Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 22.11.2021 N АКПИ21-730

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 22 ноября 2021 г. N АКПИ21-730

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Засеевой Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М.К. о признании недействующим приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 12 апреля 2002 г. N 352 "О совершенствовании нормативно-правовой базы по вопросам прохождения службы",

установил:

приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации (далее также - ГТК России) от 12 апреля 2002 г. N 352 "О совершенствовании нормативно-правовой базы по вопросам прохождения службы" (далее - Приказ N 352) в связи с изданием приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 87 "Об организации работы по исчислению выслуги лет сотрудникам таможенных органов Российской Федерации" признан утратившим силу приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 14 сентября 1998 г. N 630 "О надбавке за выслугу лет в таможенных органах Российской Федерации".

М.К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа N 352, ссылаясь на то, что он издан с нарушением законодательства Российской Федерации, не был зарегистрирован и опубликован в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009. Административный истец считает, что Приказ N 352, изданный преждевременно до вступления в законную силу приказа ГТК России от 30 января 2002 г. N 87, влияет на размер его пенсии, так как Тюменской таможней и судами в выслугу лет для установления ежемесячной надбавки к окладу месячного содержания не включен период его обучения на очном отделении Курганского машиностроительного института с 2 августа 1990 г. по 14 июня 1995 г. из расчета один год учебы за шесть месяцев.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Государственный таможенный комитет Российской Федерации преобразован в Федеральную таможенную службу.

Федеральная таможенная служба и Министерство юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) в письменных возражениях указали, что оспариваемый акт издан полномочным федеральным органом государственной власти, не подлежал представлению на государственную регистрацию, поскольку признал утратившими силу акты, не прошедшие государственную регистрацию.

Административный истец М.К. и его представитель Ц. в судебное заседание, о времени и месте которого извещены надлежащим образом, не явились.

В судебном заседании представитель Федеральной таможенной службы Е., представитель Минюста России М.Р. возражали против удовлетворения требования административного истца.

Обсудив доводы административного истца М.К., его представителя Ц., выслушав возражения представителя Федеральной таможенной службы Е., представителя Министерства юстиции Российской Федерации М.Р., проверив оспариваемый акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Согласно пункту 5 статьи 41 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент издания Приказа N 352, сотруднику таможенного органа оклад по занимаемой должности увеличивается на 25 процентов за службу в таможенных органах, а также выплачивается надбавка за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания. Порядок исчисления сотруднику таможенного органа оклада по занимаемой должности, а также размер надбавки за выслугу лет устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1998 г. N 309 "О денежном довольствии, компенсациях и других выплатах сотрудников таможенных органов Российской Федерации, являющихся должностными лицами младшего и начальствующего состава" в редакции, действовавшей на дату издания Приказа N 352, установлены надбавки за выслугу лет сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, являющимся должностными лицами младшего и начальствующего состава.

Порядок выплаты указанных надбавок устанавливается председателем Государственного таможенного комитета Российской Федерации (пункт 2 приложения N 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 марта 1998 г. N 309 в редакции, действовавшей на дату издания Приказа N 352).

В соответствии с Положением о Государственном таможенном комитете Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 25 октября 1994 г. N 2014, в редакции, действовавшей на дату издания Приказа N 352 (утратило силу с 20 сентября 2005 г.), Государственный таможенный комитет Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, который издает в пределах своей компетенции нормативные акты по таможенному делу (пункты 1, 8).

В целях обеспечения единого порядка организации работы по исчислению выслуги лет сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, во исполнение требований Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 103 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям" с последующими изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 января 2000 г. N 12 и от 15 февраля 2001 г. N 117, приказом ГТК России от 30 января 2002 г. N 87, признанным Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации (письмо от 15 марта 2002 г. N 07/2477-ЮД), утверждена Инструкция об организации работы по исчислению выслуги лет сотрудникам таможенных органов Российской Федерации.

В силу пункта 7 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей.

С учетом изложенного Приказом N 352 признаны утратившим силу ранее изданный приказ ГТК России от 14 сентября 1998 г. N 630 "О надбавке за выслугу лет в таможенных органах Российской Федерации" и недействующими писем ГТК России от 16 декабря 1999 г. N 01-15/31598 "О некоторых вопросах исчисления выслуги лет в таможенных органах Российской Федерации", от 12 ноября 2001 г. N 09-18/44828.

Приведенные акты не были зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в качестве нормативных правовых актов.

Оспариваемый акт не регулирует отношения, связанные с перерасчетом выслуги лет сотрудникам таможенных органов, в связи с чем не может нарушать права административного истца на полное и своевременное пенсионное обеспечение.

При этом по смыслу пункта 18 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации Приказ N 352 не подлежал представлению на государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном данными правилами, поскольку акты, признающие утратившими силу ранее действующие акты, не проходившие государственную регистрацию в Минюсте России, на государственную регистрацию в Минюст России не представляются.

Таким образом, Приказ N 352 издан федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции и с соблюдением требований Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Поскольку Приказ N 352 не проходил государственную регистрацию в Минюсте России, не требовалось и его обязательное официальное опубликование.

Доводы административного истца о незаконности Приказа N 352 ввиду его издания с нарушением установленного порядка не имеют правового значения, поскольку приказ ГТК России от 14 сентября 1998 г. N 630 об утверждении Положения о надбавке за выслугу лет в таможенных органах Российской Федерации является недействующим и судебной проверке не подлежит.

При изложенных обстоятельствах Приказ N 352, не противоречащий нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не может рассматриваться в качестве акта, нарушающего права административного истца в упоминаемом им аспекте.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления М.К. о признании недействующим приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 12 апреля 2002 г. N 352 "О совершенствовании нормативно-правовой базы по вопросам прохождения службы" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.С.КИРИЛЛОВ