Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Письмо Минтруда России от 07.06.2019 N 18-4/10/В-4438 "О доведении размера денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности федеральной государственной гражданской службы в территориальных органах, до уровня не ниже минимального размера оплаты труда"

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 июня 2019 г. N 18-4/10/В-4438

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с поступающими от федеральных органов исполнительной власти запросами в части доведения размера денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие), замещающих отдельные должности федеральной государственной гражданской службы (далее - гражданская служба) в территориальных органах, до уровня не ниже минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), а также увеличением количества случаев обращения самих гражданских служащих таких органов с жалобами на получение ежемесячного денежного содержания в размере ниже МРОТ, сообщает следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2018 г. N 481-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" с 1 января 2019 г. МРОТ установлен в сумме 11 280 руб.

Проблема, связанная с недостающим до МРОТ уровнем ежемесячного денежного содержания гражданских служащих, преимущественно замещающих младшие и старшие должности гражданской службы, характерна для всех территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Основными причинами, повлекшими возникновение рассматриваемой проблемы, является приостановление индексации окладов денежного содержания по должностям гражданской службы на протяжении 7 лет (в 2009 - 2011 гг. в связи с мировым финансовым кризисом 2008 - 2009 гг., а также в 2014 - 2017 гг. в связи с экономической ситуацией, сложившейся в этот период), а также изначальное установление в указанных органах ежемесячного денежного поощрения по всем должностям в размере 1 должностного оклада.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 2017 г. N 594 "О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы" впервые за 4 года с 1 января 2018 г. произведена индексация окладов денежного содержания гражданских служащих на 4%.

Согласно Федеральному закону от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Федеральный закон N 459-ФЗ) с 1 октября 2019 г. также предусмотрена индексация окладов денежного содержания по должностям гражданской службы на 4,3%.

Вместе с тем в рамках реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 11 августа 2016 г. N 403 "Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 ~ 2018 годы" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2016 г. N 1919-р Министерством совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с учетом финансово-экономических возможностей государства и перспективных планов по его дальнейшему развитию прорабатывается вопрос, связанный с законодательным совершенствованием системы оплаты труда гражданских служащих.

До перехода на новые условия оплаты труда в целях решения задачи по доведению уровня оплаты труда гражданских служащих до конкурентного на рынке труда во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" ежегодно (для центральных аппаратов с 2013 г., а для территориальных органов с 2014 г.) в федеральном бюджете предусматриваются средства на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.

В соответствии с Федеральным законом N 459-ФЗ в федеральном бюджете на 2019 г. предусмотрены средства на материальное стимулирование гражданских служащих в объеме, превышающем аналогичный показатель 2018 г., в связи с чем в текущем году ожидается рост уровня оплаты труда гражданских служащих, в том числе территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

В целях соблюдения во всех государственных органах требований части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), согласно которой месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ, представитель нанимателя должен обеспечить выплату гражданскому служащему ежемесячного денежного содержания в размере не ниже МРОТ в соответствии с установленной системой и условиями оплаты труда.

При этом с учетом постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. N 38-П и от 11 апреля 2019 г. N 17-П месячное денежное содержание гражданского служащего на уровне не ниже МРОТ должно быть обеспечено без учета районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с прохождением гражданской службы в местностях с особыми климатическими условиями, а также без учета доплат, предусмотренных к выплате в соответствии с положениями трудового законодательства в случае возложения на гражданского служащего дополнительного объема работы или привлечения его к сверхурочной работе, работе в ночное время или в выходные и нерабочие праздничные дни.

Следует отметить, что установленные ТК РФ гарантии в части минимальной оплаты труда должны обеспечиваться не искусственно путем произведения "доплаты до МРОТ", не предусмотренной системой оплаты труда работников, а непосредственно самой системой оплаты труда работников и размерами выплат, входящих в ее состав, в связи с чем необходимый уровень ежемесячного денежного содержания гражданских служащих должен обеспечиваться за счет выплат, входящих в состав денежного содержания в соответствии с положениями статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

При этом в случае если достижение данного уровня по отдельным должностям гражданской службы невозможно посредством установления ежемесячных надбавок в составе денежного содержания в максимальном размере, то доведение размера ежемесячного денежного содержания гражданских служащих до уровня не ниже МРОТ должно быть обеспечено посредством осуществления стимулирующих выплат, входящих в состав денежного содержания.

В целях обеспечения соблюдения требований законодательства Российской Федерации подходы, изложенные в настоящем письме, следует применять в работе по организации и выплате гражданским служащим территориальных органов федеральных органов исполнительной власти ежемесячного денежного содержания.

А.А.ЧЕРКАСОВ