Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Приказ Минтруда России от 14.09.2023 N 717н

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 14 сентября 2023 г. N 717н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

"СПЕЦИАЛИСТ ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ"

В соответствии с пунктом 20 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. N 580, приказываю:

1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист по работе с семьей".

2. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 683н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по работе с семьей" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30849).

3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.

Министр

А.О.КОТЯКОВ

Утвержден

приказом Министерства труда

и социальной защиты

Российской Федерации

от 14 сентября 2023 г. N 717н

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СПЕЦИАЛИСТ ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ

13

Регистрационный номер

I. Общие сведения

Предоставление социальных услуг и осуществление социального сопровождения граждан, семей, семей с детьми, а также восстановление семейного и детского благополучия, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

03.009

(наименование вида профессиональной деятельности)

код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Оказание помощи разным типам семей и социальной поддержки семьям с детьми на основе выявления семейного неблагополучия с помощью различных технологий, разработки программы реабилитации, реинтеграции ребенка и семьи в социум с привлечением ближайшего окружения для изменения отношений между членами семьи, оздоровления социально-психологической обстановки в семье, повышения ответственности родителей за воспитание детей

Группа занятий:

1344

Руководители служб в сфере социального обеспечения

2635

Специалисты в области организации и ведения социальной работы

(код ОКЗ <1>)

(наименование)

(код ОКЗ)

(наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:

87.90

Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая

88.91

Предоставление услуг по дневному уходу за детьми

88.99

Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки

(код ОКВЭД <2>)

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих

в профессиональный стандарт (функциональная карта вида

профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

код

наименование

уровень квалификации

наименование

код

уровень (подуровень) квалификации

A

Деятельность по оказанию социальных услуг и социальной помощи гражданам, семьям, семьям с детьми

6

Предоставление социальных услуг гражданам, семьям, семьям с детьми

A/01.6

6

Социальное сопровождение и социальный патронат граждан, семей, семей с детьми

A/02.6

6

B

Деятельность по оказанию социальных услуг детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной помощи и реабилитации

6

Ведение работ по профилактике детского неблагополучия, работа с кровной семьей и ближайшим окружением ребенка

B/01.6

6

Подготовка детей к устройству в замещающую семью и/или подготовка к самостоятельной жизни

B/02.6

6

Социализация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, помощь (социальное сопровождение) выпускникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

B/03.6

6

C

Управление деятельностью по предоставлению социальных услуг и оказанию социальной помощи гражданам, семьям, семьям с детьми

7

Организация деятельности подразделения по работе с гражданами, семьями, семьями с детьми

C/01.7

7

Управление деятельностью и контроль деятельности подразделения по работе с гражданами, семьями, семьями с детьми

C/02.7

7

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименование

Деятельность по оказанию социальных услуг и социальной помощи гражданам, семьям, семьям с детьми

Код

A

Уровень квалификации

6

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей, профессий

Специалист по работе с семьей

Требования к образованию и обучению

Высшее образование

или

Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю профессиональной деятельности

Требования к опыту практической работы

-

Особые условия допуска к работе

К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации <3>

Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров <4>

Другие характеристики

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации не реже одного раза в три года

Дополнительные характеристики

Наименование документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

2635

Специалисты в области организации и ведения социальной работы

ЕКС <5>

-

Социальный педагог

ОКПДТР <6>

26588

Специалист по социальной работе

ОКСО <7>

5.39.03.02

Социальная работа

6.44.00.00

Образование и педагогические науки

3.1.1. Трудовая функция

Наименование

Предоставление социальных услуг гражданам, семьям, семьям с детьми

Код

A/01.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Информирование и консультирование граждан, семей, семей с детьми, иностранных граждан (при личном обращении или с использованием средств коммуникации): о видах социальных услуг, сроках, порядке и условиях их предоставления, тарифах на социальные услуги, об их стоимости для получателя социальных услуг; о мерах социальной поддержки

Выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и в семьях с детьми, определение причин социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия и признание их нуждаемости

Диагностирование проблем граждан, семей и семей с детьми, выявление необходимости в получении социальных услуг, подготовка документов

Оказание помощи гражданам, семьям, семьям с детьми в подготовке необходимых документов для признания нуждающимися в социальном обслуживании, предоставлении полагающихся мер социальной поддержки, в том числе социального патроната

Определение причины трудной жизненной ситуации и социально опасного положения семьи и признание ее нуждающейся в социальных услугах

Подготовка проекта договора/соглашения о предоставлении социальных услуг/социальном сопровождении и его заключение

Разработка и реализация индивидуальных программ предоставления социальных услуг гражданам

Поиск сведений о заявителе в базах данных системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ), запрос необходимой информации у ранее взаимодействовавших с заявителем специалистов

Проведение социально-психологического обследования семьи, включающего первичную оценку семейного благополучия/неблагополучия, а также жилищно-бытовых условий жизни семей с детьми

Определение форм и методов работы, информирование учреждений социального обслуживания о возможности оказания социальной помощи гражданам, семьям и семьям с детьми

Социальное обслуживание граждан, семей с детьми, в том числе замещающих, а также воспитывающих детей-инвалидов

Оказание помощи в предоставлении срочных социальных услуг

Оформление результатов посещения семьи

Обработка результатов работы с семьей и подготовка материалов для рассмотрения на межведомственном консилиуме

Проведение мероприятий профилактического, адаптационного и социализирующего характера для граждан, семей и семей с детьми

Оказание помощи в решении вопросов самообеспечения, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов и других вопросов улучшения своего материального положения и уровня состоятельности (социальный контракт)

Подготовка информации для руководителей, органов и должностных лиц, направляющих запросы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации

Ведение документации, личного дела ребенка, нуждающегося в помощи государства, на различных носителях информации, подготовка дел к сдаче в архив

Необходимые умения

Подготавливать материалы для информирования родителя (законного представителя) о социальных услугах

Производить обследования условий жизни семьи и личности детей и родителей

Выявлять и диагностировать семьи, несовершеннолетних, подлежащих получению социальных услуг, в том числе социального патроната

Проверять и анализировать документы, свидетельствующие о проблемах семьи с детьми, обратившихся за получением социальных услуг и мер социальной поддержки, в том числе социального патроната

Определять потребности (нуждаемости) семьи в социальных услугах

Разрабатывать индивидуальные программы предоставления социальных услуг, индивидуально-профилактические и реабилитационные программы, в том числе социального патроната

Оказывать помощь в улучшении бытовых условий многодетным семьям, молодым семьям и семьям с несовершеннолетними родителями

Оказывать помощь родителям (законным представителям) в уходе за членами семей, имеющих на попечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, с учетом состояния их здоровья

Проводить реабилитационные мероприятия с несовершеннолетними, в том числе с приемными детьми, детьми-инвалидами, в домашних условиях и сопровождать нуждающихся детей в лечебно-профилактические учреждения в рамках службы домашнего визитирования

Консультировать семьи, несовершеннолетних, в том числе находящихся в социально опасном положении, а также семьи, имеющие на воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам отношений между родителями и детьми, специфики семейного воспитания несовершеннолетних, в том числе приемных детей, а также семьи, желающие принять в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Организовывать сообщества, клубы взаимопомощи для жителей на территориях, обслуживаемых конкретными учреждениями социального обслуживания

Помогать родителям в вопросах преодоления педагогической запущенности ребенка, трудностей в социальной адаптации

Оказывать помощь семьям с детьми, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов

Учитывать в общении с членами семьи их социально-психологические особенности, в том числе имеющиеся у инвалидов ограничения

Использовать основные методы, способы и средства отправки, получения, хранения, переработки информации с соблюдением требований к защите информации, информационно-коммуникационные технологии, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Работать с государственными информационными ресурсами, в том числе с использованием СМЭВ, с правовыми информационными системами, с электронными (цифровыми) документами

Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями нормативных правовых актов

Необходимые знания

Основные направления государственной социальной и семейной политики

Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания, социальной защиты населения, семейного законодательства, законодательства, связанного с защитой прав и законных интересов детей, в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей

Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации

Требования к соблюдению конфиденциальности личной информации, хранению и использованию персональных данных граждан, обратившихся за получением социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной помощи

Перечень социальных услуг, оказываемых семьям, и порядок их предоставления

Основы психологии в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции

Основы национальных, религиозных и региональных особенностей быта и семейного воспитания, народных традиций, организации досуга

Социокультурные, социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия

Методы социальной диагностики, профилактики и коррекции внутрисемейных отношений

Основы социальной работы с семьей

Социально-педагогические технологии работы с семьей

Технология семейного воспитания

Основы семейной медиации, принципы участия семьи в медиации в образовательных и социальных организациях

Этические основы социальной работы и социально-педагогической деятельности

Современные информационно-коммуникационные технологии, методы и способы анализа информации

Принципы работы и возможности программного обеспечения баз данных, содержащих сведения о получателях государственных услуг

Способы, средства и порядок межведомственного взаимодействия и взаимодействия с детьми и семьями при оказании социальных услуг

Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами

Правила и порядок ведения делопроизводства и электронного документооборота (далее - ЭДО), порядок и сроки предоставления отчетности

Другие характеристики

-

3.1.2. Трудовая функция

Наименование

Социальное сопровождение и социальный патронат граждан, семей, семей с детьми

Код

A/02.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Информирование и консультирование граждан, семей с детьми о порядке организации социального сопровождения и патроната (при личном обращении или с использованием средств коммуникации), в том числе иностранных граждан

Поиск сведений о заявителе в базах данных СМЭВ, запрос необходимой информации у ранее взаимодействовавших или взаимодействующих в данный момент с заявителем специалистов

Ведение учета и социальное сопровождение разных типов семей с детьми (в том числе замещающих семей), находящихся в трудной жизненной ситуации

Диагностика нуждаемости семей с детьми в социальном сопровождении, определение его уровня

Разработка проекта индивидуальной программы социального сопровождения семьи

Привлечение к социальному сопровождению специалистов других учреждений, организаций по согласованию с семьей

Инициация оказания и содействие в оказании социальной и иных видов помощи, осуществляемой в рамках межведомственного взаимодействия с семьями

Оказание профессиональной консультативной помощи

Оказание помощи семьям с детьми-инвалидами в выполнении мероприятий индивидуальной программы реабилитации и абилитации, в прохождении медико-социальной экспертизы

Оценка, мониторинг, анализ социального сопровождения семей, социального патроната

Подготовка информации для руководителей, органов и должностных лиц, направляющих запросы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации

Подготовка и направление в установленные сроки в органы опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений информации о ходе и результатах сопровождения семей

Ведение документации, личного дела ребенка, нуждающегося в помощи государства, на различных носителях информации, подготовка дел к сдаче в архив

Необходимые умения

Производить обследования условий жизни семей и личности детей и родителей в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации

Анализировать документы, свидетельствующие о проблемах семей с детьми, нуждающихся в социальном сопровождении и патронате

Координировать деятельность по социальному сопровождению семей в рамках межведомственного взаимодействия

Запрашивать в установленном порядке и получать необходимые материалы в отношении несовершеннолетних граждан от специалистов органов опеки и попечительства, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел в целях эффективной организации работы по сопровождению семей с детьми

Анализировать результаты социального сопровождения семей в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации

Информировать с использованием средств коммуникации органы опеки и попечительства о фактах нарушения прав и законных интересов детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях, в рамках законодательства Российской Федерации

Использовать основные методы, способы и средства отправки, получения, хранения, переработки информации с соблюдением требований к защите информации, информационно-коммуникационные технологии, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Работать с государственными информационными ресурсами, в том числе с использованием СМЭВ, с правовыми информационными системами, с электронными (цифровыми) документами

Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями нормативных правовых актов

Необходимые знания

Основные направления государственной социальной и семейной политики

Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания и социальной защиты населения, основы информационного права в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей

Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации

Требования к соблюдению конфиденциальности личной информации, хранению и использованию персональных данных граждан, обратившихся за получением социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной помощи

Основы психологии в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции

Основы национальных, религиозных и региональных особенностей быта и семейного воспитания, народных традиций, организации досуга

Социокультурные, социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия

Методы социальной диагностики, профилактики и коррекции внутрисемейных отношений

Основы социальной работы с семьей

Социально-педагогические и реабилитационные технологии работы с семьей с детьми

Основы семейной медиации

Этические основы социальной работы и социально-педагогической деятельности

Технологии планирования в системе интервенций социального работника

Современные и перспективные технологии в области ведения информационных ресурсов, методы и способы анализа информации

Принципы работы и возможности программного обеспечения баз данных, содержащих сведения о получателях государственных услуг

Способы, средства и порядок межведомственного взаимодействия и взаимодействия с детьми и семьями при социальном сопровождении

Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с лицами с ограниченными возможностями здоровья

Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности

Другие характеристики

-

3.2. Обобщенная трудовая функция

Наименование

Деятельность по оказанию социальных услуг детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной помощи и реабилитации

Код

B

Уровень квалификации

6

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей, профессий

Специалист по работе с семьей

Социальный педагог

Требования к образованию и обучению

Высшее образование

или

Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю профессиональной деятельности

Требования к опыту практической работы

Не менее одного года в сфере социальной защиты и социального обслуживания или в сфере образования

Особые условия допуска к работе

К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации

Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров

Другие характеристики

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации не реже одного раза в три года

Дополнительные характеристики

Наименование документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

2635

Специалисты в области организации и ведения социальной работы

ЕКС

-

Социальный педагог

ОКПДТР

26588

Специалист по социальной работе

ОКСО

5.39.03.02

Социальная работа

6.44.00.00

Образование и педагогические науки

3.2.1. Трудовая функция

Наименование

Ведение работ по профилактике детского неблагополучия, работа с кровной семьей и ближайшим окружением ребенка

Код

B/02.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Прием информации о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних при личном обращении или с использованием средств коммуникации

Принятие мер по защите прав и законных интересов ребенка при получении сведений об их нарушении, об угрозе жизни или здоровью во взаимодействии с учреждениями системы профилактики

Проведение индивидуальной профилактической работы с семьями с детьми на основании постановлений комиссии по делам несовершеннолетних

Проведение совместных мероприятий с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественными организациями, ведомствами и иными учреждениями по вопросам оказания социальной помощи семьям с детьми

Сбор информации о родителях (законных представителях) и/или кровных родственниках несовершеннолетнего, в том числе в базах данных СМЭВ, и запрос необходимой информации у ранее взаимодействовавших с ними специалистов

Проведение работы с семьями с риском прерывания беременности, отказа от новорожденного ребенка (профилактика ранних отказов)

Консультирование родителей по вопросам развития, воспитания ребенка

Проведение социально-педагогической коррекции, включая диагностику и консультирование

Проведение мероприятий по формированию положительной мотивации и психологической готовности ребенка к восстановлению детско-родительских отношений в кровной семье

Разработка и реализация индивидуальной программы развития жизнедеятельности ребенка

Организация и проведение встреч ребенка с членами кровной семьи, в том числе условно осужденными, и ближайшим окружением посредством применения коммуникативных и дистанционных технологий

Обучение родственников практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг, получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе за детьми-инвалидами

Подготовка информации для руководителей, органов и должностных лиц, направляющих запросы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации

Ведение документации, личного дела ребенка, нуждающегося в помощи государства, на различных носителях информации, подготовка дел к сдаче в архив

Необходимые умения

Устанавливать доверительные отношения с ребенком, собирать информацию о жизни ребенка и истории его семьи

Оформлять заключение по результатам комплексной диагностики

Анализировать и оценивать причины помещения несовершеннолетнего в социальное учреждение

Осуществлять консультативно-просветительскую работу с родителями и членами семьи

Применять технологии межведомственного взаимодействия для возвращения несовершеннолетнего в кровную семью

Производить оценку возможностей кровных родителей выполнять родительские обязанности

Применять технологии подготовки ребенка к жизни в реабилитированной кровной семье

Осуществлять общий уход за тяжелобольными получателями социальных услуг, получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе за детьми-инвалидами

Использовать основные методы, способы и средства отправки, получения, хранения, переработки информации с соблюдением требований к защите информации, информационно-коммуникационные технологии, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет

Работать с государственными информационными ресурсами, в том числе с использованием СМЭВ, с правовыми информационными системами, с электронными (цифровыми) документами

Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями нормативных правовых актов

Необходимые знания

Основные направления государственной социальной и семейной политики

Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания и социальной защиты населения в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей

Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации

Требования к соблюдению конфиденциальности личной информации, хранению и использованию персональных данных граждан, обратившихся за получением социальных услуг, мер социальной и государственной поддержки

Основы национальных и региональных особенностей быта и семейного воспитания, народных традиций, организации досуга

Основы психологии в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции

Технология социальной работы с семьей с детьми

Технология и организация общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг, получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе за детьми-инвалидами

Инфраструктура предоставления социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества

Гендерная педагогика и психология

Технология и организация воспитательных практик

Технология работы с различными категориями детей

Этические основы социальной работы и социально-педагогической деятельности

Принципы работы и возможности программного обеспечения баз данных, содержащих сведения о получателях государственных услуг

Способы, средства и порядок межведомственного взаимодействия и взаимодействия с детьми и семьями при социальном сопровождении

Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с лицами с ограниченными возможностями здоровья

Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности

Другие характеристики

-

3.2.2. Трудовая функция

Наименование

Подготовка детей к устройству в замещающую семью и/или подготовка к самостоятельной жизни

Код

B/02.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Проведение комплекса мероприятий, направленных на подготовку детей к устройству в замещающую семью

Поиск и подбор замещающей семьи ребенку, оставшемуся без попечения родителей, с учетом его потребностей и особенностей развития

Сопровождение детей на этапе знакомства и сближения с потенциальной замещающей семьей

Организация комплексной диагностики индивидуальных особенностей и потребностей развития детей, их семейной истории и отношения к семье и к возможному семейному устройству (запроса на подбор семьи для ребенка)

Подготовка документального сопровождения и составление индивидуального плана подготовки ребенка к устройству в замещающую семью

Проведение мероприятий по знакомству ребенка с замещающей семьей

Реализация программы сближения, поддержки семьи в создании наиболее благоприятных условий для принятия ребенка

Проведение индивидуальных реабилитационных занятий с детьми

Создание поддерживающей среды для опекунов и попечителей (клуба опекунских семей)

Социально-психолого-педагогическое сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях первичной трудовой занятости (наставничество) и самостоятельного проживания (подготовка к независимой жизни)

Контроль целевого использования жилого помещения детей-сирот и лиц из их числа, создание поддерживающей среды

Подготовка граждан, изъявивших желание принять на воспитание в семью детей

Подготовка информации для руководителей, органов и должностных лиц, направляющих запросы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации

Ведение документации, личного дела ребенка, нуждающегося в помощи государства, на различных носителях информации, подготовка дел к сдаче в архив

Необходимые умения

Устанавливать доверительные отношения с ребенком, собирать информацию о жизни ребенка и истории его семьи

Оформлять заключение по результатам комплексной диагностики

Разрабатывать и утверждать индивидуальный план подготовки ребенка к семейному устройству

Оказывать социально-педагогическую помощь ребенку во время адаптации в замещающей семье

Консультировать лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, в том числе с привлечением необходимых специалистов

Создавать условия доступности получения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами услуг, предоставляемых организациями для детей-сирот

Устанавливать контакт с детьми, имеющими травматический опыт

Оценивать особенности развития качеств и социальных навыков воспитанника, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Разрабатывать план постинтернатного патроната

Помогать выпускнику в случае материальных или иных затруднений выстроить план выхода из трудной ситуации

Принимать меры для получения воспитанником образования, заботится о его физическом, психическом, духовном и нравственном развитии

Оказывать помощь воспитаннику в получении медицинского обслуживания, систематического осмотра врачами-специалистами в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья воспитанника

Использовать основные методы, способы и средства отправки, получения, хранения, переработки информации с соблюдением требований к защите информации, информационно-коммуникационные технологии, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Работать с государственными информационными ресурсами, в том числе с использованием СМЭВ, с правовыми информационными системами, с электронными (цифровыми) документами

Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями нормативных правовых актов

Необходимые знания

Основные направления государственной социальной и семейной политики, установления опеки

Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания, социальной защиты населения, семейного законодательства, законодательства, связанного с защитой прав и законных интересов детей, в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей

Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации

Требования к соблюдению конфиденциальности личной информации, хранению и использованию персональных данных граждан, обратившихся за получением социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной помощи

Основы национальных, религиозных и региональных особенностей быта и семейного воспитания, народных традиций, организации досуга

Основы психологии в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции

Особенности воспитания сиблингов в замещающих семьях

Педагогика и психология сиротства

Нормы, процедуры и специфика семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Инфраструктура предоставления социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества

Основы возрастной психологии, особенностей детей разных возрастных групп

Особенности поведения и развития детей, имеющих опыт отобрания из (потери) кровной семьи и пребывания в условиях институциональной заботы

Социальные характеристики и особенности функционирования замещающих семей

Этапы адаптации приемного ребенка, их признаки, динамика

Психология привязанности

Этические основы социальной работы и социально-педагогической деятельности

Требования охраны труда, жизни и здоровья детей; санитарно-гигиенические требования к организации работы с детьми

Современные и перспективные технологии в области ведения информационных ресурсов, методы и способы анализа информации

Принципы работы и возможности программного обеспечения баз данных, содержащих сведения о получателях государственных услуг

Способы, средства и порядок межведомственного взаимодействия и взаимодействия с детьми и семьями при социальном сопровождении

Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с лицами с ограниченными возможностями здоровья

Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности

Другие характеристики

-

3.2.3. Трудовая функция

Наименование

Социализация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, помощь (социальное сопровождение) выпускникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Код

B/03.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Устройство детей на временное проживание в учреждения социального обслуживания

Разработка и реализация индивидуальных и групповых программ обеспечения жизнедеятельности ребенка, социальной и комплексной реабилитации детей

Оказание помощи в решении вопросов возвращения в семью или учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, самовольно ушедших из них

Коррекция педагогической и социально-педагогической запущенности несовершеннолетних

Проведение мероприятий по профилактике отклонений в поведении и аномалий в личном развитии несовершеннолетних, формирование у них позитивных интересов, конструктивных отношений с родителями и окружающими их взрослыми

Восстановление (при необходимости) нарушенных связей со школой, содействие в установлении позитивного отношения к учебной деятельности

Создание условий для обучения (в том числе инклюзивного образования) несовершеннолетних из семей беженцев и вынужденных переселенцев в местах их компактного проживания

Организация работы несовершеннолетних по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду

Оказание помощи в оформлении и восстановлении утраченных документов получателей социальных услуг (в том числе фотографирование для документов)

Консультирование выпускников из числа детей-сирот по организации и самостоятельному ведению быта и домашнего хозяйства (оплаты коммунальных услуг)

Подготовка информации для руководителей, органов и должностных лиц, направляющих запросы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации

Ведение документации, личного дела ребенка, нуждающегося в помощи государства, на различных носителях информации, подготовка дел к сдаче в архив

Необходимые умения

Оценивать способности несовершеннолетнего к самообслуживанию

Формировать позитивные интересы у несовершеннолетних путем проведения мероприятий досуга и отдыха, в том числе в группах взаимоподдержки, клубах общения

Расширять у несовершеннолетних общий и культурный кругозор, сферу общения со сверстниками и взрослыми в различных социально и юридически значимых ситуациях

Выявлять и анализировать индивидуальные особенности личности несовершеннолетнего получателя социальных услуг

Формировать положительную мотивацию и психологическую готовность ребенка к восстановлению детско-родительских отношений в кровной семье или к жизни в замещающей семье

Формировать у детей потребность и готовность к труду, к созданию условий для профессионального самоопределения

Оказывать помощь в поддержании связи между ребенком и его кровной семьей

Организовывать общение детей с их осужденными родителями, с братьями, сестрами, родителями, другими членами его будущей замещающей семьи, а также встречи с родителями

Изучать отношение ребенка к родителю (родственнику) и фиксировать информацию

Консультировать родителей (законных представителей) по психолого-педагогическим проблемам адаптации, воспитания, социализации, а также детско-родительским отношениям в замещающих семьях

Оказывать помощь в преодолении или ослаблении у несовершеннолетних отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении с целью обеспечить соответствие этих отклонений возрастным нормативам, требованиям социальной среды и их интересам

Оказывать помощь в восстановлении физических, интеллектуальных, социальных и других возможностей несовершеннолетних и их адаптации к окружающей обстановке

Оказывать помощь в оформлении и восстановлении утраченных документов получателей социальных услуг (в том числе фотографирование для документов)

Использовать основные методы, способы и средства отправки, получения, хранения, переработки информации с соблюдением требований к защите информации, информационно-коммуникационные технологии, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет

Работать с государственными информационными ресурсами, в том числе с использованием СМЭВ, с правовыми информационными системами, с электронными (цифровыми) документами

Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями нормативных правовых актов

Необходимые знания

Основные направления государственной социальной и семейной политики, а также политики в области защиты прав и законных интересов детей

Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания, социальной защиты населения, семейного законодательства, законодательства, связанного с защитой прав и законных интересов детей, антикоррупционное законодательство, правовые основы защиты информации в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей

Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации

Требования к соблюдению конфиденциальности личной информации, хранению и использованию персональных данных граждан, обратившихся за получением социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной помощи

Основы национальных, религиозных и региональных особенностей быта и семейного воспитания, народных традиций, организации досуга

Основы психологии в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции

Технология социальной работы с семьей с детьми

Инфраструктура предоставления социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества

Гендерная педагогика и психология

Технология и организация воспитательных практик

Технология работы с различными категориями детей

Основы взаимодействия с лицами с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в социальной и профессиональной сферах

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

Этические основы социальной работы и социально-педагогической деятельности

Порядок оказания помощи в оформлении и восстановлении утраченных документов получателей социальных услуг (в том числе фотографирование для документов)

Требования охраны труда, жизни и здоровья детей; санитарно-гигиенические требования к организации работы с детьми

Современные и перспективные технологии в области ведения информационных ресурсов, методы и способы анализа информации

Принципы работы и возможности программного обеспечения баз данных, содержащих сведения о получателях государственных услуг

Способы, средства и порядок межведомственного взаимодействия и взаимодействия с детьми и семьями при социальном сопровождении

Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами

Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности

Другие характеристики

-

3.3. Обобщенная трудовая функция

Наименование

Управление деятельностью по предоставлению социальных услуг и оказанию социальной помощи гражданам, семьям, семьям с детьми

Код

C

Уровень квалификации

7

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей, профессий

Руководитель отделения социальной организации

Руководитель структурного подразделения социальной организации

Требования к образованию и обучению

Высшее образование

или

Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю профессиональной деятельности

Требования к опыту практической работы

Не менее трех лет в сфере социальной защиты и социального обслуживания либо в сфере образования

Особые условия допуска к работе

К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации

Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров

Другие характеристики

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации не реже одного раза в три года

Дополнительные характеристики

Наименование документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

1344

Руководители служб в сфере социального обеспечения

ЕКС

-

Руководитель подразделения

-

Начальник отдела

ОКПДТР

24692

Начальник отдела (на предприятиях социально-бытового обслуживания населения)

26166

Руководитель педагогических программ

ОКСО

5.39.03.02

Социальная работа

6.44.00.00

Образование и педагогические науки

3.3.1. Трудовая функция

Наименование

Организация деятельности подразделения по работе с гражданами, семьями, семьями с детьми

Код

C/01.7

Уровень (подуровень) квалификации

7

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Планирование деятельности отделения специалистов, оказывающих услуги семье

Определение полномочий и распределение задач по выполнению планов между подразделениями или работниками и установление взаимосвязи между ними

Координация деятельности отделения специалистов, оказывающих услуги семье, и межведомственной команды по оказанию различных видов помощи семьям и социальному сопровождению

Мониторинг деятельности специалистов, оказывающих услуги семье

Организация разработки положений о подразделениях и отделах, должностных инструкций работников

Консультирование специалистов подразделения по различным вопросам, связанным с оказанием помощи семье и детям

Подготовка предложений вышестоящему руководству по профессиональному развитию работников в области оказания социальных услуг семьям и прохождению независимой оценки квалификации

Проведение мероприятий, направленных на достижение подразделением ключевых показателей эффективности деятельности, а также на снижение причин и условий, способствующих сиротству, безнадзорности, беспризорности

Проведение семинаров, совещаний с работниками подразделений по вопросам оказания социальных услуг семьям, сопровождению семей и реализации региональных программ в сфере защиты и поддержки семьи и детства

Разработка предложений по формированию, реализации и финансовому обеспечению региональных программ в сфере защиты и поддержки семьи и детства

Подготовка предложений по оптимизации структуры подразделения исходя из совершенствования технологических процессов оказания социальных услуг семьям

Проведение совместных мероприятий с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иными заинтересованными ведомствами и общественными структурами

Организация работы по систематизации и анализу информации, статистических данных, отчетных и справочных материалов по вопросам, связанным с оказанием помощи семье и детям, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Создание безопасных условий труда для работников подразделений и организация специальной оценки условий труда и рабочего места

Организация работы по ведению баз данных лиц, получивших социальные услуги; по эксплуатации программно-технических комплексов, обеспечивающих процесс предоставления социальных услуг

Подготовка предложений для включения в планы реализации принятых решений по перспективному развитию информационных ресурсов, цифровых технологий, содержащих сведения о семьях, получивших социальные услуги

Подготовка заключений и отзывов на поступающие в подразделения проекты нормативных правовых актов по вопросам, связанным с оказанием помощи семье и детям, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Разработка предложений по реализации нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, связанным с оказанием помощи семье и детям, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Проведение мероприятий по укомплектованию подразделения необходимыми кадрами, формирование кадрового резерва для оперативного замещения вакансий

Прием граждан и юридических лиц, в том числе посредством телефонной связи и электронных средств коммуникации

Необходимые умения

Планировать, координировать деятельность специалистов по обеспечению социальной, психологической, правовой защищенности семей с детьми

Осуществлять управленческую деятельность, принимать управленческие решения и оценивать риски, связанные с их реализацией

Оценивать степень исполнения планов и эффективность использования ресурсов

Систематизировать и анализировать правовую, организационную и технологическую информацию о вопросах, связанных с оказанием помощи семье и детям, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, связанных с оказанием государственных услуг в сфере занятости населения

Определять цели, задачи, обязанности и трудовые действия сотрудников подразделения

Осуществлять координацию деятельности работы различных учреждений, участвующих в комплексном сопровождении семей с детьми, с учетом индивидуального проблемного профиля семьи (функция медиатора)

Внедрять систему и технологии наставничества и супервизии в профессиональной среде

Разрабатывать проекты организационных и распорядительных документов по персоналу

Вести деловые переговоры и взаимодействовать с органами исполнительной власти и местного самоуправления

Применять в работе информационно-коммуникационные технологии, работать в специализированных программно-технических комплексах с соблюдением требований к защите информации

Разрабатывать антикоррупционную политику организации и внедрять меры по предотвращению коррупции

Работать с правовыми информационными системами, с электронными (цифровыми) документами, в том числе с использованием СМЭВ

Необходимые знания

Основные направления государственной социальной и семейной политики

Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания, социальной защиты населения, правовые основы защиты информации в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей

Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации

Законы, подзаконные акты и иные нормативные правовые акты, регламентирующие жизнедеятельность семей (в том числе замещающих), включая семейное, гражданское, трудовое право

Цели, задачи, обязанности и трудовые действия сотрудников подразделения

Основы управления персоналом

Требования к соблюдению конфиденциальности личной информации, хранению и использованию персональных данных граждан, обратившихся за получением социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной помощи

Основы национальных, религиозных и региональных особенностей быта и семейного воспитания, народных традиций, организации досуга

Основы психологии в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции

Технология социальной работы с семьей с детьми

Инфраструктура предоставления социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества

Этические основы социальной работы с семьей с детьми

Технологии социального проектирования в социальной работе

Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации

Принципы работы и возможности информационных ресурсов, содержащих сведения о получателях социальных услуг

Способы, средства и порядок межведомственного взаимодействия при оказании социальных услуг

Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности

Другие характеристики

-

3.3.2. Трудовая функция

Наименование

Управление деятельностью и контроль деятельности подразделения по работе с гражданами, семьями, семьями с детьми

Код

C/02.7

Уровень (подуровень) квалификации

7

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Контроль деятельности по предоставлению социального сопровождения несовершеннолетних, семей с детьми, социальных услуг семьям

Формирование системы наставничества, организация и контроль работы по адаптации персонала на рабочем месте

Контроль исполнения работниками подразделения их должностных обязанностей, исполнения документов по качеству и срокам

Оценка деятельности подразделения по организации доступности социальных услуг семьям, количества и качества оказанных услуг

Контроль соблюдения работниками кодекса этики и служебного поведения, мероприятий по защите персональных данных

Контроль соблюдения работниками правил внутреннего трудового распорядка, требований охраны труда и пожарной безопасности

Организация мобилизационной подготовки подразделения, мероприятий антитеррористической направленности, выполнения требований гражданской обороны, к предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Проведение мероприятий, направленных на предотвращение коррупционных рисков

Контроль своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан и юридических лиц, принятия по ним решений и направления заявителям ответов в установленные сроки и по установленной форме

Необходимые умения

Разрабатывать и принимать управленческие решения по вопросам организации текущего управления процессами оказания социальных услуг семьям, обосновывать их последствия

Находить способы достижения цели по отношению к изменяющимся условиям деятельности, планировать и формулировать предполагаемые результаты, сроки, ресурсы

Систематизировать и анализировать правовую, организационную и технологическую информацию, связанную с оказанием социальных услуг семьям

Контролировать расход бюджетных средств, выделенных на оказание социальных услуг семьям

Оценивать индивидуальный вклад работников подразделения в достижение общих целей

Осуществлять контроль соблюдения стандартов предоставления социальных услуг

Использовать прогрессивные формы и методы работы, передовой опыт в области оказания социальных услуг семьям

Вести деловые переговоры и пользоваться приемами публичных выступлений

Поддерживать корпоративную и организационную культуру подразделения

Анализировать результаты предоставления услуг в виде качественных и количественных данных, в том числе в электронном виде

Создавать и сопровождать сетевые сообщества с целью просвещения, консультирования и сопровождения семей с детьми, обмена конструктивным опытом

Выявлять и предотвращать ситуации возникновения личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов и коррупционным действиям

Применять в работе информационно-коммуникационные технологии, работать в специализированных программно-технических комплексах с соблюдением требований к защите информации

Работать с базами данных и государственными информационными ресурсами

Применять в работе прикладные программы для локальных сетей и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", системы онлайн-консультирования

Работать с правовыми информационными системами, с электронными (цифровыми) документами, в том числе с использованием СМЭВ

Использовать в работе программные продукты для создания и обработки типовых видов электронных документов

Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями нормативных правовых актов

Необходимые знания

Основные направления государственной социальной и семейной политики

Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания и социальной защиты населения в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей

Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации

Законы, подзаконные акты и иные нормативные правовые акты, регламентирующие жизнедеятельность семей (в том числе замещающих), включая семейное, гражданское, трудовое право

Цели, задачи, обязанности и трудовые действия сотрудников подразделения

Основы управления персоналом

Требования к соблюдению конфиденциальности личной информации, хранению и использованию персональных данных граждан, обратившихся за получением социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной помощи

Основы национальных и региональных особенностей быта и семейного воспитания, народных традиций, организации досуга

Основы психологии в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции

Технология социальной работы с семьей с детьми

Инфраструктура предоставления социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества

Этические основы социальной работы

Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации

Принципы работы и возможности информационных ресурсов, содержащих сведения о получателях социальных услуг

Способы, средства и порядок межведомственного взаимодействия при оказании социальных услуг

Нормативные правовые акты в области противодействия коррупции

Требования охраны труда и пожарной безопасности

Основы документоведения, требования к отчетности, порядку и срокам ее предоставления в рамках своей компетенции

Другие характеристики

-

IV. Сведения об организациях - разработчиках

профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет", город Москва

Ректор

Лубков Алексей Владимирович

4.2. Наименования организаций-разработчиков

1

БУ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Ресурсный центр развития социального обслуживания", город Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

2

БФ "Арифметика добра", город Москва

3

ГБУ "Кризисный центр помощи женщинам и детям" ДТСЗН, город Москва

4

Совет по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, город Москва

5

ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", город Москва

6

ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России, город Москва

--------------------------------

<1> Общероссийский классификатор занятий.

<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

<3> 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

<4> Приказ Минтруда России, Минздрава России от 31 декабря 2020 г. N 988н/1420н "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры" (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62278), действует до 1 апреля 2027 г.; приказ Минздрава России от 28 января 2021 г. N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62277) с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 1 февраля 2022 г. N 44н (зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2022 г., регистрационный N 67206), действует до 1 апреля 2027 г.

<5> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

<6> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

<7> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.