Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Определение Верховного Суда РФ от 25.02.2014 N АПЛ14-65 "Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 11.10.2013 N АКПИ13-760, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта а пункта 2 Перечня должностей федеральной государственной службы в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утв. Приказом МЧС России от 22.03.2011 N 135"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 февраля 2014 г. N АПЛ14-65

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Манохиной Г.В., Крупнова И.В.,

при секретаре Д.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В. о признании недействующим подпункта "а" пункта 2 Перечня должностей федеральной государственной службы в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 22 марта 2011 г. N 135,

по апелляционной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 октября 2013 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителя заявителя - адвоката Дорохова Э.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 22 марта 2011 г. N 135 утвержден Перечень должностей федеральной государственной службы в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - Перечень).

Подпункт "а" пункта 2 Перечня содержит список должностей в территориальных органах МЧС России, подлежащих замещению военнослужащими спасательных воинских формирований МЧС России и сотрудниками федеральной противопожарной службы (далее - ФПС).

В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании приведенной правовой нормы в части, возлагающей на сотрудников ФПС как на федеральных государственных служащих обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Заявитель полагает, что Перечень в оспариваемой части противоречит статьям 4, 6, 7, 10 (часть 1) Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", постановлению Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385 "О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы", согласно которому служба в ФПС МЧС России осуществляется в статусе государственной службы лишь для военнослужащих и государственных гражданских служащих, к которым сотрудники федеральной противопожарной службы не относятся. Считает, что требование о предоставлении сведений о доходах установлено лишь для начальников (руководителей) территориальных органов и их заместителей и на сотрудников ФПС МЧС России не распространяется. По мнению заявителя, служба лиц рядового и начальствующего состава ФПС МЧС России (сотрудников) правовым статусом федеральной государственной службы не обладает.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 11 октября 2013 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не соглашаясь с указанным решением, в апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что "Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации", утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, регулирует порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, но при этом не устанавливает сотрудникам органов внутренних дел статус федеральных государственных служащих. Просит об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении заявленного требования.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1); лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1 - 3.1 этой части (пункт 4).

Как установлено судом первой инстанции, Президент Российской Федерации Указом от 18 мая 2009 г. N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", изданным в развитие статьи 8 Закона о противодействии коррупции, предписал руководителям федеральных государственных органов до 1 сентября 2009 г. утвердить в соответствии с разделом III перечня должностей, утвержденного данным Указом, перечни конкретных должностей федеральной государственной службы в соответствующих федеральных государственных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В соответствии с указанными нормами МЧС России приказом от 22 марта 2011 г. N 135 утвердило оспариваемый Перечень, определив в нем должности федеральной государственной службы в МЧС России, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 апреля 2011 г., регистрационный N 20519, официально опубликован в издании "Российская газета", 2011 г., 18 мая.

При разрешении дела судом первой инстанции обоснованно отклонен, как несостоятельный, довод заявителя о том, что служба лиц рядового и начальствующего состава ФПС России (сотрудников) не обладает правовым статусом федеральной государственной службы.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" система государственной службы включает в себя виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации (пункт 2); военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы (пункт 3).

Статьей 7 указанного Федерального закона предусмотрено, что правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Статьей 40 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" (в редакции от 7 февраля 2011 г., с изменениями от 2 июля 2013 г.) (далее - Закон о внесении изменений и дополнений N 116-ФЗ) действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" (далее - Положение), распространено на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, переходящих на службу в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также на лиц, вновь поступающих на службу в Государственную противопожарную службу, до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В силу приведенных норм суд пришел к правильному выводу о том, что федеральный законодатель определил правовой статус лиц рядового и начальствующего состава, проходящих службу в ФПС МЧС России (сотрудников), такой же, как и статус лиц, проходящих службу в органах внутренних дел Российской Федерации, являющуюся одним из видов федеральной государственной службы.

Согласно Положению сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном этим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (статья 1); на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Законом о противодействии коррупции и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению сотрудником органов внутренних дел обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (статья 9).

С учетом приведенных законоположений Верховный Суд Российской Федерации сделал правильный вывод о том, что сотрудники ФПС МЧС России, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава внутренней службы, к категории которых относится заявитель, проходят федеральную государственную службу.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно не принял во внимание ссылку заявителя на постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385 "О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы", поскольку она не имеет правового значения для настоящего дела.

Виды государственной службы установлены федеральным законодателем, осуществившим отдельное правовое регулирование отношений, связанных с прохождением соответствующего вида государственной службы и с определением правового положения (статуса) каждой из этих категорий государственных служащих, но отнюдь не данным постановлением.

При таком положении вывод суда о том, что подпункт "а" пункта 2 Перечня не противоречит нормам специального федерального закона и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не ограничивает права сотрудников федеральной противопожарной службы, в том числе заявителя, предоставленные федеральным законом, является обоснованным.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ, не установлено.

Ссылка в апелляционной жалобе заявителя на неправильное применение судом норм материального права несостоятельна, как основанная на неправильном толковании закона.

Довод апелляционной жалобы о том, что Положение не распространяет в полной мере свое действие на категорию сотрудников рядового и начальствующего состава МЧС России, к которой принадлежал заявитель, является необоснованным.

Согласно статье 40 Закона о внесении изменений и дополнений N 116-ФЗ действие Положения распространено на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, переходящих на службу в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также на лиц, вновь поступающих на службу в Государственную противопожарную службу, до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Руководствуясь 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 октября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу В. - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

Г.В.МАНОХИНА

И.В.КРУПНОВ