Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 15.02.2022 N АПЛ21-577

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 февраля 2022 г. N АПЛ21-577

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Зайцева В.Ю., Зинченко И.Н.,

при секретаре Ш.,

с участием прокурора Засеевой Э.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М. о признании недействующим приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 12 апреля 2002 г. N 352 "О совершенствовании нормативно-правовой базы по вопросам прохождения службы"

по апелляционной жалобе М. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2021 г. по делу N АКПИ21-730, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя Федеральной таможенной службы И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации (далее также - ГТК России) от 12 апреля 2002 г. N 352 "О совершенствовании нормативно-правовой базы по вопросам прохождения службы" (далее также - Приказ N 352) в связи с изданием приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 87 "Об организации работы по исчислению выслуги лет сотрудникам таможенных органов Российской Федерации" признан утратившим силу приказ ГТК России от 14 сентября 1998 г. N 630 "О надбавке за выслугу лет в таможенных органах Российской Федерации" (пункт 1) и недействующими письма ГТК России от 16 декабря 1999 г. N 01-15/31598 "О некоторых вопросах исчисления выслуги лет в таможенных органах Российской Федерации", от 12 ноября 2001 г. N 09-18/44828 (пункт 2).

М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа N 352, мотивируя свое требование тем, что в нарушение Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", а также Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (далее - Правила подготовки нормативных правовых актов), оспоренный приказ не проходил государственную регистрацию и официально не был опубликован. Считает, что Приказ N 352 был издан преждевременно, до вступления в законную силу приказа ГТК России от 30 января 2002 г. N 87, влияет на размер его пенсии, так как Тюменской таможней и судами в связи с рассмотрением конкретного дела с его (М.) участием в выслугу лет, необходимую для установления ежемесячной надбавки к окладу месячного содержания, не был включен период его обучения на очном отделении Курганского машиностроительного института с 2 августа 1990 г. по 14 июня 1995 г. из расчета один год учебы за шесть месяцев.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Государственный таможенный комитет Российской Федерации преобразован в Федеральную таможенную службу (далее - ФТС России).

ФТС России и Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменных возражениях административный иск не признали, указав, что Приказ N 352 издан полномочным федеральным органом государственной власти, не подлежал представлению на государственную регистрацию, поскольку признал утратившими силу акты, не прошедшие государственную регистрацию.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления М. отказано.

В апелляционной жалобе и письменных пояснениях на отзыв ФТС России на апелляционную жалобу административный истец просит отменить решение суда первой инстанции, как незаконное и необоснованное, вынести по административному делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления. Считает, что Приказ N 352 издан преждевременно, до вступления в силу приказа ГТК России от 30 января 2002 г. N 87; фактически обладает признаками нормативного правового акта, однако был принят и введен в действие с нарушением требований федерального законодательства.

ФТС России в письменных возражениях на апелляционную жалобу М. не согласилась с его доводами, полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, вынесенным при правильном применении норм материального и процессуального права, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Минюст России представил письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых поддержал позицию, изложенную в отзыве от 1 ноября 2021 г. N 01-129912/21, адресованном суду первой инстанции, просил апелляционную жалобу М. рассмотреть без участия представителя данного министерства.

В судебное заседание Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации административный истец, представитель Минюста России не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке, их явка не признана судом обязательной, препятствий для рассмотрения дела в их отсутствие не имеется.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда не находит.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" определяет порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях ФТС России и основы правового положения должностных лиц таможенных органов.

Пункт 5 статьи 41 названного закона (в редакции, действовавшей на дату издания Приказа N 352) предусматривал, что Порядок исчисления сотруднику таможенного органа оклада по занимаемой должности, а также размер надбавки за выслугу лет устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1998 г. N 309 "О денежном довольствии, компенсациях и других выплатах сотрудников таможенных органов Российской Федерации, являющихся должностными лицами младшего и начальствующего состава" были установлены надбавки за выслугу лет сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, являющимся должностными лицами младшего и начальствующего состава (документ утратил силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. N 39).

Порядок выплаты указанных надбавок устанавливается председателем ГТК России (пункт 2 приложения N 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 марта 1998 г. N 309 в редакции, действовавшей на дату издания Приказа N 352).

На основании Положения о Государственном таможенном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 25 октября 1994 г. N 2014 (утратило силу с 20 сентября 2005 г.), названный федеральный орган исполнительной власти осуществляет непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, издает в пределах своей компетенции нормативные акты по таможенному делу (пункты 1, 8).

В целях обеспечения единого порядка организации работы по исчислению выслуги лет сотрудникам таможенных органов Российской Федерации во исполнение требований Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 103 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям" с последующими изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 января 2000 г. N 12 и от 15 февраля 2001 г. N 117, приказом ГТК России от 30 января 2002 г. N 87, признанным Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации (письмо Минюста России от 15 марта 2002 г. N 07/2477-ЮД), утверждена Инструкция об организации работы по исчислению выслуги лет сотрудникам таможенных органов Российской Федерации.

Приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации N 352, которым признаны утратившим силу приказ ГТК России от 14 сентября 1998 г. N 630 "О надбавке за выслугу лет в таможенных органах Российской Федерации" и недействующими письма ГТК России от 16 декабря 1999 г. N 01-15/31598, от 12 ноября 2001 г. N 09-18/44828, издан в связи с принятием более позднего приказа ГТК России от 30 января 2002 г. N 87 в целях упорядочения правовой базы таможенных органов.

Приказ и письма ГТК России, действие которых отменил Приказ N 352, не были зарегистрированы в Минюсте России в качестве нормативных правовых актов, поскольку акты, признающие утратившими силу ранее действовавшие акты, которые не подлежали государственной регистрации в Минюсте России, в силу пункта 18 Правил подготовки нормативных правовых актов на государственную регистрацию в Минюст России также не представляются.

Таким образом, государственная регистрация Приказа N 352 в Минюсте России не требовалась, а доводы М. о нарушении процедуры издания и введения в действие данного приказа несостоятельны.

Согласно пункту 8 Указа Президента Российской Федерации "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" обязательному официальному опубликованию подлежат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Приказ N 352 не проходил государственную регистрацию в Минюсте России, поэтому его обязательное официальное опубликование, на что ошибочно ссылается М., не требовалось.

Правомерен вывод суда о том, что Приказ N 352 не имеет нормативный правовой характер и непосредственно не регулирует правоотношения, связанные с перерасчетом выслуги лет сотрудникам таможенных органов, в связи с чем доводы М. о нарушении его прав на полное и своевременное пенсионное обеспечение изданием этого акта не соответствуют действительности.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Приказ N 352, носящий внутриведомственный и организационный характер, издан федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции, с соблюдением требований к изданию и опубликованию такого рода актов.

Недействующий нормативный правовой акт не порождает правовых последствий, основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не является.

Суд первой инстанции правомерно признал, что ссылки М. на незаконность Приказа N 352 ввиду его издания якобы с нарушением установленного порядка правового значения не имеют, так как приказ ГТК России от 14 сентября 1998 г. N 630, утвердивший Положение о надбавке за выслугу лет в таможенных органах Российской Федерации, является недействующим и судебной проверке не подлежит.

Доводы апелляционной жалобы о преждевременности и нецелесообразности издания оспоренного приказа, по существу, сводятся к несогласию с приказом ГТК России от 30 января 2002 г. N 87 "Об организации работы по исчислению выслуги лет сотрудникам таможенных органов Российской Федерации".

Вступившим в законную силу определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 августа 2021 г. по делу N АКПИ21-729 в принятии административного искового заявления об оспаривании названного выше приказа ГТК России от 30 января 2002 г. N 87 М. отказано, поскольку этот приказ признан утратившим силу на основании приказа ГТК России от 25 апреля 2003 г. N 457 "Об организации работы по исчислению выслуги лет сотрудникам таможенных органов Российской Федерации" и не порождает каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов М. и других лиц.

В апелляционной жалобе не приведено правовых доводов, свидетельствующих о незаконности обжалованного решения суда.

Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу М. - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

И.Н.ЗИНЧЕНКО