Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Положение об Управлении государственного надзора в сфере труда "(утв. Рострудом)"

Утверждаю

Руководитель Федеральной службы

по труду и занятости

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ТРУДА

1. Общие положения

1.1. Управление государственного надзора в сфере труда (далее - Управление) является структурным подразделением Федеральной службы по труду и занятости (далее - Служба), созданным для обеспечения реализации Службой государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства об охране труда, государственных услуг в сфере труда, а также организационного и методического обеспечения деятельности территориальных органов Службы (далее - государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации).

1.2. В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 324, международными договорами Российской Федерации, локальными нормативными актами Службы, а также настоящим Положением.

1.3. Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации во взаимодействии с другими структурными подразделениями Службы, структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в установленной сфере деятельности, правоохранительными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, с профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей и другими организациями.

2. Задачи Управления

2.1. Основными задачами Управления являются:

2.1.1. обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

2.1.2. обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда;

2.1.3. анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принятие мер по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

2.1.4. обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

2.1.5. доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действия трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

3. Функции Управления

3.1. Управление в соответствии с возложенными на него задачами:

3.1.1. осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе за соблюдением требований законодательства Российской Федерации по специальной оценке условий труда посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3.1.2. осуществляет организационное, нормативное, методическое и информационное обеспечение надзорно-контрольной деятельности государственных инспекций труда и контроль за соблюдением ими требований действующего законодательства при осуществлении надзора и контроля в установленной сфере деятельности;

3.1.3. обеспечивает формирование предложений по совершенствованию и повышению эффективности федерального государственного надзора в сфере труда;

3.1.4. обобщает и анализирует практику применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и готовит предложения по их совершенствованию;

3.1.5. проводит анализ состояния и причин производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике.

3.1.6. принимает участие в расследовании несчастных случаев с работниками юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

3.1.7. осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

3.1.8. осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

3.1.9. формирует Единый реестр трудовых договоров, заключенных с моряками, при посредничестве организаций по найму и трудоустройству моряков;

3.1.10. осуществляет государственную экспертизу условий труда в целях оценки правильности предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда работникам организаций, входящих в группы компаний (корпорации, холдинги и иные объединения юридических лиц), имеющих филиалы, представительства и (или) дочерние общества, действующие на постоянной основе на территории нескольких субъектов Российской Федерации;

3.1.11. осуществляет формирование и ведение реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (за исключением информационного обеспечения формирования и ведения указанного реестра);

3.1.12. организует работу по рассмотрению решений о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

3.1.13. организует рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействия) организации, проводящей специальную оценку условий труда;

3.1.14. ведет прием граждан, рассматривает в установленном порядке заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав, подготавливает проекты ответов на обращения, поступившие из федеральных органов исполнительной власти и иных организаций, в пределах компетенции Управления,

3.1.15. в соответствии с компетенцией осуществляет контроль за деятельностью государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации;

3.1.16. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

3.1.17. осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

3.1.18. принимает меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также получение информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

3.1.19. рассматривает заявления юридических лиц или индивидуальных предпринимателей об изменении присвоенной ранее их деятельности категории риска;

3.1.20. в установленном порядке осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Управления;

3.1.21. участвует в подготовке проектов ежегодных докладов о федеральном государственном надзоре и контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также проектов тематических докладов и справок, аналитических и статистических материалов и иной информации по входящим в компетенцию Управления вопросам;

3.1.22. готовит предложения по разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Управления;

3.1.23. обеспечивает организацию и проведение совещаний и семинаров, организуемых Службой по вопросам, входящим в компетенцию Управления;

3.1.24. организует и проводит в централизованном порядке обучение, повышение квалификации и стажировку должностных лиц государственных инспекций труда, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

3.1.25. осуществляет защиту государственной, служебной и иной, охраняемой законом тайны, по вопросам, входящим в компетенцию Управления;

3.1.26. участвует в пределах компетенции Управления в выполнении мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также в разработке и проведении мероприятий, связанных с переводом Управления на работу в условиях военного времени и в военное время.

3.2. При выполнении функций в установленной сфере деятельности Управление имеет право:

3.2.1. вносить руководству Службы предложения по вопросам, относящимся к компетенции деятельности Службы, готовить предложения по совершенствованию, изменению или отмене (признании утратившими силу) индивидуальных правовых актов, приказов и других документов Службы по функциям Управления и направлять их на заключение соответствующим структурным подразделениям Службы;

3.2.2. запрашивать в установленном порядке и получать от других структурных подразделений и государственных инспекций труда, государственных органов, учреждений и организаций, независимо от форм их собственности, граждан и общественных объединений, документы, статистические и оперативные данные, отчетные и справочные материалы и другие документы, необходимые для выполнения возложенных на Управление функций;

3.2.3. вести переписку с государственными инспекциями труда по вопросам, относящимся к компетенции Управления, направлять им поручения оперативного характера в целях обеспечения выполнения решений, поручений и указаний руководства Службы, решения вопросов их текущей деятельности, в том числе об изменении, дополнении либо отмене незаконных и (или) необоснованных решений, принятых должностными лицами государственных инспекций труда при осуществлении ими надзорно-контрольной деятельности в установленной сфере;

3.2.4. организовывать в установленном порядке проведение необходимых испытаний, анализов, оценок и экспертиз по вопросам государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в рамках осуществления полномочий Управления;

3.2.5. в целях реализации функций и полномочий по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, должностные лица Управления наделяются установленными законодательством правами в соответствии с приказами руководителя Службы - главного государственного инспектора труда Российской Федерации.

4. Организация деятельности Управления

4.1. Управление возглавляет начальник, являющийся главным государственным инспектором труда, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Службы - главным государственным инспектором труда Российской Федерации.

Сотрудники Управления назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем Службы.

4.2. Структура Управления и штатная численность сотрудников определяется руководителем Службы - главным государственным инспектором труда Российской Федерации.

Для выполнения задач, возложенных на Управление, в его составе создаются соответствующие отделы.

4.3. Деятельность Управления координируется заместителем руководителя Службы, выполняющим функции по организации деятельности Службы по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (куратором Управления).

4.4. Начальник и сотрудники Управления должны иметь соответствующее образование и соответствовать квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для государственных гражданских служащих.

4.5. Начальник Управления вправе:

4.5.1. проводить в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации контрольно-надзорные мероприятия в установленной сфере деятельности, принимать меры по устранению выявленных нарушений и их предупреждению, привлекать виновных к ответственности в установленном порядке;

4.5.2. вносить в установленном порядке предложения о назначении, переводе и увольнении работников Управления, наложении дисциплинарных взысканий на лиц, совершивших дисциплинарный проступок, а также о поощрении сотрудников за успешное и добросовестное исполнение служебных обязанностей;

4.5.3. представлять по согласованию с руководством Службы интересы Службы в государственных, научных, учебных, общественных и других организациях;

4.5.4. организовывать в установленном порядке совещания и семинары с участием государственных инспекций труда по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

4.5.5. давать сотрудникам Управления обязательные для исполнения письменные и устные распоряжения и поручения по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в пределах их должностных обязанностей и требовать от них отчета об исполнении указанных распоряжений и поручений;

4.5.6. отменять (изменять) предписания, заключения, иные решения руководителя государственной инспекции труда в субъектах Российской Федерации (его заместителя) Управления и государственных инспекций труда, незаконно и (или) необоснованно принятые ими при осуществлении контрольно-надзорной деятельности;

4.5.7. проводить производственные совещания с сотрудниками Управления;

4.5.8. подписывать служебную документацию в пределах своей компетенции;

4.5.9. устанавливать круг вопросов, относящихся к компетенции его заместителей, начальников отделов, организовывать их взаимодействие, осуществлять контроль за их деятельностью.

4.5.10. давать указания по проведению в соответствии с законодательством Российской Федерации работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Управления;

4.6. Начальник Управления несет персональную ответственность за невыполнение задач и функций, возложенных на Управление настоящим Положением, за сохранность имущества и документов, находящихся в ведении Управления, за обеспечение соблюдения работниками Управления служебного распорядка Службы, а также ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы.

4.6.1 Заместители начальника Управления организуют работы по выполнению функций в соответствии с их должностными регламентами.

4.6.2. В случае временного отсутствия начальника Управления один из его заместителей исполняет обязанности начальника Управления по решению руководителя Службы.