Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Приказ Минтруда России от 04.06.2015 N 343н (ред. от 04.04.2019) "Об утверждении Типовой региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов (Зарегистрировано в Минюсте России 21.07.2015 N 38114)"

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 4 июня 2015 г. N 343н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПОВЫШЕНИЯ МОБИЛЬНОСТИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

В соответствии с пунктом 5.2.169 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528; 2013, N 22, ст. 2809; N 36, ст. 4578; N 37, ст. 4703; N 45, ст. 5822; N 46, ст. 5952; 2014, N 21, ст. 2710; N 26, ст. 3577; N 29, ст. 4160; N 32, ст. 4499; N 36, ст. 4868; 2015, N 2, ст. 491; N 6, ст. 963; N 16, ст. 2384), приказываю:

1. Утвердить Типовую региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов согласно приложению.

2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации при разработке региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов руководствоваться Типовой региональной программой повышения мобильности трудовых ресурсов, утвержденной настоящим приказом.

Министр

М.А.ТОПИЛИН

Приложение

к приказу Министерства труда

и социальной защиты

Российской Федерации

от 4 июня 2015 г. N 343н

ТИПОВАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ МОБИЛЬНОСТИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

Типовая региональная программа повышения мобильности трудовых ресурсов представляет собой совокупность требований к содержанию региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов (далее - региональная программа).

I. Паспорт региональной программы

1. Паспорт региональной программы включает в себя следующие основные позиции:

наименование региональной программы;

ответственный исполнитель региональной программы;

соисполнители региональной программы (при наличии);

участники региональной программы (при наличии);

наименование подпрограмм (при наличии);

цели региональной программы;

задачи региональной программы;

целевые показатели (индикаторы) региональной программы с указанием плановых значений по годам ее реализации;

срок реализации региональной программы;

этапы реализации региональной программы (при наличии);

объемы и источники финансирования региональной программы с разбивкой по годам ее реализации и указанием главных распорядителей бюджетных средств;

объемы финансирования работодателями, участвующими в региональной программе (далее - работодатели) (при наличии), мер поддержки, предоставляемых работникам, привлекаемым в рамках региональной программы для трудоустройства из других субъектов Российской Федерации (далее соответственно - работники, привлекаемые в рамках региональной программы, меры поддержки);

ожидаемые конечные результаты реализации региональной программы;

паспорта подпрограмм (при наличии).

II. Общая характеристика сферы реализации

региональной программы

2. В настоящем разделе региональной программы приводятся следующие сведения:

текущее состояние социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, основные показатели и анализ социальной, финансово-экономической ситуации;

приоритеты и цели социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, в том числе характеристика сферы реализации региональной программы, участие органов местного самоуправления в реализации мероприятий в соответствующей сфере (включая общую характеристику участия органов местного самоуправления в реализации региональной программы);

прогноз и планируемые показатели социально-экономического развития субъекта Российской Федерации по итогам реализации региональной программы;

состояние и структура населения, трудовых ресурсов, включая профессионально-квалификационную структуру занятых и безработных граждан в субъекте Российской Федерации, а также выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;

сведения о целевых группах (физические и юридические лица), на которые направлено действие региональной программы, и обоснование их выделения;

обоснование набора подпрограмм и ведомственных целевых программ, принятых в субъекте Российской Федерации (далее - ведомственные целевые программы) (при их наличии);

описание мер государственного регулирования в сфере реализации региональной программы;

анализ рынка жилья, включая условия ипотечного кредитования, найма, приобретения жилья, строительства жилья, развитие арендного жилья, в том числе жилья для некоммерческого найма;

анализ социальной инфраструктуры, включая сферу здравоохранения, культуры, спорта, образования и социального обслуживания;

анализ развития транспортной инфраструктуры, оценка транспортной доступности муниципальных образований, на территорию которых работники привлекаются в рамках региональной программы.

III. Цели, задачи и целевые показатели (индикаторы)

региональной программы

3. В настоящем разделе региональной программы приводятся:

цели и задачи региональной программы, а также описание или краткое обоснование каждой из задач, позволяющих достичь поставленных целей;

перечень целевых показателей (индикаторов) региональной программы, в который включаются, в том числе, показатели (индикаторы) региональной программы, отражающие результаты деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, участвующих в реализации региональной программы;

сведения о порядке сбора информации и методике расчета показателей (индикаторов) региональной программы.

4. Цели и задачи региональной программы формулируются в соответствии с документами стратегического планирования субъекта Российской Федерации, и (или) инвестиционными программами субъекта Российской Федерации, отраслевыми документами стратегического планирования субъекта Российской Федерации и мероприятиями приоритетных национальных проектов, реализуемыми на территории субъекта Российской Федерации.

Формулировки целей и задач региональной программы приводятся в полном соответствии с паспортом региональной программы.

5. Цели и задачи региональной программы должны формулироваться на основе результатов анализа проблемы и путей ее решения, описанных в разделе региональной программы "II. Общая характеристика сферы реализации региональной программы".

6. Целевые показатели (индикаторы) региональной программы должны:

соответствовать целям и задачам региональной программы;

зависеть от решения (достижения) основных задач и реализации региональной программы;

количественно характеризовать (иметь количественное значение) ход реализации региональной программы;

отражать специфику развития конкретной области, проблем и основных задач, на решение которых направлена реализация региональной программы;

обеспечивать возможность объективной количественной оценки достижения целей и задач региональной программы и сопоставимость показателей в динамике по годам;

отражать основные параметры предоставления работодателями мер поддержки.

7. Значения целевых показателей (индикаторов) региональной программы формируются с учетом параметров прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

8. Значения целевых показателей региональной программы на каждый год ее реализации устанавливаются с учетом социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

9. В перечень целевых (показателей) индикаторов региональной программы подлежат включению показатели, значения которых удовлетворяют одному из следующих условий:

рассчитываются по методикам, принятым международными организациями;

определяются на основе данных государственного (ведомственного) статистического наблюдения, в том числе в разрезе субъектов Российской Федерации;

рассчитываются по утвержденным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации методикам, приведенным в дополнительных и обосновывающих материалах к региональной программе (далее - методики расчета) (при наличии утвержденных в установленном порядке методик расчета таких показателей).

10. Планируемые показатели (индикаторы) региональной программы приводятся с разбивкой по годам в приложении к региональной программе.

11. В случае, если предложенные субъектом Российской Федерации целевые показатели (индикаторы) региональной программы не входят в состав данных официальной статистики и требуют включения в перечень официальной статистической (ведомственной) информации субъекта Российской Федерации, в дополнительных материалах к региональной программе приводится их описание, содержащее наименования, единицы измерения и определения целевых показателей (индикаторов) региональной программы, наблюдаемые и временные характеристики, характеристики разреза наблюдения, дополнительные характеристики, необходимые для описания показателей (индикаторов), алгоритм формирования и методические пояснения к показателям (индикаторам), а также указание ответственного органа исполнительной власти за сбор и представление информации.

12. При использовании методик расчета для расчета целевых показателей (индикаторов), установленных в региональной программе, методика расчета должна обеспечивать сопоставимость данных, отражающих наблюдаемые явления, объекты, процессы или их свойства (в том числе единство единиц измерения и периодичность расчетов), и возможность рассчитывать на основе этих показателей целевые показатели (индикаторы), используемые в региональной программе.

13. При формировании цели, задач, а также характеризующих их целевых показателей (индикаторов) учитываются объемы соответствующих источников финансирования, включая бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, внебюджетные источники, включая средства работодателей (при наличии), привлекающих работников в рамках региональной программы, а также иные инструменты государственной политики, направленные на достижение результатов региональной программы.

IV. Общая характеристика работодателей, а также работ,

для выполнения которых работодатели планируют привлекать

работников в рамках региональных программ

14. Настоящий раздел региональной программы содержит:

наименования работодателей;

описание работ, для выполнения которых работодатели планируют привлекать работников в рамках региональных программ;

сведения о потребности работодателей в трудовых ресурсах, включая профессионально-квалификационную структуру требуемых работников, условиях их труда, мерах поддержки, предоставляемых работникам, привлекаемым в рамках региональной программы;

обоснование необходимости привлечения требуемых работников из других субъектов Российской Федерации;

характеристику сферы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в целом и муниципальных образований, на территорию которых привлекаются работники в рамках региональной программы, в том числе транспортную доступность, возможность обеспечения работников, привлекаемых в рамках региональной программы, жильем и наличие иной социальной инфраструктуры;

обоснование необходимых финансовых средств на реализацию региональной программы с разбивкой по работодателям, оценку степени влияния выделения объемов финансирования на реализацию региональной программы на показатели (индикаторы) региональной программы, в том числе на сроки и ожидаемые непосредственные результаты реализации государственных программ (в том числе подпрограмм, ведомственных целевых программ) и основных мероприятий подпрограмм, а также информацию о прогнозных расходах органов местного самоуправления в случае их участия в региональной программе;

данные о прогнозных расходах работодателей (при наличии);

обоснование необходимости применения налоговых, тарифных, кредитных и иных инструментов для достижения цели и (или) ожидаемых результатов региональной программы с финансовой оценкой по этапам ее реализации в случае их использования;

порядок и условия участия работодателей в региональной программе, в том числе предоставления им финансовой поддержки, а также порядок и условия предоставления работодателями мер поддержки работникам, привлекаемым в рамках региональной программы;

анализ сферы образовательных услуг, предоставляемых профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, и оценка возможности профессионального образования и дополнительного образования работников, привлекаемых в рамках региональной программы.

V. Сроки и этапы реализации региональной программы

15. В настоящем разделе региональной программы указываются сроки и этапы (при наличии) реализации региональной программы в период ее действия.

16. Сроки и этапы (при наличии) реализации региональной программы приводятся в полном соответствии с паспортом региональной программы.

17. Региональная программа разрабатывается на трехлетний период. В дальнейшем такая региональная программа может быть продлена на последующий трехлетний период для достижения субъектом Российской Федерации контрольного значения целевых показателей (индикаторов) региональной программы с уточнением при необходимости механизмов реализации региональной программы и с учетом оценки эффективности реализации такой региональной программы.

18. Корректировка региональных программ проводится ежегодно с учетом изменения законодательства Российской Федерации, оценки эффективности реализации региональной программы, достижения целевых показателей (индикаторов), анализа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, рынка труда, демографической ситуации и миграционных потоков в субъекте Российской Федерации и в муниципальных образованиях, на территорию которых работники привлекаются в рамках региональной программы.

VI. Финансовое обеспечение реализации

региональной программы

19. В настоящем разделе региональной программы приводятся сведения о финансовом обеспечении реализации региональной программы.

20. Финансовое обеспечение реализации региональных программ в части расходных обязательств субъекта Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, за счет средств бюджетов муниципальных образований, в случае их участия в финансировании мероприятий региональной программы, внебюджетных источников, включая средства работодателей (при наличии).

21. В субъектах Российской Федерации, включенных в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 г. N 696-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 17, ст. 2596; 2016, N 17, ст. 2425; 2017, N 30, ст. 4693), и прошедших в установленном порядке отбор и согласование региональных программ, финансовое обеспечение реализации региональных программ также предусматривает предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией в рамках государственных программ субъектов Российской Федерации (региональных программ) дополнительных мероприятий, направленных на повышение мобильности трудовых ресурсов (далее - субсидия), предоставляемых в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, предусмотренными приложением N 6 к государственной программе Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст. 2147; 2017, N 15, ст. 2200; 2018, N 3, ст. 522; N 15, ст. 2131; N 53, ст. 8646; 2019, N 1, ст. 53).

22. Настоящий раздел включает в себя:

финансово-экономическое обоснование объемов бюджетных ассигнований по источникам финансирования средств, направляемых на реализацию региональной программы, а также мероприятий региональной программы с указанием источников финансирования по видам расходов, годам и непосредственным получателям средств;

информацию по финансовому обеспечению региональной программы за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, внебюджетных источников (с расшифровкой по главным распорядителям средств, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации региональной программы), а также информацию о средствах работодателей (при наличии).

23. Настоящий раздел предусматривает установление условия об использовании объема средств субсидии в случае заключения соглашения о предоставлении субсидии между Федеральной службой по труду и занятости и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - соглашение о предоставлении субсидии), основанием для заключения которого является распределение субсидий федеральным законом о федеральном бюджете на софинансирование региональных программ, прошедших в установленном порядке отбор и согласование.

24. При подготовке данного раздела региональной программы рекомендуется:

определить необходимые затраты на реализацию конкретных мер по каждому направлению программных действий, намеченных в региональной программе;

установить возможные источники и сроки их финансирования;

согласовать намечаемые расходы с возможностями их финансирования в данном объеме из принятых к использованию конкретных источников.

25. Ресурсное обеспечение региональной программы рекомендуется рассчитывать на основе анализа затрат и длительности выполнения каждого мероприятия программы.

26. Ресурсное обеспечение рекомендуется представлять в данном разделе региональной программы следующим образом:

общие объемы финансирования программы по годам;

объемы и источники финансирования программы по направлениям и мероприятиям с указанием объемов по каждому источнику финансирования.

27. Для структурирования финансовых ресурсов по статьям расходов и источникам выделяемых ожидаемых средств составляется сводная таблица.

VII. Перечень программных мероприятий

региональной программы

28. В настоящем разделе региональной программы описывается комплекс программных мероприятий в последовательности, указанной в паспорте региональной программы (далее - перечень мероприятий).

29. Перечень мероприятий может включать, в том числе, ведомственные целевые программы.

30. Региональная программа должна содержать перечень мероприятий, осуществляемых по годам реализации региональной программы, с указанием объемов и источников их финансирования, а также показатели эффективности реализации региональной программы по годам.

31. Разделы перечня мероприятий должны соответствовать задачам региональной программы и включать мероприятия, направленные на решение соответствующей задачи. В этой связи структура и количество разделов и подразделов перечня мероприятий соответствуют количеству задач. При этом наименование каждого из разделов и подразделов перечня мероприятий должно соответствовать определенной задаче региональной программы.

32. В региональной программе предусматривается реализация нескольких основных направлений, в рамках каждого из которых необходимо обеспечивать выполнение комплекса мероприятий, направленных на решение конкретных задач, сформулированных в региональной программе.

33. Окончательное формирование перечня мероприятий и подпрограмм проектов осуществляется исходя из потребности в привлечении трудовых ресурсов в субъекте Российской Федерации, а также возможности ресурсного обеспечения соответствующих мероприятий.

34. В формулировках мероприятий описываются действия по решению поставленных задач в ходе достижения целей региональной программы.

35. В настоящем разделе приводятся меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) ожидаемых результатов региональной программы с указанием основных положений и сроков принятия необходимых нормативных правовых актов.

VIII. Эффективность и результативность реализации

региональной программы

36. В настоящем разделе региональной программы описываются:

результаты оценки планируемой эффективности и результативности региональной программы, осуществляемой в целях оценки планируемого вклада от реализации региональной программы в социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации;

прогноз ожидаемых результатов региональной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) численности населения, в том числе в трудоспособном возрасте, уровня занятости населения в субъекте Российской Федерации, потребности в трудовых ресурсах, доходов и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, социальной инфраструктуры, рынка жилья, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере;

описание рисков реализации региональной программы, в том числе недостижения целевых показателей (индикаторов), а также описание механизмов управления рисками и мер по их минимизации.

37. Региональная программа определяет порядок и форму контроля предоставления работодателем, получившим финансовую поддержку, мер поддержки, включая компенсации и иные выплаты работникам, привлекаемым в рамках региональной программы, порядок и условия возмещения расходов на меры поддержки и финансовую поддержку.

38. Обязательным условием оценки планируемой эффективности государственной программы является успешное (полное) выполнение запланированных на период ее реализации целевых показателей (индикаторов) региональной программы, а также мероприятий в установленные сроки.

39. При определении в региональной программе показателей ее эффективности и результативности в качестве основных критериев применяются:

критерии социальной эффективности, учитывающие ожидаемый вклад реализации региональной программы в социальное развитие субъекта Российской Федерации, показатели которого не могут быть выражены в стоимостной оценке;

критерии экономической эффективности, учитывающие оценку вклада региональной программы в экономическое развитие субъекта Российской Федерации, оценку влияния ожидаемых результатов региональной программы на различные сферы экономики субъекта Российской Федерации, в которых реализуются инвестиционные проекты, потребность в трудовых ресурсах в которых была удовлетворена при реализации региональной программы.

40. Оценки могут включать как прямые (непосредственные) эффекты от реализации региональной программы, так и косвенные (внешние) эффекты, возникающие в сопряженных секторах экономики субъекта Российской Федерации.

41. Основные показатели эффективности и результативности региональной программы предусматривают достижение следующих показателей:

численность работников, привлеченных работодателями в рамках региональной программы;

доля привлеченных работников, принятых на работу работодателями в отчетном периоде, в общей численности работников, предусмотренной соглашением о предоставлении субсидии;

доля привлеченных работников, продолжающих осуществлять трудовую деятельность, на конец отчетного периода в общей численности работников, привлеченных работодателями в рамках соглашения о предоставлении субсидии.

Субъектом Российской Федерации могут быть предусмотрены дополнительные показатели эффективности и результативности региональной программы.

IX. Управление реализацией региональной программы

и контроль за ходом ее реализации

42. В настоящем разделе региональной программы описывается механизм управления реализацией региональной программы и контроль за ходом ее реализации.

43. Управление реализацией региональной программы включает:

координацию действий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, работодателей, других участников (исполнителей) региональной программы;

разработку плана реализации региональной программы на очередной финансовый год и двухлетний плановый период;

проведение мониторинга реализации региональной программы;

контроль за соблюдением работодателями условий предоставления финансовой поддержки, в том числе посредством анализа информации о поступивших страховых взносах в государственные внебюджетные фонды;

44. Общее управление реализацией региональной программы поручается ее основному разработчику - уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом рекомендуется исходить из того, что управление реализацией региональной программы включает текущую работу по обеспечению координации деятельности исполнителей мероприятий региональной программы, внесению корректировок в мероприятия в соответствии с изменениями ситуации на рынке труда и в экономике субъекта Российской Федерации.

45. Региональная программа определяет порядок взаимодействия с государственными внебюджетными фондами при осуществлении контроля за соблюдением работодателями условий предоставления финансовой поддержки.

46. Механизм контроля за реализацией региональной программы приводится с указанием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление этого контроля, и их полномочий.