Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Постановление Правительства РФ от 03.07.2014 N 614 (ред. от 10.07.2020) "О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования (вместе с Правилами аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования)"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 июля 2014 г. N 614

О ПОРЯДКЕ

АТТЕСТАЦИИ НА ПРАВО ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ

ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА, ВЫДАЧИ СЕРТИФИКАТА ЭКСПЕРТА НА ПРАВО

ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА И

ЕГО АННУЛИРОВАНИЯ

В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования.

2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по применению настоящего постановления.

3. Реализация Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности его работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных ему в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением подпункта "а" пункта 40 Правил, утвержденных настоящим постановлением, вступающего в силу с 1 января 2015 г.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 3 июля 2014 г. N 614

ПРАВИЛА

АТТЕСТАЦИИ НА ПРАВО ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ

УСЛОВИЙ ТРУДА, ВЫДАЧИ СЕРТИФИКАТА ЭКСПЕРТА НА ПРАВО

ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА

И ЕГО АННУЛИРОВАНИЯ

1. Настоящие Правила определяют порядок аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи и аннулирования сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (далее соответственно - аттестация, сертификат эксперта), а также срок его действия.

2. Лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требованиям:

а) наличие высшего образования;

б) наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем 72 часа;

в) наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее 3 лет.

3. Экспертом признается лицо, прошедшее в соответствии с настоящими Правилами аттестацию и получившее сертификат эксперта (далее - эксперт).

4. Аттестация проводится без взимания платы.

5. Аттестация лица, претендующего на получение сертификата эксперта (далее - заявитель), предусматривает:

а) рассмотрение представленных заявителем заявления и документов, подтверждающих его соответствие требованиям, указанным в пункте 2 настоящих Правил;

б) проверку знаний заявителя по проведению специальной оценки условий труда (аттестационное испытание).

6. Заявитель представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации следующие документы:

а) заявление в произвольной форме, подписанное заявителем лично, в котором последовательно указываются следующие сведения о заявителе:

фамилия, имя, отчество (при наличии);

наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя;

контактная информация (почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номер контактного телефона (при наличии);

сведения об имеющемся высшем образовании (наименование образовательной организации, проводившей обучение, направление подготовки (специальность), наименование, номер и дата выдачи документа об образовании);

сведения об имеющемся дополнительном профессиональном образовании (наименование организации, проводившей обучение, наименование дополнительной профессиональной программы и количество часов, предусмотренных в соответствующей дополнительной профессиональной программе на изучение вопросов оценки условий труда, номер и дата выдачи документа о квалификации);

сведения об опыте практической работы в области оценки условий труда (наименование работодателя, перечень работ, выполнявшихся в области оценки условий труда, стаж работы в области оценки условий труда);

согласие на обработку персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) копия документа об образовании, подтверждающего наличие высшего образования;

в) копия документа о квалификации, подтверждающего наличие дополнительного профессионального образования, дополнительной профессиональной программой которого предусмотрено изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем 72 часа;

г) копия трудовой книжки, и (или) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, и (или) копии документов, подтверждающих наличие опыта практической работы в области оценки условий труда.

7. Заявление и документы, указанные в пункте 6 настоящих Правил (далее - документы), могут быть представлены (направлены) заявителем в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на бумажном носителе лично или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).

В случае направления документов в виде электронного документа они должны быть подписаны видом электронной подписи, который установлен законодательством Российской Федерации для подписания таких документов.

8. Документы рассматриваются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 20 рабочих дней со дня их регистрации в Министерстве.

9. По результатам рассмотрения представленных заявителем документов Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации принимает решение о допуске заявителя к аттестационному испытанию или об отказе в аттестации.

10. Основанием для принятия решения об отказе в аттестации является:

а) несоответствие заявителя требованиям, указанным в пункте 2 настоящих Правил;

б) несоответствие представленных заявителем документов требованиям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, или их представление не в полном объеме;

в) представление подложных документов или заведомо ложных сведений.

11. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации информирует заявителя о принятом решении в течение 5 рабочих дней со дня его принятия посредством направления соответствующего уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий - в случае направления документов в виде электронного документа.

В случае принятия решения об отказе в аттестации Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обеспечивает возвращение заявителю документов, представленных на бумажном носителе.

В случае отказа в аттестации по основанию, указанному в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, заявитель вправе после его устранения повторно подать документы в порядке, установленном пунктами 6 и 7 настоящих Правил.

12. Уведомление Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о допуске к аттестационному испытанию содержит фамилию, имя и отчество (при наличии) заявителя, информацию о дате, времени и месте проведения аттестационного испытания, а также логин и пароль доступа заявителя к системе тестирования.

13. Заявитель проходит аттестационное испытание лично.

14. Аттестационное испытание проводится на русском языке в форме дистанционного тестирования (далее - тестирование).

15. Тестирование проводится по тестовым вопросам, которые размещаются для ознакомления на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

16. Заявитель должен прибыть в указанные в уведомлении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о допуске к аттестационному испытанию дату, время и место для прохождения тестирования, имея при себе это уведомление и документ, удостоверяющий личность.

В случае если заявитель не может по уважительной причине прибыть в установленные дату и время для прохождения тестирования, ему предоставляется возможность (по его письменному заявлению) пройти тестирование в иные дату и время, но не позднее 2 месяцев с даты тестирования, указанной в имеющемся у заявителя уведомлении о допуске к аттестационному испытанию. При этом заявителю направляется новое уведомление о допуске к аттестационному испытанию с указанием даты, времени и места проведения тестирования.

Заявление, оформленное в произвольной форме с указанием причины невозможности прибытия для прохождения тестирования и подписанное заявителем лично, представляется в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не позднее одного дня до даты прохождения тестирования, указанной в уведомлении о допуске к аттестационному испытанию.

17. В случае неявки заявителя в дату, время и место, установленные для прохождения тестирования, и непредставления им в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации мотивированного заявления Министерство принимает решение о неудовлетворительном результате прохождения заявителем аттестационного испытания.

18. Заявитель допускается к тестированию после удостоверения его личности уполномоченным должностным лицом, ответственным за проведение тестирования. Уполномоченное должностное лицо вправе оказывать заявителю техническую помощь в работе с системой тестирования.

19. Во время тестирования может осуществляться видеофиксация прохождения заявителем процедуры тестирования.

20. В ходе проведения тестирования не допускается использование заявителем специальной, справочной и иной литературы, письменных заметок, средств мобильной связи и иных средств хранения и передачи информации. Разговоры между заявителями в процессе проведения тестирования не допускаются.

При нарушении указанных требований заявитель удаляется с тестирования уполномоченным должностным лицом, ответственным за проведение тестирования. Результат прохождения таким заявителем аттестационного испытания признается неудовлетворительным.

21. Заявитель регистрируется в системе тестирования, используя логин и пароль доступа, указанные в уведомлении о допуске к аттестационному испытанию.

22. При прохождении тестирования заявитель отвечает на 40 тестовых вопросов, сформированных в системе тестирования, в течение 40 минут.

Заявитель должен выбрать один или несколько правильных, по его мнению, ответов на тестовый вопрос из нескольких предложенных в системе тестирования вариантов ответов и подтвердить свой ответ (ответы).

Тестирование завершается заявителем после того, как он ответил на все вопросы теста, либо автоматически по истечении отведенного лимита времени.

23. Результат тестирования отображается в системе тестирования в электронном виде в форме протокола, в котором содержатся фамилия, имя и отчество (при наличии) заявителя, дата тестирования, количество правильных ответов на тестовые вопросы, итоговый результат тестирования.

Электронная форма протокола (протоколов) тестирования сохраняется в системе тестирования. Заявителю вручается копия протокола тестирования.

24. При наличии правильных ответов не менее чем на 36 тестовых вопросов Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации принимает решение об удовлетворительном результате прохождения аттестационного испытания.

В остальных случаях Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации принимает решение о неудовлетворительном результате прохождения заявителем аттестационного испытания.

25. В случае неудовлетворительного результата прохождения заявителем аттестационного испытания ему предоставляется право в течение 30 дней пройти повторное тестирование, но не более 2 раз.

Повторное тестирование проводится не ранее чем через 7 дней с даты последнего тестирования заявителя.

26. Итоговое решение о результате прохождения заявителем аттестационного испытания принимается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по результатам последнего пройденного им тестирования.

27. По результатам аттестационного испытания Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации принимает решение об аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (в случае удовлетворительного результата прохождения заявителем аттестационного испытания) или об отказе в аттестации (в случае неудовлетворительного результата прохождения заявителем аттестационного испытания).

28. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации оформляет в течение 15 рабочих дней со дня проведения аттестационного испытания сертификат эксперта, который вручается эксперту непосредственно или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

29. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации информирует заявителя об отказе в аттестации в течение 15 рабочих дней со дня проведения аттестационного испытания посредством направления ему соответствующего уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий - в случае направления документов в виде электронного документа.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обеспечивает возвращение заявителю документов, представленных на бумажном носителе.

30. Заявитель вправе обжаловать решение Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об отказе в аттестации посредством представления (направления) в комиссию по рассмотрению апелляций на результаты аттестации (далее - комиссия) соответствующей апелляции, содержащей мотивированное обоснование своей позиции.

Апелляция может быть подана в 2-месячный срок со дня принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения об отказе в аттестации.

К апелляции заявитель прикладывает документы, ранее представлявшиеся в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для прохождения аттестации, а также копию оспариваемого решения.

31. Комиссия создается при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации.

Состав комиссии утверждается приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

В состав комиссии включаются представители федеральных органов государственной власти (50 процентов) и представители научных, общественных организаций, объединений профессиональных союзов и работодателей (50 процентов).

Состав комиссии подлежит обновлению в части представителей научных, общественных организаций, объединений профессиональных союзов и работодателей на одну треть один раз в 2 года.

32. Регламент работы комиссии определяется комиссией самостоятельно.

33. К рассмотрению комиссией не принимаются апелляции в отношении содержания и структуры вопросов аттестационного испытания и в отношении нарушения заявителем порядка проведения аттестационного испытания.

34. Заявитель и (или) его представитель, уполномоченный в установленном законодательством Российской Федерации порядке, вправе участвовать в заседании комиссии, высказывать свое мнение по существу рассматриваемого вопроса, предоставлять дополнительные сведения.

35. Комиссия рассматривает апелляцию в течение 3 месяцев со дня ее поступления в комиссию, принимает решение о ее удовлетворении или отклонении и информирует о принятом решении лицо, подавшее апелляцию.

36. Срок действия сертификата эксперта составляет 5 лет со дня его выдачи.

Срок действия сертификата не продлевается, и по его окончании эксперт для выполнения работ по специальной оценке условий труда должен вновь пройти аттестацию в соответствии с настоящими Правилами.

37. В случае изменения фамилии, имени, отчества эксперт обращается в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с заявлением о переоформлении сертификата эксперта.

В случае утраты сертификата эксперта, его порчи (повреждения) эксперт вправе обратиться в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с заявлением о предоставлении дубликата сертификата эксперта.

38. В заявлении о переоформлении сертификата эксперта (предоставлении дубликата сертификата эксперта) указываются:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) эксперта;

б) при изменении фамилии, имени, отчества - основания изменения;

в) при утрате сертификата эксперта - обстоятельства утраты;

г) при порче (повреждении) сертификата эксперта - обстоятельства и характер повреждений, исключающих возможность дальнейшего использования сертификата эксперта, с приложением поврежденного сертификата эксперта.

39. Выдача сертификата эксперта в связи с его переоформлением (дубликата сертификата эксперта) осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления.

На дубликате сертификата эксперта штампом синего цвета проставляется слово "дубликат".

40. Сертификат эксперта может быть аннулирован по решению Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в случае:

а) назначения в отношении эксперта административного наказания в виде дисквалификации, вступившего в законную силу;

б) установления факта представления экспертом для прохождения аттестации подложных документов или заведомо ложных сведений;

в) установления факта разглашения конфиденциальных сведений, полученных при осуществлении профессиональной деятельности и составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

41. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании сертификата эксперта направляет эксперту соответствующее уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

42. Лицо, сертификат эксперта которого аннулирован, вправе представить документы для прохождения аттестации не ранее чем через 3 года со дня принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения об аннулировании сертификата эксперта.

43. Действия (бездействие) должностных лиц Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с настоящими Правилами могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке или в досудебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.