Приказ Минтруда России от 06.09.2023 N 691н
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 6 сентября 2023 г. N 691н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"СПЕЦИАЛИСТ ОРГАНА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"
В соответствии с пунктом 20 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. N 580, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних".
2 Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 680н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30850).
3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.
Министр
А.О.КОТЯКОВ
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 6 сентября 2023 г. N 691н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СПЕЦИАЛИСТ
ОРГАНА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
10 |
|
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Содействие обеспечению и защите прав и законных интересов детей, социальных, государственных гарантий детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей |
03.006 |
|
(наименование вида профессиональной деятельности) |
код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Предотвращение нарушений, обеспечение и защита прав и законных интересов детей, их социальных и иных государственных гарантий, включая установленные в международных договорах и соглашениях с участием Российской Федерации, надзор за деятельностью опекунов и попечителей |
Группа занятий:
2635 |
Специалисты в области организации и ведения социальной работы |
- |
- |
(код ОКЗ <1>) |
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
87.90 |
Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая |
88.99 |
Предоставлению прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки |
(код ОКВЭД <2>) |
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
A |
Обеспечение и защита прав и законных интересов несовершеннолетних |
6 |
Обеспечение и защита права ребенка жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками |
A/01.6 |
6 |
Обеспечение и защита личных неимущественных прав несовершеннолетних |
A/02.6 |
6 |
|||
Обеспечение и защита имущественных прав несовершеннолетних |
A/03.6 |
6 |
|||
B |
Защита прав и законных интересов детей, нуждающихся в помощи государства |
6 |
Выявление и учет детей, нуждающихся в помощи государства |
B/01.6 |
6 |
Принятие мер по защите прав ребенка, нуждающегося в помощи государства |
B/02.6 |
6 |
|||
C |
Выявление и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
6 |
Выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
C/01.6 |
6 |
Ведение работы с кандидатами в усыновители, опекуны или попечители |
C/02.6 |
6 |
|||
Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания и под надзор в организации |
C/03.6 |
6 |
|||
Содействие защите прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
C/04.6 |
6 |
|||
D |
Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
6 |
Защита личных неимущественных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
D/01.6 |
6 |
Осуществление контроля соблюдения прав и законных интересов детей, устроенных на воспитание в семьи граждан, помещенных под надзор в организации |
D/02.6 |
6 |
|||
Оказание содействия семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
D/03.6 |
6 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Обеспечение и защита прав и законных интересов несовершеннолетних |
Код |
A |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование или Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности |
Требования к опыту практической работы |
- |
Особые условия допуска к работе |
К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации <3> |
Другие характеристики |
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2635 |
Специалисты в области организации и ведения социальной работы |
ОКСО <4> |
5.37.03.02 |
Конфликтология |
5.39.03.02 |
Социальная работа |
|
5.39.03.03 |
Организация работы с молодежью |
|
5.40.03.01 |
Юриспруденция |
|
5.37.04.01 |
Психология |
|
5.37.04.02 |
Конфликтология |
|
5.39.04.02 |
Социальная работа |
|
5.39.04.03 |
Организация работы с молодежью |
|
5.40.04.01 |
Юриспруденция |
|
6.44.00.00 |
Образование и педагогические науки |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Обеспечение и защита права ребенка жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками |
Код |
A/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Ведение приема и консультирование граждан, в том числе несовершеннолетних граждан и их законных представителей |
Ведение служебной переписки, в том числе запрос необходимых сведений, информации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях |
|
Проведение обследования условий жизни несовершеннолетних и лица (лиц), претендующего (претендующих) на его воспитание |
|
Выяснение мнения ребенка в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации |
|
Составление актов обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего (претендующих) на его воспитание, а также основанного на них заключения при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей и осуществлением родительских прав |
|
Разрешение внесудебного конфликта или урегулирование судебных споров с привлечением службы медиации |
|
Определение видов помощи, которые необходимо оказать ребенку и семье для восстановления нарушенных детско-родительских отношений, социальных связей и привязанностей |
|
Подготовка материалов для обязывания родителей (одного из них) не препятствовать общению ребенка с его близкими родственниками |
|
Подготовка материалов для предъявления в суд иска об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников |
|
Подготовка актов органов опеки и попечительства, предусмотренных федеральными и региональными нормативами, связанных с обеспечением и защитой прав ребенка |
|
Подбор и назначение представителя для защиты прав и законных интересов детей в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации |
|
Работа в судебном заседании в качестве представителя истца (заявителя) или для дачи заключения по делу, а также в качестве представителя ответчика в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации |
|
Подготовка ходатайств о проведении экспертиз, назначаемых судом |
|
Защита прав и законных интересов ребенка по делам с участием иностранных граждан, применением права иностранных государств или вынесенных в них решений уполномоченных органов, включая случаи международного похищения ребенка в целях участия в его воспитании |
|
Защита прав и законных интересов детей, вовлеченных в наихудшие формы детского труда, практику торговли людьми, детскую проституцию и порнографию, в пределах своих полномочий |
|
Работа по принудительному исполнению решений судов, в том числе связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), в пределах своих полномочий совместно со службой судебных приставов-исполнителей |
|
Сбор первичной статистической и аналитической информации и ее обработка |
|
Внесение сведений в государственные информационные системы, за исключением государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей |
|
Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации |
|
Необходимые умения |
Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей |
Осуществлять первичную статистическую обработку получаемой информации и последствий принимаемых решений |
|
Общаться с разными категориями граждан, с детьми разных возрастных групп |
|
Разрешать конфликты, содействовать их разрешению |
|
Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета |
|
Описывать конкретные практические случаи |
|
Планировать работу и осуществлять самоконтроль ее выполнения |
|
Составлять служебные документы аналитического, делового и справочно-информационного характера и работать с ними |
|
Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных, информационными системами, тестовыми и табличными редакторами |
|
Выполнять административные регламенты предоставления услуг |
|
Вести электронный документооборот (далее - ЭДО), составлять запросы и отчеты |
|
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей |
Основы возрастной и социальной психологии |
|
Технологии разрешения конфликтов (восстановительной медиации) |
|
Права и обязанности участников судебного процесса |
|
Основы знаний в области сбора, обработки и анализа статистической информации |
|
Основы психологии делового общения |
|
Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации с разными категориями граждан |
|
Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности |
|
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Обеспечение и защита личных неимущественных прав несовершеннолетних |
Код |
A/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Прием документов на выдачу разрешения на изменение имени и фамилии ребенка, их рассмотрение и принятие решения |
Прием документов на выдачу указания относительно имени ребенка и (или) фамилии (при разных фамилиях родителей) при государственной регистрации его рождения в случае отсутствия соглашения между родителями; на выдачу согласия на установление отцовства в порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; для объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным) |
|
Рассмотрение и принятие решения об указании относительно имени ребенка и (или) фамилии (при разных фамилиях родителей) при государственной регистрации его рождения в случае отсутствия соглашения между родителями; о согласии на установление отцовства в порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным) |
|
Подготовка и выдача решения относительно указания имени ребенка и (или) фамилии (при разных фамилиях родителей) при государственной регистрации его рождения в случае отсутствия соглашения между родителями; согласия на установление отцовства в порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным) |
|
Подготовка материалов и предъявление в суд требования о признании брака недействительным в случае, если брак заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, при отсутствии разрешения на заключение брака до достижения этим лицом брачного возраста |
|
Работа в пределах компетенции по рассмотрению в суде дел о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста |
|
Прием документов и выдача согласия на усыновление ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, в случае отсутствия у них родителей или опекунов (попечителей) |
|
Прием документов для принятия решения о проведении психиатрического освидетельствования несовершеннолетнего в возрасте до пятнадцати лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет в случае возражения одного из родителей либо при отсутствии законного представителя, их рассмотрение и принятие решения |
|
Прием документов для выдачи согласия на заключение трудовых договоров с лицами, достигшими возраста 14 лет и получающими общее образование, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью, без ущерба для освоения образовательной программы, их рассмотрение и принятие решения |
|
Прием документов для выдачи разрешения на заключение трудовых договоров с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию указанных лиц в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках, их рассмотрение и принятие решения |
|
Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации |
|
Необходимые умения |
Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей |
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений |
|
Выполнять административные регламенты предоставления услуг |
|
Общаться с разными категориями граждан, с детьми разных возрастных групп |
|
Планировать работу и осуществлять самоконтроль ее выполнения |
|
Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета |
|
Составлять служебные документы аналитического, делового и справочно-информационного характера и работать с ними |
|
Использовать государственный язык Российской Федерации при изложении своих мыслей, как в устной форме, так и в письменной форме |
|
Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных, информационными системами, тестовыми и табличными редакторами |
|
Вести ЭДО и составлять запросы и отчеты |
|
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей |
Основы психологии делового общения |
|
Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации с разными категориями граждан |
|
Основы возрастной и социальной психологии |
|
Права и обязанности участников судебного процесса |
|
Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности |
|
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.1.3. Трудовая функция
Наименование |
Обеспечение и защита имущественных прав несовершеннолетних |
Код |
A/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Прием документов и подготовка материалов для дачи предварительного разрешения на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних |
Прием документов и выдача предварительного согласия на обмен жилыми помещениями, которые предоставлены по договорам социального найма и в которых проживают несовершеннолетние, являющиеся членами семей нанимателей данных жилых помещений |
|
Прием документов и выдача предварительного разрешения (согласия) на передачу в собственность несовершеннолетним жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние |
|
Прием документов и выдача разрешения на раздел имущества несовершеннолетних и на расходование денежных средств несовершеннолетнего |
|
Прием документов об определении управляющего имуществом подопечного, их рассмотрение и заключение договора о доверительном управлении недвижимым и ценным движимым имуществом несовершеннолетнего |
|
Представление интересов несовершеннолетнего при оформлении его имущественных прав в установленных законодательством Российской Федерации случаях |
|
Подготовка материалов и предъявление иска в суд о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них) при отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, при не предоставлении содержания несовершеннолетним детям и при не предъявлении иска в суд родителями |
|
Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации |
|
Необходимые умения |
Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей |
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений |
|
Выполнять административные регламенты предоставления услуг |
|
Составлять проекты актов органа опеки и попечительства по защите имущественных прав несовершеннолетних |
|
Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета |
|
Общаться с разными категориями граждан, детьми разных возрастных групп |
|
Планировать работу и осуществлять самоконтроль ее выполнения |
|
Составлять служебные документы аналитического, делового и справочно-информационного характера и работать с ними |
|
Использовать государственный язык Российской Федерации при изложении своих мыслей, как в устной форме, так и в письменной форме |
|
Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных, информационными системами, тестовыми и табличными редакторами |
|
Вести ЭДО и составлять запросы и отчеты |
|
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации в сфере защиты прав детей |
Основы возрастной и социальной психологии |
|
Основы психологии делового общения |
|
Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации |
|
Права и обязанности участников судебного процесса |
|
Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности |
|
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Защита прав и законных интересов детей, нуждающихся в помощи государства |
Код |
B |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование или Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности |
Требования к опыту практической работы |
Не менее одного года в области социального обслуживания граждан |
Особые условия допуска к работе |
К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации |
Другие характеристики |
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2635 |
Специалисты в области организации и ведения социальной работы |
ОКСО |
5.37.03.02 |
Конфликтология |
5.39.03.02 |
Социальная работа |
|
5.39.03.03 |
Организация работы с молодежью |
|
5.40.03.01 |
Юриспруденция |
|
5.37.04.01 |
Психология |
|
5.37.04.02 |
Конфликтология |
|
5.39.04.02 |
Социальная работа |
|
5.39.04.03 |
Организация работы с молодежью |
|
5.40.04.01 |
Юриспруденция |
|
6.44.00.00 |
Образование и педагогические науки |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование |
Выявление и учет детей, нуждающихся в помощи государства |
Код |
B/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Прием сведений о детях, нуждающихся в помощи государства, у располагающих этими сведениями граждан, дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, медицинских и других организаций, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
Ведение приема и консультирование граждан, в том числе несовершеннолетних граждан и их законных представителей |
|
Проведение обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения, и принятия мер по защите прав и интересов детей, содействию оказания помощи семье |
|
Составление акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи |
|
Подготовка акта о выявлении ребенка, нуждающегося в помощи государства, в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации |
|
Ведение учета детей, нуждающихся в помощи государства |
|
Осуществление немедленного отобрания ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации |
|
Подготовка материалов для предъявления в суд иска о лишении родительских прав, об ограничении в родительских правах |
|
Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации |
|
Необходимые умения |
Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей |
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений |
|
Оценивать ситуации с точки зрения благополучия ребенка |
|
Выявлять признаки и последствия жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних; признаки пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей |
|
Общаться с разными категориями граждан и с детьми разных возрастных групп |
|
Сотрудничать с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних граждан |
|
Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных, информационными системами, тестовыми и табличными редакторами |
|
Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета |
|
Выполнять административные регламенты предоставления услуг |
|
Вести ЭДО и составлять акты проверок и запросов |
|
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные нормативные правовые акты в сфере защиты прав детей |
Причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия |
|
Психология девиантного поведения (алкоголизация, наркомания, конфликт с законом, жестокость, агрессия) |
|
Педагогика и психология детско-родительских отношений |
|
Психология травмы |
|
Теория привязанности |
|
Формы и способы выявления мнения ребенка любого возраста |
|
Основания для признания ребенка нуждающимся в помощи государства и оставшимся без родительского попечения |
|
Порядок взаимодействия между органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации |
|
Основы возрастной и социальной психологии |
|
Основы психологии делового общения |
|
Права и обязанности участников судебного процесса |
|
Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами |
|
Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности |
|
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.2.2. Трудовая функция
Наименование |
Принятие мер по защите прав ребенка, нуждающегося в помощи государства |
Код |
B/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Составление и утверждение планов защиты прав ребенка, в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации |
Посещение несовершеннолетних граждан, проведение беседы с ними, их законными представителями и иными лицами в целях предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений, а также антиобщественных действий несовершеннолетних, в пределах своей компетенции" |
|
Прием документов для временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, их рассмотрение |
|
Прием документов для назначения ребенку опекуна или попечителя по заявлению родителей, их рассмотрение |
|
Проведение обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем ребенка либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах |
|
Составление акта обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем ребенка либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах |
|
Заключение соглашения с законными представителями ребенка и организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
Подготовка акта органа опеки и попечительства о назначении ребенку опекуна или попечителя по заявлению родителей |
|
Подготовка и заключение договоров социального патроната в случаях и порядке, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, рекомендаций к принятию решений об их расторжении |
|
Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации |
|
Необходимые умения |
Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей |
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений |
|
Составлять планы по защите прав несовершеннолетнего |
|
Сотрудничать с органами власти, составлять запросы |
|
Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты, соблюдать этику делового общения |
|
Составлять договоры и проекты актов органа опеки и попечительства о назначении несовершеннолетнему гражданину опекуна или попечителя |
|
Общаться с разными категориями граждан и с детьми разных возрастных групп |
|
Выяснять мнение ребенка |
|
Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных, информационными системами, тестовыми и табличными редакторами |
|
Вести ЭДО и составлять запросы |
|
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей |
Формы защиты прав ребенка, нуждающегося в помощи государства |
|
Формы и способы выявления мнения ребенка |
|
Основы возрастной и социальной психологии |
|
Основы психологии делового общения |
|
Инфраструктура системы социальной защиты |
|
Основы работы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей |
|
Порядок взаимодействия между органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации |
|
Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами |
|
Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности |
|
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Выявление и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Код |
C |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование или Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности |
Требования к опыту практической работы |
Не менее одного года в области социального обслуживания граждан |
Особые условия допуска к работе |
К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации |
Другие характеристики |
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2635 |
Специалисты в области организации и ведения социальной работы |
ОКСО |
5.37.03.02 |
Конфликтология |
5.39.03.02 |
Социальная работа |
|
5.39.03.03 |
Организация работы с молодежью |
|
5.40.03.01 |
Юриспруденция |
|
5.37.04.01 |
Психология |
|
5.37.04.02 |
Конфликтология |
|
5.39.04.02 |
Социальная работа |
|
5.39.04.03 |
Организация работы с молодежью |
|
5.40.04.01 |
Юриспруденция |
|
6.44.00.00 |
Образование и педагогические науки |
3.3.1. Трудовая функция
Наименование |
Выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Код |
C/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Прием сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, у располагающих этими сведениями граждан, дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, медицинских и других организаций |
Ведение приема и консультирование граждан, в том числе несовершеннолетних граждан |
|
Проведение обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения, и принятия мер по защите прав и интересов детей |
|
Составление акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи |
|
Подготовка заявления о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны |
|
Подготовка заявления о государственной регистрации рождения ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов |
|
Ведение журнала первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей |
|
Направление информации первичного учета и о прекращении учета ребенка, оставшегося без попечения родителей, региональному оператору банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей |
|
Прием документов для назначения ребенку временного опекуна или попечителя |
|
Проведение обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать временным опекуном или попечителем ребенка |
|
Составление акта обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать временным опекуном или попечителем ребенка |
|
Подготовка акта органа опеки и попечительства о назначении ребенку временного опекуна или попечителя; о временном пребывании в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации |
|
Необходимые умения |
Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей |
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений |
|
Оценивать ситуации с точки зрения благополучия ребенка |
|
Общаться с разными категориями граждан и с детьми разных возрастных групп |
|
Выяснять мнение ребенка |
|
Сотрудничать с органами исполнительной власти, организациями |
|
Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета |
|
Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных, информационными системами, тестовыми и табличными редакторами |
|
Вести документацию на различных носителях, составлять запросы в различные органы исполнительной власти, организации |
|
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Основы возрастной и социальной психологии |
|
Порядок формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей |
|
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения, сбора, обработки и анализа статистических данных |
|
Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами |
|
Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности |
|
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.3.2. Трудовая функция
Наименование |
Ведение работы с кандидатами в усыновители, опекуны или попечители |
Код |
C/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Информирование граждан о возможности стать усыновителями, опекунами или попечителями, порядке усыновления, установления опеки и попечительства и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства (производная информация), через официальный сайт органа опеки и попечительства, интернет-ресурсы и средства массовой информации |
Подготовка и внесение сведений в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителях |
|
Прием заявления и документов от граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями |
|
Подготовка и направление запросов необходимых сведений о гражданах, выразивших желание принять в свою семью на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в уполномоченные органы |
|
Осуществление подготовки граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями |
|
Подготовка и проведение отбора организаций для осуществления полномочия органа опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями |
|
Контроль за деятельностью организаций по осуществлению полномочия органа опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями |
|
Подготовка направления на психологическое обследование граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями, с их согласия для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью |
|
Проведение обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать усыновителем, опекуном или попечителем |
|
Составление акта обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать усыновителем, опекуном или попечителем |
|
Подготовка заключения органа опеки и попечительства о возможности или не возможности гражданина стать усыновителем, опекуном или попечителем |
|
Внесение сведений в журнал учета граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями |
|
Направление документированной информации о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, и передача информации о прекращении учета сведений о гражданине органом опеки и попечительства для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей |
|
Предоставление гражданину информации о ребенке, нуждающимся в усыновлении, установлении над ним опеки или попечительства, и выдача направления для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения) |
|
Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации |
|
Необходимые умения |
Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей |
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений |
|
Консультировать граждан по вопросам усыновления, установления опеки и попечительства |
|
Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета |
|
Сотрудничать с органами исполнительной власти, некоммерческими организациями, судебными органами по вопросу усыновления, установления опеки или попечительства |
|
Понимать медицинские диагнозы и последствия их для развития ребенка |
|
Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных, информационными системами, тестовыми и табличными редакторами |
|
Вести ЭДО и составлять запросы, проекты распорядительных документов и правовых актов |
|
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, законодательство субъектов Российской Федерации, международные правовые документы в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формы материальной и нематериальной поддержки граждан, принявших на воспитание детей-сирот |
Основы возрастной и социальной психологии |
|
Основы педагогики воспитания |
|
Основания для отнесения детей к группам здоровья |
|
Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами |
|
Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности |
|
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.3.3. Трудовая функция
Наименование |
Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания и под надзор в организации |
Код |
C/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Исполнение обязанностей опекуна или попечителя до устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Формирование личного дела несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей |
|
Планирование мероприятий по защите прав ребенка, оставшегося без попечения родителей |
|
Подготовка акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя |
|
Подготовка документов и заключение договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях, в том числе договора о приемной семье, договора о патронатной семье (патронатном воспитании) |
|
Подготовка заключения об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка |
|
Работа по рассмотрению в суде дел об усыновлении детей российскими и иностранными гражданами или лицами без гражданства в пределах компетенции |
|
Подготовка документов к назначению выплат и пособий при передаче ребенка на воспитание в семью и на содержание ребенка, установленных законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации |
|
Подготовка документов к направлению в налоговые органы по месту нахождения органов опеки и попечительства сведений об установлении опеки (попечительства) и управлении имуществом подопечного, а также о последующих изменениях, связанных с опекой (попечительством) и управлением имуществом подопечного, в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации |
|
Подготовка материалов для выдачи разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных |
|
Подготовка акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка, оставшегося без попечения родителей, под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
Получение согласия законного представителя ребенка на усыновление (удочерение), согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет, на усыновление и на назначение опекуна или попечителя |
|
Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации |
|
Необходимые умения |
Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей |
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений |
|
Оценивать потребности ребенка, условия, необходимые для его развития и воспитания |
|
Составлять планы защиты прав ребенка, оставшегося без попечения родителей |
|
Выяснять мнение ребенка |
|
Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета |
|
Сотрудничать с органами исполнительной власти, организациями |
|
Составлять договоры в сфере устройства ребенка |
|
Общаться с разными категориями граждан, с детьми разных возрастных групп |
|
Понимать медицинские диагнозы и их последствия для развития ребенка |
|
Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных, информационными системами, тестовыми и табличными редакторами |
|
Вести ЭДО и составлять запросы, проекты распорядительных документов и правовых актов |
|
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формы материальной и нематериальной поддержки граждан, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
Требования к организации условий проживания и воспитания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
Основы психологии депривации, привязанности |
|
Особенности воспитания и развития детей в условиях институционализации |
|
Основы возрастной психологии и социальной психологии |
|
Основы педагогики, воспитания |
|
Основания для отнесения детей к группам здоровья, влияние наследственных и генетических факторов |
|
Требования к ведению личного дела подопечного |
|
Основы разрешения конфликтов |
|
Права и обязанности участников судебного процесса |
|
Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами |
|
Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности |
|
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.3.4. Трудовая функция
Наименование |
Содействие защите прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Код |
C/04.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Ведение учета лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации |
Подготовка материалов для выдачи справок, содержащих реквизиты документов, свидетельствующих об обстоятельствах утраты (отсутствия) попечения родителей (единственного родителя) |
|
Подготовка материалов для заключения договоров о сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации |
|
Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации |
|
Необходимые умения |
Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей |
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений |
|
Вести учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе электронный |
|
Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета |
|
Общаться с разными категориями граждан и с детьми разных возрастных групп |
|
Осуществлять сбор, обработку и анализ статистической информации |
|
Организовывать проведение мониторинга |
|
Вести ЭДО и составлять запросы, проекты распорядительных документов и правовых актов |
|
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа |
Социально-психологические особенности развития выпускников и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
Основы возрастной психологии и социальной психологии |
|
Основы и особенности социализации и адаптации выпускников различных категорий в постинтернатный период |
|
Основы конфликтологии и технологии разрешения конфликтов (медиации) |
|
Психология девиантного и делинквентного поведения |
|
Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами |
|
Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности |
|
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.4. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Код |
D |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование или Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности |
Требования к опыту практической работы |
Не менее одного года в области социального обслуживания граждан |
Особые условия допуска к работе |
К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации |
Другие характеристики |
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2635 |
Специалисты в области организации и ведения социальной работы |
ОКСО |
5.37.03.02 |
Конфликтология |
5.39.03.02 |
Социальная работа |
|
5.39.03.03 |
Организация работы с молодежью |
|
5.40.03.01 |
Юриспруденция |
|
5.37.04.01 |
Психология |
|
5.37.04.02 |
Конфликтология |
|
5.39.04.02 |
Социальная работа |
|
5.39.04.03 |
Организация работы с молодежью |
|
5.40.04.01 |
Юриспруденция |
|
6.44.00.00 |
Образование и педагогические науки |
3.4.1. Трудовая функция
Наименование |
Защита личных неимущественных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Код |
D/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Ведение личного дела несовершеннолетнего подопечного и обеспечение конфиденциальности при хранении личных дел подопечных |
Подготовка материалов для обязания опекунов или попечителей, приемных родителей не препятствовать общению с несовершеннолетним подопечным его близким родственникам |
|
Подготовка материалов в суд с иском об устранении опекунами или попечителями, приемными родителями препятствий к общению с несовершеннолетним подопечным его близких родственников |
|
Подготовка материалов для выдачи согласия родителю, родительские права которого ограничены судом, на контакты с ребенком |
|
Представление законных интересов несовершеннолетних детей в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных, либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных |
|
Подготовка акта органа опеки и попечительства об утверждении индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка, помещенного под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пересмотр плана не реже одного раза в полгода |
|
Организация исполнения функций опекуна или попечителя по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет |
|
Подготовка материалов для дачи законным представителям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешений и обязательных для исполнения указаний в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных |
|
Подготовка материалов для выдачи согласия на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, либо на изменение формы получения образования или формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на отчисление таких лиц, достигших пятнадцати лет, до получения ими общего образования |
|
Подготовка материалов для принятия решения об освобождении или отстранении опекуна или попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей в случаях и порядке, установленном законодательством Российской Федерации |
|
Подготовка материалов для выдачи разрешения на выезд из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления группы несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
Прием заявления и документов от граждан, выразивших желание временно принять ребенка из организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, подготовка и направление запросов необходимых сведений в уполномоченные органы |
|
Проведение и составление акта обследования условий жизни гражданина, выразившего желание временно принять ребенка из организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовка заключения органа опеки и попечительства |
|
Выдача предварительного разрешения на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала усыновителям, опекунам (попечителям) или приемным родителям ребенка (детей) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации |
|
Прием документов и выдача предварительного согласия на отчуждение и (или) передачу в ипотеку жилого помещения в случае наличия у подопечных, не являющихся собственниками жилого помещения, права пользования указанным жилым помещением |
|
Прием документов и выдача предварительного согласия на отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства) |
|
Подача заявления о включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в случае неподачи таких заявлений законными представителями этих детей |
|
Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации |
|
Необходимые умения |
Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей |
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений |
|
Формировать личное дело подопечного, вести и хранить его |
|
Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета |
|
Представлять интересы несовершеннолетнего |
|
Общаться с разными категориями граждан и с детьми разных возрастных групп |
|
Выяснять мнение ребенка |
|
Вести ЭДО и составлять запросы, проекты распорядительных документов и правовых актов |
|
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей |
Требования к ведению личного дела подопечного |
|
Основы возрастной и социальной психологии |
|
Основы разрешения конфликтов |
|
Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами |
|
Права и обязанности участников судебного процесса |
|
Приоритеты государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности |
|
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.4.2. Трудовая функция
Наименование |
Осуществление контроля соблюдения прав и законных интересов детей, устроенных на воспитание в семьи граждан, помещенных под надзор в организации |
Код |
D/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Проведение плановых и внеплановых проверок условий жизни подопечных, соблюдения опекунами (попечителями) прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами (попечителями) требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов (попечителей) |
Составление акта обследования условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации |
|
Осуществление контроля за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями |
|
Осуществление контрольного обследования условий жизни и воспитания усыновленного ребенка |
|
Составление отчета об условиях жизни и воспитания усыновленного ребенка |
|
Подготовка материалов для принятия решения об отстранении опекуна или попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей в случаях и порядке, установленном законодательством Российской Федерации |
|
Подготовка заявления в суд с требованием об отмене усыновления ребенка в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации |
|
Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации |
|
Необходимые умения |
Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей |
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений |
|
Проверять соблюдения прав и законных интересов детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
Оценивать потребности ребенка, условия, необходимые для его развития и воспитания |
|
Выяснять мнение ребенка |
|
Понимать медицинские диагнозы и их последствия для развития ребенка |
|
Выявлять признаки и последствия жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетнего, в том числе вовлечения детей в порнографию, проституцию, детский труд |
|
Вести ЭДО и составлять запросы, проекты распорядительных документов и правовых актов |
|
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей |
Приоритеты государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа |
|
Требования к проведению проверок и оформлению их результатов |
|
Права и обязанности участников судебного процесса |
|
Экономические знания (в сфере социальных выплат детям-сиротам, изучения и проверки документов на возмещение денежных средств; начисления выплат материальной помощи) |
|
Основания для отнесения детей к группам здоровья |
|
Основы возрастной и социальной психологии |
|
Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности |
|
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.4.3. Трудовая функция
Наименование |
Оказание содействия семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Код |
D/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Оказание методической, консультативной, правовой помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных |
Оказание содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи |
|
Подготовка материалов для заключения и расторжения договоров о сопровождении семей в порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации |
|
Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации |
|
Необходимые умения |
Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей |
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений |
|
Консультировать родителей по различным вопросам функционирования семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
Выявлять проблемы, возникающие в семье, и способствовать их разрешению |
|
Сотрудничать с различными специалистами, образовательными, медицинскими, социальными и общественными организациями для организации профессионального сопровождения семей, принявших ребенка (детей) на воспитание |
|
Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета |
|
Вести ЭДО и составлять запросы, проекты распорядительных документов и правовые акты |
|
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Приоритеты государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развития семейных форм их устройства |
|
Принципы организации профессионального сопровождения семей |
|
Инфраструктура помощи и поддержки семей, услуги, предоставляемые семьям различными организациями |
|
Основы педагогики и психологии воспитания |
|
Основы медиации |
|
Экономические знания (в сфере социальных выплат детям-сиротам, изучения и проверки документов на возмещение денежных средств; начисления выплат материальной помощи) |
|
Медицинские знания (понимание медицинских диагнозов и их последствий для развития ребенка, основания для отнесения детей к группам здоровья, признаки и последствия жестокого обращения и насилия) |
|
Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности |
|
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Совет по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, город Москва |
|
Председатель |
Герций Юрий Викторович |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1 |
БУ "Ресурсный центр развития социального обслуживания", город Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
2 |
ГБУ Республики Саха (Якутия) "Ресурсный центр социальной защиты "Победа" при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)", город Якутск, Республика Саха (Якутия) |
3 |
ГБУ Ресурсный центр по опеке и попечительству "Содействие" ДТСЗН города Москвы, город Москва |
4 |
ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России, город Москва |
5 |
ООО "Центр "Родник", город Москва |
6 |
Управление по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних Министерства социальной защиты Российской Федерации, город Москва |
7 |
Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино, город Люберцы, Московская область |
8 |
ФГБОУ ВО "Московский государственный педагогический университет", город Москва |
9 |
ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей" при Министерстве просвещения Российской Федерации, город Москва |
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
<4> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.