Приказ Минтруда России от 04.12.2014 N 974н (ред. от 12.12.2016) "Об утверждении профессионального стандарта Дизайнер детской одежды и обуви (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2014 N 35251)"
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 4 декабря 2014 г. N 974н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"ДИЗАЙНЕР ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ И ОБУВИ"
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Дизайнер детской одежды и обуви".
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 4 декабря 2014 г. N 974н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ДИЗАЙНЕР ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ И ОБУВИ
273 |
|
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Дизайн детской одежды и обуви |
21.002 |
|
(наименование вида профессиональной деятельности) |
Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Проектирование, конструирование и изготовление детской одежды и обуви с учетом требований безопасности, детской возрастной физиологии и психологии, в том числе пола и возраста, гигиены детей, а также функциональных и эстетических требований, включая современные технологии и актуальные стилистические тренды |
Группа занятий:
1239 |
Руководители подразделений (служб), не вошедшие в другие группы |
34713 |
Дизайнеры |
(код ОКЗ <1>) |
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
14 |
Производство одежды |
15 |
Производство кожи и изделий из кожи |
15.11.1 |
Выделка и крашение меха |
(код ОКВЭД <2>) |
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функции, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
A |
Выполнение работ по созданию дизайна моделей/коллекций детской одежды и обуви |
5 |
Выполнение работ по проведению предпроектных дизайнерских исследований |
A/01.5 |
5 |
Выполнение работ по созданию и внедрению в производство моделей/коллекций детской одежды и обуви |
A/02.5 |
5 |
|||
B |
Проведение предпроектных дизайнерских исследований по значимым для заказчика и потребителей параметрам |
6 |
Изучение производственных и экономических требований, предъявляемых к дизайну детской одежды и обуви для реализации проекта заказчика |
B/01.6 |
6 |
Исследование нужд, пожеланий и предпочтений потребителей (детей и родителей), предъявляемых к дизайну детской одежды и обуви |
B/02.6 |
6 |
|||
Анализ и прогнозирование дизайн-трендов детской одежды и обуви |
B/03.6 |
6 |
|||
Оформление результатов исследований и формирование предложений о направлениях работ по созданию моделей/коллекций детской одежды и обуви |
B/04.6 |
6 |
|||
C |
Создание моделей/коллекций детской одежды и обуви |
6 |
Проектирование модного визуального образа и стиля, конструктивных решений новых сезонных, тематических, ролевых моделей/коллекций детской одежды и обуви |
C/01.6 |
6 |
Конструирование безопасных, удобных, функциональных, практичных и эстетичных моделей/коллекций детской одежды и обуви |
C/02.6 |
6 |
|||
Изготовление и апробация экспериментальных моделей (опытных образцов) детской одежды и обуви |
C/03.6 |
6 |
|||
Модификация и доработка существующих моделей/коллекций детской одежды и обуви |
C/04.6 |
6 |
|||
D |
Внедрение в производство и контроль изготовления моделей/коллекций детской одежды и обуви |
6 |
Техническое моделирование и адаптация отобранных моделей/коллекций детской одежды и обуви к технологическому процессу производства |
D/01.6 |
6 |
Авторский надзор и контроль изготовления опытной партии изделий на соответствие эталонному образцу |
D/02.6 |
6 |
|||
E |
Руководство работами по разработке моделей/коллекций детской одежды и обуви |
7 |
Планирование разработки моделей/коллекций детской одежды и обуви |
E/01.7 |
7 |
Организация работ по разработке моделей/коллекций детской одежды и обуви |
E/02.7 |
7 |
|||
Контроль разработки моделей/коллекций детской одежды и обуви |
E/03.7 |
7 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Выполнение работ по созданию дизайна моделей/коллекций детской одежды и обуви |
Код |
A |
Уровень квалификации |
5 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей |
Помощник/ассистент модельера-конструктора Помощник/ассистент дизайнера-модельера Помощник/ассистент дизайнера детской одежды Помощник/ассистент дизайнера детской обуви Помощник/ассистент дизайнера-конструктора детской обуви Помощник/ассистент дизайнера-конструктора детской одежды Помощник/ассистент дизайнера-конструктора |
Требования к образованию и обучению |
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена |
Требования к опыту практической работы |
- |
Особые условия допуска к работе |
- |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
3471 |
Дизайнеры |
ЕКС <3> |
- |
Художник-конструктор (дизайнер) |
ОКСО <4> |
260903 |
Моделирование и конструирование швейных изделий |
260907 |
Моделирование и конструирование изделий из кожи |
|
260909 |
Моделирование и конструирование изделий из меха |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Выполнение работ по проведению предпроектных дизайнерских исследований |
Код |
A/01.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Подбор отчетов о дизайнерских, маркетинговых, социальных и научных исследованиях о рынке индустрии детской одежды и обуви |
Мониторинг существующих аналогов моделей/коллекций и лучших мировых образцов дизайна детской одежды и обуви |
|
Визуализация идей, подготовка презентационных материалов дизайнера вручную или с помощью систем автоматизированного проектирования (САПР) |
|
Оформление отчетов и презентационных материалов о дизайнерских исследованиях |
|
Необходимые умения |
Выбирать и систематизировать информацию по теме проектного задания |
Визуализировать идею в художественно-графическом виде |
|
Редактировать отчетную документацию |
|
Необходимые знания |
Источники и современные технологии сбора информации для дизайнерских исследований |
Основные приемы и методы художественно-графических работ |
|
Компьютерные программы, предназначенные для визуализации |
|
Категориально-понятийный аппарат дизайнерской деятельности |
|
Требования, предъявляемые к разработке и оформлению эскизов, презентаций и отчетной документации |
|
Другие характеристики |
- |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Выполнение работ по созданию и внедрению в производство моделей/коллекций детской одежды и обуви |
Код |
A/02.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Проработка (уточнение и корректировка) художественных и технических эскизов и чертежей |
Формирование актуального ассортимента коллекции тканей, фурнитуры, прикладных материалов, деталей внешнего оформления, аксессуаров |
|
Отрисовка моделей детской одежды и обуви для рабочего каталога |
|
Ведение коллекций в графических редакторах верстки |
|
Отработка конструкций одежды (опытных и эталонных образцов) и контроль их изготовления |
|
Выполнение необходимых расчетов для разработки конструкции изделия |
|
Устранение незначительных конструктивных и технологических дефектов образцов/моделей детской одежды и обуви |
|
Проработка рабочих чертежей |
|
Частичная разработка и оформление комплекта сопроводительных документов и презентационных материалов к создаваемым моделям/коллекциям детской одежды и обуви |
|
Необходимые умения |
Рисовать от руки, создавать и прорабатывать эскизы различными приемами и способами |
Визуализировать модели/коллекции детской одежды и обуви в двухмерной и трехмерной графике |
|
Прорабатывать конструкторско-техническую документацию для детей различных возрастных групп |
|
Рассчитывать конструкцию изделия по определенным критериям |
|
Необходимые знания |
Основные приемы и методы художественно-графических работ |
Основы конструирования, технического моделирования, технологий обработки материалов |
|
Компьютерные программы, предназначенные для моделирования и визуализации |
|
Требования, предъявляемые к разработке и оформлению эскизов, художественных концепций и конструкторско-технологической документации новых моделей/коллекций детской одежды и обуви |
|
Другие характеристики |
- |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Проведение предпроектных дизайнерских исследований по значимым для заказчика и потребителей параметрам |
Код |
B |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей |
Модельер-конструктор Дизайнер детской одежды Дизайнер детской обуви Дизайнер-конструктор детской обуви Дизайнер-конструктор детской одежды |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - бакалавриат, в исключительных случаях среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена Дополнительное образование по дизайну детской одежды и обуви или психологии и физиологии детей (повышение квалификации) |
Требования к опыту практической работы |
При наличии высшего образования требования к опыту работы не предъявляются, при наличии среднего профессионального образования стаж работы в должностях 5-го уровня квалификации не менее трех лет |
Особые условия допуска к работе |
- |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
3471 |
Дизайнеры |
ЕКС |
- |
Художник-конструктор (дизайнер) |
ОКСО |
260903 |
Моделирование и конструирование швейных изделий |
260907 |
Моделирование и конструирование изделий из кожи |
|
260909 |
Моделирование и конструирование изделий из меха |
|
070600.62 |
Бакалавр дизайна |
|
070601.65 |
Дизайнер (промышленный дизайн) Дизайнер (дизайн костюма) |
|
070602.52 |
Дизайнер |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование |
Изучение производственных и экономических требований, предъявляемых к дизайну детской одежды и обуви для реализации проекта заказчика |
Код |
B/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Выявление бизнес-задач заказчика, которые должны быть решены с выведением на рынок планируемых к разработке моделей/коллекций детской одежды и обуви, или инициативная постановка задач при отсутствии заказчика |
Изучение специфики производимой детской одежды и обуви, а также рыночного, производственного и технологического потенциала предприятия-заказчика с целью определения конструкторско-технологических требований к планируемым к разработке детской одежде и обуви |
|
Изучение требований к производственной экономичности (затрат на изготовление моделей/коллекций детской одежды и обуви) |
|
Уточнение требований и пожеланий заказчика к будущему продукту, запрос дополнительной информации при необходимости |
|
Необходимые умения |
Анализировать информационные материалы, предоставляемые заказчиком, и определять необходимость запроса на дополнительные данные |
Выстраивать эффективные коммуникации с заказчиком |
|
Необходимые знания |
Требования к структуре и содержанию исходных производственных и экономических данных, необходимых для разработки дизайна детской одежды и обуви |
Критерии оценки потенциала производства и материально-технической базы |
|
Другие характеристики |
- |
3.2.2. Трудовая функция
Наименование |
Исследование нужд, пожеланий и предпочтений потребителей (детей и родителей), предъявляемых к дизайну детской одежды и обуви |
Код |
B/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Определение половых и возрастных групп, для которых будет предназначаться новая детская одежда и обувь |
Определение климатических особенностей и смены времен года, а также культурных особенностей в географическом регионе размещения потенциальных потребителей с целью определения утилитарно-практических требований к детской одежде и обуви |
|
Изучение отчетов маркетинговых и социальных исследований потребителей детской одежды и обуви с целью анализа удовлетворенности потребителей рыночным ассортиментом детской одежды и обуви, потребительских расходов на покупку и эксплуатацию, а также нужд, пожеланий и предпочтений потребителей, предъявляемых к дизайну детской одежды и обуви |
|
Сравнение индивидуальных вкусовых предпочтений потребителей (детей и родителей) с учетом пола и возраста детей, их принципов формирования детского гардероба, отношения к определенным моделям/коллекциям детской одежды и обуви, брендам, торговым маркам |
|
Отслеживание изменений законодательной и нормативной базы, касающихся санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к детской одежде и обуви |
|
Определение и ранжирование значимых для потребителей (детей и родителей) характеристик детской одежды и обуви, исходя из психофизиологических особенностей возраста (интересов, особенностей восприятия, уровня познавательного развития и др.) |
|
Необходимые умения |
Работать с детской и родительской аудиторией, а также психологами, педагогами, социальными работниками и другими специалистами, регулярно взаимодействующими с детьми |
Осуществлять процедуры сбора, сортировки, анализа, оценки и критического резюмирования больших объемов информации, используемой при принятии дизайнерских решений |
|
Определять существующие и потенциальные нужды и предпочтения потребителей и значимые для них характеристики детской одежды и обуви |
|
Выявлять факторы внешней среды, влияющие на дизайн детской одежды и обуви |
|
Работать с нормативными документами и законодательными актами, исследованиями различного характера, содержащими требования и рекомендации по детской одежде и обуви |
|
Необходимые знания |
Методы проведения системно-комплексных дизайнерских исследований |
Технологии и средства сбора и обработки данных, необходимых для проведения дизайнерского исследования |
|
Основы маркетинга, экономики, социологии и культурологии |
|
Российские и международные требования безопасности к детской одежде и обуви, в том числе требования Всемирной торговой организации (ВТО) и других международных торговых союзов и объединений |
|
Основы возрастной психологии, физиологии, гигиены детей |
|
Современные рекомендации педиатров, психологов, физиологов, педагогов о безопасности, функциональности, гигиеничности и эстетичности детской одежды и обуви |
|
Другие характеристики |
- |
3.2.3. Трудовая функция
Наименование |
Анализ и прогнозирование дизайн-трендов детской одежды и обуви |
Код |
B/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Отслеживание тенденций в сфере искусства, дизайна, фотографии и в других областях, оказывающих непосредственное влияние на мировую индустрию детской моды |
Проведение всестороннего самостоятельного анализа кратковременных и долговременных технологических тенденций развития и модных направлений дизайна детской одежды и обуви или изучение исследований организаций и специалистов, занимающихся экспертным анализом и прогнозированием модных тенденций, с учетом выявленных нужд, пожеланий и предпочтений потребителей и требований к детской одежде и обуви |
|
Проведение ретроспективного анализа: оценка темпа и характера стилистических и технологических изменений детской одежды и обуви |
|
Исследование лучших мировых образцов дизайна детской одежды и обуви с целью определения факторов дизайна, способствующих их успеху на рынке |
|
Мониторинг существующих аналогов моделей/коллекций детской одежды и обуви, выявление моделей с наибольшим потенциалом продаж и проведение их визуального, критического, конструктивного и практического анализа по выбранной системе критериев |
|
Проведение сравнительной оценки дизайна моделей/коллекций детской одежды и обуви бренда/торговой марки заказчика с брендами/торговой маркой конкурентов |
|
Необходимые умения |
Осуществлять сбор, синтезирование и интерпретирование различных источников по истории искусств, моды и этнических культур, современным модным тенденциям |
Критически оценивать эстетику, функциональность, практичность, безопасность, физиологичность модных коллекций и брендов детской одежды и обуви с помощью методов сравнительного визуального, критического, конструктивного и практического анализа дизайна детской одежды и обуви |
|
Запоминать впечатления от дизайна (эмоциональная и образная память) |
|
Исследовать и/или предвидеть будущие дизайн-тенденции детской одежды и обуви |
|
Необходимые знания |
Источники информации для анализа и прогнозирования дизайн-трендов |
Критерии оценки эстетичности, функциональности, практичности, безопасности, физиологичности детской одежды и обуви |
|
История стилей, трендов в дизайне детской одежды и обуви |
|
Основы маркетинговых стратегий и бренд-менеджмента |
|
Основы педагогики, культурологии, социологии, эргономики |
|
Основы возрастной психологии, физиологии, гигиены детей |
|
Другие характеристики |
- |
3.2.4. Трудовая функция
Наименование |
Оформление результатов исследований и формирование предложений о направлениях работ по созданию моделей/коллекций детской одежды и обуви |
Код |
B/04.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
3 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Интерпретация результатов исследований и выявление связи между ними |
Подготовка отчета, в том числе аналитических записок и презентационных материалов, содержащих материалы о проведенных дизайнерских исследованиях с выводами и предложениями по направлениям работ в нескольких вариантах |
|
Внесение предложений по корректировке дизайн-брифа/технического задания |
|
Необходимые умения |
Систематизировать, обобщать и представлять полученные данные |
Владеть логическими и интуитивными методами поиска новых идей и решений |
|
Адаптировать тенденции моды согласно позиционированию бренда заказчика |
|
Формулировать и аргументировать предложения в письменной и устной форме |
|
Необходимые знания |
Формы учетных документов и порядок составления отчетности |
Категориально-понятийный аппарат дизайнерской деятельности |
|
Требования к содержанию дизайн-брифа/технического задания |
|
Методики поиска творческих идей |
|
Другие характеристики |
- |
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Создание моделей/коллекций детской одежды и обуви |
Код |
C |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей |
Модельер-конструктор Дизайнер-модельер Дизайнер детской одежды Дизайнер детской обуви Дизайнер-конструктор детской обуви Дизайнер-конструктор детской одежды |
Требования к образованию и обучению |
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена Высшее образование - бакалавриат, в исключительных случаях среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена Дополнительное образование по дизайну детской одежды и обуви или психологии и физиологии детей (повышение квалификации) |
Требования к опыту практической работы |
При наличии высшего образования требования к опыту работы не предъявляются, при наличии среднего профессионального образования стаж работы в должностях 5-го уровня квалификации не менее трех лет |
Особые условия допуска к работе |
- |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
3471 |
Дизайнеры |
ЕКС |
- |
Художник-конструктор (дизайнер) |
ОКСО |
260903 |
Моделирование и конструирование швейных изделий |
260907 |
Моделирование и конструирование изделий из кожи |
|
260909 |
Моделирование и конструирование изделий из меха |
|
070600.62 |
Бакалавр дизайна |
|
070601.65 |
Дизайнер (промышленный дизайн) Дизайнер (дизайн костюма) |
|
070602.52 |
Дизайнер |
3.3.1. Трудовая функция
Наименование |
Проектирование модного визуального образа и стиля, конструктивных решений новых сезонных, тематических, ролевых моделей/коллекций детской одежды и обуви |
Код |
C/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Выбор области культуры, темы, сезона и роли, которые станут основой модели/коллекции детской одежды и обуви |
Определение форм, силуэтов, характера конструктивных и декоративных линий, гармонии цветовых сочетаний, размеров и форм деталей новых моделей/коллекций детской одежды и обуви, содействующих эстетическому и этическому воспитанию ребенка и его социальной адаптации среди сверстников и взрослых в соответствии с возрастными особенностями телосложения, пропорциями фигуры, полом ребенка и модными тенденциями |
|
Разработка первоначальной серии художественных эскизов от руки или с помощью компьютерных программ согласно основным анатомическим точкам, соответствующих основным чертам будущих моделей/коллекций детских одежды и обуви в соответствии с поставленной задачей/ассортиментной матрицей |
|
Отбор черновых эскизов, вариантов и передача их на уточнение и корректировку |
|
Разработка требований и отбор из сформированного ассортимента тканей, кожи, фурнитуры, прикладных материалов, деталей внешнего вида по цвету, текстуре и качеству в соответствии с тенденциями детской моды, требованиями удобства, прочности, гигиеничности и безопасности для детей, с учетом возрастных особенностей восприятия величины, цвета и форм предметов |
|
Создание презентационных планшетов и журналов с эскизами |
|
Обсуждение вариантов моделей/коллекций детской одежды и обуви с креативным директором/заказчиком и внесение корректировок |
|
Выбор оптимальных образов, стилей, конструктивных решений |
|
Подготовка пояснительной записки, включающей обоснование основной идеи проекта, культурно-исторических предпосылок эволюционного развития проектируемой детской одежды и обуви, обоснование формообразования, цветографической концепции и стиля, описание преимуществ по отношению к существующим аналогам |
|
Необходимые умения |
Владеть логическими и интуитивными методами поиска новых идей и решений |
Использовать различные объекты и явления из жизни в качестве источника вдохновения |
|
Разбираться в детских стилистических трендах и следить за модными тенденциями |
|
Вырабатывать собственный стиль и разрабатывать новые направления в детской моде, формирующие и предвосхищающие будущие потребности потребителей, с учетом исторических, культурных и социальных аспектов |
|
Переводить модные тенденции в коммерческие концепции дизайна детской одежды и обуви и новые образы с учетом требований заказчиков и нужд потребителей на несколько сезонов вперед |
|
Создавать и прорабатывать эскизы фигуры ребенка, моделей одежды и обуви от руки и с использованием графических редакторов |
|
Воплощать творческие замыслы в реальные модели детской одежды и обуви |
|
Свободно оперировать пространственными образами предметов, процессов и явлений (объемно-пространственное мышление) |
|
Создавать образ детской одежды и обуви по словесному описанию |
|
Разрабатывать элементы брендов детской одежды и обуви |
|
Разрабатывать новые целостные и выразительные композиционные приемы решения |
|
Создавать единую гармоничную коллекцию, обеспечивая стилевое единство отдельных моделей и их деталей |
|
Подбирать и комбинировать цветовые гаммы, фактуры, формы, материалы, фурнитуру, аксессуары к моделям детской одежды и обуви с учетом детской возрастной физиологии и психологии, прогнозировать свойства и качество готовых моделей по их показателям |
|
Визуализировать модели/коллекции детской одежды и обуви в двухмерной и трехмерной графике |
|
Уделять внимание деталям конструктивных решений |
|
Необходимые знания |
Функции детской одежды и обуви различных половозрастных групп детей |
Принципы, подходы и средства системного дизайн-проектирования детской одежды и обуви как элемента и средства эстетического и этического воспитания детей |
|
Стили и направления дизайна детской одежды и обуви |
|
Методики поиска творческих идей по созданию моделей/коллекций детской одежды и обуви и техники их реализации |
|
Основные приемы и методы художественно-графических работ |
|
Образно-пластическая и орнаментально-конструктивная структура детской обуви и детской одежды, законы композиции и принципы гармонизации объемных форм |
|
Принципы и методы конфекционирования материалов с учетом особенностей проектирования, изготовления и условий эксплуатации моделей/коллекций детской одежды и обуви |
|
Анатомо-физиологические, антропометрические и биомеханические основы проектирования детской одежды и обуви |
|
Эргономические и санитарно-гигиенические свойства детской одежды и обуви |
|
Российские и международные требования безопасности к детской одежде и обуви, в том числе требования ВТО и других международных торговых союзов и объединений |
|
Компьютерные программы, предназначенные для моделирования визуализации детской одежды и обуви |
|
Требования, предъявляемые к разработке и оформлению эскизов и художественных концепций новых моделей/коллекций детской одежды и обуви |
|
Другие характеристики |
- |
3.3.2. Трудовая функция
Наименование |
Конструирование безопасных, удобных, функциональных, практичных и эстетичных моделей/коллекций детской одежды и обуви |
Код |
C/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка конструкции модели детской одежды и обуви, способствующей правильному физиологическому и психологическому развитию детского организма: построение взаимного расположения и конфигурации частей (деталей) и целого (всего изделия) |
Построение внешних и внутренних деталей моделей детской одежды и обуви |
|
Перевод художественных эскизов в технические эскизы, содержащие четкую прорисовку модельных особенностей, с сохранением морфологических характеристик |
|
Подбор соответствующей базовой основы изделия, уточнение или изменение основы и перенос на нее модельных особенностей |
|
Проверка правильности разработанной конструкции |
|
Анализ конструкции изделия на технологичность |
|
Анализ конструкции на соответствие требованиям безопасности, детской возрастной физиологии и психологии, гигиены детей, функциональности и эстетики |
|
Необходимые умения |
Рисовать от руки, создавать и прорабатывать эскизы различными приемами и способами |
Владеть разнообразными изобразительными и техническими приемами и средствами, графическими компьютерными программами и автоматизированными программами проектирования |
|
Воплощать творческие замыслы в реальные конструкции детской одежды и обуви |
|
Снимать измерения детской фигуры и стопы и строить размерную типологию |
|
Разрабатывать конструкции моделей/коллекций детской одежды и обуви по эскизам как базовых моделей, так и моделей, выполненных по авторскому проекту и индивидуальным меркам |
|
Выбирать оптимальные конструктивные и композиционные решения для создания безопасной, удобной, функциональной, практичной и эстетичной детской одежды и обуви |
|
Создавать, проектировать и манипулировать шаблонами конструирования детской одежды и обуви |
|
Соединять в целостной структуре и гармоничной форме все необходимые свойства и требования, предъявляемые к проектируемой модели/коллекции детской одежды и обуви |
|
Необходимые знания |
Принципы, подходы и средства системного дизайн-проектирования типовых и эксклюзивных моделей детской одежды и обуви, способствующих правильному физиологическому и психологическому развитию детского организма |
Основные приемы и методы художественно-графических работ |
|
Архитектоника объемных форм |
|
Конструктивные, технологические и экономические особенности типов и видов моделей детской одежды и обуви |
|
Базовые основы конструкций и способы их трансформации |
|
Способы измерений детских фигур и стоп и методики обработки их результатов |
|
Прогрессивные методы, инструментарий и технологии конструирования и анализа конструкций при создании новых моделей/коллекций детской одежды и обуви |
|
Компьютерный дизайн моделей/коллекций детской одежды и обуви |
|
Анатомо-физиологические, антропометрические и биомеханические основы проектирования детской одежды и обуви |
|
Принципы и методы конфекционирования материалов с учетом особенностей проектирования, изготовления и условий эксплуатации моделей/коллекций детской одежды и обуви |
|
Эргономические и санитарно-гигиенические свойства детской одежды и обуви |
|
Российские и международные требования безопасности к детской одежде и обуви, в том числе требования ВТО и других международных торговых союзов и объединений |
|
Другие характеристики |
- |
3.3.3. Трудовая функция
Наименование |
Изготовление и апробация экспериментальных моделей (опытных образцов) детской одежды и обуви |
Код |
C/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Создание совместно с технологом и конструктором из дешевых материалов опытных образцов моделей/коллекций детской одежды и обуви, воплощающих замысел дизайнера |
Тестирование/проведение примерок моделей/коллекций детской одежды и обуви на контрольных группах потребителей (детях-моделях в присутствии родителей) |
|
Заказ независимых экспертиз опытного образца на соответствие требованиям безопасности, детской возрастной физиологии и психологии, гигиены детей, функциональности и эстетики |
|
Составление замечаний и предложений по изменению дизайна и конструкции образцов, в том числе конструктивных и технологических дефектов |
|
Устранение существенных конструктивных и технологических дефектов |
|
Создание образцов моделей/коллекций детской одежды и обуви для показов, просмотров, обзоров и презентаций из фактических материалов |
|
Представление моделей/коллекций детской одежды и обуви к показам, просмотрам, обзорам и презентациям в целях получения отзывов редакторов журналов и представителей торговых организаций |
|
Отбор образцов, получивших хорошие отзывы, для портфолио, производства и продажи потребителям |
|
Передача законченного дизайн-проекта заказчику для реализации на производстве |
|
Необходимые умения |
Разрабатывать опытный образец модели в команде с конструктором и технологом |
Работать с детской и родительской аудиторией, а также с психологами, педагогами, социальными работниками и другими специалистами, регулярно взаимодействующими с детьми |
|
Осуществлять экономную раскладку деталей модели на материалах |
|
Оценивать антропометрическое соответствие разработанных моделей детской одежды и обуви в статике и динамике |
|
Находить и устранять конструктивные и технологические дефекты |
|
Готовить и оформлять показы, просмотры, обзоры, презентации выставки перспективных коллекций |
|
Создавать портфолио |
|
Необходимые знания |
Правила подготовки и проведения примерки и устранения дефектов моделей/коллекций детской одежды и обуви |
Технологии кроя деталей, пошива, формования, соединения деталей, обработки и отделки детской одежды и обуви из различных материалов |
|
Критерии оценки опытных образцов детской одежды и обуви |
|
Требования детской возрастной физиологии и психологии, гигиены детей, предъявляемые к детской одежде и обуви |
|
Российские и международные требования безопасности к детской одежде и обуви, в том числе требования ВТО и других международных торговых союзов и объединений |
|
Практические аспекты презентации коллекции |
|
Другие характеристики |
- |
3.3.4. Трудовая функция
Наименование |
Модификация и доработка существующих моделей/коллекций детской одежды и обуви |
Код |
C/04.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Выявление новых требований и пожеланий заказчика к модификации детской одежды и обуви |
Определение современных требований к редизайну с учетом изменения потребностей потребителей, требований безопасности, детской возрастной физиологии и психологии, в том числе пола и возраста, гигиены детей, функциональности и эстетики, включая современные технологии и модные тенденции, а также появившиеся производственно-технологические возможности и новые материалы |
|
Проведение анализа существующих моделей/коллекций детской одежды и обуви на наличие слабых мест и проблем |
|
Внесение предложений по изменению ассортимента, улучшению качества, образа, конструкции и т.п. детской одежды и обуви в соответствии с новыми требованиями, производственными возможностями и новыми материалами |
|
Внесение изменений в дизайн моделей/коллекций детской одежды и обуви старого образца |
|
Необходимые умения |
Находить дизайнерские решения, усовершенствующие продукт |
Адаптировать существующие модели/коллекции детской одежды и обуви к новым требованиям |
|
Свободно оперировать пространственными образами предметов, процессов и явлений (объемно-пространственное мышление) |
|
Владеть разнообразными изобразительными и техническими приемами и средствами, графическими компьютерными программами и программами моделирования |
|
Исследовать и/или предвидеть актуальные стилистические тренды и технологические тенденции детской одежды и обуви |
|
Необходимые знания |
Источники информации для анализа и прогнозирования дизайн-трендов |
Основные современные требования к процессу проектирования детской одежды и обуви (функциональные, технико-конструктивные, эргономические, эстетические), средства и методы повышения этих параметров |
|
Дизайнерские и технологические тренды, тенденции совершенствования моделей/коллекций детской одежды и обуви |
|
Знание передовых технологий, материалов и производственных возможностей |
|
Анатомо-физиологические, антропометрические и биомеханические основы проектирования детской одежды и обуви |
|
Эргономические и санитарно-гигиенические свойства детской одежды и обуви |
|
Российские и международные требования безопасности к детской одежде и обуви, в том числе требования ВТО и других международных торговых союзов и объединений |
|
Другие характеристики |
- |
3.4. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Внедрение в производство и контроль изготовления моделей/коллекций детской одежды и обуви |
Код |
D |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей |
Модельер-конструктор Дизайнер-модельер Дизайнер детской одежды Дизайнер детской обуви Дизайнер-конструктор детской обуви Дизайнер-конструктор детской одежды |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - бакалавриат, в исключительных случаях среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена Дополнительное образование по дизайну детской одежды и обуви или психологии и физиологии детей (повышение квалификации) |
Требования к опыту практической работы |
При наличии высшего образования требования к опыту работы не предъявляются, при наличии среднего профессионального образования стаж работы в должностях 5-го уровня квалификации не менее трех лет |
Особые условия допуска к работе |
- |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
3471 |
Дизайнеры |
ЕКС |
- |
Художник-конструктор (дизайнер) |
ОКСО |
260903 |
Моделирование и конструирование швейных изделий |
260907 |
Моделирование и конструирование изделий из кожи |
|
260909 |
Моделирование и конструирование изделий из меха |
|
070600.62 |
Бакалавр дизайна |
|
070601.65 |
Дизайнер (промышленный дизайн) Дизайнер (дизайн костюма) |
|
070602.52 |
Дизайнер |
3.4.1. Трудовая функция
Наименование |
Техническое моделирование и адаптация отобранных моделей/коллекций детской одежды и обуви к технологическому процессу производства |
Код |
D/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Определение технологической последовательности изготовления |
Совместно с конструкторами и технологами производства определение элементов моделей/коллекций детской одежды и обуви, нуждающихся в корректировке в соответствии с требованиями технологического процесса |
|
Внесение необходимых изменений для серийного (массового) производства с учетом материалов и оборудования |
|
Внесение предложений по модификации производственных технологий и оборудования |
|
Разработка чертежей или лекал образца детской одежды/обувных колодок по базовой модели или ее графическому изображению и техническое размножение на все размеры совместно с конструктором и технологом производства |
|
Проектирование пресс-форм детской обуви |
|
Координирование и согласование рабочей документации в процессе ее совместной разработки с конструкторами и технологами |
|
Создание и утверждение промышленного (эталонного) образца |
|
Разработка рекомендаций и постановка технических заданий для производства по серийному выпуску детской одежды и обуви |
|
Необходимые умения |
Адаптировать проект к требованиям технологического процесса |
Разрабатывать конструкторско-техническую документацию для детей различных возрастных групп |
|
Выстраивать эффективные коммуникации с конструкторами и технологами |
|
Необходимые знания |
Процедуры и технологии конструкторско-технологической подготовки производства |
Технологическая последовательность изготовления различных видов детской одежды и обуви |
|
Общие характеристики оборудования и приспособлений, использующихся в конкретном производстве |
|
Промышленные требования к детской одежде и обуви и оформлению проектной документации |
|
Основы профессиональной терминологии конструкторов, технологов и инженеров |
|
Методы технического моделирования детской одежды и обуви |
|
Требования, предъявляемые к разработке и оформлению конструкторско-технологической документации |
|
Другие характеристики |
- |
3.4.2. Трудовая функция
Наименование |
Авторский надзор и контроль изготовления опытной партии изделий на соответствие эталонному образцу |
Код |
D/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Контроль правильности выполнения рабочих операций |
Контроль качества и соответствия внешнего вида образцов эталонному образцу |
|
Проведение постоянного мониторинга и контроля выполнения требований дизайн-проекта (проведение измерений, дизайнерских исследований, дизайн-анализа) с целью предупреждения или корректировки возможных изменений определенных параметров эталонного образца моделей/коллекций детской одежды и обуви при серийном производстве |
|
Принятие оперативных решений при возникновении отклонений от промышленного (эталонного) образца |
|
Консультирование заказчика и его сотрудников по всем возникающим вопросам, касающимся дизайна переданных в производство моделей/коллекций детской одежды и обуви |
|
Согласование изменений/дополнений в проектные решения |
|
Подготовка материалов по отличительным особенностям дизайнерских решений для проведения работ по стандартизации и сертификации изделий |
|
Необходимые умения |
Контролировать и инспектировать изготовление моделей/коллекций детской одежды и обуви |
Оценивать уровень качества изготовления детской одежды и обуви |
|
Предвидеть, предупреждать возможные причины отклонений |
|
Предпринимать корректирующие действия |
|
Необходимые знания |
Принципы и методы организации производственного процесса |
Процедуры и методы авторского дизайнерского контроля изготовления |
|
Порядок проведения дизайнерской и независимых экспертиз моделей/коллекций детской одежды и обуви, критерии эстетической и качественной оценки моделей/коллекций детской одежды и обуви |
|
Порядок стандартизации и сертификации качества моделей/коллекций детской одежды и обуви |
|
Другие характеристики |
- |
3.5. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Руководство работами по разработке моделей/коллекций детской одежды и обуви |
Код |
E |
Уровень квалификации |
7 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей |
Креативный директор Арт-директор Старший дизайнер-конструктор Руководитель отдела дизайна Руководитель дизайн-проектов |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - бакалавриат Дополнительное образование по дизайну детской одежды и обуви или психологии и физиологии детей (повышение квалификации) Дополнительное образование по менеджменту (повышение квалификации или профессиональная переподготовка или магистратура или второе высшее образование) |
Требования к опыту практической работы |
Не менее 3 лет в должностях 6-го уровня квалификации |
Особые условия допуска к работе |
- |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
1239 |
Руководители подразделений (служб), не вошедшие в другие группы |
3471 |
Дизайнеры |
|
ЕКС |
- |
Художник-конструктор (дизайнер) |
ОКСО |
070600.62 |
Бакалавр дизайна |
070601.65 |
Дизайнер (промышленный дизайн) Дизайнер (дизайн костюма) |
|
070602.52 |
Дизайнер |
3.5.1. Трудовая функция
Наименование |
Планирование разработки моделей/коллекций детской одежды и обуви |
Код |
E/01.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Формулирование и согласование с заказчиком целей и задач разработки моделей/коллекций детской одежды и обуви и сроков их достижения |
Разработка дизайн-стратегий |
|
Планирование коллекции детской одежды и обуви: определение количества моделей с учетом политики цен заказчика, методов распределения, количества коллекций, выпускаемых в год, и т.п. |
|
Определение состава, сроков и стоимости разработки дизайна детской одежды и обуви в зависимости от условий заказа и согласование их с заказчиком |
|
Определение основных этапов работ, сфер ответственности, крайних сроков для своей команды и для команды клиента |
|
Проведение совещаний с участниками проекта с целью учета всех деталей при планировании |
|
Необходимые умения |
Ставить и решать задачи с позиций системного подхода |
Систематизировать информацию для достижения поставленных целей и задач |
|
Определять порядок выполнения отдельных работ по разработке моделей/коллекций детской одежды и обуви в порядке их важности |
|
Предвидеть перспективу развития моделей/коллекций детской одежды и обуви в будущем |
|
Оценивать последствия предпринимаемых действий |
|
Систематизировать и распределять действия подчиненных |
|
Необходимые знания |
Специализированные программы планирования |
Основы бухучета и финансового планирования |
|
Основы ведения творческой проектной деятельности |
|
Методы тайм-менеджмента |
|
Методы и механизмы планирования процессов разработки моделей/коллекций детской одежды и обуви |
|
Особенности дизайнерской деятельности в индустрии товаров и услуг для детей |
|
Функциональные обязанности сотрудников творческого коллектива/структурного подразделения/организации |
|
Другие характеристики |
- |
3.5.2. Трудовая функция
Наименование |
Организация работ по разработке моделей/коллекций детской одежды и обуви |
Код |
E/02.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Прием заказов на разработку и реализацию детской одежды и обуви |
Определение комплекса дизайнерских функций и содержательное наполнение каждой из них |
|
Объяснение специалистам основной идеи, цели и задач проекта и основных направлений его реализации |
|
Распределение работ среди структурных подразделений и членов команды, закрепление их в соответствующих должностных инструкциях |
|
Определение функциональных связей между сотрудниками, реализующими дизайнерские функции |
|
Создание систем взаимодействия специалистов, отвечающих за дизайн, с другими специалистами организации, обеспечение координации дизайнерской и других функциональных сфер деятельности организации (межфункциональных связей) |
|
Оценка дизайнерских достоинств и потенциала творческих проектных идей |
|
Управление бюджетом разработки моделей/коллекций детской одежды и обуви |
|
Выбор и организация работ с подрядчиками, поставщиками и другими сторонними организациями, привлекаемыми к разработке моделей/коллекций детской одежды и обуви |
|
Управление рисками дизайн-проекта |
|
Создание новых методов, процессов создания дизайна детской одежды и обуви |
|
Контроль над обеспечением материалами, инструментами, техническими средствами |
|
Юридическое обеспечение дизайн-процесса разработки моделей/коллекций детской одежды и обуви |
|
Организация показов и выставок моделей/коллекций детской одежды и обуви |
|
Необходимые умения |
Понимать и анализировать современные концепции организации дизайнерской деятельности, быть готовым к их применению |
Формировать и управлять творческим коллективом и комплексными дизайн-проектами |
|
Использовать основные теории мотивации и лидерства для решения управленческих задач |
|
Организовывать конструктивное межличностное взаимодействие |
|
Владеть методами и навыками постановки задач и обеспечения их решения путем организации конструктивного сотрудничества руководителей, специалистов и исполнителей |
|
Принимать организационно-управленческие решения, предварительно оценивать последствия различных вариантов, нести ответственность за их реализацию |
|
Применять информационные технологии для решения управленческих задач |
|
Разрабатывать и реализовывать мероприятия, направленные на улучшение творческого процесса |
|
Консультировать по вопросам создания дизайна детской одежды и обуви |
|
Необходимые знания |
Дизайн-менеджмент в индустрии детской одежды и обуви |
Особенности законодательного регулирования индустрии товаров и услуг для детей |
|
Правила и нормы по охране труда, гражданское и патентное право |
|
Управленческая структура организации: функции и распределение их структуры (иерархия должностей и лиц), процессы и процедура управления творческим процессом |
|
Методы проектной работы на базе подходов дизайн-менеджмента, креативного менеджмента и дизайн-мышления |
|
Детская возрастная физиология и психология, в том числе пола и возраста |
|
Гигиена детей |
|
Системы сертификации и лицензирования детской одежды и обуви |
|
Основы ведения проектной деятельности |
|
Другие характеристики |
- |
3.5.3. Трудовая функция
Наименование |
Контроль разработки моделей/коллекций детской одежды и обуви |
Код |
E/03.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Формирование ключевых показателей эффективности дизайнерской деятельности |
Проведение регулярного мониторинга разработки моделей/коллекций детской одежды и обуви |
|
Определение контрольных показателей, мероприятий, промежуточных этапов контроля, масштабов допустимых отклонений |
|
Анализ результатов и их сопоставление с поставленными целями и задачами |
|
Анализ соответствия разрабатываемых моделей/коллекций детской одежды и обуви потребностям целевых групп потребителей (детей, родителей) и требованиям заказчика |
|
Сопоставление реальных результатов с контрольными показателями |
|
Контроль и разрешение проблемных ситуаций |
|
Контроль исполнения договорных отношений с подрядчиками и другими сторонними организациями |
|
Оценка эффективности дизайна и успеха разработанных моделей/коллекций детской одежды и обуви |
|
Определение необходимых корректирующих действий и разработка мер по повышению эффективности |
|
Необходимые умения |
Контролировать процесс выполнения работ |
Работать с нормативными документами и законодательными актами |
|
Разрабатывать процедуры и методы контроля |
|
Проводить мониторинг и анализ дизайнерской деятельности и использовать его результаты для подготовки управленческих решений |
|
Оценивать усилия сотрудников по достижению поставленных им задач |
|
Необходимые знания |
Методы и критерии оценки эффективности дизайнерской деятельности |
Методы мониторинга и сравнительного анализа |
|
Требования к разработке моделей/коллекций детской одежды и обуви |
|
Категориально-понятийный аппарат дизайнерской деятельности |
|
Другие характеристики |
- |
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Некоммерческая организация "Ассоциация предприятий индустрии детских товаров" (АИДТ), город Москва |
|
(наименование организации) |
|
Президент АИДТ |
Цицулина Антонина Викторовна |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1. |
ЗАО "Русский стиль", город Москва |
2. |
Некоммерческое партнерство по проведению экспертизы в области промышленности и энергетики "Экспертный клуб", город Москва |
3. |
ООО "Клевер", город Москва |
4. |
ФГБУ ВПО "Высшая школа народных искусств (институт)", Сергиево-Посадский филиал, город Сергиев Посад, Московская область |
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<4> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.