Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Определение Верховного Суда РФ от 03.12.2013 N АПЛ13-523 "Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 19.09.2013 N АКПИ13-718, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим раздела 18 приложения N 1 к Указу Президента РФ от 25.07.2006 N 763 О денежном содержании федеральных гражданских служащих"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 декабря 2013 г. N АЛЛ13-523

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Манохиной Г.В., Назаровой А.М.,

при секретаре К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению З. о признании частично недействующим раздела 18 приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих"

по апелляционной жалобе З. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2013 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

приложением N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (далее - Указ) установлены размеры должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения федеральных государственных гражданских служащих.

Разделом 18 приложения N 1 определены должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации, в частности должностной оклад главного консультанта составляет 3900 рублей, ежемесячное денежное поощрение - 2,5 должностного оклада.

З. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим раздела 18 приложения N 1 в части, предусматривающей установление должностного оклада главному консультанту Счетной палаты Российской Федерации в размере 3900 рублей, ссылаясь на его противоречие части 2 статьи 40 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ), в соответствии с которой должностные оклады федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации устанавливаются на уровне должностных окладов работников Аппарата Правительства Российской Федерации. В настоящее время должностной оклад главного консультанта Аппарата Правительства Российской Федерации составляет 25000 руб. Считает, что оспариваемое положение нарушает ее право как государственного гражданского служащего аппарата Счетной палаты Российской Федерации, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы <...>, на денежное содержание в размере, гарантированном частью 2 статьи 40 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней З., не соглашаясь с решением суда и считая его незаконным, просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что сам факт того, что в системе действующего правового регулирования должностные оклады сотрудников Счетной палаты Российской Федерации установлены не на уровне должностных окладов работников Аппарата Правительства Российской Федерации, является нарушением требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ - акта большей юридической силы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ сотрудники аппарата Счетной палаты Российской Федерации являются государственными гражданскими служащими, права, обязанности и ответственность которых, а также условия прохождения ими государственной гражданской службы определяются этим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, решениями Коллегии Счетной палаты, внутренними нормативными документами Счетной палаты (статья 12). Частью 2 статьи 40 данного закона предусмотрено, что должностные оклады и надбавки к ним сотрудников аппарата Счетной палаты устанавливаются на уровне должностных окладов работников Аппарата Правительства Российской Федерации. Аналогичные положения содержались в статьях 12, 31 ранее действовавшего Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".

Порядок оплаты труда гражданского служащего, как правильно указано в решении суда первой инстанции, определяется статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в соответствии с которой оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (часть 1). Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2). Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации (часть 6).

Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации установлены в разделе 18 приложения N 1 к Указу с учетом положений статьи 31 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ, действовавшего на момент принятия Указа.

Установленные разделом 18 приложения N 1 к Указу должностной оклад для федеральных государственных гражданских служащих Счетной палаты, замещающих должность главного консультанта, в размере 3900 рублей и ежемесячное денежное поощрение в размере 2,5 оклада полностью соответствовали должностному окладу и ежемесячному денежному поощрению, установленным для государственных гражданских служащих Аппарата Правительства Российской Федерации, замещающих должность главного консультанта, размер должностного оклада которого составлял 3900 рублей, а ежемесячного денежного поощрения - 2,5 оклада (разделы 4, 18 приложения N 1 к Указу в редакции Указа Президента Российской Федерации от 6 декабря 2007 г. N 1643).

Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. N 1548 "О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих Аппарата Правительства Российской Федерации" с 1 января 2013 г. изменена система оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих Аппарата Правительства Российской Федерации, согласно которой при установлении размеров месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы в Аппарате Правительства Российской Федерации и размеров месячных окладов этих федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с присвоенными им классными чинами федеральной государственной гражданской службы применяется таблица соотношения должностей федеральной государственной гражданской службы в Аппарате Правительства Российской Федерации и воинских должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (далее - таблица), утвержденная этим Указом, и таблица соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы и воинских званий, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 2012 г. N 1100 "О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих Администрации Президента Российской Федерации". Кроме того, изменено предусмотренное разделом 4 приложения N 1 к Указу исчисление ежемесячного денежного поощрения, которое выплачивается в настоящее время с уменьшением (пункты 2, 4).

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (часть 3).

Статьей 15 Федерального закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и 3 и 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации проведение единой финансовой и денежной политики, обеспечение исполнения федерального бюджета отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации, а полномочия по составлению проекта федерального бюджета, проектировке предельных объемов бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств федерального бюджета, организации исполнения федерального бюджета - к полномочиям Министерства финансов Российской Федерации.

Отказывая З. в удовлетворении заявления, Верховный Суд Российской Федерации обоснованно исходил из того, что ее требования сводятся по сути к обязанию Президента Российской Федерации, а также органов государственной власти издать нормативный правовой акт, устанавливающий должностные оклады федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации в ином размере, а также к внесению изменений в Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в части выделения дополнительных бюджетных ассигнований на оплату труда федеральным государственным гражданским служащим аппарата Счетной палаты, поскольку данным законом бюджетные ассигнования на увеличение заработной платы названным сотрудникам не предусмотрены. Разрешение этого вопроса не входит в компетенцию Верховного Суда Российской Федерации и является прерогативой законодателя, на что имеется ссылка в обжалованном решении.

Разрешая дело, суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание довод З. о противоречии оспариваемого положения части 2 статьи 40 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ, так как данная норма, определяя условия и порядок установления размеров должностных окладов федеральных государственных служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации, нормой прямого действия не является и не устанавливает конкретные размеры должностных окладов данной категории служащих.

Поскольку оспариваемое нормативное положение не нарушает права и законные интересы заявителя, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции на основании части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правомерно отказал З. в удовлетворении заявленного требования.

Довод в апелляционной жалобе о неправильном применении норм материального права является несостоятельным, как основанный на неверном толковании закона, и поэтому не может послужить поводом к отмене решения.

Другие доводы апелляционной жалобы и дополнения к этой жалобе повторяют доводы заявления, адресованного суду первой инстанции, и не влекут отмену решения, поскольку уже являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая оценка.

Руководствуясь 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу З. - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

Г.В.МАНОХИНА

А.М.НАЗАРОВА