Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 23.12.2014 N АПЛ14-619 "Об оставлении без удовлетворения решения Верховного Суда РФ от 04.09.2014 N АКПИ14-867, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 4 Порядка исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 19.11.2007 N 1532"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 декабря 2014 г. N АПЛ14-619

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Зайцева В.Ю., Горчаковой Е.В.,

при секретаре П.А.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.К. о признании частично недействующим пункта 4 Порядка исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 1532,

по апелляционной жалобе П.К. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 сентября 2014 г., которым в удовлетворении заявления П.К. отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 1532 "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации" (далее - Указ), опубликованным 23 ноября 2007 г. в "Российской газете" и 26 ноября 2007 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 48 (часть II), утвержден Порядок исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации (далее - Порядок).

Согласно пункту 4 Порядка в стаж гражданской службы на основании решения руководителя государственного органа, лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо представителя указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским служащим Российской Федерации для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.

П.К. оспорил в Верховном Суде Российской Федерации второе предложение пункта 4 Порядка в части его применения к периодам работы, названным в этом пункте, отработанным гражданами Российской Федерации до вступления в силу Указа, то есть до 23 ноября 2007 г. Заявитель просил признать оспариваемую норму недействующей с 23 ноября 2007 г., ссылаясь на то, что ее применение к периодам работы до указанной даты не соответствует Конституции Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 19, часть 3 статьи 37, статьи 55, 90, 120), Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (пункт 3 статьи 4, пункты 3 и 4 части 1 статьи 14, пункты 1, 2 и 4 части 1 статьи 52), Трудовому кодексу Российской Федерации (статьи 2, 3, 5, 6, 12, 21, 132), Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (статья 2), Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. (статья 2), Конвенции Международной организации труда от 25 июня 1958 г. N 111 "Относительно дискриминации в области труда и занятий", Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 4 ноября 1950 г. (статья 14), и Протоколу N 1 к ней (статья 1), ограничивает его права на получение оплаты труда и условия прохождения гражданской службы обстоятельствами, не связанными с его деловыми качествами работника. По мнению заявителя, оспариваемая норма ставит его в неравное положение с лицами, поступившими на гражданскую службу до вступления в силу Указа, в стаж государственной службы которых иные периоды работы (службы), опыт и знания по которой необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности государственной службы, включены без ограничения пятилетним сроком на основании Указа Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 982 "О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет".

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. в удовлетворении заявления П.К. отказано.

В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что при его вынесении суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, нарушил нормы процессуального права.

В суд апелляционной инстанции П.К., представитель Президента Российской Федерации не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при осуществлении оспариваемого нормативного правового регулирования Президент Российской Федерации не вышел за пределы предоставленных ему федеральным законодателем полномочий, пункт 4 Порядка в приведенной выше части нормам большей юридической силы не противоречит.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", часть 1 статьи 54 которого включает в стаж (общую продолжительность) гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу (далее - стаж гражданской службы) периоды замещения должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы; государственных должностей; должностей муниципальной службы; выборных должностей в органах местного самоуправления; иных должностей в соответствии с федеральными законами. Таким образом, как верно указано в обжалуемом решении суда, стаж гражданской службы представляет собой периоды замещения должностей государственной и муниципальной службы. При этом все данные должности замещаются в государственных и муниципальных органах.

Часть 2 этой статьи закрепляет, что порядок исчисления стажа гражданской службы и зачета в него иных периодов замещения должностей устанавливается указом Президента Российской Федерации.

В целях обеспечения социальных гарантий государственным гражданским служащим Российской Федерации, в соответствии со статьей 54 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и до принятия соответствующего федерального закона Указом утверждены перечень периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации, и Порядок, оспариваемый заявителем в части.

Названный перечень содержит периоды государственной службы и иные периоды замещения должностей, подлежащие включению в стаж гражданской службы в безусловном порядке. Пункт 4 Порядка предусматривает возможность зачета в стаж гражданской службы периодов замещения отдельных должностей, не поименованных в данном перечне, устанавливая при этом специальные требования. Так, периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским служащим Российской Федерации для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации, могут быть засчитаны в стаж гражданской службы на основании решения руководителя государственного органа, лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо представителя указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, и эти периоды в совокупности не должны превышать пять лет.

Нормативный правовой акт большей юридической силы, который бы устанавливал другие условия зачета в стаж гражданской службы иных периодов работы (службы) и которому могла бы противоречить оспариваемая правовая норма, отсутствует.

Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Порядок в оспариваемой заявителем части не содержит положений, направленных на ограничение прав и свобод гражданских служащих, а также противоречащих нормам международного права и федерального законодательства.

В обжалуемом решении правильно указано, что пункт 4 Порядка, по существу, устанавливает для гражданских служащих льготный порядок исчисления стажа, дающего право на предоставление гарантий, вытекающих из их особого правового статуса. Изменение условий зачета в стаж гражданской службы иных периодов работы (службы), которые были установлены Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 982 "О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет", утратившим силу до поступления заявителя на государственную гражданскую службу, осуществлено в рамках дискреционных полномочий Президента Российской Федерации по установлению порядка реализации гарантий государственным гражданским служащим на период до принятия соответствующего федерального закона.

Довод заявителя о том, что в рассматриваемом деле Трудовой кодекс Российской Федерации имеет приоритет по отношению к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ошибочен. Согласно статье 73 данного Федерального закона федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной этим Федеральным законом. Вопросы исчисления стажа гражданской службы регламентированы Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", его статьей 54, а не Трудовым кодексом Российской Федерации.

Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда в апелляционном порядке, не имеется.

Руководствуясь 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу П.К. - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Е.В.ГОРЧАКОВА