиком работ (услуг) норм законодательства о приоритетном замещении свободных рабочих мест именно российскими гражданами, что дает основание для выдачи органом государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации заключения о привлечении и об использовании иностранных работников, содержащего решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям.

Часть третья статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет, что не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.

С учетом изложенного доводы заявителя о том, что Административный регламент неправомерно возлагает на него обязанности по обращению в службу занятости населения с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в подборе необходимых работников и не соответствует нормам Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", являются ошибочными.

В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

обществу с ограниченной ответственностью "Лидер Строй" в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.Ю.ЗАЙЦЕВ