Распоряжение Правительства РФ от 29.03.2018 N 532-р "Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) по развитию производства минеральных удобрений на период до 2025 года"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 марта 2018 г. N 532-р
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") по развитию производства минеральных удобрений на период до 2025 года (далее - план).
2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, ответственным за реализацию плана:
обеспечить реализацию плана;
осуществлять взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при реализации плана;
ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Минпромторг России информацию о ходе реализации плана.
3. Минпромторгу России осуществлять мониторинг и контроль реализации плана и представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации плана один раз в год до 31 января года, следующего за отчетным годом.
4. Реализация плана осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на выполнение функций в сфере установленной деятельности.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утвержден
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 29 марта 2018 г. N 532-р
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОДСТВА
МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
I. Общее описание "дорожной карты"
1. Место и роль подотрасли минеральных удобрений
в экономике Российской Федерации
Производство минеральных удобрений - ключевая подотрасль химической промышленности Российской Федерации, занимающая одно из лидирующих мест в неуглеводородном несырьевом экспорте.
Объем производства продукции подотрасли минеральных удобрений в 2015 году составил 691 млрд. рублей в стоимостном выражении (28 процентов валового выпуска продукции химической промышленности и 1 процент в валовом внутреннем продукте). Вместе со смежными организациями компании - производители минеральных удобрений обеспечили рабочими местами более 100 тыс. человек.
Объем выпуска минеральных удобрений (в пересчете на 100 процентов действующего вещества), включая производство аммиака, увеличился за 2010 - 2016 годы на 18 процентов с 31,2 до 36,81 млн. тонн за счет увеличения загрузки действующих мощностей (например, по аммиаку с 88 процентов до 94 процентов, по калийным удобрениям - с 83 процентов до 91 процента (загрузка за 2015 год) и ввода дополнительных мощностей в размере 4,3 млн. тонн в год (в пересчете на 100 процентов действующего вещества). Дальнейший рост объема выпуска минеральных удобрений за счет повышения загрузки имеющихся мощностей невозможен - требуется ввод новых мощностей.
В связи с этим компаниями - производителями минеральных удобрений заявлено более 30 инвестиционных проектов по созданию новых и расширению существующих производств до 2030 года (общий объем - до 27 млн. тонн).
2. Состояние и перспективы внешнего и внутреннего рынков
минеральных удобрений
Рынок минеральных удобрений включает в себя 4 основных сегмента (азотные, фосфорные, калийные и сложные минеральные удобрения).
Основная часть производимых в Российской Федерации минеральных удобрений поставляется на экспорт ввиду ограниченных объемов потребления на внутреннем рынке (71 процент - экспортные поставки, 29 процентов - внутренний рынок, в том числе как сырье для производства сложных удобрений).
Наибольшие объемы производства минеральных удобрений приходятся на такие виды удобрений, как карбамид и аммиачная селитра (азотные удобрения), хлорид калия (калийные удобрения), аммофос, диаммофос и сложные удобрения (NPK).
Объемы внесения минеральных удобрений в Российской Федерации (по данным Федеральной службы государственной статистики) за 2008 - 2016 годы выросли на 17 процентов и составили в 2016 году 2,3 млн. тонн (в пересчете на 100 процентов действующего вещества).
Отгрузка минеральных удобрений отечественным сельскохозяйственным производителям (по данным некоммерческой организации "Российская ассоциация производителей удобрений") в 2016 году составила 2,95 млн. тонн (в пересчете на 100 процентов действующего вещества).
Несмотря на то, что в основных сельскохозяйственных регионах Российской Федерации объемы внесения минеральных удобрений сопоставимы с мировой практикой, средний уровень внесения минеральных удобрений в целом по стране остается на низком уровне (мировая практика - в США - 140 кг на 1 гектар, в Европейском союзе - 130 кг на 1 гектар, в Латинской Америке - 90 кг на 1 гектар).
Объем внесения минеральных удобрений в среднем по Российской Федерации (по данным Федеральной службы государственной статистики) в 2016 году составил 48,8 кг на 1 гектар, а в регионах с развитым сельским хозяйством - значительно больше. Так, в Центральном федеральном округе - 88,3 кг на 1 гектар, в Северо-Кавказском федеральном округе - 83,4 кг на 1 гектар, в Южном федеральном округе - 76,7 кг на 1 гектар. Дальнейший рост потребления минеральных удобрений потребует интенсификации сельского хозяйства в Северо-Западном федеральном округе, Дальневосточном федеральном округе, Приволжском федеральном округе, Уральском федеральном округе и Сибирском федеральном округе.
Развитие российского рынка минеральных удобрений до 2025 года будет сдерживаться низким уровнем платежеспособного спроса сельскохозяйственных производителей и отсутствием культуры использования минеральных удобрений. В целях поддержания отечественных сельскохозяйственных производителей и выполнения государственной задачи по импортозамещению и обеспечению продовольственной безопасности производители минеральных удобрений осуществляют отгрузки продукции на российский рынок со скидкой от 2 процентов до 12 процентов по отношению к экспортным ценам (оценка по итогам 2016 года).
Даже в условиях 2-кратного роста к 2025 году (на 7 процентов в год) объемов внесения в почву минеральных удобрений российскими сельскохозяйственными производителями потребность российского рынка не превысит 4 - 5 млн. тонн (в пересчете на 100 процентов действующего вещества) и обеспечит не более 40 процентов загрузки существующих мощностей. Подобная оценка объемов потребления минеральных удобрений дается в рамках оптимистичного сценария развития подотрасли минеральных удобрений.
Фактическая динамика российского рынка минеральных удобрений за 2008 - 2016 годы характеризуется ростом только на 17 процентов (1,6 процента в год).
Мировое потребление минеральных удобрений (по данным Международной ассоциации минеральных удобрений (International Fertilizer Association) в 2015 году составило 241 млн. тонн (в пересчете на 100 процентов действующего вещества). Крупнейшими потребителями минеральных удобрений являются Китай, Индия, Соединенные Штаты Америки, Бразилия и страны Европейского союза.
Увеличение мирового потребления минеральных удобрений к 2025 году прогнозируется на 15 - 20 процентов (на 1 процент - 3 процента в год), главным образом за счет стран Юго-Восточной Азии, Южной Америки и Африки.
На развитие внешнего рынка будут влиять:
усиление конкуренции во всех сегментах рынка из-за опережающего ввода новых мощностей в основных странах - производителях минеральных удобрений;
вытеснение из международной торговли участников с высокой себестоимостью производства минеральных удобрений;
формирование (за счет наращивания объемов производства в странах с доступом к дешевому сырью, инфраструктуре, финансированию) новых центров производства следующих видов минеральных удобрений:
азотные - Российская Федерация, Ближний Восток, Соединенные Штаты Америки, Тринидад и Тобаго и Европейский союз;
фосфорные и сложные - Российская Федерация, Марокко, Китай и Соединенные Штаты Америки;
калийные - Российская Федерация, Канада, Белоруссия и Туркменистан.
Ключевыми конкурентными факторами для развития российских компаний - производителей минеральных удобрений и усиления их позиции на внешнем рынке в долгосрочной перспективе становятся доступ к дешевому сырью и низкая себестоимость производства минеральных удобрений.
Перспективы развития российской подотрасли минеральных удобрений напрямую связаны с использованием возможностей по наращиванию экспортного потенциала.
Это обусловлено наличием конкурентных преимуществ для поставок на внешний рынок (российские производители обладают доступом ко всем ключевым видам сырья, а также хорошими показателями по операционной себестоимости) и ограниченностью спроса российского рынка минеральных удобрений (в долгосрочной перспективе российский рынок минеральных удобрений не может выступать драйвером роста подотрасли минеральных удобрений и ввода новых мощностей в силу ограниченности его масштабов и ценового дисконта по отношению к экспортному паритету).
Ключевыми вопросами являются сохраняющиеся риски возможного изменения налогового и таможенного законодательства Российской Федерации в части возможного введения экспортных пошлин на широкую номенклатуру минеральных удобрений, высокая стоимость финансирования реализации новых и модернизации существующих проектов, экологическое и технологическое регулирование, более жесткое по сравнению с другими странами - производителями минеральных удобрений, что значительно увеличивает стоимость новых российских инвестиционных проектов и ухудшает их конкурентоспособность по сравнению с мировыми аналогами.
В текущей рыночной конъюнктуре высокая стоимость капитала и увеличенные капитальные затраты на создание производств (по сравнению с конкурентами) приводят к тому, что основная часть новых инвестиционных проектов в Российской Федерации оказывается в зоне риска.
Так, при операционной себестоимости существующих мощностей по карбамиду на уровне 110 - 115 долларов США за тонну по базису франко-завод для новых производств себестоимость продукции с учетом стоимости капитала поднимается до уровня 235 - 240 долларов США за тонну.
В ситуации прогнозируемого снижения мировых цен на минеральные удобрения и значительного ухудшения экономических показателей инвестиционных проектов некоторые из них могут быть приостановлены или вообще прекращены.
Тем не менее снижение регуляторной и тарифной нагрузки, реализация мер по развитию инвестиционно-финансового обеспечения, а также иные меры поддержки могут значительно улучшить экономические показатели инвестиционных проектов и гарантировать их внедрение на территории Российской Федерации. В то же время рост тарифов естественных монополий или стоимости основных видов сырья может привести к увеличению срока реализации инвестиционных проектов или отказу российских компаний - производителей минеральных удобрений от инвестиционной деятельности, а также к приостановке ряда действующих в настоящее время производств.
Применение экспортных пошлин в мировой практике чаще всего вызвано необходимостью обеспечения минеральными удобрениями внутреннего рынка в условиях нехватки поставок локальным сельскохозяйственным производителям.
Подобный опыт использования экспортных пошлин для насыщения внутреннего рынка минеральными удобрениями является неприменимым для Российской Федерации. Это обусловлено преференциальным характером поставок минеральных удобрений российским сельскохозяйственным производителям (после 2009 года внутренний спрос удовлетворяется полностью (100 процентов).
3. Системные проблемы и ограничения подотрасли
минеральных удобрений в Российской Федерации
Системными проблемами в развитии подотрасли минеральных удобрений, сдерживающими рост производства минеральных удобрений и эффективное использование имеющихся запасов минерального сырья в Российской Федерации, являются:
низкая конкурентоспособность на мировом рынке инвестиционных проектов строительства новых и модернизации существующих производств минеральных удобрений в Российской Федерации на фоне обострения глобальной конкуренции;
ограниченная емкость внутреннего рынка минеральных удобрений и низкие темпы его роста.
Основными факторами, обусловливающими появление системных проблем в развитии производства минеральных удобрений в Российской Федерации, являются:
наличие действующих импортных ограничений (тарифные и нетарифные меры торговой защиты) в отношении российских минеральных удобрений в ряде стран - потребителей минеральных удобрений;
более высокая стоимость капитала для реализации инвестиционных проектов по расширению производственных мощностей (по сравнению с ключевыми конкурентами);
отсутствие связи тарифов на железнодорожные перевозки с ценовой конъюнктурой на мировом рынке и инвестиционной нагрузкой на компании - производители минеральных удобрений при реализации инвестиционных проектов строительства новых и модернизации существующих производств минеральных удобрений;
существующий и (или) прогнозный дефицит пропускной способности на ключевых направлениях отгрузки продукции;
риск неконтролируемого и (или) необоснованного роста тарифов на газ и электрическую энергию;
низкий уровень развития инфраструктуры хранения и смешивания минеральных удобрений в ряде регионов Российской Федерации;
дефицит современной техники для внесения удобрений у отечественных сельскохозяйственных производителей;
высокая стоимость привлечения оборотных средств предприятиями агропромышленного комплекса для приобретения минеральных удобрений;
более жесткие нормы по сравнению с основными конкурентными регионами, невозможность применения риск-ориентированного подхода в части обеспечения безопасности (экологической, промышленной, пожарной и др.);
высокая степень неопределенности относительно возможных изменений налоговой и таможенной политики в отношении подотрасли минеральных удобрений.
4. Цели и задачи развития производства минеральных
удобрений в Российской Федерации
Для реализации государственной политики в области производства минеральных удобрений необходимо достичь следующих целей:
сохранение текущей доли Российской Федерации на мировом рынке минеральных удобрений и наращивание экспортного потенциала продукции глубокой переработки минерального сырья;
обеспечение потребностей отечественных предприятий агропромышленного комплекса в минеральных удобрениях;
минимизация негативного воздействия на окружающую среду на базе внедрения наилучших доступных технологий.
Достижение целей государственной политики в области производства минеральных удобрений обеспечивается решением следующих задач:
государственная поддержка экспортных поставок отечественных минеральных удобрений по согласованным направлениям (отказ от введения экспортных пошлин, негативно влияющих на конкурентоспособность российской продукции на внешнем рынке);
стимулирование инвестиционной деятельности производителей минеральных удобрений;
развитие внутреннего рынка минеральных удобрений, включая стимулирование использования минеральных удобрений в растениеводстве и развитие национальной логистической инфраструктуры подотрасли минеральных удобрений;
снижение влияния инфраструктурных ограничений;
повышение эффективности регулирования в области экологии, промышленной безопасности и капитального строительства;
стабилизация системы налогового и таможенного регулирования.
Решение задач государственной политики в области производства минеральных удобрений предусматривается реализовать путем применения законодательных, организационно-технических и финансово-экономических механизмов в рамках реализации настоящего плана.
Мониторинг эффективности реализации мероприятий настоящего плана будет осуществляться в рамках мониторинга реализации Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года в соответствии с пунктом 34 раздела X Плана мероприятий по реализации Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 г. N 954-р, по целевым показателям реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию производства минеральных удобрений на период до 2025 года согласно приложению.
II. План мероприятий
Наименование мероприятия |
Вид документа |
Срок выполнения мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Повышение конкурентоспособности производителей минеральных удобрений на внутреннем и внешнем рынках. Развитие внутреннего спроса, поддержка экспорта и развитие конкуренции |
|||
1. Подготовка предложений: по разработке рекомендаций по интегрированному применению минеральных удобрений в системах земледелия с учетом региональных особенностей производства сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации; по стимулированию внедрения современных технологий земледелия сельскохозяйственными производителями с использованием действующих механизмов государственной поддержки (в том числе по повышению использования комплексных минеральных удобрений); по совершенствованию механизмов поддержки сельскохозяйственных производителей, в том числе за счет пересмотра системы субсидирования и ее дифференциации в зависимости от степени интенсификации сельскохозяйственного производства |
доклад в Правительство Российской Федерации с проектом акта Правительства Российской Федерации и проектами ведомственных актов (при необходимости) |
ноябрь 2018 г. |
Минпромторг России, Минсельхоз России, ФАНО России с участием заинтересованных организаций |
2. Одобрение и распространение рекомендаций по интегрированному применению минеральных удобрений в системах земледелия с учетом региональных особенностей производства сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации |
ведомственный акт Минсельхоза России |
февраль 2019 г. |
Минсельхоз России, Минпромторг России, ФАНО России с участием заинтересованных организаций |
3. Подготовка предложений по развитию сети дистрибуции минеральных удобрений для стабильного обеспечения сельскохозяйственных производителей Российской Федерации |
доклад в Правительство Российской Федерации с проектами соответствующих правовых актов |
июль 2019 г. |
Минпромторг России, Минсельхоз России, Минэкономразвития России с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций |
4. Разработка прогнозного плана внесения сельскохозяйственными производителями минеральных удобрений по субъектам Российской Федерации на среднесрочный период (до 2025 года) |
ведомственный акт Минсельхоза России |
июнь 2018 г. |
Минсельхоз России, Минпромторг России с участием заинтересованных организаций |
5. Реализация пилотного проекта по выводу одного из видов минеральных удобрений на биржу в целях решения вопроса целесообразности разработки механизма биржевых торгов минеральными удобрениями |
доклад в Правительство Российской Федерации с приложением ведомственного акта (при необходимости) |
декабрь 2018 г. |
ФАС России с участием заинтересованных организаций |
Стимулирование инвестиционной деятельности производителей минеральных удобрений |
|||
6. Внесение изменений в акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования механизмов поддержки новых инвестиционных проектов по развитию производства минеральных удобрений на территории Российской Федерации |
проект акта Правительства Российской Федерации |
март 2019 г. |
Минпромторг России, Минэкономразвития России, Минфин России с участием заинтересованных организаций |
7. Подготовка предложений по стратегическому планированию развития и рациональному использованию минерально-сырьевой базы неметаллических полезных ископаемых (фосфатов и солей калийных) Российской Федерации для устойчивого развития производства минеральных удобрений |
доклад в Правительство Российской Федерации с приложением ведомственного акта Роснедр |
апрель 2019 г. |
Минпромторг России, Минприроды России, Роснедра с участием заинтересованных организаций |
8. Формирование перспективного портфеля инвестиционных проектов в отрасли производства минеральных удобрений на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный (до 2030 года) периоды в рамках приложения N 12 к Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года |
акт Правительства Российской Федерации |
июнь 2018 г. |
Минпромторг России, Минэкономразвития России с участием заинтересованных организаций |
Содействие развитию инфраструктуры и транспортного обеспечения производств минеральных удобрений |
|||
9. Подготовка предложений по корректировке программ Минтранса России по развитию транспортной инфраструктуры с учетом планов развития компаний по производству минеральных удобрений |
доклад в Правительство Российской Федерации с проектом акта Правительства Российской Федерации (при необходимости) |
октябрь 2018 г. (далее по мере поступления предложений) |
Минпромторг России, Минэкономразвития России, Минтранс России с участием заинтересованных организаций |
10. Внесение изменения в пункт 6 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в части снятия ограничений на развитие морских перегрузочных мощностей путем исключения запрета на размещение складов агрохимикатов и пестицидов (в том числе минеральных удобрений, включая аммиачную селитру и ее производные) на территории морских торговых портов |
проект федерального закона |
декабрь 2018 г. |
Минпромторг России, Минприроды России, Минтранс России с участием заинтересованных организаций |
Совершенствование технического и экологического регулирования |
|||
11. Гармонизация состава и содержания требований к опасным производственным объектам в части: унификации таких понятий, как уровень ответственности, ответственность, содержащихся в Градостроительном кодексе Российской Федерации и в федеральных законах "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; исключения из пункта 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", требования к представлению в составе материалов положительного заключения государственной экологической экспертизы в целях синхронизации проведения государственной строительной экспертизы и экологической экспертизы |
проект федерального закона, проект акта Правительства Российской Федерации |
июль 2019 г. |
Минпромторг России, Минстрой России, Минприроды России, Ростехнадзор с участием заинтересованных организаций |
12. Разработка и актуализация нормативных документов в области капитального строительства при создании новых (модернизации) производственных объектов по производству минеральных удобрений |
проект нормативного документа |
август 2019 г. (далее ежегодно, по мере поступления предложений от заинтересованных организаций) |
Минстрой России, Минпромторг России с участием заинтересованных организаций |
13. Разработка и утверждение региональных нормативов качества воды водных объектов в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимой концентрации вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения |
ведомственный акт Минсельхоза России |
июнь 2019 г. |
Минсельхоз России, Минпромторг России, Росрыболовство с участием заинтересованных организаций |
14. Внесение изменения в статью 16 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в части отмены плановых проверок опасных производственных объектов, на которых внедрена система дистанционного мониторинга состояния промышленной безопасности |
проект федерального закона |
сентябрь 2019 г. |
Минпромторг России, Минэкономразвития России, Ростехнадзор, Роспотребнадзор с участием заинтересованных организаций |
15. Упрощение процедуры регистрации новых видов удобрений в части: внедрения принципа регистрации компонентов сложных удобрений, а также разрешительного принципа использования сложных удобрений, сформированных на базе разрешенных компонентов; разработки и утверждения определения сложных удобрений, использующих различные концентрации питательных элементов (компонентов); внесения изменений в принципы формирования паспортов безопасности для различных видов сложных удобрений |
ведомственный акт Минсельхоза России, ведомственный акт Росстандарта |
октябрь 2018 г. |
Минпромторг России, Минсельхоз России, Росстандарт с участием заинтересованных организаций |
16. Определение критериев отнесения минеральных удобрений и (или) отдельных видов минеральных удобрений к высокотехнологичным видам химической продукции |
ведомственный акт Минпромторга России |
декабрь 2018 г. |
Минпромторг России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций |
Приложение
к плану мероприятий ("дорожной карте")
по развитию производства минеральных
удобрений на период до 2025 года
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") ПО РАЗВИТИЮ
ПРОИЗВОДСТВА МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Наименование контрольного показателя |
Значение (2016 год) |
Целевое значение |
|
2020 год |
2025 год |
||
Объем производства минеральных удобрений (в пересчете на 100 процентов питательных веществ), млн. тонн |
20,8 |
24,1 |
28 |
Удобрения азотные минеральные или химические (в пересчете на 100 процентов N), млн. тонн |
9,5 |
11,7 |
12,3 |
Удобрения фосфорные минеральные или химические (в пересчете на 100 процентов P2O5), млн. тонн |
3,6 |
3,8 |
4 |
Удобрения калийные минеральные или химические (в пересчете на 100 процентов K2O), млн. тонн |
7,8 |
8,6 |
11,7 |
Доля экспорта в объеме выпуска минеральных удобрений (в натуральном выражении), процентов |
71 |
75 |
75 |
Доля экспорта в объеме выпуска азотных удобрений (в натуральном выражении), процентов |
63 |
65 |
65 |
Доля экспорта в объеме выпуска фосфорных удобрений (в натуральном выражении), процентов |
80 |
80 |
78 |
Доля экспорта в объеме выпуска калийных удобрений (в натуральном выражении), процентов |
87 |
88 |
89 |
Объем внесения минеральных удобрений сельскохозяйственными производителями (в пересчете на 100 процентов питательных веществ), кг на 1 гектар |
48,8 |
54 |
60 |