Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Письмо Минтруда России от 20.12.2022 N 26-2/10/В-17886

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 декабря 2022 г. N 26-2/10/В-17886

Письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2022 г. N П45-82466 по вопросу о разъяснении действующего законодательства, касающегося предоставления пособий и льгот для руководителей некоммерческих организаций, рекомендовано Минтруду России подготовить и направить в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, региональных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации рекомендации по вышеуказанному вопросу.

Учитывая, что данные вопросы регулярно, на протяжении нескольких лет, поднимаются представителями некоммерческих организаций в субъектах Российской Федерации, членами Общественной палаты Российской Федерации и Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Минтрудом России направляется информация по наиболее часто задаваемым вопросам.

Просим довести указанную информацию до региональных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации и подведомственной сети учреждений социальной защиты и социального обслуживания субъектов Российской Федерации.

По вопросу о возможности выполнения функций руководителя юридического лица (лица, имеющего право действовать без доверенности) на основании решения высшего органа управления некоммерческой организации (далее - НКО) без заключения трудового договора действующим законодательством предусматриваются следующие варианты оформления отношений между НКО и ее руководителем:

заключение трудового договора;

заключение договора гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг;

назначение физического лица руководителем НКО в соответствии с протоколом общего собрания или иным документом, в котором выражено решение учредителей НКО (или уполномоченных в соответствии с уставом НКО лиц), на которого возлагается функционал единоличного исполнительного органа.

Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

При условии отсутствия в отношениях между руководителем и НКО признаков трудовых отношений или признаков осуществления работы по гражданско-правовому договору, а также при условии отсутствия заработной платы или вознаграждения за выполнение трудовых функций (функций по гражданско-правовому договору), руководитель НКО не может быть отнесен к кругу застрахованных лиц в целях Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Работающие безвозмездно лица, осуществляющие руководящие функции в НКО, в отношении которых не начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, относятся к неработающим лицам, и страховые пенсии им индексируются как неработающим пенсионерам.

По вопросу о статусе занятости руководителей НКО, осуществляющих свою деятельность без выплаты им вознаграждения отмечаем следующее.

Концепция Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) построена на принципе определения наличия или отсутствия у гражданина занятости, т.е. осуществления гражданином какой-либо деятельности, приносящей, как правило, доход.

Так, согласно статье 3 Закона о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

При этом пунктом 3 данной статьи Закона о занятости определены категории граждан, которые не могут быть признаны безработными и к которым, в частности, отнесены граждане, считающиеся занятыми. В случае отсутствия дохода от любого вида занятости, но при наличии занятости, гражданин в соответствии с Законом о занятости не может быть признан безработным.

Таким образом, руководители НКО, осуществляющие свою деятельность не на основании трудового договора, а, например, на основании гражданско-правового договора, либо иного предусмотренного законодательством Российской Федерации документа, предусматривающего полномочия гражданина как руководителя НКО, не могут быть признаны безработными, поскольку являются занятыми согласно Закону о занятости, в частности, статье 2.

Дополнительно сообщается, что согласно статье 2 Закона о занятости незанятыми могут признаваться исключительно учредители (участники) НКО, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности.

О.Ю.БАТАЛИНА