Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Определение Верховного Суда РФ от 20.11.2001 N КАС01-423 "Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 04.09.2001 N ГКПИ2001-1319, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействительным пп. б п. 1 Положения об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 99"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 ноября 2001 г. N КАС01-423

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего: Федина А.И.,

членов коллегии: Пелевина Н.П., Толчеева Н.К.,

с участием прокурора: Белан М.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 20 ноября 2001 г. гражданское дело по заявлению К. о признании недействительным п/п "б" п. 1 "Положения об организации работ по содействию занятости в условиях массового высвобождения", утвержденного Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. N 99, по кассационной жалобе К. на решение Верховного Суда РФ от 4 сентября 2001 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителя заявителя - С., поддержавшей доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Белан М.Г., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия

установила:

Постановлением Совета Министров - Правительства РФ N 99 от 5 февраля 1993 г. утверждено "Положение об организации работ по содействию занятости в условиях массового высвобождения".

К. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой на п/п "б" п. 1 данного Положения, предусматривающий, что основными критериями массового высвобождения являются показатели численности увольняемых работников в связи с сокращением численности или штата работников за определенный календарный период. К ним, в частности, отнесены сокращение численности или штата работников предприятия в количестве:

50 и более человек в течение 30 календарных дней;

200 и более человек в течение 60 календарных дней;

500 и более человек в течение 90 календарных дней.

В обоснование заявленного требования К. сослался на превышение Правительством РФ своих полномочий при издании оспоренного акта, поскольку действующий Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" не наделял Правительство РФ правом предусматривать такие критерии, установление которых нарушает права и законные интересы заявителя.

Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе К. ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на ошибочность выводов суда о законности оспоренного нормативного правового акта.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.

Отказывая заявителю в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд РФ пришел к правильному выводу о том, что нормативный правовой акт в оспоренной части принят Правительством РФ с соблюдением требований закона и в пределах своей компетенции.

Как следует из материалов дела, необходимость принятия указанного Положения вызывалась тем, что Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" и другие законы затрагивают понятие "массового высвобождения", связывая с ним определенные правовые последствия, однако при этом не раскрывают его содержания.

В соответствии же со ст. 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Оспоренный нормативный акт Правительства РФ принят в целях реализации Закона РСФСР (в соответствии с последующими изменениями и дополнениями - закон РФ) "О занятости населения в Российской Федерации", как это следует из преамбулы постановления.

С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что содержащиеся в п/п "б" п. 1 Положения критерии направлены на разъяснение положений Закона и приняты в его исполнение, что полностью соответствует требованиям ст. 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве РФ".

Довод в кассационной жалобе о том, что правительство РФ при издании оспоренного акта не полномочно было регулировать правоотношения в области занятости населения, нельзя признать обоснованным.

Согласно ст. 6 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о занятости населения состоит из Конституции РФ, настоящего Закона, других федеральных законов и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере занятости населения, и принятых в соответствии с федеральными законами законов и нормативных правовых актов субъектов РФ.

Поскольку оспоренное Положение принято в соответствии с имеющимися у Правительства РФ полномочиями и по существу является обязательным для исполнения актом законодательства довод в кассационной жалобе об обязательном применении его судами, разрешающими конкретные споры, связанные с занятостью населения, не может свидетельствовать о незаконности этого акта.

Несостоятельна в силу приведенных выше мотивов и ссылка в кассационной жалобе на нарушение Правительством РФ ч. III ст. 55 Конституции РФ при издании данного Положения, поскольку никаких ограничений общепризнанных прав и свобод человека и гражданина в п/п "б" п. 1 Положения не содержится.

С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия

определила:

решение Верховного Суда РФ от 4 сентября 2001 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

Н.П.ПЕЛЕВИН

Н.К.ТОЛЧЕЕВ