Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 23.03.2016 N АКПИ16-25 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 2 Постановления Правительства РФ от 08.12.2011 N 1020 Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий, подразделов 3, 4 раздела 1 приложения N 1 к указанному Постановлению"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 23 марта 2016 г. N АКПИ16-25

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению А., К., Р.И., Ф. о признании недействующими пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 1020 "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий", подразделов 3, 4 раздела I приложения N 1 к данному Постановлению,

установил:

Правительство Российской Федерации 8 декабря 2011 г. издало постановление N 1020 "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий" (далее - Постановление).

Нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" 16 декабря 2011 г., Собрании законодательства Российской Федерации 19 декабря 2011 г., N 51.

Согласно пункту 2 Постановления Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, директору Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и руководителю Федеральной таможенной службы поручено установить размеры должностных окладов сотрудников по нетиповым штатным должностям применительно к размерам окладов по типовым штатным должностям соответствующих категорий сотрудников, указанных в приложениях N 1, 3 и 5 к данному Постановлению.

Граждане А., К., Р.И., Ф. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 2 Постановления, подразделов 3, 4 раздела I приложения N 1 к Постановлению, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы Правительством Российской Федерации с превышением полномочий, предоставленных ему федеральным законодателем, противоречат статье 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", части 4 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", не соответствуют принципам равенства и справедливости в пенсионном обеспечении, закрепленным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 г. N 11-П, и нарушают права административных истцов на пенсионное обеспечение, являющихся пенсионерами ГУ МЧС России по Ленинградской области, размеры должностных окладов которым для исчисления пенсии установлены в пониженном размере.

Административные истцы о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в суд не явились.

В суде представитель административных истцов адвокат Столаев С.В. поддержал заявленные требования и пояснил, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют пунктам 8 - 11 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (поручение от 26 января 2016 г. N РД-П4-312).

Представитель Правительства Российской Федерации Е. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административных истцов.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Р.Н., объяснения представителя административных истцов адвоката Столаева С.В., представителя Правительства Российской Федерации Е., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Оспариваемое Постановление издано в связи с принятием федеральных законов от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и устанавливает размеры должностных окладов по типовым штатным должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников таможенных органов, применяемых при назначении (пересмотре) пенсий.

Установленные размеры должностных окладов по типовым штатным должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, применяемых при назначении (пересмотре) пенсий, приведены в приложении N 1 к Постановлению.

В подразделе 3 раздела I приложения N 1 к Постановлению перечислены наименования типовых должностей высшего, старшего и среднего начальствующего состава Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации с численностью населения свыше 2,5 млн. человек, центров управления в кризисных ситуациях региональных центров МЧС России с указанием суммы оклада по типовой должности (в рублях):

Начальник главного управления

33000

Начальник центра управления в кризисных ситуациях

29000

Заместитель начальника центра управления в кризисных ситуациях

26000

Начальник управления

25000

Заместитель начальника управления

24000

Начальник отдела

21500

Заместитель начальника отдела

20000

Начальник отделения

19500

В подразделе 4 раздела I приложения N 1 к Постановлению даны наименования типовых должностей высшего, старшего и среднего начальствующего состава Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации с численностью населения менее 2,5 млн. человек, центров управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации с численностью населения более 2,5 млн. человек с указанием суммы оклада по типовой должности (в рублях):

Начальник главного управления

30000

Начальник центра управления в кризисных ситуациях

25000

Заместитель начальника центра управления в кризисных ситуациях

23000

Начальник отдела

20500

Заместитель начальника отдела

19000

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в Государственной противопожарной службе, распространяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (статья 1).

С 1 января 2012 г. произведено реформирование системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел в связи с принятием федеральных законов от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

При этом Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 г. в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", подлежат пересмотру с 1 января 2012 г. (часть 8 статьи 12).

Исчисление пенсий осуществляется исходя из нового, более высокого денежного довольствия. Согласно части 9 статьи 12 названного Федерального закона при пересмотре указанных в части 8 данной статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 1 января 2012 г.

Аналогичное правовое регулирование установлено для назначения и пересмотра размеров пенсий гражданам, проходившим службу в Государственной противопожарной службе и увольняемым в 2012 г. со службы (части 10 и 11 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ).

Следовательно, оспариваемое Постановление издано Правительством Российской Федерации в пределах полномочий, делегированных ему федеральным законодателем, и не противоречит ни Федеральному закону "О пожарной безопасности", ни Закону Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", ни Федеральному закону от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ.

В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размеры окладов по другим (нетиповым) должностям сотрудников устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, применительно к размерам окладов по типовым должностям.

Пунктом 2 оспариваемого Постановления Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий поручено установить размеры должностных окладов сотрудников по нетиповым штатным должностям применительно к размерам окладов по типовым штатным должностям соответствующих категорий сотрудников, что соответствует действующему законодательству и не может рассматриваться как нарушение прав административных истцов.

В подразделе 3 раздела I приложения N 1 к Постановлению перечислены наименования типовых должностей высшего, старшего и среднего начальствующего состава Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации с численностью населения свыше 2,5 млн. человек, центров управления в кризисных ситуациях региональных центров МЧС России с указанием суммы оклада по типовой должности, а в подразделе 4 раздела I приложения N 1 к Постановлению - типовые должности высшего, старшего и среднего начальствующего состава Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации с численностью населения менее 2,5 млн. человек, центров управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации с численностью населения более 2,5 млн. человек с указанием суммы оклада. Такое правовое регулирование с использованием критерия возможного деления территориальных органов в зависимости от численности населения субъекта Российской Федерации ни одному из вышеуказанных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не противоречит.

Занимаемые ранее административными истцами должности: "первый заместитель начальника главного управления" (А.М.), "заместитель начальника главного управления" (К.П.), "заместитель начальника управления" (Р.И., Ф.А.) не указаны в Постановлении и являются нетиповыми. Размеры окладов по таким нетиповым должностям установлены приказом МЧС России от 19 декабря 2011 г. N 762.

Оспариваемые положения нормативного правового акта направлены на обеспечение равных прав граждан, являющихся получателями пенсии, установленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и допускают сохранение размеров пенсии, установленных в соответствии с ранее действовавшим законодательством.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь 175, 176, 180 и 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления А., К., Р.И., Ф., о признании недействующими пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 1020 "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий", подразделов 3, 4 раздела I приложения N 1 к данному Постановлению отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г.ИВАНЕНКО

А.М.НАЗАРОВА