Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Приказ Минтруда России от 06.09.2023 N 691н

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 6 сентября 2023 г. N 691н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

"СПЕЦИАЛИСТ ОРГАНА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

В соответствии с пунктом 20 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. N 580, приказываю:

1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних".

2 Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 680н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30850).

3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.

Министр

А.О.КОТЯКОВ

Утвержден

приказом Министерства труда

и социальной защиты

Российской Федерации

от 6 сентября 2023 г. N 691н

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СПЕЦИАЛИСТ

ОРГАНА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

10

Регистрационный номер

I. Общие сведения

Содействие обеспечению и защите прав и законных интересов детей, социальных, государственных гарантий детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей

03.006

(наименование вида профессиональной деятельности)

код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Предотвращение нарушений, обеспечение и защита прав и законных интересов детей, их социальных и иных государственных гарантий, включая установленные в международных договорах и соглашениях с участием Российской Федерации, надзор за деятельностью опекунов и попечителей

Группа занятий:

2635

Специалисты в области организации и ведения социальной работы

-

-

(код ОКЗ <1>)

(наименование)

(код ОКЗ)

(наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:

87.90

Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая

88.99

Предоставлению прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки

(код ОКВЭД <2>)

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих

в профессиональный стандарт (функциональная карта вида

профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

код

наименование

уровень квалификации

наименование

код

уровень (подуровень) квалификации

A

Обеспечение и защита прав и законных интересов несовершеннолетних

6

Обеспечение и защита права ребенка жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками

A/01.6

6

Обеспечение и защита личных неимущественных прав несовершеннолетних

A/02.6

6

Обеспечение и защита имущественных прав несовершеннолетних

A/03.6

6

B

Защита прав и законных интересов детей, нуждающихся в помощи государства

6

Выявление и учет детей, нуждающихся в помощи государства

B/01.6

6

Принятие мер по защите прав ребенка, нуждающегося в помощи государства

B/02.6

6

C

Выявление и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

6

Выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

C/01.6

6

Ведение работы с кандидатами в усыновители, опекуны или попечители

C/02.6

6

Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания и под надзор в организации

C/03.6

6

Содействие защите прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

C/04.6

6

D

Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

6

Защита личных неимущественных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

D/01.6

6

Осуществление контроля соблюдения прав и законных интересов детей, устроенных на воспитание в семьи граждан, помещенных под надзор в организации

D/02.6

6

Оказание содействия семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

D/03.6

6

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименование

Обеспечение и защита прав и законных интересов несовершеннолетних

Код

A

Уровень квалификации

6

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей, профессий

Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних

Требования к образованию и обучению

Высшее образование

или

Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности

Требования к опыту практической работы

-

Особые условия допуска к работе

К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации <3>

Другие характеристики

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет

Дополнительные характеристики

Наименование документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

2635

Специалисты в области организации и ведения социальной работы

ОКСО <4>

5.37.03.02

Конфликтология

5.39.03.02

Социальная работа

5.39.03.03

Организация работы с молодежью

5.40.03.01

Юриспруденция

5.37.04.01

Психология

5.37.04.02

Конфликтология

5.39.04.02

Социальная работа

5.39.04.03

Организация работы с молодежью

5.40.04.01

Юриспруденция

6.44.00.00

Образование и педагогические науки

3.1.1. Трудовая функция

Наименование

Обеспечение и защита права ребенка жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками

Код

A/01.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Ведение приема и консультирование граждан, в том числе несовершеннолетних граждан и их законных представителей

Ведение служебной переписки, в том числе запрос необходимых сведений, информации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях

Проведение обследования условий жизни несовершеннолетних и лица (лиц), претендующего (претендующих) на его воспитание

Выяснение мнения ребенка в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации

Составление актов обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего (претендующих) на его воспитание, а также основанного на них заключения при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей и осуществлением родительских прав

Разрешение внесудебного конфликта или урегулирование судебных споров с привлечением службы медиации

Определение видов помощи, которые необходимо оказать ребенку и семье для восстановления нарушенных детско-родительских отношений, социальных связей и привязанностей

Подготовка материалов для обязывания родителей (одного из них) не препятствовать общению ребенка с его близкими родственниками

Подготовка материалов для предъявления в суд иска об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников

Подготовка актов органов опеки и попечительства, предусмотренных федеральными и региональными нормативами, связанных с обеспечением и защитой прав ребенка

Подбор и назначение представителя для защиты прав и законных интересов детей в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации

Работа в судебном заседании в качестве представителя истца (заявителя) или для дачи заключения по делу, а также в качестве представителя ответчика в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации

Подготовка ходатайств о проведении экспертиз, назначаемых судом

Защита прав и законных интересов ребенка по делам с участием иностранных граждан, применением права иностранных государств или вынесенных в них решений уполномоченных органов, включая случаи международного похищения ребенка в целях участия в его воспитании

Защита прав и законных интересов детей, вовлеченных в наихудшие формы детского труда, практику торговли людьми, детскую проституцию и порнографию, в пределах своих полномочий

Работа по принудительному исполнению решений судов, в том числе связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), в пределах своих полномочий совместно со службой судебных приставов-исполнителей

Сбор первичной статистической и аналитической информации и ее обработка

Внесение сведений в государственные информационные системы, за исключением государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей

Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации

Необходимые умения

Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей

Осуществлять первичную статистическую обработку получаемой информации и последствий принимаемых решений

Общаться с разными категориями граждан, с детьми разных возрастных групп

Разрешать конфликты, содействовать их разрешению

Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета

Описывать конкретные практические случаи

Планировать работу и осуществлять самоконтроль ее выполнения

Составлять служебные документы аналитического, делового и справочно-информационного характера и работать с ними

Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных, информационными системами, тестовыми и табличными редакторами

Выполнять административные регламенты предоставления услуг

Вести электронный документооборот (далее - ЭДО), составлять запросы и отчеты

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации, международные документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей

Основы возрастной и социальной психологии

Технологии разрешения конфликтов (восстановительной медиации)

Права и обязанности участников судебного процесса

Основы знаний в области сбора, обработки и анализа статистической информации

Основы психологии делового общения

Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации с разными категориями граждан

Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности

Другие характеристики

Соблюдение профессиональной этики

3.1.2. Трудовая функция

Наименование

Обеспечение и защита личных неимущественных прав несовершеннолетних

Код

A/02.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Прием документов на выдачу разрешения на изменение имени и фамилии ребенка, их рассмотрение и принятие решения

Прием документов на выдачу указания относительно имени ребенка и (или) фамилии (при разных фамилиях родителей) при государственной регистрации его рождения в случае отсутствия соглашения между родителями; на выдачу согласия на установление отцовства в порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; для объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным)

Рассмотрение и принятие решения об указании относительно имени ребенка и (или) фамилии (при разных фамилиях родителей) при государственной регистрации его рождения в случае отсутствия соглашения между родителями; о согласии на установление отцовства в порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным)

Подготовка и выдача решения относительно указания имени ребенка и (или) фамилии (при разных фамилиях родителей) при государственной регистрации его рождения в случае отсутствия соглашения между родителями; согласия на установление отцовства в порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным)

Подготовка материалов и предъявление в суд требования о признании брака недействительным в случае, если брак заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, при отсутствии разрешения на заключение брака до достижения этим лицом брачного возраста

Работа в пределах компетенции по рассмотрению в суде дел о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста

Прием документов и выдача согласия на усыновление ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, в случае отсутствия у них родителей или опекунов (попечителей)

Прием документов для принятия решения о проведении психиатрического освидетельствования несовершеннолетнего в возрасте до пятнадцати лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет в случае возражения одного из родителей либо при отсутствии законного представителя, их рассмотрение и принятие решения

Прием документов для выдачи согласия на заключение трудовых договоров с лицами, достигшими возраста 14 лет и получающими общее образование, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью, без ущерба для освоения образовательной программы, их рассмотрение и принятие решения

Прием документов для выдачи разрешения на заключение трудовых договоров с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию указанных лиц в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках, их рассмотрение и принятие решения

Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации

Необходимые умения

Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей

Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений

Выполнять административные регламенты предоставления услуг

Общаться с разными категориями граждан, с детьми разных возрастных групп

Планировать работу и осуществлять самоконтроль ее выполнения

Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета

Составлять служебные документы аналитического, делового и справочно-информационного характера и работать с ними

Использовать государственный язык Российской Федерации при изложении своих мыслей, как в устной форме, так и в письменной форме

Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных, информационными системами, тестовыми и табличными редакторами

Вести ЭДО и составлять запросы и отчеты

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации, международные документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей

Основы психологии делового общения

Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации с разными категориями граждан

Основы возрастной и социальной психологии

Права и обязанности участников судебного процесса

Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности

Другие характеристики

Соблюдение профессиональной этики

3.1.3. Трудовая функция

Наименование

Обеспечение и защита имущественных прав несовершеннолетних

Код

A/03.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Прием документов и подготовка материалов для дачи предварительного разрешения на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних

Прием документов и выдача предварительного согласия на обмен жилыми помещениями, которые предоставлены по договорам социального найма и в которых проживают несовершеннолетние, являющиеся членами семей нанимателей данных жилых помещений

Прием документов и выдача предварительного разрешения (согласия) на передачу в собственность несовершеннолетним жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние

Прием документов и выдача разрешения на раздел имущества несовершеннолетних и на расходование денежных средств несовершеннолетнего

Прием документов об определении управляющего имуществом подопечного, их рассмотрение и заключение договора о доверительном управлении недвижимым и ценным движимым имуществом несовершеннолетнего

Представление интересов несовершеннолетнего при оформлении его имущественных прав в установленных законодательством Российской Федерации случаях

Подготовка материалов и предъявление иска в суд о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них) при отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, при не предоставлении содержания несовершеннолетним детям и при не предъявлении иска в суд родителями

Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации

Необходимые умения

Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей

Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений

Выполнять административные регламенты предоставления услуг

Составлять проекты актов органа опеки и попечительства по защите имущественных прав несовершеннолетних

Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета

Общаться с разными категориями граждан, детьми разных возрастных групп

Планировать работу и осуществлять самоконтроль ее выполнения

Составлять служебные документы аналитического, делового и справочно-информационного характера и работать с ними

Использовать государственный язык Российской Федерации при изложении своих мыслей, как в устной форме, так и в письменной форме

Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных, информационными системами, тестовыми и табличными редакторами

Вести ЭДО и составлять запросы и отчеты

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации в сфере защиты прав детей

Основы возрастной и социальной психологии

Основы психологии делового общения

Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации

Права и обязанности участников судебного процесса

Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности

Другие характеристики

Соблюдение профессиональной этики

3.2. Обобщенная трудовая функция

Наименование

Защита прав и законных интересов детей, нуждающихся в помощи государства

Код

B

Уровень квалификации

6

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей, профессий

Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних

Требования к образованию и обучению

Высшее образование

или

Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности

Требования к опыту практической работы

Не менее одного года в области социального обслуживания граждан

Особые условия допуска к работе

К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации

Другие характеристики

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет

Дополнительные характеристики

Наименование документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

2635

Специалисты в области организации и ведения социальной работы

ОКСО

5.37.03.02

Конфликтология

5.39.03.02

Социальная работа

5.39.03.03

Организация работы с молодежью

5.40.03.01

Юриспруденция

5.37.04.01

Психология

5.37.04.02

Конфликтология

5.39.04.02

Социальная работа

5.39.04.03

Организация работы с молодежью

5.40.04.01

Юриспруденция

6.44.00.00

Образование и педагогические науки

3.2.1. Трудовая функция

Наименование

Выявление и учет детей, нуждающихся в помощи государства

Код

B/01.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Прием сведений о детях, нуждающихся в помощи государства, у располагающих этими сведениями граждан, дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, медицинских и других организаций, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Ведение приема и консультирование граждан, в том числе несовершеннолетних граждан и их законных представителей

Проведение обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения, и принятия мер по защите прав и интересов детей, содействию оказания помощи семье

Составление акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи

Подготовка акта о выявлении ребенка, нуждающегося в помощи государства, в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации

Ведение учета детей, нуждающихся в помощи государства

Осуществление немедленного отобрания ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

Подготовка материалов для предъявления в суд иска о лишении родительских прав, об ограничении в родительских правах

Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации

Необходимые умения

Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей

Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений

Оценивать ситуации с точки зрения благополучия ребенка

Выявлять признаки и последствия жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних; признаки пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей

Общаться с разными категориями граждан и с детьми разных возрастных групп

Сотрудничать с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних граждан

Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных, информационными системами, тестовыми и табличными редакторами

Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета

Выполнять административные регламенты предоставления услуг

Вести ЭДО и составлять акты проверок и запросов

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации, международные нормативные правовые акты в сфере защиты прав детей

Причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия

Психология девиантного поведения (алкоголизация, наркомания, конфликт с законом, жестокость, агрессия)

Педагогика и психология детско-родительских отношений

Психология травмы

Теория привязанности

Формы и способы выявления мнения ребенка любого возраста

Основания для признания ребенка нуждающимся в помощи государства и оставшимся без родительского попечения

Порядок взаимодействия между органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации

Основы возрастной и социальной психологии

Основы психологии делового общения

Права и обязанности участников судебного процесса

Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами

Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности

Другие характеристики

Соблюдение профессиональной этики

3.2.2. Трудовая функция

Наименование

Принятие мер по защите прав ребенка, нуждающегося в помощи государства

Код

B/02.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Составление и утверждение планов защиты прав ребенка, в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации

Посещение несовершеннолетних граждан, проведение беседы с ними, их законными представителями и иными лицами в целях предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений, а также антиобщественных действий несовершеннолетних, в пределах своей компетенции"

Прием документов для временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, их рассмотрение

Прием документов для назначения ребенку опекуна или попечителя по заявлению родителей, их рассмотрение

Проведение обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем ребенка либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах

Составление акта обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем ребенка либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах

Заключение соглашения с законными представителями ребенка и организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Подготовка акта органа опеки и попечительства о назначении ребенку опекуна или попечителя по заявлению родителей

Подготовка и заключение договоров социального патроната в случаях и порядке, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, рекомендаций к принятию решений об их расторжении

Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации

Необходимые умения

Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей

Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений

Составлять планы по защите прав несовершеннолетнего

Сотрудничать с органами власти, составлять запросы

Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты, соблюдать этику делового общения

Составлять договоры и проекты актов органа опеки и попечительства о назначении несовершеннолетнему гражданину опекуна или попечителя

Общаться с разными категориями граждан и с детьми разных возрастных групп

Выяснять мнение ребенка

Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных, информационными системами, тестовыми и табличными редакторами

Вести ЭДО и составлять запросы

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей

Формы защиты прав ребенка, нуждающегося в помощи государства

Формы и способы выявления мнения ребенка

Основы возрастной и социальной психологии

Основы психологии делового общения

Инфраструктура системы социальной защиты

Основы работы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей

Порядок взаимодействия между органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации

Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами

Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности

Другие характеристики

Соблюдение профессиональной этики

3.3. Обобщенная трудовая функция

Наименование

Выявление и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Код

C

Уровень квалификации

6

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей, профессий

Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних

Требования к образованию и обучению

Высшее образование

или

Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности

Требования к опыту практической работы

Не менее одного года в области социального обслуживания граждан

Особые условия допуска к работе

К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации

Другие характеристики

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет

Дополнительные характеристики

Наименование документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

2635

Специалисты в области организации и ведения социальной работы

ОКСО

5.37.03.02

Конфликтология

5.39.03.02

Социальная работа

5.39.03.03

Организация работы с молодежью

5.40.03.01

Юриспруденция

5.37.04.01

Психология

5.37.04.02

Конфликтология

5.39.04.02

Социальная работа

5.39.04.03

Организация работы с молодежью

5.40.04.01

Юриспруденция

6.44.00.00

Образование и педагогические науки

3.3.1. Трудовая функция

Наименование

Выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Код

C/01.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Прием сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, у располагающих этими сведениями граждан, дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, медицинских и других организаций

Ведение приема и консультирование граждан, в том числе несовершеннолетних граждан

Проведение обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения, и принятия мер по защите прав и интересов детей

Составление акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи

Подготовка заявления о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны

Подготовка заявления о государственной регистрации рождения ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов

Ведение журнала первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей

Направление информации первичного учета и о прекращении учета ребенка, оставшегося без попечения родителей, региональному оператору банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей

Прием документов для назначения ребенку временного опекуна или попечителя

Проведение обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать временным опекуном или попечителем ребенка

Составление акта обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать временным опекуном или попечителем ребенка

Подготовка акта органа опеки и попечительства о назначении ребенку временного опекуна или попечителя; о временном пребывании в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации

Необходимые умения

Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей

Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений

Оценивать ситуации с точки зрения благополучия ребенка

Общаться с разными категориями граждан и с детьми разных возрастных групп

Выяснять мнение ребенка

Сотрудничать с органами исполнительной власти, организациями

Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета

Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных, информационными системами, тестовыми и табличными редакторами

Вести документацию на различных носителях, составлять запросы в различные органы исполнительной власти, организации

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Основы возрастной и социальной психологии

Порядок формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей

Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения, сбора, обработки и анализа статистических данных

Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами

Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности

Другие характеристики

Соблюдение профессиональной этики

3.3.2. Трудовая функция

Наименование

Ведение работы с кандидатами в усыновители, опекуны или попечители

Код

C/02.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Информирование граждан о возможности стать усыновителями, опекунами или попечителями, порядке усыновления, установления опеки и попечительства и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства (производная информация), через официальный сайт органа опеки и попечительства, интернет-ресурсы и средства массовой информации

Подготовка и внесение сведений в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителях

Прием заявления и документов от граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями

Подготовка и направление запросов необходимых сведений о гражданах, выразивших желание принять в свою семью на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в уполномоченные органы

Осуществление подготовки граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями

Подготовка и проведение отбора организаций для осуществления полномочия органа опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями

Контроль за деятельностью организаций по осуществлению полномочия органа опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями

Подготовка направления на психологическое обследование граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями, с их согласия для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью

Проведение обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать усыновителем, опекуном или попечителем

Составление акта обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать усыновителем, опекуном или попечителем

Подготовка заключения органа опеки и попечительства о возможности или не возможности гражданина стать усыновителем, опекуном или попечителем

Внесение сведений в журнал учета граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями

Направление документированной информации о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, и передача информации о прекращении учета сведений о гражданине органом опеки и попечительства для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей

Предоставление гражданину информации о ребенке, нуждающимся в усыновлении, установлении над ним опеки или попечительства, и выдача направления для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения)

Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации

Необходимые умения

Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей

Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений

Консультировать граждан по вопросам усыновления, установления опеки и попечительства

Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета

Сотрудничать с органами исполнительной власти, некоммерческими организациями, судебными органами по вопросу усыновления, установления опеки или попечительства

Понимать медицинские диагнозы и последствия их для развития ребенка

Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных, информационными системами, тестовыми и табличными редакторами

Вести ЭДО и составлять запросы, проекты распорядительных документов и правовых актов

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации, законодательство субъектов Российской Федерации, международные правовые документы в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формы материальной и нематериальной поддержки граждан, принявших на воспитание детей-сирот

Основы возрастной и социальной психологии

Основы педагогики воспитания

Основания для отнесения детей к группам здоровья

Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами

Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности

Другие характеристики

Соблюдение профессиональной этики

3.3.3. Трудовая функция

Наименование

Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания и под надзор в организации

Код

C/03.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Исполнение обязанностей опекуна или попечителя до устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Формирование личного дела несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей

Планирование мероприятий по защите прав ребенка, оставшегося без попечения родителей

Подготовка акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя

Подготовка документов и заключение договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях, в том числе договора о приемной семье, договора о патронатной семье (патронатном воспитании)

Подготовка заключения об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка

Работа по рассмотрению в суде дел об усыновлении детей российскими и иностранными гражданами или лицами без гражданства в пределах компетенции

Подготовка документов к назначению выплат и пособий при передаче ребенка на воспитание в семью и на содержание ребенка, установленных законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Подготовка документов к направлению в налоговые органы по месту нахождения органов опеки и попечительства сведений об установлении опеки (попечительства) и управлении имуществом подопечного, а также о последующих изменениях, связанных с опекой (попечительством) и управлением имуществом подопечного, в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации

Подготовка материалов для выдачи разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных

Подготовка акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка, оставшегося без попечения родителей, под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Получение согласия законного представителя ребенка на усыновление (удочерение), согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет, на усыновление и на назначение опекуна или попечителя

Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации

Необходимые умения

Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей

Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений

Оценивать потребности ребенка, условия, необходимые для его развития и воспитания

Составлять планы защиты прав ребенка, оставшегося без попечения родителей

Выяснять мнение ребенка

Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета

Сотрудничать с органами исполнительной власти, организациями

Составлять договоры в сфере устройства ребенка

Общаться с разными категориями граждан, с детьми разных возрастных групп

Понимать медицинские диагнозы и их последствия для развития ребенка

Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных, информационными системами, тестовыми и табличными редакторами

Вести ЭДО и составлять запросы, проекты распорядительных документов и правовых актов

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формы материальной и нематериальной поддержки граждан, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Требования к организации условий проживания и воспитания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Основы психологии депривации, привязанности

Особенности воспитания и развития детей в условиях институционализации

Основы возрастной психологии и социальной психологии

Основы педагогики, воспитания

Основания для отнесения детей к группам здоровья, влияние наследственных и генетических факторов

Требования к ведению личного дела подопечного

Основы разрешения конфликтов

Права и обязанности участников судебного процесса

Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами

Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности

Другие характеристики

Соблюдение профессиональной этики

3.3.4. Трудовая функция

Наименование

Содействие защите прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Код

C/04.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Ведение учета лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации

Подготовка материалов для выдачи справок, содержащих реквизиты документов, свидетельствующих об обстоятельствах утраты (отсутствия) попечения родителей (единственного родителя)

Подготовка материалов для заключения договоров о сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации

Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации

Необходимые умения

Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей

Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений

Вести учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе электронный

Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета

Общаться с разными категориями граждан и с детьми разных возрастных групп

Осуществлять сбор, обработку и анализ статистической информации

Организовывать проведение мониторинга

Вести ЭДО и составлять запросы, проекты распорядительных документов и правовых актов

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа

Социально-психологические особенности развития выпускников и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Основы возрастной психологии и социальной психологии

Основы и особенности социализации и адаптации выпускников различных категорий в постинтернатный период

Основы конфликтологии и технологии разрешения конфликтов (медиации)

Психология девиантного и делинквентного поведения

Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами

Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности

Другие характеристики

Соблюдение профессиональной этики

3.4. Обобщенная трудовая функция

Наименование

Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Код

D

Уровень квалификации

6

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей, профессий

Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних

Требования к образованию и обучению

Высшее образование

или

Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности

Требования к опыту практической работы

Не менее одного года в области социального обслуживания граждан

Особые условия допуска к работе

К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации

Другие характеристики

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет

Дополнительные характеристики

Наименование документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

2635

Специалисты в области организации и ведения социальной работы

ОКСО

5.37.03.02

Конфликтология

5.39.03.02

Социальная работа

5.39.03.03

Организация работы с молодежью

5.40.03.01

Юриспруденция

5.37.04.01

Психология

5.37.04.02

Конфликтология

5.39.04.02

Социальная работа

5.39.04.03

Организация работы с молодежью

5.40.04.01

Юриспруденция

6.44.00.00

Образование и педагогические науки

3.4.1. Трудовая функция

Наименование

Защита личных неимущественных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Код

D/01.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Ведение личного дела несовершеннолетнего подопечного и обеспечение конфиденциальности при хранении личных дел подопечных

Подготовка материалов для обязания опекунов или попечителей, приемных родителей не препятствовать общению с несовершеннолетним подопечным его близким родственникам

Подготовка материалов в суд с иском об устранении опекунами или попечителями, приемными родителями препятствий к общению с несовершеннолетним подопечным его близких родственников

Подготовка материалов для выдачи согласия родителю, родительские права которого ограничены судом, на контакты с ребенком

Представление законных интересов несовершеннолетних детей в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных, либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных

Подготовка акта органа опеки и попечительства об утверждении индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка, помещенного под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пересмотр плана не реже одного раза в полгода

Организация исполнения функций опекуна или попечителя по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет

Подготовка материалов для дачи законным представителям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешений и обязательных для исполнения указаний в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных

Подготовка материалов для выдачи согласия на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, либо на изменение формы получения образования или формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на отчисление таких лиц, достигших пятнадцати лет, до получения ими общего образования

Подготовка материалов для принятия решения об освобождении или отстранении опекуна или попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей в случаях и порядке, установленном законодательством Российской Федерации

Подготовка материалов для выдачи разрешения на выезд из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления группы несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Прием заявления и документов от граждан, выразивших желание временно принять ребенка из организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, подготовка и направление запросов необходимых сведений в уполномоченные органы

Проведение и составление акта обследования условий жизни гражданина, выразившего желание временно принять ребенка из организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовка заключения органа опеки и попечительства

Выдача предварительного разрешения на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала усыновителям, опекунам (попечителям) или приемным родителям ребенка (детей) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации

Прием документов и выдача предварительного согласия на отчуждение и (или) передачу в ипотеку жилого помещения в случае наличия у подопечных, не являющихся собственниками жилого помещения, права пользования указанным жилым помещением

Прием документов и выдача предварительного согласия на отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства)

Подача заявления о включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в случае неподачи таких заявлений законными представителями этих детей

Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации

Необходимые умения

Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей

Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений

Формировать личное дело подопечного, вести и хранить его

Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета

Представлять интересы несовершеннолетнего

Общаться с разными категориями граждан и с детьми разных возрастных групп

Выяснять мнение ребенка

Вести ЭДО и составлять запросы, проекты распорядительных документов и правовых актов

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей

Требования к ведению личного дела подопечного

Основы возрастной и социальной психологии

Основы разрешения конфликтов

Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами

Права и обязанности участников судебного процесса

Приоритеты государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности

Другие характеристики

Соблюдение профессиональной этики

3.4.2. Трудовая функция

Наименование

Осуществление контроля соблюдения прав и законных интересов детей, устроенных на воспитание в семьи граждан, помещенных под надзор в организации

Код

D/02.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Проведение плановых и внеплановых проверок условий жизни подопечных, соблюдения опекунами (попечителями) прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами (попечителями) требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов (попечителей)

Составление акта обследования условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации

Осуществление контроля за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями

Осуществление контрольного обследования условий жизни и воспитания усыновленного ребенка

Составление отчета об условиях жизни и воспитания усыновленного ребенка

Подготовка материалов для принятия решения об отстранении опекуна или попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей в случаях и порядке, установленном законодательством Российской Федерации

Подготовка заявления в суд с требованием об отмене усыновления ребенка в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации

Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации

Необходимые умения

Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей

Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений

Проверять соблюдения прав и законных интересов детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Оценивать потребности ребенка, условия, необходимые для его развития и воспитания

Выяснять мнение ребенка

Понимать медицинские диагнозы и их последствия для развития ребенка

Выявлять признаки и последствия жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетнего, в том числе вовлечения детей в порнографию, проституцию, детский труд

Вести ЭДО и составлять запросы, проекты распорядительных документов и правовых актов

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей

Приоритеты государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа

Требования к проведению проверок и оформлению их результатов

Права и обязанности участников судебного процесса

Экономические знания (в сфере социальных выплат детям-сиротам, изучения и проверки документов на возмещение денежных средств; начисления выплат материальной помощи)

Основания для отнесения детей к группам здоровья

Основы возрастной и социальной психологии

Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности

Другие характеристики

Соблюдение профессиональной этики

3.4.3. Трудовая функция

Наименование

Оказание содействия семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Код

D/03.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Оказание методической, консультативной, правовой помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных

Оказание содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи

Подготовка материалов для заключения и расторжения договоров о сопровождении семей в порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации

Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации

Необходимые умения

Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей

Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений

Консультировать родителей по различным вопросам функционирования семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Выявлять проблемы, возникающие в семье, и способствовать их разрешению

Сотрудничать с различными специалистами, образовательными, медицинскими, социальными и общественными организациями для организации профессионального сопровождения семей, принявших ребенка (детей) на воспитание

Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета

Вести ЭДО и составлять запросы, проекты распорядительных документов и правовые акты

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Приоритеты государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развития семейных форм их устройства

Принципы организации профессионального сопровождения семей

Инфраструктура помощи и поддержки семей, услуги, предоставляемые семьям различными организациями

Основы педагогики и психологии воспитания

Основы медиации

Экономические знания (в сфере социальных выплат детям-сиротам, изучения и проверки документов на возмещение денежных средств; начисления выплат материальной помощи)

Медицинские знания (понимание медицинских диагнозов и их последствий для развития ребенка, основания для отнесения детей к группам здоровья, признаки и последствия жестокого обращения и насилия)

Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности

Другие характеристики

Соблюдение профессиональной этики

IV. Сведения об организациях - разработчиках

профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

Совет по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, город Москва

Председатель

Герций Юрий Викторович

4.2. Наименования организаций-разработчиков

1

БУ "Ресурсный центр развития социального обслуживания", город Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

2

ГБУ Республики Саха (Якутия) "Ресурсный центр социальной защиты "Победа" при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)", город Якутск, Республика Саха (Якутия)

3

ГБУ Ресурсный центр по опеке и попечительству "Содействие" ДТСЗН города Москвы, город Москва

4

ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России, город Москва

5

ООО "Центр "Родник", город Москва

6

Управление по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних Министерства социальной защиты Российской Федерации, город Москва

7

Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино, город Люберцы, Московская область

8

ФГБОУ ВО "Московский государственный педагогический университет", город Москва

9

ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей" при Министерстве просвещения Российской Федерации, город Москва

--------------------------------

<1> Общероссийский классификатор занятий.

<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

<3> 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

<4> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.