Письмо Минтруда России от 05.08.2024 N 28-6/10/В-12568
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 августа 2024 г. N 28-6/10/В-12568
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по результатам мониторинга анализа практики применения статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", проведенного во исполнение пункта 22 Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. N 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы", а также в рамках реализации полномочий, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", направляет информационное письмо о порядке проведения проверки соблюдения ограничений, налагаемых на граждан Российской Федерации после их увольнения с государственной службы Российской Федерации или муниципальной службы.
А.В.ВОВЧЕНКО
Приложение
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ,
НАЛАГАЕМЫХ НА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСЛЕ ИХ
УВОЛЬНЕНИЯ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках исполнения пункта 13 поручения Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2021 г. N ММ-П17-12165, данного в целях реализации пункта 22 Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. N 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы", проведен мониторинг анализа практики применения статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее соответственно - мониторинг, Федеральный закон N 273-ФЗ).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 273-ФЗ гражданин Российской Федерации, замещавший должность государственной службы Российской Федерации или муниципальной службы (далее - государственная (муниципальная) служба), включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - бывший служащий), в течение двух лет после увольнения с государственной (муниципальной) службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) (далее - договоры), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления (далее - отдельные функции управления) данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности бывшего служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия).
Ранее Минтрудом России совместно с заинтересованными федеральными государственными органами подготовлены Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной (муниципальной) службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией (далее соответственно - Методические рекомендации, ограничения) <1>.
--------------------------------
<1> Доступны для ознакомления и скачивания на официальном сайте Минтруда России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по ссылке: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/4.
Указанные Методические рекомендации являются актуальными.
При этом дополнительно напоминаем, что ограничения распространяются при одновременном наличии условий, непосредственно указанных в содержании самого ограничения, которые также обозначены в пункте 4 Методических рекомендаций.
С учетом результатов мониторинга обращаем внимание, что вхождение в должностные (служебные) обязанности бывшего служащего отдельных функций управления организацией, с которой планируется заключение договора, само по себе не является безусловным основанием для отказа в заключении договора. Рассматриваемое обстоятельство при одновременном наличии иных предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ условий требует предварительного получения согласия комиссии.
В Методических рекомендациях отмечено, что рассмотрение соответствующего вопроса о даче согласия (отказе) осуществляется посредством анализа коррупционных рисков на предмет недопущения возникновения коллизии публичных и частных интересов, которая может выражаться:
- в возникновении конфликта интересов при исполнении должностных (служебных) обязанностей, обусловленного возможностью предоставления выгод и преимуществ для организации, рассматриваемой государственным (муниципальным) служащим в качестве будущего места работы;
- в неправомерном использовании служебной информации в интересах организации после увольнения с государственной (муниципальной) службы <2>.
--------------------------------
<2> См. пункт 2 Методических рекомендаций.
Как следствие, даже при вхождении отдельных функций управления в должностные (служебные) обязанности бывшего служащего комиссией может быть принято решение о даче согласия (при условии отсутствия установленных коррупционных рисков).
Дополнительно напоминаем, что основанием для проведения заседания комиссии является поступившее в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ и статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации в орган публичной власти уведомление коммерческой или некоммерческой организации о заключении с бывшим служащим договора <3>.
--------------------------------
<3> Уведомление от коммерческой или некоммерческой организации о заключении с бывшим служащим трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, исполняемые во время замещения должности в государственном органе (далее также - уведомление).
Такое уведомление рассматривается на заседании комиссии при наличии одного из следующих условий <4>:
--------------------------------
<4> Подпункт "д" пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (далее - Положение о комиссии).
- бывшему служащему комиссией ранее было отказано во вступлении в трудовые и гражданско-правовые отношения с организацией;
- вопрос о даче согласия бывшему служащему на заключение договора с соответствующей организацией комиссией не рассматривался, а отдельные функции управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности.
Таким образом, в ситуации, когда вопрос о даче согласия бывшему служащему на заключение договора не рассматривался, но такое рассмотрение требуется, сам факт отсутствия обращения <5> бывшего служащего до заключения договора еще не свидетельствует о безусловном отказе: предусматривается возможность дать согласие на основании уведомления <6>.
--------------------------------
<5> Обращение от бывшего служащего о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности (далее также - обращение).
<6> Подпункт "а" пункта 26.1 Положения о комиссии.
Кроме того, важно помнить, что любой отказ (как по результатам рассмотрения обращения, так и по результатам рассмотрения уведомления) должен быть мотивирован.
Учитывая изложенное, именно анализ коррупционных рисков на предмет недопущения возникновения коллизии публичных и частных интересов может являться предметом проверки соблюдения ограничения.
В рамках мониторинга проанализирована практика проведения проверок соблюдения бывшими служащими ограничений.
Отмечаем, что подразделения органов публичной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностные лица, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) и органы субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее - антикоррупционные подразделения) в настоящий момент обладают рядом полномочий, направленных на проведение указанных проверок.
Правоприменительная практика свидетельствует о следующих возможных сценариях, связанных с соблюдением статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ, которые представлены в таблице.
Таблица. Возможные сценарии
Обращение |
Уведомление |
|
Сценарий 1 |
направлено |
направлено |
Сценарий 2 |
направлено |
не направлено |
Сценарий 3 |
не направлено |
направлено |
Сценарий 4 |
не направлено |
не направлено |
В сценариях N 1 - 3 действующее нормативное правовое регулирование позволяет в полной мере осуществить комплекс мероприятий, направленных на достоверное и полное установление всех обстоятельств.
Так, в случае, когда в орган публичной власти поступает обращение и (или) уведомление в соответствии с Положением о комиссии, антикоррупционное подразделение осуществляет подготовку соответствующего мотивированного заключения <7>.
--------------------------------
<7> Пункты 17.1 и 17.3 Положения о комиссии соответственно.
При подготовке мотивированного заключения антикоррупционные подразделения наделены полномочиями проводить собеседование с соответствующим служащим, представившим обращение, получать от него письменные пояснения, а уполномоченные должностные лица органов публичной власти могут направлять в установленном порядке запросы в иные органы публичной власти и заинтересованные организации, использовать государственную информационную систему в области противодействия коррупции "Посейдон", в том числе для направления запросов <8>.
--------------------------------
<8> Пункт 17.5 Положения о комиссии.
Каждое мотивированное заключение должно содержать соответствующий мотивированный вывод и рекомендации для принятия одного из решений, предусмотренных соответственно пунктами 24 и 26.1 Положения о комиссии <9>.
--------------------------------
<9> Подпункт "в" пункта 17.6 Положения о комиссии.
Также напоминаем, что в случае принятия соответствующей комиссией решения о том, что замещение должности в организации нарушает требования статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ, комиссия рекомендует руководителю органа публичной власти проинформировать об указанных обстоятельствах органы прокуратуры Российской Федерации и уведомившую организацию.
Применимо к сценарию N 4 необходимо отметить, что пунктом 79 Методических рекомендаций предусмотрено, что при отсутствии в органе публичной власти в течение разумного срока (как правило, не позднее 6 месяцев) сведений о дальнейшем трудоустройстве бывшего служащего рекомендуется соответствующую информацию направлять в органы прокуратуры Российской Федерации по месту нахождения органа.
В свою очередь, органы прокуратуры Российской Федерации наделены достаточными полномочиями для надлежащего реагирования в случае поступления такой информации.
Таким образом, в указанном сценарии проверкой может считаться именно процедура внутреннего контроля дальнейшей карьеры бывшего служащего.
Практика свидетельствует, что в целях осуществления обозначенного контроля органы публичной власти используют следующие механизмы:
- ведение реестра (списка) бывших служащих;
- анализ поступивших обращений и уведомлений и их сравнение;
- уточнение информации о дальнейшем трудоустройстве бывшего служащего (например, посредством телефонного разговора).
По нашему мнению, для осуществления наиболее эффективного контроля за трудоустройством бывших служащих необходимо использовать именно комплексные подходы.
Так, например, отдельного внимания заслуживает алгоритм контроля за трудоустройством бывших служащих, заключающийся в формировании списка уволенных лиц с указанием данных о поступлении уведомлений, отслеживании передачи личных дел в федеральной государственной информационной системе "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации" и регистрации граждан Российской Федерации в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Учитывая изложенное, в целях повышения эффективности государственной политики в сфере противодействия коррупции убедительно просим использовать действующие механизмы, касающиеся проведения проверок, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Методическими рекомендациями.
Особое внимание обращаем на рекомендацию, согласно которой при отсутствии в органе публичной власти в течение разумного срока (как правило, не позднее 6 месяцев) сведений о дальнейшем трудоустройстве бывшего служащего соответствующая информация направляется в органы прокуратуры Российской Федерации по месту нахождения органа.
Несоблюдение указанной рекомендации может свидетельствовать о неисполнении органом публичной власти пункта 2 раздела 4 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 24 апреля 2015 г. N 47.
В указанных обстоятельствах:
- центральным аппаратам федеральных государственных органов целесообразно усилить как внутренний контроль за соблюдением обозначенной рекомендации, так и контроль за ее соблюдением в территориальных органах федеральных государственных органов;
- органам субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений - усилить контроль в отношении соответствующих органов публичной власти.