Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Приказ Минтруда России от 03.03.2022 N 101

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 3 марта 2022 г. N 101

О ПРОВЕДЕНИИ

ОБЩЕРОССИЙСКОГО МОНИТОРИНГА УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, и Комплексом мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также по мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. N 833-р, в целях снижения смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве, профилактики и своевременного выявления профессиональных заболеваний, а также создания условий для развития мотивации работодателей к соблюдению требований трудового законодательства, к улучшению условий труда работников приказываю:

1. Утвердить Положение о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда согласно приложению.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

проводить мониторинг условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации;

представлять в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации сведения, необходимые для проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда.

3. Департаменту условий и охраны труда (Г.В. Молебнов) обеспечить единое методическое сопровождение общероссийского мониторинга условий и охраны труда.

4. Признать утратившими силу:

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1197 "О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда";

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 1107 "О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1197 "О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда";

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 января 2017 г. N 2 "О внесении изменений в Положение о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда, утвержденное приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1197 "О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда";

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 марта 2018 г. N 129 "О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к Положению о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда, утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1197 "О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда".

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.В. Вовченко.

Министр

А.О.КОТЯКОВ

Приложение

к приказу Министерства

труда и социальной защиты

Российской Федерации

от "__" _______ 20__ г. N ___

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРОВЕДЕНИИ ОБЩЕРОССИЙСКОГО МОНИТОРИНГА УСЛОВИЙ

И ОХРАНЫ ТРУДА

1. Положение о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда (далее - Положение) разработано в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, и Комплексом мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также по мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. N 833-р.

2. Положение определяет порядок организации и проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда (далее - мониторинг).

3. Целью мониторинга является комплексная оценка ситуации в области условий и охраны труда в Российской Федерации и разработка рекомендаций по ее улучшению.

4. Основными объектами мониторинга являются:

а) состояние условий труда и обеспечение охраны труда на рабочих местах;

б) уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

в) установление инвалидности лицам вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;

г) предоставление гарантий и компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

д) социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

е) федеральный государственный надзор за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

ж) государственная экспертиза условий труда;

з) разработка и совершенствование нормативной правовой базы по охране труда субъектов Российской Федерации;

и) разработка и реализация государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ) по улучшению условий и охраны труда;

к) информационное обеспечение охраны труда и распространение передового отечественного и зарубежного опыта по улучшению условий и охраны труда;

л) проведение специальной оценки условий труда;

м) реализация мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников;

н) профессиональная подготовка специалистов и обучение работников по охране труда;

о) предоставление досрочных пенсий по старости гражданам в связи с их занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

п) осуществление общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

р) развитие социального партнерства в сфере охраны труда;

с) развитие международного сотрудничества в области охраны труда.

5. Проведение мониторинга обеспечивает:

а) осуществление прогнозирования развития важнейших процессов в сфере охраны труда;

б) формирование ежегодного доклада Минтруда России о результатах мониторинга условий и охраны труда в Российской Федерации;

в) информирование федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, объединений работодателей, объединений профсоюзов, организаций и граждан о результатах мониторинга условий и охраны труда в Российской Федерации.

6. Мониторинг проводится Минтрудом России с участием:

а) Федеральной службы по труду и занятости;

б) Фонда социального страхования Российской Федерации;

в) Пенсионного фонда Российской Федерации;

г) ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России;

д) ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Минтруда России;

е) иных органов и организаций в пределах их компетенции.

7. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, принимающим участие в мониторинге, рекомендуется представлять ежегодно сведения, необходимые для проведения мониторинга, перечень которых предусмотрен пунктами 1 - 12 приложения N 1 к Положению в срок до 30 марта, пунктом 13 приложения N 1 к Положению - до 1 марта, а пунктом 14 приложения N 1 к Положению - до 10 июня года, следующего за отчетным.

Сведения представляются в ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Минтруда России по установленным формам на бумажном носителе и в электронном виде путем заполнения электронных форм, размещенных на сайте ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Минтруда России по адресу http://monitoring.vcot.info.

Федеральная служба по труду и занятости, Фонд социального страхования Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России представляют в Минтруд России сведения, необходимые для проведения мониторинга, на основании форм отчетности, перечень которых предусмотрен приложением N 2 к Положению, по субъектам Российской Федерации в электронном виде в формате Excel.

8. Минтруд России осуществляет:

а) единое методическое обеспечение мониторинга;

б) сбор, обработку, анализ и распространение информации об условиях и охране труда;

в) подготовку предложений по реализации мер, направленных на улучшение условий и охраны труда, снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве, профилактику и своевременное выявление профессиональных заболеваний и сохранение профессионального здоровья работников, с участием социальных партнеров;

г) формирование ежегодного доклада Минтруда России о результатах мониторинга условий и охраны труда в Российской Федерации;

д) размещение результатов мониторинга на официальном сайте Минтруда России.

Приложение N 1

к Положению о проведении

общероссийского мониторинга

условий и охраны труда,

утвержденному приказом

Министерства труда и социальной

защиты Российской Федерации

от "__" _______ 20__ г. N ___

ПЕРЕЧЕНЬ

СВЕДЕНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОГО

МОНИТОРИНГА УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА, РЕКОМЕНДУЕМЫХ

ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОРГАНАМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

1. Сведения о состоянии экономики субъекта Российской Федерации, перспективах ее развития, проблемах в области охраны труда, управленческих инструментах их решения.

2. Сведения о разработке и совершенствовании нормативной правовой базы по охране труда субъекта Российской Федерации, включающие информацию о:

а) законе об охране труда субъекта Российской Федерации или его аналоге;

б) других законах, регулирующих вопросы социально-трудовой сферы в субъекте Российской Федерации;

в) нормативном документе о наделении органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации отдельными полномочиями по государственному управлению охраной труда;

г) разработке (актуализации действующих) законов и других нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере охраны труда.

3. Сведения о результатах проведения государственной экспертизы условий труда:

а) о количестве обращений органов исполнительной власти, работодателей, их объединений, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также иных страховщиков (в случае проведения государственной экспертизы в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда), определений судебных органов, представлений территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков (в случае проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда), в том числе по видам экспертиз (экспертиза качества проведения специальной оценки условий труда, экспертиза правильности предоставления работникам компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, экспертиза фактических условий труда);

б) об организациях, в которых была осуществлена государственная экспертиза условий труда, о количестве рабочих мест и численности работников, в отношении которых проводилась государственная экспертиза условий труда, в том числе по видам экспертиз;

в) о количестве проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;

г) о количестве выданных заключений по запросам и обращениям, в том числе по видам экспертиз;

д) о количестве отрицательных заключений (наличие нарушений) по рассмотренным запросам и обращениям, в том числе по видам экспертиз;

е) о численности государственных экспертов и количестве судебных заседаний, к участию в которых в качестве экспертов привлекались специалисты отделов государственной экспертизы условий труда;

ж) о наличии собственных исследовательских (измерительных) лабораторий;

з) о количестве запросов, для рассмотрения которых привлекались аккредитованные измерительные лаборатории для проведения измерений факторов рабочей среды и производственного процесса;

и) о количестве разногласий между работодателем и работников в рамках проведения государственной экспертизы условий труда;

к) о повышении квалификации лиц, осуществляющих государственную экспертизу условий труда.

4. Сведения о профессиональной подготовке специалистов в области охраны труда в образовательных организациях высшего образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлениям "Техносферная безопасность", "Пожарная безопасность".

5. Сведения об обучении работников по охране труда, включающие информацию о численности работников, прошедших обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в обучающих организациях, в том числе по видам обучения по охране труда.

6. Сведения о внедрении передового опыта в области безопасности и охраны труда, включающие информацию о мероприятиях по обеспечению распространения передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда, проводимых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

7. Сведения о мероприятиях по повышению эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

а) мероприятия по стимулированию работодателей к улучшению условий труда и внедрению новых принципов обеспечения соблюдения трудового законодательства;

б) популяризация и тиражирование информации о новых принципах обеспечения соблюдения трудового законодательства, памяток для работника по трудовым правам и обязанностям, информационного справочника "библиотека трудовых ситуаций";

в) организация и проведение конкурсов, конференций, выставок семинаров и иных публичных мероприятий;

г) проведение информационных кампаний, публикация брошюр, листовок, выпуск социальной рекламы, а также осуществление иных мероприятий информационно-просветительского характера по вопросам соблюдения трудового законодательства;

д) привлечение многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг к решению задач по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, путем обеспечения в инфоматах многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг доступа к порталу Онлайнинспекция.рф;

е) обеспечение уполномоченными органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

ж) осуществление профессиональными союзами контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

з) использование хозяйствующими субъектами системы добровольного внутреннего контроля (самоконтроля) работодателями соблюдения требований трудового законодательства (в том числе при помощи интерактивного сервиса "Электронный инспектор");

и) рассмотрение вопросов по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на заседаниях трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации;

к) содействие территориальным органам Федеральной службы по труду и занятости в стимулировании работодателей к внедрению новых принципов обеспечения трудового законодательства;

л) реализация иных мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения трудового законодательства.

8. Сведения об образцах лучших практик по осуществлению государственного управления охраной труда на региональном уровне.

9. Сведения о реализации в рамках социального партнерства задач в области улучшения условий и охраны труда, содержащие информацию о наличии в региональных трехсторонних соглашениях обязательств по обеспечению и улучшению условий и охраны труда, в том числе отраслевых и территориальных, обязательств по обеспечению и улучшению условий и охраны труда.

10. Сведения о реализации работодателями мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах.

11. Сведения об информационном обеспечении охраны труда, включающие информацию об использовании интернет-ресурсов, подготовке и издании региональных докладов, обзоров, информационных бюллетеней о состоянии условий и охраны труда, выпуске справочных материалов, методических пособий и рекомендаций, сборников материалов конференций, буклетов и др., о проведении консультаций по вопросам охраны труда (телефоны "горячей линии", приемы граждан, выездные семинары и др.), конференциях, семинарах, "круглых столах" (тематика и основные категории участников), смотрах-конкурсах на предприятиях (тематика, критерии оценки победителей и др.), конкурсах в образовательных учреждениях, включая дошкольные (тематика, критерии оценки победителей), мероприятиях по обмену передовым опытом.

12. Сведения о развитии международного сотрудничества в сфере охраны труда, включающие информацию об участии в международных мероприятиях и программах (проектах) по охране труда, об обучении специалистов за рубежом или по международным программам.

13. Сведения о создании работодателями на производствах медицинских подразделений, обеспечивающих динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников, оказание им медицинской помощи в амбулаторных условиях.

14. Сведения о разработке, актуализации и реализации государственных программ субъекта Российской Федерации (подпрограмм государственных программ) по улучшению условий и охраны труда, включающие сведения о финансировании программных мероприятий, целевых индикаторах (показателях), определяемых в государственных программах (подпрограммах государственных программ) по улучшению условий и охраны труда, и мероприятиях по реализации указанных программных документов.

Приложение N 2

к Положению о проведении

общероссийского мониторинга

условий и охраны труда,

утвержденному приказом

Министерства труда и социальной

защиты Российской Федерации

от "__" _______ 20__ г. N ___

ПЕРЕЧЕНЬ

ФОРМ ОТЧЕТНОСТИ, СВЕДЕНИЯ ИЗ КОТОРЫХ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ

В МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОГО МОНИТОРИНГА

УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

Наименование форм отчетности (сведений)

Периодичность и сроки представления

Федеральная служба по труду и занятости

Форма федерального статистического наблюдения N 2-НТП "Сведения о количестве выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"

(приказ Федеральной службы государственной статистики от 29 августа 2008 г. N 211)

ежегодно,

до 30 марта

Форма федерального статистического наблюдения N 1-травматизм "Сведения о количестве зарегистрированных групповых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом" - по Российской Федерации, федеральным округам, субъектам Российской Федерации

(приказ Федеральной службы государственной статистики от 3 октября 2008 г. N 244)

ежегодно,

до 30 марта

Форма федерального статистического наблюдения N 2-травматизм "Сведения о количестве пострадавших со смертельным исходом в результате зарегистрированных несчастных случаев на производстве" - по Российской Федерации, федеральным округам, субъектам Российской Федерации, видам экономической деятельности

(приказ Федеральной службы государственной статистики от 9 июня 2017 г. N 393)

ежегодно,

до 30 марта

Отчет о работе государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации - по Российской Федерации, федеральным округам, субъектам Российской Федерации

(приложение N 2 к приказу Федеральной службы по труду и занятости от 23 января 2014 г. N 21)

ежемесячно

до 15 числа месяца, следующего за отчетным

Отчет о работе государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации с приложениями - по Российской Федерации, федеральным округам, субъектам Российской Федерации

(приложение N 3 к приказу Федеральной службы по труду и занятости от 23 января 2014 г. N 21)

по итогам первого полугодия - до 25 числа первого месяца полугодия, следующего за отчетным; по итогам года - до 5 числа второго месяца года, следующего за отчетным

Сведения об отнесении деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к категориям высокого, значительного, среднего и умеренного риска - представляются по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации

ежегодно,

до 5 июля

Фонд социального страхования Российской Федерации

Форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4 - ФСС) - по Российской Федерации, федеральным округам, субъектам Российской Федерации

(приложение N 1 к приказу Фонда социального страхования Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. N 381)

ежеквартально,

до 1 числа третьего месяца квартала, следующего за отчетным

Сведения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в разрезе видов экономической деятельности (ОКВЭД) (форма N 1-нс-ФСС РФ ОКВЭД) - по Российской Федерации, федеральным округам, субъектам Российской Федерации, видам экономической деятельности

(постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 9 июня 2017 г. N 77)

по итогам первого полугодия - до 1 числа третьего месяца полугодия, следующего за отчетным; по итогам года - до 1 числа четвертого месяца года, следующего за отчетным

Пенсионный фонд Российской Федерации

Сведения о численности пенсионеров и сумме назначенных им досрочных пенсий по старости по субъектам Российской Федерации - представляются по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации

ежегодно,

до 30 марта

ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Форма федерального статистического наблюдения N 7-собес "Сведения о медико-социальной экспертизе лиц в возрасте 18 лет и старше"

(приложение N 1 к приказу Федеральной службы государственной статистики от 5 декабря 2019 г. N 742)

ежегодно,

до 20 марта