Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 04.12.2009 N ГКПИ09-1406 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим абзаца третьего подпункта 2 пункта 86 Положения о денежном довольствии сотрудников уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста РФ от 20.12.2006 N 376"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 4 декабря 2009 г. N ГКПИ09-1406

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Д.В. и М. о признании частично недействующим абзаца третьего подпункта 2 пункта 86 Положения о денежном довольствии сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 декабря 2006 г. N 376 (с изменениями, внесенными Приказом Минюста России от 4 мая 2008 г. N 103),

установил:

согласно абзацу третьему подпункта 2 пункта 86 Положения о денежном довольствии сотрудников уголовно-исполнительной системы оклады по занимаемым штатным должностям медицинских работников из числа рядового и начальствующего состава повышаются на 25 процентов врачам-психиатрам, врачам-психиатрам-наркологам, работающим по специальности, за исключением врачей, работающих в аппаратах территориальных органов уголовно-исполнительной системы, центральной военно-врачебной комиссии (ЦВВК) и военно-врачебных комиссиях (ВВК).

Граждане Д.В. и М. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлениями о признании частично недействующим абзаца третьего подпункта 2 пункта 86 Положения о денежном довольствии сотрудников уголовно-исполнительной системы. Как указывают заявители, внесенными Приказом Минюста России от 4 мая 2008 г. N 103 изменениями, из перечня лиц, которым по занимаемым штатным должностям медицинских работников из числа рядового и начальствующего состава оклады повышаются на 25 процентов, исключены врачи-психиатры, врачи-психиатры-наркологи, работающие по специальности в центральной военно-врачебной комиссии (ЦВВК) и военно-врачебных комиссиях (ВВК), что противоречит действующему законодательству, поскольку психиатрическое освидетельствование является одним из видов оказания психиатрической помощи, нарушает их права врачей-психиатров.

В суде Д.В., М., их представитель Ф. поддержали заявленные требования и пояснили, что в результате издания оспариваемого нормативного правового акта заявители лишились права на повышение должностного оклада в связи с вредными условиями труда, на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день.

Представитель заинтересованного лица Министерства юстиции Российской Федерации Д.Д. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти и не нарушают прав заявителей на получение денежного довольствия.

Выслушав объяснения представителя Ф., заявителей Д.В., М., представителя Минюста России Д.Д., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Кротова В.А., полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 мая 2008 г. N 103 внесены изменения в Положение о денежном довольствии сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденное Приказом Минюста России от 20 декабря 2006 г. N 376, в соответствии с которыми из перечня лиц, которым по занимаемым штатным должностям медицинских работников из числа рядового и начальствующего состава оклады повышаются на 25 процентов, исключены врачи-психиатры, врачи-психиатры-наркологи, работающие по специальности в центральной военно-врачебной комиссии (ЦВВК) и военно-врачебных комиссиях (ВВК) (абзац третий подпункта 2 пункта 86).

Нормативный правовой акт прошел государственную регистрацию 13 мая 2008 г., регистрационный номер 11685, опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 21, 26.05.2008, "Российской газете" N 119, 04.06.2008.

Денежное довольствие сотрудников органов уголовно-исполнительной системы устанавливается Федеральным законом от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" и состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат.

Согласно абзацу шестому пункта 8 статьи 1 данного Федерального закона Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а в пределах выделенных средств и руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти могут устанавливать сотрудникам другие надбавки и дополнительные выплаты. Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцированно в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых сотрудниками.

Исходя из объема прав, предоставленных ему Федеральным законом, Министр юстиции Российской Федерации утвердил Положение о денежном довольствии сотрудников уголовно-исполнительной системы. Пункты 85 - 99 Положения регулируют вопросы установления надбавок и дополнительных выплат в том числе повышение должностных окладов медицинским работникам из числа рядового и начальствующего состава на 25 процентов врачам-психиатрам, врачам-психиатрам-наркологам, работающим по специальности, за исключением врачей, работающих в аппаратах территориальных органов уголовно-исполнительной системы, центральной военно-врачебной комиссии (ЦВВК) и военно-врачебных комиссиях (ВВК). Данная надбавка устанавливается в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых сотрудниками, что соответствует требованиям Федерального закона.

Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", устанавливая гарантии врачам-психиатрам, иным специалистам, медицинскому и другому персоналу, к таким гарантиям относит: право на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный отпуск за работу в особо опасных для здоровья и тяжелых условиях труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок предоставления указанных гарантий и установления размера надбавок к должностным окладам за работу в особо опасных для здоровья и тяжелых условиях труда для работников федеральных учреждений здравоохранения определяется Правительством Российской Федерации (статья 22).

Трудовой кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 февраля 2002 г., предусматривает право работника на компенсации, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть вторая статьи 219).

Во исполнение требований федерального законодательства Правительство Российской Федерации 20 ноября 2008 г. издало Постановление N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда", в соответствии с которым повышение оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается по результатам аттестации рабочих мест. Минздравсоцразвитию России поручено установить условия предоставления указанных компенсаций.

До принятия соответствующего нормативного правового акта, определяющего минимальные размеры повышения заработной платы работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, действует законодательство бывшего СССР. Так, Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 г. N 387/22-78 утверждено Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда.

В обоснование своих требований заявители ссылаются на то обстоятельство, что в нарушение требований Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" оспариваемые положения нормативного правового акта не учитывают характер работы врача психиатра-эксперта ЦВВК и круг его обязанностей, тождественности функций врача психиатра-эксперта ЦВВК и врача-психиатра ВТЭК. Между тем приведенные доводы не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123, военно-врачебная экспертиза проводится в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказания в целях определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к службе в органах. На военно-врачебные комиссии возлагается организация и проведение медицинского освидетельствования граждан, поступающих на службу в органы. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 утвержден Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. Перечень категорий работников здравоохранения, имеющих право на дополнительный отпуск в связи с работой в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, включен в специальный раздел XL. "Здравоохранение", где врачи военно-врачебных комиссий исключены (пункт 88).

Несостоятельными являются также ссылки заявителей на статью 23 Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", в которой раскрывается содержание психиатрического освидетельствования как вида психиатрической помощи. Вопросы установления надбавок и дополнительных выплат врачам-психиатрам данная норма не регулирует.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти и не нарушают прав врачей-психиатров на получение установленных гарантий, заявления Д.В. и М. не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявления Д.В. и М. о признании частично недействующим абзаца третьего подпункта 2 пункта 86 Положения о денежном довольствии сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 декабря 2006 г. N 376 (с изменениями, внесенными Приказом Минюста России от 4 мая 2008 г. N 103), оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ