Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Приказ Минтруда России от 18.02.2013 N 64 "О методических рекомендациях по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет"

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 18 февраля 2013 г. N 64

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

ПО РАЗРАБОТКЕ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ

ДЛЯ СОВМЕЩЕНИЯ ЖЕНЩИНАМИ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

С ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТЬЮ, А ТАКЖЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (ПЕРЕОБУЧЕНИЯ) ЖЕНЩИН,

НАХОДЯЩИХСЯ В ОТПУСКЕ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ

ДО ДОСТИЖЕНИЯ ИМ ВОЗРАСТА ТРЕХ ЛЕТ

В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мероприятиях по реализации демографической политики Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2343) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (далее - методические рекомендации).

2. Департаменту занятости населения (С.М. Нечаева), Департаменту демографической политики и социальной защиты населения (О.В. Самарина), Департаменту оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства (М.С. Маслова) давать разъяснения, связанные с применением методических рекомендаций.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Т.В. Блинову.

Министр

М.ТОПИЛИН

Утверждены

приказом Министерства труда

и социальной защиты

Российской Федерации

от 18 февраля 2013 г. N 64

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ

ДЛЯ СОВМЕЩЕНИЯ ЖЕНЩИНАМИ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

С ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТЬЮ, А ТАКЖЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (ПЕРЕОБУЧЕНИЯ) ЖЕНЩИН,

НАХОДЯЩИХСЯ В ОТПУСКЕ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ

ДО ДОСТИЖЕНИЯ ИМ ВОЗРАСТА ТРЕХ ЛЕТ

I. Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации подготовлены в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мероприятиях по реализации демографической политики Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2343) в целях унификации подходов к разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (далее - методические рекомендации).

2. Методические рекомендации содержат единые подходы к разработке мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (далее - меры), и расчету численности женщин, на которых распространяются указанные меры.

3. Методические рекомендации определяют показатели для оценки эффективности реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер (далее - показатели) и порядок их расчета.

II. Единые подходы к разработке мер и расчету численности

женщин, на которых распространяются указанные меры

4. В целях создания условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью и профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации разрабатываются региональные программы (комплексы мер, планы мероприятий), утверждаемые в установленном порядке, включающие следующие направления:

обеспечение доступности дошкольных образовательных организаций, детских оздоровительных организаций;

применение гибких форм занятости и дистанционной занятости;

содействие трудоустройству женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, в том числе содействие самозанятости населения;

организация профессиональной ориентации и профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, включая информирование о возможности профессионального обучения указанной категории женщин;

другие направления.

Разработка региональной программы (комплекса мер, плана мероприятий) в качестве самостоятельного документа целесообразна в том случае, если в действующих на территории субъекта Российской Федерации программных документах (программах социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, других программах) не предусмотрена реализация мероприятий, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью и профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

5. Региональные программы (комплексы мер, планы мероприятий) рекомендуется разрабатывать на срок не менее трех лет. Срок реализации региональной программы (комплекса мер, плана мероприятий) ежегодно пролонгируется на год или по окончании срока реализации разрабатывается новая региональная программа (комплекс мер, план мероприятий) на следующий срок, не менее трех лет.

6. Меры, направленные на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, реализуются в отношении незанятых женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, численность которых определяется по результатам обследования населения по проблемам занятости, проводимого Федеральной службой государственной статистики, как численность незанятых женщин в возрасте 25 - 44 лет, имеющих детей в возрасте до 18 лет.

7. Меры по организации профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, реализуются в отношении женщин данной категории, обратившихся в органы службы занятости субъектов Российской Федерации.

Численность женщин, на которых распространяются указанные меры, определяется по данным федерального статистического наблюдения по форме 2-Т (трудоустройство) "Сведения о предоставлении государственных услуг в области содействия занятости населения", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 14 марта 2012 г. N 65 "Об утверждении статистического инструментария для организации Рострудом федерального статистического наблюдения за деятельностью по содействию занятости населения" (строка 38, графа 1 раздела I "Состав граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы").

III. Показатели для оценки эффективности

реализуемых органами исполнительной власти субъектов

Российской Федерации мер и порядок их расчета

8. Оценка эффективности реализации мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, проводится методом сравнительного анализа изменений значений следующих показателей:

уровень занятости женщин в возрасте 25 - 44 лет;

уровень обеспеченности детей местами в дошкольных образовательных организациях;

удельный вес детей, прошедших оздоровление в организациях отдыха детей и их оздоровления, в общей численности детей, нуждающихся в оздоровлении;

наличие в коллективных договорах организаций и региональных соглашениях льгот и преимуществ для женщин, имеющих детей до 18 лет, сверх установленных законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями;

наличие преференций для женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, предусматривающих меры по содействию самозанятости населения и поддержке предпринимательства;

удельный вес вакансий, предусматривающих возможность установления неполного рабочего дня, неполной рабочей недели, гибкого графика работы, посменной и надомной работы, в общем количестве вакансий, заявленных в органы службы занятости.

9. Оценка эффективности реализации мер по организации профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проводится методом сравнительного анализа изменения значений следующих показателей:

удельный вес женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, направленных на профессиональное обучение (переобучение), в общей численности женщин данной категории, обратившихся в органы службы занятости субъекта Российской Федерации;

количество жалоб, поступивших от женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, обратившихся в органы службы занятости субъекта Российской Федерации, в связи с отказом в направлении на профессиональное обучение (переобучение).

10. Значения показателей анализируются в динамике за отчетный год. Оценка показателя производится путем сравнения его значения в отчетном году со значением предыдущего года.

11. Показатели для оценки эффективности реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер приведены в приложении к методическим рекомендациям.

12. Доклады высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации о реализации мер направляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации ежегодно, до 15 марта года, следующим за отчетным годом.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации ежегодно, до 1 апреля, осуществляет подготовку и направление в Правительство Российской Федерации доклада о реализации мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, в целом по Российской Федерации.

Приложение

к методическим рекомендациям

по разработке органами

исполнительной власти субъектов

Российской Федерации мер,

направленных на создание условий

для совмещения женщинами обязанностей

по воспитанию детей с трудовой

занятостью, а также на организацию

профессионального обучения

(переобучения) женщин, находящихся

в отпуске по уходу за ребенком

до достижения им возраста трех лет,

утвержденным приказом Министерства

труда и социальной защиты

Российской Федерации

от 18 февраля 2013 г. N 64

ПОКАЗАТЕЛИ

ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗУЕМЫХ ОРГАНАМИ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕР,

НАПРАВЛЕННЫХ НА СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОВМЕЩЕНИЯ ЖЕНЩИНАМИ

ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТЬЮ,

А ТАКЖЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

(ПЕРЕОБУЧЕНИЯ) ЖЕНЩИН, НАХОДЯЩИХСЯ В ОТПУСКЕ ПО УХОДУ

ЗА РЕБЕНКОМ ДО ДОСТИЖЕНИЯ ИМ ВОЗРАСТА ТРЕХ ЛЕТ

N п/п

Наименование показателя

Критерий оценки показателя

Источник данных, методика расчета показателя

1.

Уровень занятости женщин в возрасте 25 - 44 лет

Показатель отражает достигнутый в отчетном году уровень занятости женщин в возрасте 25 - 44 лет.

Рост значения показателя в отчетном году по сравнению с предыдущим годом свидетельствует об эффективности принятых мер.

Данные Федеральной службы государственной статистики о численности женщин (по результатам Всероссийской переписи населения 2010 года, обследования населения по проблемам занятости).

Показатель рассчитывается как отношение численности занятых женщин в возрасте 25 - 44 к общей численности женщин в возрасте 25 - 44 лет (в процентах).

2.

Уровень обеспеченности детей местами в дошкольных образовательных организациях

Оценивает возможность устройства детей в дошкольные образовательные организации в целях выхода на работу.

Рост значения показателя в отчетном году по сравнению с предыдущим годом свидетельствует об эффективности принятых мер.

Данные органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Показатель рассчитывается как отношение численности детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, устроенных в дошкольные образовательные организации, к общей численности детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, состоящих на учете для поступления в дошкольные образовательные организации (в процентах).

3.

Удельный вес детей, прошедших оздоровление в организациях отдыха детей и их оздоровления, в общей численности детей, нуждающихся в оздоровлении

Характеризует усилия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению возможности совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью.

Рост значения показателя в отчетном году по сравнению с предыдущим годом свидетельствует об эффективности принятых мер.

Данные органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Показатель рассчитывается как отношение численности детей в возрасте до 18 лет, прошедших оздоровление, к численности детей в возрасте до 18 лет, подлежащих оздоровлению в организациях отдыха детей и их оздоровления (в процентах).

4.

Наличие в коллективных договорах организаций и региональных соглашениях льгот и преимуществ для женщин, имеющих детей до 18 лет, сверх установленных трудовым законодательством

Оценивается привлекательность для женщин условий труда, позволяющих совмещать обязанности по воспитанию детей с трудовой занятостью.

Рост значения показателя в отчетном году по сравнению с предыдущим годом свидетельствует об эффективности принятых мер.

Данные органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Показатель рассчитывается как отношение количества коллективных договоров организаций, региональных и отраслевых соглашений, предусматривающих льготы и преимущества для женщин, имеющих детей, сверх установленных трудовым законодательством, к общему количеству коллективных договоров и региональных соглашений (в процентах).

5.

Наличие преференций для женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, предусматривающих меры по содействию самозанятости населения и поддержке предпринимательства

Оценивается возможность совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью.

Наличие преференций в отчетном году свидетельствует об эффективности принятых мер.

Данные органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Наличие норм в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, предусматривающих преференции для женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет.

6.

Удельный вес вакансий с особым режимом работы (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, гибкий график работы, посменная работа, надомная работа) в общем количестве вакансий, заявленных в органы службы занятости

Оценивается возможность совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью.

Рост значения показателя в отчетном году по сравнению с предыдущим годом свидетельствует об эффективности принятых мер.

Данные органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости (регистр), федерального статистического наблюдения по форме 2-Т (трудоустройство).

Отношение количества вакансий для трудоустройства на условиях неполного рабочего дня, неполной рабочей недели, гибкого графика работы, посменной работы, надомной работы, заявленных в органы службы занятости, к общему количеству вакансий, заявленных в органы службы занятости.

7.

Удельный вес женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, направленных на профессиональное обучение (переобучение), в общей численности женщин данной категории, обратившихся в органы службы занятости субъекта Российской Федерации

Характеризует вовлеченность женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, обратившихся в органы службы занятости, в профессиональное обучение (переобучение).

Рост значения показателя в отчетном году по сравнению с предыдущим годом свидетельствует об эффективности принятых мер.

Данные органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федерального статистического наблюдения по форме 2-Т (трудоустройство).

Отношение численности женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, направленных на профессиональное обучение (переобучение), к общей численности женщин данной категории, обратившихся в органы службы занятости субъекта Российской Федерации.

8.

Количество жалоб, поступивших от женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, обратившихся в органы службы занятости субъекта Российской Федерации, в связи с отказом в направлении на профессиональное обучение (переобучение)

Характеризует усилия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по созданию условий для профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Снижение значения показателя в отчетном году по сравнению с предыдущим годом свидетельствует об эффективности принятых мер.

Данные Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Количество жалоб, поступивших в Минтруд России от женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, получивших отказ в направлении их на профессиональное обучение (переобучение).