Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Постановление Минтруда РФ от 08.04.1994 N 30 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива"

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 апреля 1994 г. N 30

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

УПОЛНОМОЧЕННОГО (ДОВЕРЕННОГО) ЛИЦА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА ИЛИ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА

В целях реализации статьи 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, организации общественного контроля на предприятиях, в учреждениях и организациях за состоянием охраны труда и оказания необходимой помощи трудовым коллективам в этой области Министерство труда Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива согласно приложению.

2. Рекомендовать предприятиям, учреждениям и организациям обеспечить возможность осуществления общественного контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах со стороны уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

3. Органам труда республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга оказывать необходимую помощь в организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Министр труда

Российской Федерации

Г.МЕЛИКЬЯН

Приложение

к постановлению Министерства труда

Российской Федерации

от 8 апреля 1994 г. N 30

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УПОЛНОМОЧЕННОГО (ДОВЕРЕННОГО)

ЛИЦА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА

ИЛИ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА

Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии со статьей 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда для оказания помощи трудовым коллективам, их представительным органам и администрации предприятий, учреждений и организаций (в дальнейшем - предприятие) в организации общественного контроля за охраной труда со стороны уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива (в дальнейшем - уполномоченные). Участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников своего производственного подразделения, уполномоченные могут осуществлять постоянный контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением работниками их обязанностей в этой области.

На основе настоящих Рекомендаций предприятия могут разрабатывать положения об уполномоченных, учитывающие специфику форм собственности и хозяйственной деятельности.

При организации общественного контроля за охраной труда на предприятии необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации предприятия, профсоюзных и иных уполномоченных работниками представительных органов, органов государственного контроля и надзора, инспекции профсоюзов. Правовые гарантии для этого содержатся в Кодексе законов о труде Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране труда и других нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность перечисленных органов.

1. Общие положения

1.1. Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.

1.2. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько

уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников.

1.3. Профсоюз(ы), иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организовывают выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом.

1.4. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее двух лет. При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов - каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих на данном предприятии (по согласованию с работодателем). Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии.

1.5. Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия.

1.6. Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями производственных участков, выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой охраны труда и другими службами предприятия, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.

1.7. Уполномоченные в своей деятельности должны руководствоваться Кодексом законов о труде Российской Федерации, законодательными и иными нормативными актами по охране труда Российской Федерации, коллективным договором или соглашением по охране труда, нормативно-технической документацией предприятия.

1.8. Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.

2. Основные задачи уполномоченных

Основными задачами уполномоченных являются:

2.1. Содействие созданию на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда.

2.2. Осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.

2.3. Представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

2.4. Консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

3. Функции уполномоченных

В соответствии с назначением института уполномоченных и задачами, стоящими перед ними, рекомендуется возложить на уполномоченных следующие функции:

3.1. Осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда, то есть:

соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда;

правильностью применения ими средств коллективной и индивидуальной защиты (использованием специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению и содержанием их в чистоте и порядке).

3.2. Участие в работе комиссий (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков.

3.3. Участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников.

3.4. Осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.

3.5. Участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения - оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве.

3.6. По поручению профсоюзного органа или иного представительного органа трудового коллектива - участие в расследовании несчастных случаев на производстве.

3.7. Информирование работников подразделения, в котором они являются уполномоченными, о выявленных нарушениях требований безопасности при проведении работ, состоянии условий и охраны труда на предприятии (в своих подразделениях), проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда.

4. Права уполномоченных

Для выполнения задач, возложенных на уполномоченных, им должно быть предоставлено право:

4.1. Контролировать соблюдение в подразделении, в котором они являются уполномоченными, законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда.

4.2. Проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, результатами расследования несчастных случаев.

4.3. Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств труда.

4.4. Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений и предприятия о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве.

4.5. Предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

4.6. Выдавать руководителям подразделения обязательные к рассмотрению представления (рекомендуемая форма представления в Приложении N 1) об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

4.7. Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

4.8. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

5. Гарантии прав деятельности уполномоченных

5.1. Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия.

5.2. Для вновь избранных уполномоченных рекомендуется организовывать обучение по специальной программе на курсах при территориальных органах по труду, других организациях за счет предприятия (с сохранением среднего заработка обучаемому).

5.3. Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение (рекомендуемая форма удостоверения в Приложении N 2).

5.4. Уполномоченным для выполнения возложенных на них функций рекомендуется предоставлять необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников.

Приложение N 1

к Рекомендациям по организации работы

уполномоченного (доверенного) лица по

охране труда профессионального союза

или трудового коллектива, утвержденным

постановлением Министерства труда

Российской Федерации

от 8 апреля 1994 г. N 30

                          ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
        УПОЛНОМОЧЕННОГО (ДОВЕРЕННОГО) ЛИЦА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

    ________________(число, месяц, год)_____________ N (рег. ном.)
    Кому__________________________________________________________
                       (должность, Ф.И.О.)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
            (наименование структурного подразделения)
    В соответствии с _____________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
       (наименование законодательных и иных нормативных правовых
__________________________________________________________________
                      актов по охране труда)
предлагаю устранить следующие нарушения требований:
┌──────┬─────────────────────────────────────┬────────────────┐
│ N N  │    Перечень выявленных нарушений    │     Сроки      │
│ п/п  │                                     │   устранения   │
├──────┼─────────────────────────────────────┼────────────────┤
├──────┼─────────────────────────────────────┼────────────────┤
├──────┼─────────────────────────────────────┼────────────────┤
├──────┼─────────────────────────────────────┼────────────────┤
└──────┴─────────────────────────────────────┴────────────────┘
    Уполномоченный
    (доверенное) лицо
    по охране труда          ________________   __________________
                             (дата, подпись)     (И.О. Фамилия)
    Представление получил ________________________________________
                                          (дата, подпись)

Приложение N 2

к Рекомендациям по организации работы

уполномоченного (доверенного) лица по

охране труда профессионального союза

или трудового коллектива, утвержденным

постановлением Министерства труда

Российской Федерации

от 8 апреля 1994 г. N 30

лицевая сторона

                          УДОСТОВЕРЕНИЕ
        УПОЛНОМОЧЕННОГО (ДОВЕРЕННОГО) ЛИЦА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

__________________________________________________________________

                                   внутренняя сторона, левая часть

__________________________________________________________________
       (наименование предприятия, учреждения, организации)
__________________________________________________________________
                            (фамилия,
__________________________________________________________________
                         имя, отчество)
   является уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда
__________________________________________________________________
 (наименование должности и подпись руководителя предприятия или
         общественного органа, выдавшего удостоверение)
    __________________ 199 ____ года
__________________________________________________________________

                                  внутренняя сторона, правая часть
    ┌───────────┐
    │   Фото    │                        _____________________
    └───────────┘                           (личная подпись)
        Печать                              Действителен до:
                                         ___________ 199 ____ года

    Предъявитель удостоверения  имеет  право  проверять  состояние
охраны труда в ___________________________________________________
                       (наименование подразделения)
и выдавать    их   руководителям   обязательные   к   рассмотрению
представления об  устранении   выявленных   нарушений   требований
нормативных актов по охране труда
__________________________________________________________________

Примечания: 1. Рекомендуемый размер удостоверения в сложенном виде 90 х 65 мм.

2. Размер фотокарточки 3 х 4 см с уголком для печати.