Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Приказ Минтруда России от 14.03.2018 N 136н "Об утверждении профессионального стандарта Врач-неонатолог (Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2018 N 50594)"

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 14 марта 2018 г. N 136н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

"ВРАЧ-НЕОНАТОЛОГ"

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266; 2016, N 21, ст. 3002; 2018, N 8, ст. 1210), приказываю:

Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Врач-неонатолог".

Министр

М.А.ТОПИЛИН

Утвержден

приказом Министерства труда

и социальной защиты

Российской Федерации

от 14 марта 2018 г. N 136н

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВРАЧ-НЕОНАТОЛОГ

1105

Регистрационный номер

I. Общие сведения

Врачебная практика в области неонатологии

02.026

(наименование вида профессиональной деятельности)

Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Профилактика, диагностика и лечение заболеваний и (или) патологических состояний у новорожденных и недоношенных детей; поддержание и восстановление жизненно важных функций организма при угрожающих жизни состояниях у новорожденных и недоношенных детей

Группа занятий:

2212

Врачи-специалисты

-

-

(код ОКЗ <1>)

(наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:

86.1

Деятельность больничных организаций

86.22

Специальная врачебная практика

(код ОКВЭД <2>)

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих

в профессиональный стандарт (функциональная карта вида

профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

код

наименование

уровень квалификации

наименование

код

уровень (подуровень) квалификации

A

Оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям по профилю "неонатология"

8

Оказание медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям непосредственно после рождения (в родильном зале)

A/01.8

8

Проведение медицинского обследования новорожденных и недоношенных детей с целью установления диагноза

A/02.8

8

Проведение вскармливания, выхаживания и лечения новорожденных и недоношенных детей

A/03.8

8

Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни, санитарно-гигиеническому просвещению населения

A/04.8

8

Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала

A/05.8

8

Оказание медицинской помощи в экстренной форме

A/06.8

8

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименование

Оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям по профилю "неонатология"

Код

A

Уровень квалификации

8

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей, профессий

Врач-неонатолог <3>

Требования к образованию и обучению

Высшее образование - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия" <4> и подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по специальности "Неонатология" или подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по одной из специальностей: "Анестезиология-реаниматология", "Педиатрия" и профессиональная переподготовка по специальности "Неонатология"

Требования к опыту практической работы

-

Особые условия допуска к работе

Сертификат специалиста <5> или свидетельство об аккредитации <6> по специальности "Неонатология"

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации <7>, <8>

Отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации <9>

Другие характеристики

С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий:

- дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки);

- формирование профессиональных навыков через наставничество;

- стажировка;

- использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары);

- тренинги в симуляционных центрах;

- участие в съездах, конгрессах, конференциях, мастер-классах и других образовательных мероприятиях

Соблюдение врачебной тайны, клятвы врача <10>, принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами, их законными представителями и коллегами

Соблюдение законодательства в сфере охраны здоровья, нормативных правовых актов и иных документов, определяющих деятельность медицинских организаций и медицинских работников, программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

Дополнительные характеристики

Наименование документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

2212

Врачи-специалисты

ЕКС <11>

-

Врач-неонатолог

ОКПДТР <12>

20463

Врач-специалист

ОКСО <13>

3.31.05.01

Лечебное дело

3.31.05.02

Педиатрия

3.1.1. Трудовая функция

Наименование

Оказание медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям непосредственно после рождения (в родильном зале)

Код

A/01.8

Уровень (подуровень) квалификации

8

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Получение информации о состоянии здоровья матери ребенка, течении и исходах предыдущих беременностей и родов, течении настоящих беременности и родов

Клинический осмотр и оценка состояния новорожденного и недоношенного ребенка в родильном зале

Оказание медицинской помощи новорожденному и недоношенному ребенку в родильном зале в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи

Формулирование предварительного диагноза с учетом Международной статистической классификации болезней (далее - МКБ), клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи

Организация и осуществление транспортировки новорожденного и недоношенного ребенка из родильного зала в соответствии с его состоянием

Необходимые умения

Интерпретировать и анализировать полученную информацию о состоянии здоровья матери ребенка, течении и исходах предыдущих беременностей и родов, течении настоящих беременности и родов

Выявлять факторы риска развития патологии у новорожденного и недоношенного ребенка, которые могут возникнуть в процессе родов и сразу после рождения ребенка

Проводить оценку признаков живорождения

Проводить клинический осмотр новорожденного и недоношенного ребенка и оценивать его состояние непосредственно после рождения, в том числе применяя:

- оценку состояния по шкале Апгар;

- оценку дыхательных расстройств по шкалам Сильвермана и Даунса;

- оценку физического развития;

- оценку степени зрелости

Организовывать и оказывать медицинскую помощь новорожденному и недоношенному ребенку в родильном зале в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи

Диагностировать хирургические заболевания у новорожденных и недоношенных, требующие оказания медицинской помощи в неотложной форме, в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи

Назначать и организовывать проведение лабораторных и инструментальных исследований у новорожденных и недоношенных детей в родильном зале в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи

Проводить диагностические манипуляции:

- взятие крови из пупочной вены;

- определение группы крови и резус-фактора;

- пульсоксиметрию

Интерпретировать результаты лабораторных исследований у новорожденных и недоношенных детей, полученные в первые часы жизни

Проводить поддержание и восстановление жизненно важных функций организма при угрожающих жизни состояниях у новорожденных и недоношенных детей в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи, в том числе:

- применять теплосберегающие технологии в зависимости от гестационного возраста и массы тела новорожденного ребенка;

- обеспечивать проходимость верхних дыхательных путей;

- проводить оксигенотерапию;

- осуществлять интубацию трахеи;

- проводить санацию трахеи;

- осуществлять искусственную вентиляцию легких ручными и аппаратными методами;

- использовать методы неинвазивной искусственной вентиляции легких;

- пунктировать и катетеризировать пупочную вену;

- пунктировать и катетеризировать кубитальную и другие периферические вены;

- осуществлять внутривенное введение лекарственных препаратов;

- осуществлять установку воздуховода;

- осуществлять эндотрахеальное введение лекарственных препаратов;

- проводить непрямой массаж сердца

Организовывать подготовку к эксплуатации медицинских изделий, предназначенных для диагностики состояния и лечения новорожденных и недоношенных детей

Применять медицинские изделия, предназначенные для диагностики состояния и лечения новорожденных и недоношенных детей, с соблюдением требований охраны труда и эпидемиологической безопасности

Осуществлять транспортировку новорожденного и недоношенного ребенка из родильного зала в соответствии с его состоянием, в том числе:

- осуществлять поддержание температуры тела новорожденного и недоношенного ребенка при транспортировке;

- осуществлять поддержание функций жизненно важных органов и систем при транспортировке

Формулировать предварительный диагноз с учетом МКБ, клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи

Необходимые знания

Порядок оказания медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям

Стандарты специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям

Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям

МКБ

Основные определения и статистические понятия, характеризующие антенатальный, перинатальный и неонатальный периоды

Методика сбора информации о состоянии здоровья, течении беременности и родов у матери ребенка

Физиология и патология развития плода

Физиология и патология плода в интранатальном периоде

Признаки живорождения

Методика осмотра новорожденного и недоношенного ребенка в родильном зале

Формализованные шкалы, принятые в неонатологии, которые используются для оценки состояния новорожденных и недоношенных детей (шкала Апгар) и для стандартизации оценки выраженности клинических симптомов

Методики оценки физического развития новорожденного и недоношенного ребенка

Морфофункциональные характеристики доношенного новорожденного ребенка

Морфофункциональные характеристики недоношенного новорожденного ребенка в зависимости от гестационного возраста

Физиология адаптации новорожденного и недоношенного ребенка в первые минуты и часы жизни

Особенности терморегуляции у доношенных и недоношенных новорожденных

Методы медицинской помощи новорожденному и недоношенному ребенку в родильном зале

Клиническая картина и диагностика состояний у новорожденных и недоношенных детей, требующих оказания медицинской помощи в неотложной форме

Клиническая картина и диагностика состояний у новорожденных и недоношенных детей, требующих хирургического лечения

Принципы подготовки к работе и эксплуатации медицинских изделий, предназначенных для диагностики состояния и лечения новорожденных и недоношенных детей

Требования охраны труда при работе с медицинскими изделиями, предназначенными для диагностики состояния и лечения новорожденных и недоношенных детей

Эпидемиология и профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям

Принципы транспортировки новорожденных и недоношенных детей

Другие характеристики

-

3.1.2. Трудовая функция

Наименование

Проведение медицинского обследования новорожденных и недоношенных детей с целью установления диагноза

Код

A/02.8

Уровень (подуровень) квалификации

8

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Получение информации о состоянии здоровья матери ребенка, течении и исходах предыдущих беременностей и родов, течении настоящих беременности и родов, динамике состояния ребенка после рождения, анамнезе заболевания ребенка

Клинический осмотр новорожденного и недоношенного ребенка

Назначение лабораторных и инструментальных исследований новорожденным и недоношенным детям в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи

Назначение консультаций врачей-специалистов в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи

Интерпретация результатов осмотров, лабораторных и инструментальных исследований у новорожденных и недоношенных детей

Формулирование диагноза с учетом МКБ, клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи

Необходимые умения

Интерпретировать и анализировать полученную информацию о состоянии здоровья матери ребенка, течении и исходах предыдущих беременностей и родов, течении настоящих беременности и родов, динамике состояния ребенка после рождения, анамнезе заболевания ребенка

Проводить клинический осмотр новорожденного и недоношенного ребенка

Интерпретировать данные клинического осмотра новорожденного и недоношенного ребенка:

- оценивать общее состояние;

- оценивать жизненно важные функции;

- оценивать неврологический статус;

- оценивать физическое развитие;

- оценивать степень зрелости;

- оценивать анатомо-физиологическое состояние органов и систем;

- оценивать степень тяжести патологических состояний и нарушений жизненно важных функций

Интерпретировать и анализировать показатели прикроватного мониторирования жизненно важных функций у новорожденных и недоношенных детей

Организовывать и осуществлять забор биологического материала у новорожденных и недоношенных детей с диагностической целью:

- производить взятие капиллярной крови;

- производить взятие крови из пупочной вены;

- производить взятие крови из периферической вены;

- производить взятие мочи мочеприемником и катетером;

- производить взятие спинномозговой жидкости при люмбальной пункции;

- производить взятие соскобов и мазков со слизистых оболочек, патологических очагов на коже;

- производить взятие аспирата из трахеи;

- производить взятие содержимого желудка с помощью желудочного зонда;

- производить взятие плевральной жидкости при пункции плевральной полости

Обосновывать и планировать объем лабораторных исследований у новорожденных и недоношенных детей в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи

Интерпретировать и анализировать результаты лабораторных исследований у новорожденных и недоношенных детей

Обосновывать и планировать объем инструментальных исследований у новорожденных и недоношенных детей в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи

Интерпретировать и анализировать результаты инструментальных исследований у новорожденных и недоношенных детей

Обосновывать проведение новорожденным и недоношенным детям консультаций врачей-специалистов в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи

Анализировать результаты осмотров новорожденных и недоношенных детей врачами-специалистами

Интерпретировать и анализировать результаты комплексного обследования новорожденных и недоношенных детей

Выявлять у новорожденных и недоношенных детей транзиторные состояния неонатального периода

Выявлять у новорожденных и недоношенных детей клинические симптомы и синдромы, патологические состояния и заболевания (в том числе с привлечением врачей-специалистов по медицинским показаниям):

- угрожающие жизни состояния, требующие проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий;

- врожденные пороки развития органов и систем;

- заболевания и патологические состояния нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочеполовой, эндокринной, иммунной, костно-суставной, кроветворной и лимфатической систем, а также кожи, ее придатков, пуповинного остатка, подкожно-жировой клетчатки, органов чувств, уха, горла, носа;

- инфекционно-воспалительные заболевания;

- нарушения терморегуляции;

- нарушения нутритивного статуса;

- водные и электролитные расстройства;

- расстройства углеводного обмена;

- нарушения кислотно-основного и газового состояния крови;

- нарушения обмена билирубина;

- расстройства гемостаза;

- генетические заболевания, в том числе наследственные и врожденные нарушения обмена веществ;

- онкологические заболевания;

- заболевания, требующие хирургического лечения

Применять методы дифференциальной диагностики заболеваний и патологических состояний новорожденных и недоношенных детей в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи

Формулировать диагноз с учетом МКБ, клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи

Интерпретировать и анализировать результаты динамического наблюдения и обследования новорожденных и недоношенных детей

Необходимые знания

Порядки оказания медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям

Стандарты специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям

Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям

МКБ

Основные определения и статистические понятия, характеризующие антенатальный, перинатальный и неонатальный периоды

Методика сбора информации о состоянии здоровья, течении беременности и родов у матери ребенка, анамнезе жизни и анамнезе заболевания ребенка

Физиология и патология развития плода

Физиология и патология плода в интранатальном периоде

Морфофункциональные характеристики доношенного новорожденного ребенка

Морфофункциональные характеристики недоношенного новорожденного ребенка в зависимости от гестационного возраста

Особенности течения неонатального периода; транзиторные (пограничные) состояния новорожденного ребенка

Особенности развития недоношенных детей

Методика клинического осмотра новорожденного и недоношенного ребенка

Методики оценки состояния доношенных новорожденных и недоношенных детей с использованием шкал, принятых в неонатологии

Методики оценки физического развития новорожденного и недоношенного ребенка

Методики оценки постнатального физического развития доношенных новорожденных и недоношенных детей

Этиология и патогенез патологических состояний и заболеваний доношенного новорожденного ребенка

Этиология и патогенез патологических состояний и заболеваний недоношенного ребенка

Симптомы заболеваний и патологических состояний у новорожденных и недоношенных детей

Заболевания и патологические состояния у новорожденных и недоношенных детей, требующие консультаций врачей-специалистов

Клиническая картина состояний, требующих проведения интенсивной терапии и реанимационной помощи, у новорожденных и недоношенных детей

Клиническая картина состояний, требующих проведения хирургического лечения новорожденным и недоношенным детям

Современные методы параклинической диагностики заболеваний и патологических состояний у новорожденных и недоношенных детей

Медицинские показания и медицинские противопоказания к использованию методов лабораторной диагностики новорожденных и недоношенных детей

Медицинские показания и медицинские противопоказания к использованию методов инструментальной диагностики новорожденных и недоношенных детей

Другие характеристики

-

3.1.3. Трудовая функция

Наименование

Проведение вскармливания, выхаживания и лечения новорожденных и недоношенных детей

Код

A/03.8

Уровень (подуровень) квалификации

8

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Назначение питания новорожденным и недоношенным детям в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи

Назначение лечебного питания новорожденным и недоношенным детям с заболеваниями и патологическими состояниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи

Организация и назначение условий выхаживания и методов ухода за новорожденными и недоношенными детьми в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи

Оценка эффективности вскармливания новорожденных и недоношенных детей

Определение плана лечения новорожденных и недоношенных детей в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи

Назначение лекарственных препаратов новорожденным и недоношенным детям в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи

Назначение лечения новорожденным и недоношенным детям с применением медицинских изделий в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи

Назначение немедикаментозного лечения новорожденным и недоношенным детям в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи

Оценка эффективности и безопасности проводимого лечения новорожденных и недоношенных детей

Необходимые умения

Назначать и проводить питание новорожденных и недоношенных детей в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи

Назначать и проводить лечебное питание новорожденных и недоношенных детей с учетом их состояния в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи

Устанавливать назогастральный и орогастральный зонды новорожденным и недоношенным детям

Осуществлять контроль эффективности питания новорожденных и недоношенных детей

Назначать лечебно-охранительный режим новорожденным и недоношенным детям в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи

Назначать и применять методы выхаживания и ухода, в том числе развивающего, за новорожденными и недоношенными детьми в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи

Составлять план лечения новорожденных и недоношенных детей в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи

Назначать и проводить лечение новорожденных и недоношенных детей (в том числе с привлечением врачей-специалистов по медицинским показаниям):

- при инфекционно-воспалительных заболеваниях;

- нарушениях терморегуляции;

- водных и электролитных расстройствах;

- нарушениях кислотно-основного и газового состояния крови;

- нарушениях углеводного обмена;

- расстройствах гемостаза;

- наследственных и врожденных нарушениях обмена веществ;

- нарушениях обмена билирубина;

- заболеваниях и патологических состояниях нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочеполовой, эндокринной, иммунной, костно-суставной, кроветворной и лимфатической систем, а также кожи, ее придатков, пуповинного остатка, подкожно-жировой клетчатки, органов чувств, уха, горла, носа

Определять медицинские показания к проведению у новорожденных и недоношенных детей:

- пункции и катетеризации пупочной вены;

- пункции и катетеризации кубитальной и других периферических вен;

- внутривенных введений лекарственных препаратов;

- внутримышечного введения лекарственных препаратов;

- подкожного введения лекарственных препаратов;

- постановки назогастрального зонда;

- перорального введения лекарственных препаратов;

- ректального введения лекарственных препаратов;

- постановки очистительной клизмы;

- постановки мочевого катетера;

- фототерапии;

- ингаляции лекарственных препаратов через небулайзеры;

- оксигенотерапии;

- интубации трахеи;

- санации трахеобронхиального дерева;

- установки воздуховода;

- респираторной поддержки с постоянным положительным давлением в дыхательных путях;

- неинвазивной искусственной вентиляции легких;

- искусственной вентиляции легких;

- эндотрахеального введения лекарственных препаратов;

- операции заменного переливания крови;

- операции частичной обменной трансфузии при полицитемии;

- гемотрансфузии;

- спинномозговой пункции;

- пункции и дренирования плевральной полости

Назначать лекарственные препараты новорожденным и недоношенным детям в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи

Применять медицинские изделия, предназначенные для диагностики состояния и лечения новорожденных и недоношенных детей, с соблюдением требований охраны труда и эпидемиологической безопасности в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи

Назначать немедикаментозное лечение новорожденным и недоношенным детям в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи

Организовывать подготовку к эксплуатации медицинских изделий, предназначенных для диагностики состояния и лечения новорожденных и недоношенных детей

Осуществлять профилактику инфекций у новорожденных и недоношенных детей, связанных с оказанием медицинской помощи

Необходимые знания

Порядки оказания медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям

Стандарты специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям

Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям

МКБ

Современные принципы вскармливания и лечебного питания новорожденных и недоношенных детей

Принципы лечебно-охранительного режима в неонатологии

Современные представления о методах выхаживания и ухода, в том числе развивающего, за недоношенными детьми и новорожденными детьми с заболеваниями и патологическими состояниями

Методы лечения новорожденных и недоношенных детей с заболеваниями и патологическими состояниями

Механизмы действия лекарственных препаратов, применяемых в неонатологии; медицинские показания и медицинские противопоказания к их назначению; возможные осложнения и побочные действия

Особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных препаратов у новорожденных и недоношенных детей

Особенности введения лекарственных препаратов новорожденным и недоношенным детям

Принципы и методы немедикаментозной терапии новорожденных и недоношенных детей (фототерапия, укладки, иммобилизация при травмах, повязки (пластыри, пленки) при повреждениях кожи, восстановительного лечения; медицинские показания и медицинские противопоказания; возможные осложнения и побочные действия

Принципы и методы асептики и антисептики

Принципы профилактики инфекций у новорожденных и недоношенных детей, связанных с оказанием медицинской помощи

Принципы подготовки к эксплуатации медицинских изделий, предназначенных для диагностики состояния и лечения новорожденных и недоношенных детей

Требования охраны труда при работе с медицинскими изделиями, предназначенными для диагностики состояния и лечения новорожденных и недоношенных детей

Принципы и методы оказания реанимационной помощи новорожденным и недоношенным детям

Нормативные правовые документы, определяющие порядок констатации биологической смерти

Другие характеристики

-

3.1.4. Трудовая функция

Наименование

Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни, санитарно-гигиеническому просвещению населения

Код

A/04.8

Уровень (подуровень) квалификации

8

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Просветительная работа по сохранению здоровья новорожденных и недоношенных детей

Организация и проведение профилактических медицинских мероприятий по охране здоровья новорожденных и недоношенных детей

Организация и проведение мероприятий по поддержке грудного вскармливания

Организация и проведение неонатальных скринингов на наследственные и врожденные заболевания

Организация и проведение вакцинопрофилактики инфекционных заболеваний у новорожденных и недоношенных детей

Организация и проведение противоэпидемических мероприятий в случае возникновения очага инфекции в отделениях неонатологического профиля (совместно с врачом-эпидемиологом)

Необходимые умения

Рекомендовать профилактические и оздоровительные мероприятия новорожденным и недоношенным детям

Обучать законных представителей ребенка и ухаживающих лиц навыкам физиологического ухода за новорожденными и недоношенными детьми

Обучать законных представителей ребенка и ухаживающих лиц навыкам профилактики заболеваний новорожденных и недоношенных детей

Организовывать и проводить мероприятия по поддержке грудного вскармливания

Рекомендовать оптимальный вид питания для новорожденного и недоношенного ребенка в случаях невозможности грудного вскармливания

Проводить просветительную работу, направленную на сохранение здоровья новорожденных и недоношенных детей

Организовывать и проводить профилактику инфекций у новорожденных и недоношенных детей, связанных с оказанием медицинской помощи

Организовывать проведение неонатальных скринингов на врожденные и наследственные заболевания

Организовывать проведение вакцинопрофилактики инфекционных заболеваний у новорожденных и недоношенных детей

Организовывать и проводить профилактику и лечение осложнений, связанных с вакцинопрофилактикой инфекционных заболеваний у новорожденных и недоношенных детей

Организовывать и проводить противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции в отделениях неонатологического профиля (совместно с врачом-эпидемиологом)

Необходимые знания

Порядок оказания медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям

Стандарты специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям

Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям

МКБ

Физиология неонатального периода

Физиологические характеристики недоношенных детей разного гестационного возраста

Основы физиологического и развивающего ухода за доношенным новорожденным ребенком

Основы физиологического и развивающего ухода за недоношенным ребенком

Принципы грудного вскармливания

Методы становления и поддержания лактации

Профилактика возникновения и прогрессирования заболеваний неонатального и младенческого периодов

Профилактика возникновения и прогрессирования заболеваний недоношенных детей

Принципы проведения оздоровительных мероприятий

Принципы проведения неонатальных скринингов на врожденные и наследственные заболевания

Нормативные правовые документы, регламентирующие проведение неонатальных скринингов

Нормативные правовые документы, регламентирующие проведение вакцинопрофилактики инфекционных заболеваний у новорожденных и недоношенных детей

Медицинские показания и медицинские противопоказания к вакцинопрофилактике инфекционных заболеваний у новорожденных и недоношенных детей

Осложнения при проведении вакцинопрофилактики у новорожденных и недоношенных детей, их предотвращение и лечение

Принципы проведения противоэпидемических мероприятий в случае возникновения очага инфекции в отделении неонатологического профиля

Правила профилактики у новорожденных и недоношенных детей инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи

Другие характеристики

-

3.1.5. Трудовая функция

Наименование

Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала

Код

A/05.8

Уровень (подуровень) квалификации

8

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Составление плана работы и отчета о своей работе

Ведение медицинской документации, в том числе в форме электронного документа

Контроль выполнения должностных обязанностей находящимся в распоряжении медицинским персоналом

Проведение работы по обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности

Использование информационно-аналитических систем и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Использование в работе персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну

Необходимые умения

Составлять план работы и отчет о своей работе

Заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа, контролировать качество ее ведения

Проводить анализ медико-статистических показателей заболеваемости новорожденных и недоношенных детей, перинатальной, ранней неонатальной, неонатальной и младенческой смертности

Использовать информационно-аналитические системы и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет"

Использовать в работе персональные данные пациентов и сведения, составляющие врачебную тайну

Выполнять должностные обязанности с соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, требований пожарной безопасности, охраны труда

Осуществлять контроль выполнения должностных обязанностей находящимся в распоряжении медицинским персоналом

Необходимые знания

Правила оформления медицинской документации в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю "неонатология"

Правила работы в информационно-аналитических системах и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Требования пожарной безопасности, охраны труда, основы личной безопасности и конфликтологии, правила внутреннего трудового распорядка

Требования к обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности

Должностные обязанности медицинских работников в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю "неонатология"

Другие характеристики

-

3.1.6. Трудовая функция

Наименование

Оказание медицинской помощи в экстренной форме

Код

A/06.8

Уровень (подуровень) квалификации

8

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Оценка состояния пациента, требующего оказания медицинской помощи в экстренной форме

Распознавание состояний, представляющих угрозу жизни пациенту, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме

Оказание медицинской помощи в экстренной форме пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания)

Применение лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме

Необходимые умения

Распознавать состояния, представляющие угрозу жизни пациентам, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме

Выполнять мероприятия базовой сердечно-легочной реанимации

Оказывать медицинскую помощь в экстренной форме пациентам, при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания)

Применять лекарственные препараты и медицинские изделия при оказании медицинской помощи в экстренной форме

Необходимые знания

Методика сбора жалоб и анамнеза у пациентов (их законных представителей)

Методика физикального исследования пациентов (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация)

Клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и (или) дыхания

Правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации

Другие характеристики

-

IV. Сведения об организациях - разработчиках

профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

Общероссийская общественная организация содействия развитию неонатологии "Российское общество неонатологов", город Москва

Председатель

Дегтярев Дмитрий Николаевич

4.2. Наименования организаций-разработчиков

1

Общественная организация "Российская ассоциация специалистов перинатальной медицины", город Москва

2

Союз медицинского сообщества "Национальная Медицинская Палата", город Москва

3

ФГБОУ ВО "Дальневосточный государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения России, город Хабаровск

4

ФГБОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова" Министерства здравоохранения Российской Федерации, город Москва

5

ФГБОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации, город Москва

6

ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, город Челябинск

7

ФГБОУ ВО "Ярославский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, город Ярославль

8

ФГБУ "Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова" Министерства здравоохранения Российской Федерации, город Москва

--------------------------------

<1> Общероссийский классификатор занятий.

<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

<3> Приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" (зарегистрирован Минюстом России 18 марта 2013 г., регистрационный N 27723), с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 1 августа 2014 г. N 420н (зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2014 г., регистрационный N 33591).

<4> Приказ Минздрава России от 8 октября 2015 г. N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" (зарегистрирован Минюстом России 23 октября 2015 г., регистрационный N 39438), с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 15 июня 2017 г. N 328н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2017 г., регистрационный N 47273).

<5> Приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 г. N 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста" (зарегистрирован Минюстом России 29 марта 2013 г., регистрационный N 27918), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 31 июля 2013 г. N 515н (зарегистрирован Минюстом России 30 августа 2013 г., регистрационный N 29853), от 23 октября 2014 г. N 658н (зарегистрирован Минюстом России 17 ноября 2014 г., регистрационный N 34729), от 10 февраля 2016 г. N 82н (зарегистрирован Минюстом России 11 марта 2016 г., регистрационный N 41389).

<6> Приказ Минздрава России от 6 июня 2016 г. N 352н "Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему" (зарегистрирован Минюстом России 4 июля 2016 г., регистрационный N 42742).

<7> Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации, (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 49, ст. 7031; 2013, N 48, ст. 6165, N 52, ст. 6986; 2015, N 29, ст. 4356).

<8> Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111) с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848).

<9> Статья 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации, (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2010, N 52, ст. 7002; 2012, N 14, ст. 1553; 2015, N 1, ст. 42, N 29, ст. 4363).

<10> Статьи 71 и 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 27, ст. 3477, N 30, ст. 4038; N 48, ст. 6165; 2014, N 23, ст. 2930; 2015, N 14, ст. 2018; N 29, ст. 4356).

<11> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

<12> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

<13> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.