Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Определение Верховного Суда РФ от 13.08.2002 N КАС02-382 "Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 16.05.2002, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействительными пункта 1, части 3 пункта 4 Постановления Правительства РФ от 06.11.2001 N 775"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 августа 2002 г. N КАС02-382

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего: Толчеева Н.К.,

членов коллегии: Ермилова В.М., Лаврентьевой М.Н.,

с участием прокурора: Федотовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 13 августа 2002 г. гражданское дело по заявлению Всероссийской Конфедерации труда (ВКТ) о признании недействительными пункта 1, части 3 пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2001 г. N 775 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда РФ от 16 мая 2002 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Толчеева Н.К., объяснения представителя Всероссийской Конфедерации труда Х., поддержавшего доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей жалобу необоснованной, Кассационная коллегия

установила:

Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. N 775 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" утверждены согласованные с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы и с 1 декабря 2001 г. введены тарифные ставки (оклады) ЕТС по оплате труда работников организаций бюджетной сферы (п. 1 Постановления); в связи с введением новых межразрядных тарифных коэффициентов ЕТС признано утратившим силу предыдущее Постановление по данному вопросу (ч. 3 п. 4 Постановления).

Всероссийская Конфедерация труда (ВКТ) в интересах работников бюджетной сферы - членов профсоюзов ВКТ обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительными приведенных положений Постановления Правительства РФ, сославшись на то, что при издании этого акта Правительством РФ была нарушена ст. 2 Федерального закона "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы", предусматривающая необходимость обязательного согласования вопроса об утверждении межразрядных тарифных коэффициентов с общероссийскими объединениями профсоюзов.

Кроме того, заявитель указал на то, что ВКТ не получала для согласования проект названного Постановления Правительства РФ и не смогла внести в него свои предложения по изменению или дополнению, что привело к тому, что вновь вводимые нормативы по оплате труда работников бюджетной сферы существенно ухудшают положение основной массы работников по сравнению с нормами, действовавшими до издания названного Постановления Правительства РФ.

Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на ошибочное толкование судом норм Федерального закона и Международного договора РФ (Конвенции МОТ N 150), а также на ошибочность вывода суда о соблюдении Правительством РФ требований закона при принятии оспоренного Постановления.

По мнению заявителя, суд необоснованно отклонил его ходатайство о коллегиальном рассмотрении дела и об отводе судьи Зайцева В.Ю., который рассматривал аналогичный иск и оставил его без удовлетворения, в связи с чем считает, что он был лично заинтересован в исходе дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд пришел к правильному выводу о том, что несогласование вопроса об утверждении межразрядных тарифных коэффициентов именно с ВКТ, не получившей для согласования оспариваемый проект Постановления Правительства, не может служить основанием для признания оспоренного нормативного правового акта Правительства РФ незаконным.

Данный вывод суда соответствует положениям приведенных в решении федеральных законов.

Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" с 1 декабря 2001 г. соотношение между тарифными ставками (окладами) первого и восемнадцатого разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы должно быть в размере не менее 1 к 4,5.

Межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей.

Из содержания части второй статьи 2 Федерального закона "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" не следует, что Правительство Российской Федерации при утверждении межразрядных тарифных коэффициентов обязано было согласовывать этот вопрос со всеми общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей.

Согласно статье 5 Конвенции о регулировании вопросов труда, ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 58-ФЗ, каждый член Организации, ратифицирующий данную Конвенцию, проводит соответствующие национальным условиям мероприятия для обеспечения в рамках системы по регулированию вопросов труда консультаций, сотрудничества и переговоров между государственными органами власти и наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся или, при необходимости, представителями предпринимателей и трудящихся.

Вопросы представительства общероссийских объединений профессиональных союзов в деятельности по регулированию вопросов труда закреплены также в Федеральном законе "О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".

В соответствии со ст. 2 данного Закона представительство общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации в составе сторон Комиссии определяется каждым из них самостоятельно и правильно признал, что представители сторон, являющиеся членами этой Комиссии, приняли участие в рассмотрении и согласовании проекта оспариваемого Постановления Правительства РФ.

Поэтому вывод суда о том, что оспоренное Постановление Правительства РФ соответствует и нормам Федерального закона "О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" является правильным.

Довод в кассационной жалобе о неправильном толковании судом приведенных выше норм Федерального закона и международного договора РФ нельзя признать состоятельным, так как он выдвинут голословно и ни на чем не основан.

Указанная выше ст. 5 Конвенции регламентирует именно вопрос, являющийся предметом настоящего спора.

Поэтому, ссылка в кассационной жалобе на иные положения Конвенции, указывающие на самостоятельность, автономность каждого объединения трудящихся, не может быть признана обоснованной, так как к рассматриваемому вопросу отношения не имеют.

Кроме того, нормы международных договоров РФ, приведенных в кассационной жалобе, предписывают желательность для правительств государств - членов МОТ проведение консультаций с соответствующими объединениями трудящихся, а не обязанность этого условия.

В кассационной жалобе указывается на то, что в Федеральном законе "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" дано понятие общероссийского объединения (ассоциации) профсоюзов, согласно которому таковым является и Всероссийская конфедерация труда (ВКТ), и которой не был направлен проект Постановления РФ на согласование. Однако положения приведенного Закона не имеют никакого юридического значения для разрешения настоящего спора, связанного с вопросом о согласовании утверждаемых межразрядных тарифных коэффициентов с общероссийскими объединениями профсоюзов посредством работы российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Произведенная объединением профсоюзов регистрация в Министерстве юстиции РФ в качестве общероссийского объединения профсоюзов согласно Федеральному закону "О Российской трехсторонней комиссии..." не делает такое объединение автоматически участником Комиссии, а, напротив, является обязательным условием для такого возможного его участия. Поэтому ссылка в кассационной жалобе на приведенное положение Закона также не имеет юридического значения для дела.

Материалы дела свидетельствуют, что входящие в состав одной из трех сторон Комиссии представители общероссийских объединений профессиональных союзов не оспаривали в суде то обстоятельство, что вопрос о размерах межразрядных тарифных коэффициентов ЕТС с ними согласовывался.

Ссылка в жалобе на то, что Б. (в решении ошибочно указан Б.) не имел полномочий представителя ВКТ в Комиссии, несостоятельна, поскольку судом установлено, что он входил в состав Комиссии и мог принимать участие в процедуре согласования проекта Постановления Правительства РФ.

Данное обстоятельство подтвердил в суде и представитель ВКТ Х.

При таких обстоятельствах Верховный Суд РФ пришел к правильному выводу о том, что Правительство РФ вправе было утвердить межразрядные тарифные коэффициенты ЕТС, признав утратившим силу ранее действовавшее Постановление по аналогичному вопросу.

Доводы заявителя о том, что оспариваемым Постановлением Правительства РФ нарушены права на получение вознаграждения за труд основной массы работников бюджетной сферы, судом первой инстанции проверены и своего подтверждения не нашли.

Установленные конкретные межразрядные тарифные коэффициенты ЕТС никакому закону также не противоречат.

Утверждения в кассационной жалобе на допущенные судом нарушения процессуальных норм права, влекущие отмену судебного решения, материалами дела не подтверждаются.

В силу п. 2 ст. 231, ч. 2 ст. 232 ГПК РСФСР дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются судьей единолично. Поэтому ссылка в жалобе на то, что дело рассмотрено единолично судьей, не влечет отмену решения суда.

Несостоятельна ссылка в кассационной жалобе и на то обстоятельство, что суд необоснованно отклонил ходатайство об отводе судьи, поскольку обстоятельства, которые бы препятствовали судье рассматривать настоящее дело, отсутствовали. Довод в жалобе на рассмотрение судьей ранее аналогичного иска не является основанием к отмене судебного решения.

С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия

определила:

решение Верховного Суда РФ от 16 мая 2002 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.

Председательствующий

Н.К.ТОЛЧЕЕВ

Члены коллегии

М.Н.ЛАВРЕНТЬЕВА

В.М.ЕРМИЛОВ