Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 16.02.2024 N АПЛ24-72

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 февраля 2024 г. N АПЛ24-72

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Зайцева В.Ю.,

членов коллегии Зинченко И.Н., Сабурова Д.Э.,

при секретаре Ш.,

с участием прокурора Русакова И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению В. об оспаривании постановлений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 июня 2021 г. N 12/94-8 "О размерах и порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных выплат в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва" и от 13 декабря 2023 г. N 142/1087-8 "О размерах и порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных выплат в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации"

по апелляционной жалобе В. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2024 г. по делу N АКПИ24-87, которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., возражения представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации С. относительно доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее также - ЦИК России, Комиссия) приняла 23 июня 2021 г. постановление N 12/94-8 "О размерах и порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных выплат в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва" (далее - Постановление N 12/94-8), а также 13 декабря 2023 г. постановление N 142/1087-8 "О размерах и порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных выплат в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации" (далее - Постановление N 142/1087-8).

Постановление N 12/94-8 действует в редакции постановления ЦИК России от 28 июня 2023 г. N 120/951-8, Постановление N 142/1087-8 - в редакции постановления ЦИК России от 24 января 2024 г. N 151/1196-8. Данные постановления опубликованы в официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" (http://vestnik.cikrf.ru).

Согласно Постановлению N 12/94-8 ежемесячные выплаты компенсации членам избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных, участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее также - Государственная Дума) восьмого созыва, за период, в течение которого они были освобождены от основной работы, определяются в размере их средней заработной платы, исчисленной за фактически отработанное время за 12 месяцев, предшествующих освобождению от основной работы, но не выше размера компенсации, указанного в приложении N 1 к данному постановлению (пункт 1).

Размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члену избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, члену территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, члену участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы восьмого созыва установлен в соответствии с приложением N 2 к названному постановлению (пункт 2). Размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члену избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, члену территориальной избирательной комиссии, работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, в случае возложения полномочий окружных избирательных комиссий на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, территориальную избирательную комиссию в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы восьмого созыва - в соответствии с приложением N 3 к указанному постановлению (пункт 3). Размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члену участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном на судне, которое в день голосования будет находиться в плавании, за работу по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы восьмого созыва - в соответствии с приложением N 4 к поименованному постановлению (пункт 4).

Размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члену участковой избирательной комиссии по дистанционному электронному голосованию в городе Москве, на которую решением Московской городской избирательной комиссии возложены полномочия иной участковой избирательной комиссии по дистанционному электронному голосованию, за работу по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы восьмого созыва установлен в соответствии с приложением N 4(1) к названному постановлению (пункт 4(1)).

Утвержден Порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных выплат в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва (приложение N 5 к указанному постановлению) (пункт 5).

Постановлением N 12/94-8 также закреплено производить выплату компенсации членам избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных, участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы для подготовки и проведения выборов, за период, в течение которого они были освобождены от основной работы, дополнительную оплату труда (вознаграждение) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работникам аппаратов избирательных комиссий, работникам федерального государственного казенного учреждения "Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", выплаты гражданам, привлекаемым к работе в избирательных комиссиях, за счет и в пределах средств, выделенных избирательной комиссии соответствующего уровня на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы восьмого созыва (пункт 6).

Постановлением N 142/1087-8 предусмотрено, что ежемесячные выплаты компенсации членам избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с правом решающего голоса, территориальных избирательных комиссий, участковых избирательных комиссий, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, за период, в течение которого они были освобождены от основной работы, определяются в размере их средней заработной платы, исчисленной за фактически отработанное время за 12 месяцев, предшествующих освобождению от основной работы, но не выше размера, указанного в приложении N 1 к данному постановлению (пункт 1).

Размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члену избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, члену территориальной избирательной комиссии, работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, члену участковой избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации установлен в соответствии с приложением N 2 к названному постановлению (пункт 2). Размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члену участковой избирательной комиссии за работу по информированию и оповещению избирателей - в соответствии с приложением N 3 к указанному постановлению (пункт 3). Размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члену участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном на судне, которое в день голосования будет находиться в плавании, за работу по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации - в соответствии с приложением N 4 к поименованному постановлению (пункт 4).

Утвержден Порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных выплат в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации (приложение N 5 к названному постановлению) (пункт 5).

Постановлением N 142/1087-8 также определено производить выплату компенсации членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы для подготовки и проведения выборов, за период, в течение которого они были освобождены от основной работы, дополнительную оплату труда (вознаграждение) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работникам аппаратов избирательных комиссий, работникам федерального государственного казенного учреждения "Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", выплаты гражданам, привлекаемым к работе в избирательных комиссиях по гражданско-правовым договорам, специалистам, работающим в составе контрольно-ревизионных служб, за счет и в пределах средств, выделенных избирательной комиссии соответствующего уровня на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации (пункт 6).

В., являющийся членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, оспорил в Верховном Суде Российской Федерации постановления N 12/94-8, 142/1087-8, указав в административном иске, что закрепленный ими подход к оплате труда члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающего не на постоянной (штатной) основе, нарушает его конституционное право на достойное вознаграждение за труд и равное получение членами избирательных комиссий оплаты труда, противоречит статье 187, частям 1, 4, 5 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации (далее также - ТК РФ), статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Отсутствие в оспариваемых актах регулирования выплат членам участковых избирательных комиссий компенсации на питание не соответствует положениям статьи 108 ТК РФ.

Комиссия заявленное требование не признала, просила отказать в его удовлетворении.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2024 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Административный истец, не согласившись с таким решением, подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение. В. ссылается на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.

В возражениях на апелляционную жалобу Комиссия указала, что обстоятельств для отмены или изменения решения суда первой инстанции по основаниям, предусмотренным частями 1, 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в апелляционной жалобе не приводится и фактически не имеется.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации определяет в качестве основания для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (пункт 1 части 2 статьи 215). Отказывая в удовлетворении заявленного В. требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что по данному административному делу такое основание для признания оспариваемых актов ЦИК России недействующими отсутствует.

Вывод суда о принятии ЦИК России постановлений N 12/94-8, 142/1087-8 как полномочным федеральным государственным органом при реализации установленных законом полномочий, в надлежащей форме, с соблюдением предусмотренной законом процедуры их принятия согласуется с пунктом 13 статьи 20, пунктами 1, 4 статьи 21, пунктом 17 статьи 29, пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктами 3, 4 статьи 64 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", частями 3, 4 статьи 76 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", статьями 44, 48 Регламента Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, утвержденного постановлением ЦИК России от 28 июня 1995 г. N 7/46-II.

Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемые нормативные акты подлежали государственной регистрации, не соответствует пункту 13 статьи 20 Закона об основных гарантиях избирательных прав, в силу которого решения и иные акты избирательных комиссий не подлежат государственной регистрации.

Вопреки доводам апелляционной жалобы утверждения административного истца о нарушении постановлениями N 12/94-8, 142/1087-8 конституционного права на достойное вознаграждение за труд, об их противоречии положениям Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" являлись предметом надлежащей проверки суда первой инстанции и правомерно признаны несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права.

Трудовой кодекс Российской Федерации в части 2 статьи 165 устанавливает, что органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ни Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ни Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации", ни Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", определяя различные гарантии и компенсации, в том числе для членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, работающих в комиссии не на постоянной (штатной) основе, включая дополнительную оплату труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов, не связывают оплату подобной деятельности с установленным федеральным законом минимальным размером оплаты труда, который, как следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П, должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей.

В обжалуемом судебном решении верно отражено, что гарантии размера и срока выплаты заработной платы, установленные в абзаце седьмом статьи 2 ТК РФ и части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, на рассматриваемые правоотношения не распространяются, поскольку отношения между участковой избирательной комиссией и ее членами с правом решающего голоса по своей природе трудовыми не являются.

Учитывая, что вопросы определения размера компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательной комиссии с правом решающего голоса отнесены федеральным законодателем к полномочиям ЦИК России, и отсутствуют какие-либо правовые нормы большей юридической силы, которым бы противоречили постановления N 12/94-8, 142/1087-8, отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявленного В. требования следует признать правомерным.

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" признает коррупциогенными факторами положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции (часть 2 статьи 1).

Основания считать, что оспариваемые акты, как ошибочно указано в апелляционной жалобе, устанавливают необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, отсутствуют.

Не имеется и оснований для вывода о недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и о несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, на что ссылается административный истец в апелляционной жалобе.

Установив, что оспариваемые акты, принятые полномочным федеральным государственным органом с соблюдением формы и правил введения в действие, не противоречат правовым нормам большей юридической силы, суд первой инстанции правильно, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отказал в удовлетворении административного иска.

Предусмотренные статьей 310 названного кодекса основания для отмены обжалуемого решения в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу В. - без удовлетворения.

Председательствующий

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Члены коллегии

И.Н.ЗИНЧЕНКО

Д.Э.САБУРОВ