Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 05.11.2008 N ГКПИ08-1868 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими Постановления Совмина СССР от 15.10.1969 N 823 О введении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений... и Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969 N 421/26 О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений..."

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 ноября 2008 г. N ГКПИ08-1868

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре Александрове В.О.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Закрытого акционерного общества "Стелла Коммьюникейшн" о признании недействующими Постановления Совмина СССР от 15 октября 1969 г. N 823 "О введении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен" и Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 г. N 421/26 "О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения",

установил:

Постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1969 г. N 823 введен районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен.

Государственному комитету Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС поручено утвердить размер районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих, вводимого в соответствии с настоящим Постановлением, и порядок его применения (пункты 1 и 2).

Во исполнение Постановления Совмина СССР от 15 октября 1969 г. N 823 Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариат Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов утвердили районный коэффициент 1,20 к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен (Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 г. N 421/26).

ЗАО "Стелла Коммьюникейшн" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими Постановления Совмина СССР от 15 октября 1969 г. N 823 "О введении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен" и Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 г. N 421/26 "О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения".

Как указывает заявитель, оспариваемые нормативные правовые акты противоречат действующему законодательству и нарушают права заявителя в части установления льгот и компенсаций работникам в зависимости от финансовых возможностей Общества.

В суде представители ЗАО "СтеллКом" Епимахова А.А., Борисенко Л.В. поддержали заявленные требования и пояснили, что Постановление Совмина СССР от 15 октября 1969 г. N 823, наделяющее полномочиями по установлению районных коэффициентов Госкомтруд СССР совместно с ВЦСПС, противоречит Федеральному конституционному закону Российской Федерации "О Правительстве Российской Федерации". Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 г. N 421/26 не подлежит применению, поскольку официально опубликовано не было.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (поручение от 2 октября 2008 г. N СС-П12-5950).

Представители заинтересованных лиц Правительства Российской Федерации, Минздравсоцразвития России Андреева А.А., Миняева Т.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые нормативные правовые акты соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав работодателей.

Выслушав объяснения представителей ЗАО "СтеллКом" Епимаховой А.А., Борисенко Л.В., представителей заинтересованных лиц Правительства РФ и Минздравсоцразвития России Андреевой А.А., Миняевой Т.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Трудовой кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 февраля 2002 г., предусматривает, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 316).

В настоящее время единый районный коэффициент к заработной плате для всех производственных и непроизводственных отраслей не установлен и применяются нормы бывшего Союза ССР.

Постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1969 г. N 823 введен с 1 октября 1969 г. районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент не установлен.

Настоящий нормативный правовой акт опубликован в "Своде законов СССР" т. 2, 1990 г.

Согласно статье 423 Трудового кодекса РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с данным Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат названному Кодексу.

Следовательно, доводы ЗАО "СтеллКом" о том, что Совмин СССР в нарушение действующего законодательства поручил установление районных коэффициентов одному из органов исполнительной власти, а именно Госкомтруду СССР, являются несостоятельными.

Действующим трудовым законодательством предусмотрена оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в повышенном размере (часть 2 статьи 146 Трудового кодекса РФ).

Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 148 Трудового кодекса РФ).

Такими нормативными правовыми актами являются Постановление Совмина СССР от 15 октября 1969 г. N 823 и Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 г. N 421/26.

Доводы заявителя о том, что Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 г. N 421/26 не было опубликовано для всеобщего сведения, как это предусмотрено частью 3 статьи 15 Конституции РФ, в официальном порядке (официальных изданиях) не могут служить основанием для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта.

Районный коэффициент 1,20 утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 г. N 421/26 до принятия Конституции РФ и по существу доведен до всеобщего сведения в установленном на то время порядке, и применялся к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, в связи с чем у суда нет оснований полагать, что настоящее Постановление не подлежит применению.

Предусмотренное частью 3 статьи 15 Конституции РФ требование о необходимости официального опубликования нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, по мнению суда, распространяются лишь на нормативные правовые акты, введенные в действие после принятия Конституции РФ.

В соответствии с пунктом 2 "Заключительные и переходные положения" Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ.

Из этого следует, что Конституция РФ не связывает возможность применения ранее действовавших правовых актов на территории РФ с официальным их опубликованием и не распространяет на них содержащиеся в ее части 3 статьи 15 требования об этом.

Согласно Гражданскому кодексу РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (статья 2).

ЗАО "СтеллКом", осуществляя такую деятельность, в соответствии со статьей 11 Трудового кодекса РФ в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязано руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Закрытого акционерного общества "Стелла Коммьюникейшн" о признании недействующими Постановления Совмина СССР от 15 октября 1969 г. N 823 "О введении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен" и Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 г. N 421/26 "О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения" - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ