Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Определение Верховного Суда РФ от 22.07.2008 N КАС08-380 "Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 29.04.2008 N ГКПИ08-1037, которым было удовлетворено заявление о признании частично недействующим пункта 2 Постановления Кабинета Министров СССР от 29.05.1991 N 310 Об отпусках работников военизированных горноспасательных частей"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 июля 2008 г. N КАС08-380

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего: Федина А.И.,

членов коллегии: Пирожкова В.Н., Хомчика В.В.,

с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П. о признании частично недействующим пункта 2 Постановления Кабинета Министров СССР от 29 мая 1991 года N 310 "Об отпусках работников военизированных горноспасательных частей"

по кассационной жалобе Правительства Российской Федерации на решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2008 года, которым заявленное требование удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

пунктом 2 Постановления Кабинета Министров СССР N 310 "Об отпусках работников военизированных горноспасательных частей" установлено, что продолжительность ежегодного и дополнительных отпусков (за исключением отпуска на проезд к месту отдыха (лечения) и обратно) определяется без учета праздничных дней, установленных законодательством Союза ССР и союзных республик в качестве нерабочих (далее - Постановление). Постановление опубликовано в Собрании постановлений СССР в 1991 году N 15, ст. 63.

П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению пункта 2 Постановления в части слов "за исключением отпуска на проезд к месту отдыха (лечения) и обратно", ссылаясь на то, что данная норма в оспариваемой части противоречит части 1 статьи 120 Трудового кодекса РФ, согласно которой нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются. В обоснование своего заявления указал, что оспариваемый нормативный правовой акт действует, применяется и нарушает его права, т.к. он работает в должности командира отделения первого оперативного взвода военизированного горноспасательного отряда.

Решением Верховного Суда РФ от 29 апреля 2008 года заявление П. удовлетворено: признан недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 2 Постановления Кабинета Министров СССР от 29 мая 1991 года N 310 "Об отпусках работников военизированных горноспасательных частей" в части слов "за исключением отпуска на проезд к месту отдыха (лечения) и обратно".

В кассационной жалобе Правительства Российской Федерации ставится вопрос об отмене судебного решения, поскольку, как следует из кассационной жалобы, решение суда незаконно и необоснованно по причине неправильного применения судом норм материального и процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, введенным в действие с 01.02.2002, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством, состоящим из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в т.ч. постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. При этом постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации (ст. 5).

В соответствии со статьей 120 Трудового кодекса РФ нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются (ч. 1).

Следовательно, порядок исчисления продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков, установленный ст. 120 ТК РФ, распространяется на все виды отпусков.

Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 02.07.1990 N 647 (с изм. от 25.09.1990) "Об увеличении продолжительности отпусков работникам угольной, сланцевой, горнорудной промышленности и отдельных базовых отраслей народного хозяйства" установлена продолжительность основных и дополнительных отпусков за вредные условия труда.

Оспариваемым Постановлением Кабинета Министров СССР установлен порядок предоставления отпусков, предусмотренных Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 2 июля 1990 г. N 647, работникам военизированных горноспасательных частей.

Пунктом 1 Постановления установлена продолжительность ежегодных дополнительных отпусков, предоставляемых военизированному личному составу горноспасательных частей, в т.ч. на проезд к месту отдыха (лечения) и обратно по фактически затраченному времени, но не более 6 календарных дней.

Продолжительность ежегодного и дополнительных отпусков (за исключением отпуска на проезд к месту отдыха (лечения) и обратно) согласно пункту 2 Постановления определяется без учета праздничных дней, установленных законодательством Союза ССР и союзных республик в качестве нерабочих.

Поскольку согласно данной норме праздничные дни включаются в число календарных дней предоставляемого дополнительного отпуска за проезд к месту лечения, суд пришел к правильному выводу о том, что данная норма противоречит части 1 статьи 120 Трудового кодекса РФ и ограничивает право заявителя на использование дополнительного отпуска в полном объеме.

В суде первой инстанции представитель заинтересованного лица признала, что Постановление в оспариваемой части противоречит статье 120 Трудового кодекса Российской Федерации. Аналогичная позиция изложена и в кассационной жалобе. Однако Правительство Российской Федерации полагает, что оспариваемое Постановление не действует и не подлежит применению, в том числе и в части предоставления такого вида дополнительного отпуска, в связи с чем производство по делу подлежало прекращению.

Судом проверялся данный довод и правомерно был признан несостоятельным по следующим основаниям.

Статьей 423 Трудового кодекса РФ (ч. 1) предусмотрено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Трудовым кодексом РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу РФ. Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

В соответствии со статьей 117 Трудового кодекса РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов (ч. 1).

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 2 ст. 117).

До настоящего времени такой акт Правительством РФ не принят. Поэтому и Постановление Совмина СССР и ВЦСПС от 2 июля 1990 г. N 647 и оспариваемое Постановление N 310, принятое Кабинетом Министров СССР, являющимся в соответствии со ст. 128 Конституции СССР исполнительно-распорядительным органом Союза ССР, применяются в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ (ст. 423 ТК РФ).

Доводы (в том числе изложенные в кассационной жалобе), что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", оспариваемое Постановление фактически утратило силу и не подлежит применению, правильно были признаны судом необоснованными.

Статьей 28 вышеуказанного Федерального закона определен режим работы (службы) и отдыха спасателей. В частности, установлена продолжительность очередного и дополнительного отпуска за участие в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 6), т.е. за особый характер работы, что предусмотрено ст. 118 Трудового кодекса РФ.

Как правильно указал суд, оспариваемым актом установлен дополнительный отпуск не только спасателям, но и иным работникам военизированных горноспасательных частей, как военизированному личному составу, так и невоенизированным работникам и по иным основаниям - за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (в подземных условиях, в кислородно-дыхательных аппаратах и т.п.), т.е. по основаниям, предусмотренным ст. 117 Трудового кодекса РФ.

В связи с вышеизложенным нельзя признать, что издание и применение Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" заменяет действие акта, регулирующего вопросы предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, труд которых связан с особенностями выполнения работы.

Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ. Оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

В.Н.ПИРОЖКОВ

В.В.ХОМЧИК