Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Определение Верховного Суда РФ от 14.06.2012 N АПЛ12-281 "Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 07.03.2012 N ГКПИ11-2148, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании частично недействующим Разъяснения О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации в части определения повышенного отношения среднего заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей, утв. постановлением Минтруда России от 22.04.2003 N 22"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 июня 2012 г. N АПЛ12-281

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Манохиной Г.В., Пирожкова В.Н.,

при секретаре К.Ю.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.С. о признании частично недействующим разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. N 3 "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднего заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей", утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. N 22,

по апелляционной жалобе П.С. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 марта 2012 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителей Пенсионного фонда Российской Федерации П.Т., К.И., Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Г., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. N 22 по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации утверждено разъяснение Министерства труда и социального развития Российской Федерации "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей" (далее - Разъяснение).

Названный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации, регистрационный номер 4801, опубликован в "Российской газете" 2 июля 2003 г., Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2003 г., N 41.

Пунктом 1 Разъяснения определено, что повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9, предусмотренное пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяется (независимо от вида пенсии): для лиц, проживающих по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; для лиц независимо от места их жительства - мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет, - если они по состоянию на 1 января 2002 г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

П.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 1 Разъяснения в части указания возраста лиц, пенсионные права которых подлежат оценке, поскольку из круга лиц, имеющих право на повышенный учет отношения заработков, оспариваемыми положениями исключены, в частности, работники летного состава гражданской авиации, имеющие право на пенсию до достижения указанного возраста (55 и 50 лет) и выехавшие из районов Крайнего Севера до 1 января 2002 г.

Разъяснение, в оспариваемой части, по мнению заявителя, противоречит статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которая не предусматривает возможность учета повышенного отношения заработков с достижением определенного возраста, нарушает его пенсионные права. Заявитель указал, что проживал и работал в районах Крайнего Севера с апреля 1980 г. по март 2001 г., т.е. около 21 года. В 1997 году ему была оформлена пенсия по выслуге лет как работнику летного состава гражданской авиации. При перерасчете пенсии с 1 января 2002 г. территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации ему было отказано в учете повышенного отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации на основании пункта 2 Разъяснения.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 7 марта 2012 г. в удовлетворении заявления П.С. отказано. В апелляционной жалобе П.С. просит об отмене решения суда и удовлетворении его заявления, указывает, что оспариваемый в части нормативный правовой акт связывает преобразование имеющихся пенсионных прав граждан не только с трудовым стажем, но и с достижением определенного возраста в нарушение требований Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Суд при разрешении дела не учел правовые позиции, высказанные Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии" и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 г., согласно которым Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" связывает преобразование пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г., со стажем (общим или на соответствующих видах работ) и не связывает с возрастом лиц, пенсионные права которых подлежат оценке.

П.С. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Разъяснение издано компетентным правотворческим органом, а оспариваемый в части пункт 28 Разъяснения соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Реализуя полномочия, предоставленные Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 г. N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "Об обязательном государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации своим постановлением от 22 апреля 2003 г. N 22 утвердило Разъяснение, которое регулирует порядок применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей.

Согласно Положению о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321, это Министерство, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, вправе давать разъяснения о порядке применения законодательства по вопросам назначения (перерасчета), выплаты и организации доставки трудовых пенсий по государственному обеспечению.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) определен порядок оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, в редакции, действовавшей до 1 января 2010 г., было предусмотрено, что при исчислении расчетного размера трудовой пенсии повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате по стране за этот же период (ЗР/ЗП) в размерах не свыше 1,4, 1,7, 1,9 может быть применено в отношении лиц, указанных в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 названного Федерального закона.

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) статья 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ была изложена в новой редакции, в том числе изменена нумерация ее пунктов (пункт 2 стал пунктом 3).

Абзацем шестнадцатым пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ в редакции, действующей в настоящее время, также предусмотрено, что лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 статьи 28 этого же Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 данного Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

К указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ лицам отнесены граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона, а именно: мужчины, достигшие возраста 55, женщины, достигшие возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Исходя из изложенных законоположений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при исчислении расчетного размера трудовой пенсии повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате обусловлено не только требованиями о необходимом стаже, но и наступлением определенного возраста. В качестве льготы пенсионерам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, законодатель предусмотрел сохранение для них указанного отношения в повышенных размерах только при условии достижения возраста 50 и 55 лет соответственно для женщин и мужчин.

При таких данных суд первой инстанции обоснованно не согласился с утверждением заявителя о противоречии оспариваемого положения пункта 28 Разъяснения Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.

Довод апелляционной жалобы о том, что решение суда первой инстанции противоречит правовым позициям, высказанным Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" (пункт 13), Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 г., утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2006 г., в соответствии с которыми повышенный учет отношения заработков для лиц, имеющих право на пенсию и указанный северный стаж, и преобразование пенсионных прав, не связываются с достижением этими лицами какого-либо определенного возраста, не соответствует действительности.

В названном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации (пункт 13) разъяснено, что при проверке правильности оценки пенсионными органами пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статье 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, имея при этом в виду следующее:

в) отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2 для всех лиц, за исключением лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и лиц, которые проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ);

г) поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ производится по состоянию на 1 января 2002 г., исходя из смысла пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4, 1,7, 1,9) может учитываться: мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию).

Согласно приведенному пункту постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации дата достижения необходимого возраста выхода на пенсию имеет правовое значение для применения повышенного отношения заработков, но она может отсутствовать на 1 января 2002 г. или быть более поздней, чем 1 января 2002 г.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (пункт 20) разъяснен вопрос о праве лиц, которым досрочная трудовая пенсия по старости назначалась со снижением возраста, дающего право на эту пенсию, с применением статьи 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, на преобразование пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением стажа на соответствующих видах работ по пункту 3 статьи 30 названного Федерального закона, а не порядок применения отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) при определении расчетного размера трудовой пенсии для конвертации в расчетный пенсионный капитал.

Суд первой инстанции, установив, что оспариваемая в части норма не противоречит федеральному закону, обоснованно в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принял решение об отказе в удовлетворении требования П.С.

Руководствуясь 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 марта 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу П.С. - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

Г.В.МАНОХИНА

В.Н.ПИРОЖКОВ