Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 02.11.2010 N ГКПИ10-1127 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 N 43"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 2 ноября 2010 г. N ГКПИ10-1127

Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.

при секретаре Г.О.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Е. о признании частично недействующим пункта 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 43,

установил:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 43, изданным в соответствии с Федеральным законом "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", утверждено Положение об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Положение).

Пункт 2 Положения содержит перечень периодов службы (работы), включаемых в выслугу лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Е. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 2 Положения в части, не предусматривающей засчитывать в выслугу лет для назначения процентной надбавки время службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Свои требования мотивирует тем, что оспариваемая правовая норма противоречит Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и нарушает его право на определение размера пенсии при увольнении со службы из органов внутренних дел с учетом процентной надбавки за выслугу лет, включающую время его службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Просил рассмотреть заявление в его отсутствие.

Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации Г.Е., Ч. и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Б., Д., действующие по поручению Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 г. N СС-П4-6664, в своих возражениях указали на то, что оспариваемый нормативный правовой акт издан высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, которым ему делегированы такие полномочия, порядок исчисления выслуги лет определен оспариваемой нормой с учетом разного характера и условий службы в различных федеральных органах исполнительной власти и необходимости стимулирования перехода сотрудников органов внутренних дел во вновь образованные органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, данная норма регулирует отношения в области денежного довольствия и законодательство о пенсионном обеспечении, на которое ссылается заявитель, на эти отношения не распространяется.

Выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для признания Положения в оспариваемой части недействующим.

Федеральный закон от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" включает в структуру денежного довольствия сотрудников перечисленных в нем федеральных органов исполнительной власти, в том числе сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (преамбула), процентную надбавку за выслугу лет (пункт 1 статьи 1), предусматривает, что порядок исчисления выслуги лет для назначения указанной процентной надбавки определяется Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 1).

Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия, своим Постановлением от 23 января 2003 г. N 43 утвердило оспариваемое Положение и определило категории сотрудников (органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий), на которых распространяется его действие. Нормативный правовой акт официально опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 2003, N 4, "Российской газете" от 30 января 2003 г.

В пункте 2 Положения приведен исчерпывающий перечень периодов службы (работы), подлежащих включению в выслугу лет для назначения сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 1, процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания.

Отсутствие в этом перечне времени службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ не свидетельствует о незаконности оспариваемой нормы. Федерального закона, которым было бы предусмотрено включение времени такой службы в выслугу лет сотрудников органов внутренних дел, не имеется.

Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" предписано засчитывать срок службы сотрудников органов внутренних дел, исчисленный в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел в Российской Федерации, в выслугу лет в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (абзац 2 статьи 53). Однако нормы, предусматривающей включение срока службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в выслугу лет сотрудников органов внутренних дел, названный Федеральный закон не содержит.

Ссылка заявителя в обоснование своих требований на Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и принятые в его развитие нормативные правовые акты лишена правовых оснований, поскольку эти акты изданы в сфере пенсионного обеспечения и на отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников федеральных органов исполнительной власти, не распространяются и не могут применяться при исчислении выслуги лет для определения размера процентной надбавки к окладу денежного содержания, входящей в состав денежного довольствия сотрудников.

При отсутствии правовой нормы, имеющей большую юридическую силу, которая предписывала бы включать время службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в выслугу лет сотрудников органов внутренних дел, признание пункта 2 Положения частично действующим, как того просит заявитель, фактически привело бы к осуществлению правового регулирования по вопросу, отнесенному к компетенции Правительства Российской Федерации.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Е. о признании частично недействующим пункта 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 43, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.К.ТОЛЧЕЕВ