Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Определение Верховного Суда РФ от 23.01.2003 N КАС03-2 "Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 26.11.2002 N ГКПИ2002-1170, которым было отказано в удовлетворении жалобы о признании незаконными пункта 1.1, абзаца 3 пункта 1.4, абзаца 4 пункта 2.4 Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утв. Приказом Минобразования РФ от 26.06.2000 N 1908"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 января 2003 г. N КАС03-2

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

    председательствующего                             Федина А.И.,
    членов коллегии                                     Кебы Ю.Г.,
                                                    Пелевина Н.П.,
    с участием прокурора                            Федотовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 23 января 2003 г. гражданское дело по жалобе С. о признании незаконными п. 1.1, абзаца 3 п. 1.4 и абзаца 4 п. 2.4 Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 26 июня 2000 года N 1908, по кассационной жалобе С. на решение Верховного Суда РФ от 26 ноября 2002 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителя заявительницы - Р., поддержавшего доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия

установила:

Приказом Министерства образования Российской Федерации от 26 июня 2000 г. N 1908, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 июля 2000 г., утверждено Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

С. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании указанного Положения незаконным и не порождающим правовых последствий с момента его издания, ссылаясь на то, что данный правовой акт создает препятствия в реализации трудовых прав заявительницы, так как неправомерно возлагает на нее обязанность проходить аттестацию по не имеющим юридической силы критериям.

Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебного решения по мотиву ошибочности выводов суда о соответствии оспоренных норм акта федеральному закону и о ненарушении прав и законных интересов заявителя.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.

Отказывая в удовлетворении жалобы, Верховный Суд РФ пришел к правильному выводу о соответствии оспоренной части Положения закону.

Этот вывод суда подтверждается конкретными нормами федерального закона.

Так, в соответствии с п. 12 ст. 28 Закона РФ "Об образовании" к ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием относится, в частности, установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием.

Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику, осуществляющим управление и координирующим в установленном порядке деятельность других федеральных органов исполнительной власти в области образования, является Министерство образования Российской Федерации.

В силу пункта 44 Положения о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 258, Министерство образования Российской Федерации устанавливает порядок аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием, а также образовательные цензы для педагогических работников.

С учетом изложенных норм Закона Верховный Суд РФ пришел к правильному выводу о том, что Министерство образования РФ не вышло за пределы предоставленных ему законодательством полномочий, утверждая оспоренное Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

В обоснование жалобы на п. 1.1 Положения заявитель ссылался на противоречие этого пункта ст. ст. 37 и 55 Конституции РФ и ст. ст. 55 и 56 Закона РФ "Об образовании".

Признавая эти доводы необоснованными, Верховный Суд РФ правомерно указал на то, что ни Конституция РФ, ни ст. ст. 55 и 56 Закона РФ "Об образовании" не регулируют вопросы аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Как указано выше, аттестация данных работников предусмотрена пунктом 12 статьи 28 Закона РФ "Об образовании" и именно эта норма закона наряду с п. 44 Положения о Министерстве образования РФ наделяет Минобразование РФ полномочиями по установлению порядка аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Не регламентируют статьи 55 и 56 Закона РФ "Об образовании" и права педагогических работников при проведении аттестации.

С учетом изложенных мотивов Верховный Суд РФ пришел к правильному выводу о том, что предусмотренная Положением аттестация названных работников не может нарушать право этих работников на свободу труда, в том числе с правом выбора того или иного вида труда.

Обоснованно признал суд соответствующим закону и абзац 3 п. 1.4 Положения, содержащий указание на обязательность аттестации руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность, на первую квалификационную категорию, учитывая то обстоятельство, что более высокая квалификационная категория работника предполагает и более высокий уровень оплаты его труда.

Данный вывод суда подтверждается положениями ст. 132 ТК РФ, согласно которой заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

Сложность выполняемых работ согласно ст. 143 ТК РФ определяется на основе их тарификации. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 года N 785 предусмотрена дифференциация в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы (в том числе работников образования) в зависимости от сложности труда и квалификации работников на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы.

Пункт 2.4 Положения предусматривает, что основанием для проведения аттестации руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность, на первую квалификационную категорию является представление в соответствующую аттестационную комиссию, которое должно содержать всестороннюю оценку соответствия профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности.

Поскольку целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий, представление на аттестацию, как правильно указал суд, должно содержать оценку соответствия профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности.

Никаких оснований полагать, что приведенное представление Положения нарушает право аттестуемых работников на честь и достоинство, не имеется.

Вместе с тем, как правильно отметил суд в своем решении, аттестуемый работник не лишен возможности обратиться в соответствующий суд с требованием об опровержении сведений, порочащих его честь и достоинство, если такие сведения будут приведены в указанном представлении.

В кассационной жалобе утверждается, что Положение якобы предписывает при проведении аттестации применять Постановление Министерства труда РФ от 17 августа 1995 г. N 46 (не зарегистрированное в Минюсте РФ).

Однако такого предписания в Положении не имеется. Суд же рассматривал жалобу именно на нормативный правовой акт Минобразования РФ от 26 июня 2000 года N 1908.

Приобщенное к материалам дела письмо Заместителя Министра образования РФ, в котором имеется ссылка на Постановление Минтруда РФ, предметом судебного разбирательства не являлось.

Кроме того, и в данном случае заявитель не лишен возможности оспорить в соответствующем суде как действия комиссии по проведению аттестации, так и Постановление Минтруда РФ, если считает их неправомерными, в том числе и при использовании комиссией необоснованных (незаконных) квалификационных критериев.

Никаким положениям и статье 21 Трудового кодекса РФ не противоречит оспоренное Положение, в связи с чем ссылка в кассационной жалобе на наличие такого противоречия несостоятельна.

По изложенным мотивам кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2002 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу С. - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

Ю.Г.КЕБА

Н.П.ПЕЛЕВИН