Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2010 N 240-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Конституционного суда Республики Карелия о проверке конституционности положения абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации Об образовании"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 марта 2010 г. N 240-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ О ПРОВЕРКЕ

КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ АБЗАЦА ТРЕТЬЕГО ПУНКТА 5 СТАТЬИ

55 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н.В. Селезнева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Конституционного суда Республики Карелия,

установил:

1. В производстве Конституционного суда Республики Карелия находится дело по запросу ОАО "Карельская энергосбытовая компания" о проверке соответствия Конституции Республики Карелия части 3 статьи 3 Закона Республики Карелия от 19 декабря 2008 года N 1251-ЗКР "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением за пределами городов пенсионерам, проработавшим не менее десяти лет педагогическими работниками в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", согласно которой в целях возмещения организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги и (или) обеспечивающим получение гражданами жилищно-коммунальных услуг, расходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки в части освобождения от платы за освещение, центры социальной работы городов и районов Республики Карелия ежемесячно перечисляют указанным организациям средства исходя из количества жилых помещений, в которых проживают граждане, пользующиеся мерами социальной поддержки, объема электрической энергии (38 кВт на одного пользователя) и ее стоимости; в случае, если расходы указанных организаций превышают перечисленные средства, они вправе обратиться в центры социальной работы городов и районов Республики Карелия для получения дополнительных средств; при этом они должны представить документы, подтверждающие произведенные расходы по предоставлению гражданам мер социальной поддержки.

По мнению ОАО "Карельская энергосбытовая компания", такое правовое регулирование, как предусматривающее возмещение расходов по оплате электрической энергии свыше 38 кВт только при предъявлении соответствующих документов, ограничивает объем гарантированной на федеральном уровне пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" льготы в виде бесплатного предоставления жилого помещения с отоплением и освещением, ущемляет права пенсионеров, проработавших не менее десяти лет педагогическими работниками в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и противоречит статьям 5 (часть 2) и 17 (часть 1) Конституции Республики Карелия.

При рассмотрении данного запроса Конституционный суд Республики Карелия, установив, что правоприменительные органы при реализации предусмотренного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" права педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и аналогичного права проживающих за пределами городов пенсионеров из числа педагогических работников по-разному толкуют понятие "бесплатное освещение" - как бесплатное предоставление всего объема потребляемой электроэнергии либо как бесплатное предоставление электроэнергии, необходимой для целей освещения жилых помещений, - пришел к выводу о необходимости оценки конституционно-правового смысла и содержания понятия "бесплатное освещение".

В связи с этим Конституционный суд Республики Карелия приостановил производство по данному делу и обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", согласно которому педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

По мнению заявителя, предписание абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" - в смысле, придаваемом ему сложившейся правоприменительной практикой, - не соответствует статьям 1 (часть 1), 2, 15 (части 1 и 2), 18, 19, 45 (часть 1), 55 (часть 2), 76 (часть 1) и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку допускает возможность нарушения конституционных прав отдельных категорий граждан, снижает достигнутый уровень их социальной защищенности и противоречит конституционному принципу равенства.

2. Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры такой защиты, равно как и объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Определение организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, относится к полномочиям законодателя. При этом, поскольку социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1 Конституции Российской Федерации), по данному предмету совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).

Реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" закрепил право педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), предусмотрев, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование, закрепляющее конкретные меры социальной поддержки педагогических работников и относящее определение механизма их предоставления к ведению субъектов Российской Федерации, само по себе не противоречит конституционным предписаниям и не содержит какой-либо неопределенности.

3. В соответствии со статьей 102 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" запрос суда в Конституционный Суд Российской Федерации допустим, если закон применен или подлежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле.

Как следует из запроса и приложенных к нему материалов, рассматриваемое Конституционным судом Республики Карелия дело связано с предоставлением меры социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением за пределами городов пенсионерам, проработавшим не менее десяти лет педагогическими работниками в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Между тем оспариваемое в запросе положение Закона Российской Федерации "Об образовании" - как закрепляющее меры социальной поддержки, в частности право на бесплатное предоставление жилой площади с отоплением и освещением, и порядок их предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений - не затрагивает вопросов, касающихся оснований и порядка предоставления мер социальной поддержки указанной категории пенсионеров. Следовательно, данный запрос не может быть признан допустимым и принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Кроме того, разрешение поставленного заявителем вопроса связано с определением надлежащего механизма реализации права отдельных категорий граждан на меры социальной поддержки в виде бесплатного предоставления жилого помещения с отоплением и освещением, что к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации не относится.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Конституционного суда Республики Карелия, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми такого рода обращения в Конституционный Суд Российской Федерации признаются допустимыми.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН