Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Определение Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 N 383-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о проверке конституционности пункта 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 2 октября 2003 г. N 383-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА

ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН) РЕСПУБЛИКИ САХА

(ЯКУТИЯ) О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 13

ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ РСФСР ОТ 4 ФЕВРАЛЯ

1991 ГОДА N 76 "О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ

ПО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ

РАЗВИТИЮ РАЙОНОВ СЕВЕРА"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, Б.С. Эбзеева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н.С. Бондаря, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия),

установил:

1. Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) обратилось в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом, в котором просит подтвердить конституционность пункта 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера", согласно которому Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов, относя затраты на указанные цели за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.

Заявитель считает названную норму не противоречащей Конституции Российской Федерации с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 11, часть 3; статья 72, пункты "ж", "к" части 1; статья 78, части 2 и 3, Конституции Российской Федерации) вопреки мнению Пенсионного фонда Российской Федерации, который при разрешении вопросов об исчислении и назначении трудовых пенсий жителям Республики Саха (Якутия) как лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не учитывает размеры районных коэффициентов к заработной плате, установленные в Республике Саха (Якутия) на основании названного Постановления.

2. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Право на государственную пенсию является одним из видов права на социальное обеспечение и реализуется в пенсионных правоотношениях с учетом правовых оснований назначения и выплаты государственных пенсий.

Закрепляя их в законе, как того требует статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, законодатель вправе устанавливать и конкретные механизмы реализации конституционного права на государственную пенсию, в том числе порядок ее исчисления, учитывая при этом, что социальная защита, включая социальное обеспечение, и трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты "ж", "к" части 1, Конституции Российской Федерации).

2.1. Поставив вопрос о подтверждении конституционности пункта 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 и необходимости использования - в порядке его реализации - установленных Республикой Саха (Якутия) районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих при начислении трудовой пенсии, заявитель исходит из того, что уплачиваемый в Пенсионный фонд Российской Федерации единый социальный налог (исчисляемый с учетом действующих в Республике Саха (Якутия) районных коэффициентов) в полной мере должен отражаться в размере пенсии.

Данная позиция не может быть признана обоснованной и согласующейся с законодательством в области обязательного социального страхования. Действие закрепленного в Федеральном законе от 16 июля 1999 года "Об основах обязательного социального страхования" принципа соотносимости тарифа страховых взносов с размерами получаемых пенсий не означает, что трудовая пенсия должна быть равна всей сумме уплаченных страховых взносов, поскольку в институте страховых взносов отражаются не только частные, но и предопределяемые принципом солидарности поколений публичные интересы (данная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации изложена в Постановлении от 23 декабря 1999 года по делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов о тарифах страховых взносов и сохраняет свою силу). К тому же в условиях перехода к новым критериям определения размеров пенсий, установленных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", включающих в себя базовую, страховую и накопительную части, накопленные страховые взносы будут оказывать влияние лишь на последнюю часть пенсии.

2.2. Заявитель считает также, что пункт 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 нуждается в подтверждении конституционности в силу того, что Пенсионный фонд Российской Федерации при назначении пенсий соответствующим категориям лиц использует размеры районных коэффициентов, установленные в соответствии с проверяемой нормой не самой Республикой Саха (Якутия), а на федеральном уровне, в данном случае - Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 года N 380/п-18.

Однако в этом случае заявитель, ставя вопрос о подтверждении конституционности пункта 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76, фактически, как следует из материалов запроса, выражает несогласие с нормами пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", установившими предельный размер отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, учитываемого при исчислении пенсий лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

3. Таким образом, само по себе неприменение в рамках нового правового регулирования установленных в порядке реализации пункта 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих при начислении трудовой пенсии не может свидетельствовать о том, что кем-либо, в частности Пенсионным фондом Российской Федерации, ставится под сомнение его конституционность. Содержащееся в нем положение не нарушает ни права Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации, ни права пенсионеров.

Что касается вопроса о законности соответствующих правоприменительных решений, то его разрешение, как и проверка фактически оспариваемых Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) разъяснений Пенсионного фонда Российской Федерации с точки зрения их соответствия действующему законодательству, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации не относится.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о проверке конституционности пункта 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера", поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которым такого рода обращения признаются допустимыми, и поскольку разрешение поставленных заявителем вопросов Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ