Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 10.11.2015 N АПЛ15-451 "Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 07.07.2015 N АКПИ15-572, которым отказано в удовлетворении заявления об оспаривании пунктов 8, 9 и 15.1 Положения о порядке учета рабочего времени и времени отдыха лиц начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, утв. Приказом ГФС РФ от 17.08.2009 N 264"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 ноября 2015 г. N АПЛ15-451

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Зайцева В.Ю., Корчашкиной Т.Е.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Ю. об оспаривании пунктов 8, 9 и 15.1 Положения о порядке учета рабочего времени и времени отдыха лиц начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, утвержденного приказом Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации от 17 августа 2009 г. N 264,

по апелляционной жалобе Ю. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 г., которым в удовлетворении его жалобы отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., представителя Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации Л., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

приказом Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации от 17 августа 2009 г. N 264 утверждено Положение о порядке учета рабочего времени и времени отдыха лиц начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи (далее - Положение).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 ноября 2009 г., регистрационный N 15184, официально опубликован 18 ноября 2009 г. в "Российской газете".

Ю., проходивший службу в Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании пунктов Положения, устанавливающих, что в течение смены сотруднику предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается (пункт 8); в рабочее время также не включается дополнительный перерыв продолжительностью от одного до четырех часов в специально оборудованном помещении или месте, который может быть предоставлен сотрудникам при работе в ночное время, при продолжительности смены 12 или более часов (пункт 9); в рабочее время не засчитывается время отдыха в конечном (промежуточном) пункте маршрута при условии предоставления специально оборудованного помещения или места для отдыха (пункт 15.1). Полагает, что содержащиеся в указанных нормах положения противоречат 91, 106, 108, 109 и 209 Трудового кодекса Российской Федерации и нарушают его трудовые права.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе Ю. просит данное решение суда отменить, считая его не соответствующим закону, и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Ю. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации в судебное заседание Апелляционной коллегии не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке, просили рассмотреть апелляционную жалобу без их участия.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Приказ издан Государственной фельдъегерской службой Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных Положением о Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 августа 2004 г. N 1074 (утратил силу с 7 апреля 2014 г.), на основании статьи 100 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы" (в редакции, действовавшей на момент утверждения оспариваемого Положения). Приказ согласован с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правильно исходил из того, что пункт 8 Положения соответствует 100, 91, 106, 107 и 108 ТК РФ, в силу которых время отдыха в рабочее время не включается. Пункты 9 и 15.1 Положения также не противоречат нормам ТК РФ.

Проанализировав оспоренные нормы на соответствие Федеральному закону от 17 декабря 1994 г. N 67-ФЗ "О федеральной фельдъегерской связи", в силу которого лица начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации проходят службу в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 342-ФЗ), суд пришел к правильному выводу о том, что перерывы в течение служебного дня, являясь временем отдыха сотрудника, не включаются в служебное время, поскольку в этот период времени сотрудник свободен от выполнения служебных обязанностей.

В связи с тем, что продолжительность перерывов этим федеральным законом не установлена, а определяется режимом служебного времени сотрудника, установленным правилами внутреннего распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, вывод суда первой инстанции о том, что пункт 8 Положения соответствует как Федеральному закону N 342-ФЗ, так и ТК РФ, правомерен.

Суд обоснованно указал в решении, что пункт 15.1 Положения не регулирует отношения, связанные со служебными командировками, так как разъездной характер работы к ним не приравнивается и потому нормы, содержащиеся в статье 166 ТК РФ и Положении об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 749, на работу с разъездным характером не распространяются, как ошибочно полагает Ю. в своей апелляционной жалобе.

Довод в апелляционной жалобе о том, что в трудовом законодательстве отсутствует понятие "дополнительный перерыв", не устанавливает оно (трудовое законодательство) и перерыва на сон, не свидетельствует о незаконности принятого судом решения в связи с тем, что предоставление работнику таких перерывов на отдых является дополнительной социальной гарантией работодателя, что не противоречит общим принципам трудового права, не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя (административного истца).

Другие доводы апелляционной жалобы сводятся, по сути, к иной правовой оценке выводов суда первой инстанции, сделанных на основе подробного анализа норм действующего законодательства, регулирующих рассматриваемые правоотношения, в их взаимосвязи.

Решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права; предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ю. - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Т.Е.КОРЧАШКИНА