Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 04.02.2021 N АКПИ20-968

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 4 февраля 2021 г. N АКПИ20-968

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.,

при секретаре С.Г.,

с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению П. о признании недействующими абзацев первого и второго пункта 20, пунктов 24 и 26 Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, утвержденной приказом Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 13 мая 2019 г. N 78,

установил:

приказом Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее также - Роспатент) от 13 мая 2019 г. N 78 утверждена Методика проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (далее - Методика). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (приложение N 1) (далее также - Минюст России) 20 сентября 2019 г., регистрационный номер 55989, и опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 23 сентября 2019 г.

Согласно абзацам первому и второму пункта 20 Методики в ходе проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Роспатенте (далее также - конкурс) конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов (индивидуальное собеседование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты). Обязательными методами оценки являются тестирование и индивидуальное собеседование. Необходимость, а также очередность применения других методов оценки при проведении конкурса определяются конкурсной комиссией.

Пунктом 24 Методики установлено, что групповые дискуссии проводятся в форме свободной беседы с кандидатами и базируются на практических вопросах, конкретных ситуациях, касающихся их будущей профессиональной служебной деятельности.

Конкурсная комиссия оценивает кандидата в его отсутствие по правильности ответов и предложенных решений, активности в ходе дискуссии и самостоятельности суждений.

Результаты дискуссии оцениваются членами конкурсной комиссии:

в 3 балла, если кандидат последовательно, в полном объеме, глубоко и качественно раскрыл содержание практического вопроса, правильно использовал категории, понятия и термины, в ходе дискуссии проявил высокую активность, показал высокий уровень знаний и умений, необходимых для исполнения должностных обязанностей в соответствующих области и виде профессиональной служебной деятельности в соответствующей сфере, аналитических способностей, навыков аргументированного отстаивания собственной точки зрения и ведения деловых переговоров, умение обоснованно и самостоятельно принимать решения;

в 2 балла, если кандидат последовательно, в полном объеме раскрыл содержание практического вопроса, правильно использовал категории, понятия и термины, но допустил неточности и незначительные ошибки, в ходе дискуссии проявил активность, показал достаточный уровень знаний и умений, необходимых для исполнения должностных обязанностей в соответствующих области и виде профессиональной служебной деятельности в соответствующей сфере, аналитических способностей, навыков аргументированного отстаивания собственной точки зрения и ведения деловых переговоров, умение самостоятельно принимать решения;

в 1 балл, если кандидат последовательно, но не в полном объеме раскрыл содержание практического вопроса, не всегда правильно использовал категории, понятия и термины, допустил неточности и ошибки, в ходе дискуссии проявил низкую активность, показал средний уровень знаний и умений, необходимых для исполнения должностных обязанностей в соответствующих области и виде профессиональной служебной деятельности в соответствующей сфере, аналитических способностей, навыков отстаивания собственной точки зрения и ведения деловых переговоров;

в 0 баллов, если кандидат не раскрыл содержание практического вопроса, при ответе неправильно использовал основные категории, понятия и термины, допустил значительные неточности и ошибки, в ходе дискуссии не проявил активности, показал низкий уровень знаний и умений, необходимых для исполнения должностных обязанностей в соответствующих области и виде профессиональной служебной деятельности в соответствующей сфере, аналитических способностей, отсутствие навыков отстаивания собственной точки зрения и ведения деловых переговоров.

В 26 пункте Методики закреплено, что индивидуальное собеседование проводится в форме свободной беседы с кандидатом по теме его будущей профессиональной служебной деятельности, в ходе которой члены конкурсной комиссии задают кандидату вопросы.

Оценка результатов индивидуального собеседования производится по 10-балльной системе. По итогам индивидуального собеседования каждый член конкурсной комиссии выставляет кандидату соответствующий балл, который заносится в конкурсный бюллетень, составляемый по форме согласно приложению N 3 к единой методике, с краткой мотивировкой, обосновывающей принятое членом конкурсной комиссии решение. Конкурсный бюллетень приобщается к решению конкурсной комиссии.

П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 24 и 26 Методики, впоследствии (24 декабря 2020 г.) уточнил административное исковое требование и заявил о признании недействующими абзацев первого и второго пункта 20, пунктов 24 и 26 Методики, ссылаясь на их противоречие пунктам 6, 7 единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 г. N 397 (далее - Единая методика), позиции "Специалисты" приложения N 1 к Единой методике и абзацам первого, второго, шестого раздела IV приложения N 2 к Единой методике, нарушение его прав и законных интересов.

По мнению административного истца, несоответствие оспариваемых положений Единой методике влечет нарушение его прав как гражданина, который претендует на соискание должности федеральной государственной гражданской службы, объективную оценку профессионального уровня претендента на замещение должности гражданской службы, его соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы, а также нарушению принципов профессионализма и компетентности гражданских служащих, на равный доступ к государственной службе. Считает, что кандидаты при проведении индивидуального собеседования в форме свободной беседы могут быть поставлены в неравное положение.

Свои требования П. мотивирует тем, что ему по результатам конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, состоявшегося в Роспатенте 25 марта 2020 г., было отказано в назначении на должность государственной гражданской службы советника отдела патентного права Управления организации предоставления государственных услуг.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности и Министерство юстиции Российской Федерации в письменных возражениях указали, что нормативный правовой акт принят федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.

В судебном заседании административный истец П. поддержал заявленные требования, пояснив, что оспариваемые пункты Методики также противоречат положениям Конституции Российской Федерации и законодательства о государственной гражданской службе.

Представители Роспатента С.А. и Ч., представитель Минюста России М. не признали административный иск.

Выслушав объяснения административного истца П., возражения представителей Федеральной службы по интеллектуальной собственности С.А. и Ч., представителя Министерства юстиции Российской Федерации М., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено названной статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Согласно части 7 статьи 22 поименованного закона для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.

Частью 12 статьи 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации.

Порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах определяются Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 112 (далее - Положение о конкурсе).

Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа (пункт 16 Положения о конкурсе).

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контролю и надзору в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, оказанию государственных услуг, в том числе в электронной форме с использованием официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, географических указаний, наименований мест происхождения товаров. Данная служба осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (пункт 1, подпункт 5.23 пункта 5 Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 г. N 218).

В силу подпункта 8.12 пункта 8 названного положения руководитель Роспатента на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к полномочиям указанной службы, а также по вопросам внутренней организации ее работы.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт утвержден компетентным федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий во исполнение требований закона. Порядок принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта соблюден.

Как следует из преамбулы приказа Роспатента от 13 мая 2019 г. N 78, Методика утверждена в соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пунктом 16 Положения о конкурсе и Единой методикой.

Методика определяет порядок организации и порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Роспатенте (пункт 1).

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня граждан Российской Федерации и гражданских служащих, допущенных к участию в конкурсе для замещения вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности и определении победителя (пункт 3 Методики).

Конкурс проводится конкурсной комиссией для проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (далее - конкурсная комиссия) в соответствии с Единой методикой и Методикой (пункт 7 Методики).

В ходе проведения конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов (индивидуальное собеседование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты).

Обязательными методами оценки являются тестирование и индивидуальное собеседование. Необходимость, а также очередность применения других методов оценки при проведении конкурса определяется конкурсной комиссией (абзацы первый и второй пункта 20 Методики).

Пунктом 27 Методики предусмотрено, что принятие решения конкурсной комиссией об определении победителя конкурса без проведения очного индивидуального собеседования конкурсной комиссии с кандидатом не допускается.

Положением о конкурсе определяются порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах. Конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, а также право государственных гражданских служащих на должностной рост на конкурсной основе (пункт 1 Положения о конкурсе).

В соответствии с пунктом 19 Положения о конкурсе конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям для замещения этой должности.

При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований для замещения вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Таким образом, Роспатент, осуществляя свои полномочия в сфере нормативного регулирования проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в государственном органе (Федеральной службе по интеллектуальной собственности), утвердил Методику проведения конкурса, определив состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методику проведения конкурса. Следовательно, доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений Методики действующему законодательству о государственной гражданской службе являются несостоятельными.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений пунктам 6, 7 Единой методики, позиции "Специалисты" приложения N 1 и абзацам первому, второму, шестому раздела IV приложения N 2 к Единой методике, требованиям федерального законодательства лишены правовых оснований.

Согласно пункту 3 Единой методики подготовка к проведению конкурсов предусматривает выбор методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов (далее - методы оценки) и формирование соответствующих им конкурсных заданий, при необходимости актуализацию положений должностных регламентов государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее - гражданские служащие) в отношении вакантных должностей гражданской службы, на замещение которых планируется объявление конкурсов (далее - вакантные должности гражданской службы).

Пункт 5 Единой методики предусматривает, что для оценки профессионального уровня кандидатов, их соответствия квалификационным требованиям в ходе конкурсных процедур могут использоваться не противоречащие федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методы оценки, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, подготовку проекта документа, написание реферата и иных письменных работ, решение практических задач или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы (группе должностей гражданской службы, по которой формируется кадровый резерв).

Оценка соответствия кандидатов квалификационным требованиям осуществляется исходя из категорий и групп вакантных должностей гражданской службы (группы должностей гражданской службы, по которой формируется кадровый резерв) в соответствии с рекомендуемыми методами оценки согласно приложению N 1 и описанием методов оценки согласно приложению N 2 (пункт 6 Единой методики).

Методы оценки должны позволить оценить профессиональный уровень кандидатов в зависимости от областей и видов профессиональной служебной деятельности, такие профессиональные и личностные качества, как стратегическое мышление, командное взаимодействие, персональная эффективность, гибкость и готовность к изменениям, - для всех кандидатов, а также лидерство и принятие управленческих решений - дополнительно для кандидатов, претендующих на замещение должностей гражданской службы категории "руководители" всех групп должностей и категории "специалисты" высшей, главной и ведущей групп должностей (пункт 7 Единой методики).

Члены конкурсной комиссии, образованной в государственном органе в соответствии с Положением о конкурсе, вправе вносить предложения о применении методов оценки и формировании конкурсных заданий в соответствии с методикой проведения конкурса, утверждаемой правовым актом государственного органа в соответствии с пунктом 16 Положения о конкурсе (пункт 8 Единой методики).

Исходя из приведенных выше положений в их системном единстве, следует сделать вывод, что при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и формировании кадрового резерва федеральным государственным органам разрешается использовать методы оценки кандидатов, предусмотренные законодательством. Применение всех указанных методов оценки не является обязательным. Необходимость, а также очередность их применения при проведении конкурса определяются представителем нанимателя.

Отсутствие в оспариваемом нормативном правовом акте таких методов оценки, как "подготовка проектов документа" и "анкетирование", а также определение формата проведения индивидуального собеседования в форме свободной беседы с кандидатом, в свою очередь, не указывают на противоречие этого акта требованиям действующего законодательства.

Оспариваемые положения Методики не содержат предписаний, которые по своему содержанию противоречат принципам проведения конкурса и формирования кадрового резерва гражданской службы, закрепленным в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Положению о конкурсе и Единой методике.

Федерального закона или иного нормативного правового акта большей юридической силы, которым бы противоречила в оспариваемой части Методика, также не имеется.

Лишено правовых оснований и утверждение административного истца о противоречии оспариваемого нормативного акта положениям Конституции Российской Федерации.

Конкурсный порядок замещения должности, с одной стороны, позволяет расширить круг претендентов на эту должность, выбрать наиболее способных и подготовленных, а с другой - минимизирует субъективность в оценке конкретного лица, поскольку конкурсная комиссия, включающая в свой состав помимо представителей работодателя представителей научных и образовательных учреждений, формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

Таким образом, по своей юридической природе и предназначению в правовой системе Российской Федерации институт конкурсного подбора для замещения должностей государственной службы, будучи демократической гарантией конституционного права на доступ к государственной службе, позволяет в большей степени обеспечить реализацию принципов равенства (равенства возможностей) и справедливости в осуществлении данного права (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2009 г. N 2-П).

Предусмотренный оспариваемым положением порядок назначения на основе конкурсного отбора на должности государственной гражданской службы не препятствует участию в конкурсе любого из претендентов на эти должности, отвечающего предъявляемым законом требованиям, и тем самым создает им равные возможности для реализации права, провозглашенного в статье 32 (части 4) Конституции Российской Федерации.

Требование административного истца о признании абзацев первого и второго пункта 20, пунктов 24 и 26 Методики недействующими основано на его несогласии с конкретным решением конкурсной комиссии Роспатента, которое не входит в предмет проверки суда по настоящему административному делу.

При изложенных обстоятельствах оспариваемые нормативные положения соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав и законных интересов административного истца в упоминаемых им аспектах, что согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела влечет принятие судом решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления П. о признании недействующими абзацев первого и второго пункта 20, пунктов 24 и 26 Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, утвержденной приказом Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 13 мая 2019 г. N 78, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.С.КИРИЛЛОВ