Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Определение Верховного Суда РФ от 23.10.2012 N АПЛ12-602 "Об оставлении без изменения решения Верховного Суда от 30.07.2012 N АКПИ12-936, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 3, 19 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утв. Постановлением Правительства от 27.01.2009 N 63"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 октября 2012 г. N АПЛ12-602

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Корчашкиной Т.Е., Коваля В.С.,

при секретаре К.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ч. о признании недействующими пунктов 3, 19 (подпункт "д") Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63, по апелляционной жалобе Ч. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 30 июля 2012 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителя Правительства Российской Федерации Г., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 утверждены Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее - Правила).

Правила официально опубликованы в "Российской газете" 4 февраля 2009 г. и в Собрании законодательства Российской Федерации, 2009 г., N 6.

Пункт 3 Правил устанавливает, что в целях учета особенностей профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданской службе допускается по решению руководителя федерального государственного органа предоставление единовременной выплаты гражданским служащим, замещающим должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" высшей группы должностей без учета условий, указанных в пункте 2 данных Правил. Порядок предоставления единовременной выплаты таким гражданским служащим осуществляется в соответствии с Правилами, за исключением пунктов 8, 9, 11, подпункта "б" пункта 19, 27.

Подпункт "д" пункта 19 Правил предусматривает, что гражданский служащий снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае увольнения с гражданской службы (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 Правил).

Ч. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими указанных выше положений Правил. В обоснование заявленного требования указала, что данные нормативные правовые положения противоречат статьям 1 (пункт 2), 4 (пункт 1), 309, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 3 (пункт 1) Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", статье 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и нарушают ее права, поскольку на основании подпункта "д" пункта 19 Правил она в связи с увольнением с гражданской службы по достижении предельного возраста пребывания на службе была снята с учета для получения единовременной субсидии. Считает, что гражданским служащим должны предоставляться государственные гарантии, аналогичные предоставляемым государственным служащим, обеспечиваемым жилыми помещениями, находящимися в ведении Управления делами Президента Российской Федерации либо военнослужащим, которые сохраняют право на обеспечение жилым помещением после увольнения со службы по достижении предельного возраста пребывания на ней.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30 июля 2012 г. в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе Ч. просит указанное решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, удовлетворить заявленные ею требования.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", определив основные государственные гарантии гражданских служащих (статья 52), предусмотрел в статье 53 возможность предоставления им дополнительных государственных гарантий. В частности, согласно пункту 4 этой статьи гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных этим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, исполняя данное ему поручение, постановлением от 27 января 2009 г. N 63 утвердило Правила, отдельные положения которых оспариваются заявителем.

В соответствии со 251 и 253 ГПК РФ судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы, а также правовое положение (статус) гражданских служащих установлены указанным выше Федеральным законом, в развитие пункта 4 статьи 53 которого изданы Правила, определяющие порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения гражданским служащим.

Таким образом, оспоренные (в части) Правила изданы Правительством Российской Федерации в соответствии с делегированными федеральным законодателем полномочиями, с соблюдением установленных для нормативных правовых актов формы и порядка опубликования, в оспариваемой части соответствуют федеральному законодательству, регулирующему рассматриваемые правоотношения.

Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы предусматривал более высокий уровень дополнительных государственных гарантий в части предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и которому могли бы противоречить оспариваемые нормативные положения, не имеется, в связи с чем суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Довод Ч. о незаконности ограничения прав гражданских служащих в части установления права гражданского служащего на обеспечение жилым помещением только во время прохождения им гражданской службы несостоятелен в связи с тем, что федеральный законодатель, как уже указывалось выше, не предоставил абсолютного права на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в том числе и после увольнения с гражданской службы.

Правовой основы для вывода о том, что гражданским служащим должны быть предоставлены государственные гарантии, аналогичные предоставляемым военнослужащим, на чем настаивает Ч., не имеется.

Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", который не распространяется на гражданских служащих.

Как правильно указано в обжалованном решении, норма пункта 3 Правил, допускающая предоставление единовременной выплаты гражданским служащим, замещающих определенные должности, без учета общих условий предоставления такой выплаты, издана высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах его компетенции, имеет целью сохранение квалифицированных и опытных сотрудников в системе государственной гражданской службы, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, прав и свобод заявителя не нарушает.

Подпункт "д" пункта 19 Правил, устанавливающий, что увольнение гражданского служащего с гражданской службы является основанием снятия его с учета для получения единовременной выплаты, соответствует требованиям пункта 4 статьи 53 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", по смыслу которого единовременная субсидия на приобретение жилого помещения является дополнительной государственной гарантией и предоставляется гражданским служащим один раз в период прохождения ими гражданской службы, а не после увольнения со службы.

Ссылка в апелляционной жалобе Ч. на правовые положения Правил учета нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц, замещающих должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих, других работников органов государственной власти и иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, и предоставления жилых помещений, находящихся в ведении Управления делами Президента Российской Федерации, утвержденных распоряжением Президента Российской Федерации от 6 июля 1997 г. N 276-рп, не может свидетельствовать о незаконности обжалованного решения, поскольку указанные правила имеют иной предмет регулирования и не распространяются на правоотношения, возникающие в связи с реализацией пункта 4 статьи 53 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

По изложенному основанию также несостоятельны ссылки Ч.Т.И. на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1, 4, 8) и Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 1, 3, 10), имеющие общий характер и не регулирующие непосредственно правоотношения в рассматриваемой сфере.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Ходатайство заявителя о направлении Верховным Судом Российской Федерации запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности оспариваемого (в части) нормативного правового акта удовлетворению не подлежит. В соответствии с частью 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации по запросам судов Конституционный Суд Российской Федерации проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, но не нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, как того требует Ч.

Руководствуясь 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 30 июля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ч. - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

Т.Е.КОРЧАШКИНА

В.С.КОВАЛЬ