Методические рекомендации по организации и проведению оценки квалификации государственных гражданских служащих в сфере проектной деятельности "(утв. Минтрудом России) (вместе с Требованиями к компетенциям государственных гражданских служащих - участников проектной деятельности)"
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В СФЕРЕ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение
Проектная деятельность, целью которой является проведение взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений, активно развивается на государственной гражданской службе Российской Федерации (далее - гражданская служба).
Положениями постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. N 1050 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации" (далее - постановление N 1050) предусмотрено, что для осуществления проектной деятельности государственному гражданскому служащему Российской Федерации (далее - гражданский служащий) необходимо соответствовать определенному уровню квалификации в зависимости от занимаемой роли в проекте.
В соответствии с пунктом 24 Положения об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденного постановлением N 1050, требования к уровню квалификации в сфере проектного управления старшего должностного лица проекта, руководителя проекта, руководителей рабочих органов проекта и участников проектов разрабатываются федеральным проектным офисом, функции которого осуществляет Департамент проектной деятельности Правительства Российской Федерации, и утверждаются президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Одновременно пунктом 4 постановления N 1050 установлено, что функции центра компетенций проектного управления, предусматривающие в том числе осуществление профильной подготовки кадров и проведение оценки компетенций в сфере проектного управления, осуществляет Научно-образовательный центр проектного менеджмента федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (далее - центр компетенций проектного управления).
Минтрудом России совместно с центром компетенций проектного управления подготовлены настоящие Методические рекомендации, содержащие подходы к организации проведения оценки квалификации, подтверждающей наличие у гражданских служащих - участников проектной деятельности необходимого для осуществления проектной деятельности уровня компетенций.
Термины и понятия, применяемые в Методических рекомендациях, соответствуют терминам и понятиям, используемым в постановлении N 1050 и Методическом инструментарии по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы (Версия 3.2).
Проведение оценки квалификации в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями направлено на повышение эффективности и результативности осуществления проектной деятельности гражданскими служащими, а также расширение осведомленности гражданских служащих о современных методах управления.
Глоссарий
Оценка квалификации - процесс определения наличия у гражданского служащего компетенций, необходимых для осуществления проектной деятельности.
Персональные и управленческие компетенции - индивидуальные особенности личности, проявляемые в поведении гражданского служащего - участника проектной деятельности и отражающие жизненные ценности, а также знания и умения, которые необходимы для эффективного и результативного осуществления проектной деятельности.
Прикладные компетенции - проявляемые в поведении характеристики, отражающие знания и умения гражданских служащих - участников проектной деятельности, необходимые для эффективного и результативного осуществления проектной деятельности в соответствии с выполняемой ролью в проекте.
Проведение оценки квалификации государственных гражданских служащих - участников проектной деятельности
Процедура оценки квалификации осуществляется для гражданских служащих - участников проектной деятельности, которые исполняют следующие роли в проектах:
- Старшее должностное лицо проекта
- Руководитель проекта
- Руководитель рабочего органа проекта
- Администратор проекта
- Руководитель проектного офиса
- Сотрудник проектного офиса
- Участник проекта
Для прохождения процедуры оценки квалификации представитель нанимателя государственного органа предоставляет в центр компетенций проектного управления заявку в соответствии с установленной формой, представленной в Приложении 1, в бумажном или электронном виде.
Процедура оценки квалификации гражданских служащих - участников проектной деятельности осуществляется в форме экзамена.
Решение о дате, месте и времени проведения экзамена, заключающегося в прохождении очного теста и самооценки, принимается не позднее 10 рабочих дней со дня получения заявки.
Центром компетенции проектного управления для проведения экзамена утверждается экспертная комиссия центра компетенций проектного управления (далее - Комиссия), в состав которой должно входит не менее трех человек, включая председателя и членов Комиссии.
Приказ о проведении экзамена и назначении председателя и членов Комиссии издается центром компетенций проектного управления.
Порядок проведения экзамена определяет центр компетенции проектного управления в соответствии с требованиями, предъявляемыми к участникам проектной деятельности в части персональных и управленческих, а также прикладных компетенций.
Решение, принятое в результате проведения экзамена, оформляется центром компетенции проектного управления протоколом.
По результатам проведения экзамена при положительном решении о соответствии гражданского служащего установленным требованиям центр компетенций проектного управления оформляет бессрочный сертификат, регистрирует его в установленном порядке и включает информацию в единый реестр участников проектной деятельности, прошедших процедуру оценки квалификации.
ТРЕБОВАНИЯ
К КОМПЕТЕНЦИЯМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ -
УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Требования к компетенциям гражданских служащих - участников проектной деятельности включают:
- Требования к персональным и управленческим компетенциям.
Персональные и управленческие компетенции представлены в таблице 1.
Таблица 1
Персональные и управленческие компетенции |
Характеристики компетенций |
Лидерство |
Умение видеть перспективу, образ будущего, понимать цели и доносить их до других |
Умение убеждать, мотивировать, вдохновлять личным примером и вести за собой |
|
Умение оказать поддержку единомышленникам и создать условия для самореализации последователей |
|
Стратегическое мышление |
Умение целостно видеть ситуацию, прогнозировать развитие событий |
Умение выявлять и обосновывать стратегические приоритеты |
|
Умение видеть риски и новые возможности |
|
Принятие управленческих решений |
Умение находить альтернативные пути решения проблемы и определять оптимальные |
Умение оценивать влияние или последствия решений, прежде чем их принять |
|
Умение оперативно принимать решения на своем уровне ответственности, соблюдая установленные процедуры |
|
Персональная эффективность |
Умение нести ответственность за свои действия независимо от условий и обстоятельств |
Умение планировать свою работу с ориентацией на конечный результат |
|
Умение определять и расставлять приоритеты в своей деятельности |
|
Командное взаимодействие |
Умение устанавливать и поддерживать долгосрочные партнерские отношения |
Умение слушать, понимать другого, излагать мысли и факты ясным и доходчивым способом |
|
Умение эффективно разрешать негативные эмоциональные ситуации, устранять разногласия, делить ответственность за успехи и неудачи команды |
|
Гибкость и готовность к изменениям |
Умение адаптировать традиционные и разрабатывать новые подходы, концепции, методы, процессы, технологии, системы и пр. |
Умение инициировать либо с готовностью и бесконфликтно воспринимать изменения |
|
Умение учиться у людей и ситуаций, постоянно расширять собственный опыт, совершенствовать свои способности |
Оценка соответствия гражданских служащих требованиям к персональным и управленческим компетенциям проводится посредством самооценки (до 1 апреля 2018 г.) в соответствии с перечнем и характеристиками персональных и управленческих компетенций участников проектной деятельности, которые определяются центром компетенций проектного управления.
Бланк оценки персональных и управленческих компетенций участников проектной деятельности представлен в Приложении N 2.
Степень выраженности компетенций измеряется в баллах по 4-х уровневой шкале в соответствии с уровнем умений и степенью проявления поведенческих индикаторов гражданских служащих - участников проектной деятельности согласно данным, указанным в таблице 2.
Таблица 2
Степень выраженности компетенции |
Уровень умений |
Степень проявления поведенческих индикаторов |
Количество баллов |
Экспертный уровень "Могу научить" |
Глубокие знания в данной области и большой опыт применения знаний и умений на практике |
Все поведенческие индикаторы проявляются всегда, когда это необходимо, и в полном объеме |
3 |
Квалифицированный уровень "Применяю" |
Уверенное знание в данной области, демонстрация умений в работе |
Проявляется больше половины поведенческих индикаторов |
2 |
Базовый уровень "Понимаю" |
Базовые знания в данной области и ограниченные умения применения этих знаний на практике |
Проявляется меньше половины поведенческих индикаторов |
1 |
Нулевой уровень "Не применяю" |
Гражданский служащий не применяет данную компетенцию в профессиональной деятельности |
Поведенческие индикаторы не проявляются или проявляются редко |
0 |
Минимальные баллы выраженности персональных и управленческих компетенций для оцениваемых ролей гражданских служащих - участников проектной деятельности должны соответствовать указанным в таблице 3.
Таблица 3
Персональные и управленческие компетенции |
Минимальный балл выраженности |
||||
Старшее должностное лицо проекта |
Руководитель проекта, руководитель проектного офиса |
Руководитель рабочего органа проекта |
Администратор проекта, проектного офиса |
Участник проекта |
|
Лидерство |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
Стратегическое мышление |
2 |
2 |
1 |
1 |
0 |
Принятие управленческих решений |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
Персональная эффективность |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Командное взаимодействие |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Гибкость и готовность к изменениям |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
ИТОГО минимальный балл из 18 возможных: |
14 |
13 |
11 |
10 |
8 |
Количество набранных баллов самооценки персональных и управленческих компетенций участников проектной деятельности для каждой оцениваемой роли должно быть не ниже значений, указанных в таблице 3 настоящих рекомендаций.
- Требования к прикладным компетенциям.
К прикладным компетенциям относятся компетенции, представленные в таблице 4.
Таблица 4
Прикладные компетенции |
Характеристики компетенций |
Организация проекта, управление заинтересованными сторонами проекта |
Знание и умение формировать организационную структуру проекта, закреплять функционал и ответственность в проектной команде, а также организовывать обучение и развития команды проекта |
Знание и умение проводить анализ ожиданий заинтересованных сторон и их воздействия на проект, разрабатывать соответствующие стратегии управления для эффективного вовлечения заинтересованных сторон в принятие решений и реализацию проекта |
|
Управление выгодами проекта |
Знание и умение определять желаемое состояние, на которое нацелена реализация проекта, выгоды и их описание, связь с показателями и целями; формировать стратегию по достижению и управлению выгодами, определять ответственных и владельцев, связанных с получением и управлением выгодами |
Управление содержанием проекта |
Знание и умение определить создаваемые результаты, выполняемые мероприятия, границы проекта и обеспечить действия по контролю содержания и передачи результатов заказчику |
Управление сроками проекта |
Знание и умение планировать достижение результатов, выгод, определять длительность и сроки реализации мероприятий проекта, а также допущения, которые влияют на сроки планирования |
Управление финансами проекта |
Знание и умение проводить оценку экономической эффективности проекта, определять затраты и формировать бюджет проекта, источники его финансирования |
Планирование и контроль проекта |
Знание и умение формировать планы проекта, организовывать и проводить мониторинг и контроль реализации проекта, управлять отклонениями в проекте |
Управление изменениями в проекте |
Знание и умение применять инструменты инициирования, формирования, согласования и контроля изменения в проекте |
Управление рисками и возможностями проекта |
Знание и умение применять инструменты и методы идентификации, оценки, реагирования, мониторинга и контроля рисков и возможностей проекта |
Управление ресурсами проекта |
Знание и умение определять потребности проекта в ресурсах, обеспечивать и управлять человеческими и материальными ресурсами проекта |
Управление коммуникациями и знаниями проекта |
Знание и умение создавать коммуникационные схемы для обеспечения эффективного взаимодействия всех участников проекта, управлять информацией, извлеченными уроками; формировать и использовать базы знаний |
Управление качеством проекта |
Знание и умение обеспечивать и подтверждать соответствие требованиям проекту, включая требования к результатам проекта |
Управление закупками и поставками проекта |
Знание и умение организовывать закупочные и конкурсные процедуры, эффективное взаимодействие с подрядчиками |
Оценка соответствия гражданских служащих требованиям к прикладным компетенциям проводится в соответствии с перечнем и характеристиками прикладных компетенций участников проектной деятельности, которые определяются центром компетенций проектного управления.
Проведение оценки прикладных компетенций участников проектной деятельности осуществляется посредством тестирования.
Описание минимального количества тестовых вопросов с указанием уровня сложности представлено в таблице 5.
Таблица 5
Роль в проекте |
Требования к прикладным компетенциям |
Требования к содержанию оценки |
|
Характеристика содержания |
Количество вопросов разного уровня сложности |
||
Старшее должностное лицо проекта |
Базовый уровень |
Успешное прохождение теста за 1 астрономический час (50 тестовых заданий) с не менее 65% правильных ответов |
Высокий уровень сложности - 10 Средний уровень сложности - 20 Низкий уровень сложности - 20 |
Руководитель проекта, руководитель проектного офиса |
Углубленный уровень |
Успешное прохождение теста за 1 астрономический час (50 тестовых заданий) с не менее 65% правильных ответов |
Высокий уровень сложности - 10 Средний уровень сложности - 20 Низкий уровень сложности - 20 |
Руководитель рабочего органа проекта |
Углубленный уровень |
Успешное прохождение теста за 1 астрономический час (50 тестовых заданий) с не менее 65% правильных ответов |
Высокий уровень сложности - 10 Средний уровень сложности - 20 Низкий уровень сложности - 20 |
Администратор проекта (программы) Сотрудник проектного офиса |
Углубленный уровень |
Успешное прохождение теста за 1 астрономический час (50 тестовых заданий) с не менее 65% правильных ответов |
Высокий уровень сложности - 20 Средний уровень сложности - 20 Низкий уровень сложности - 10 |
Руководитель проектного офиса |
Углубленный уровень |
Успешное прохождение теста за 1 астрономический час (50 тестовых заданий) с не менее 65% правильных ответов |
Высокий уровень сложности - 20 Средний уровень сложности - 20 Низкий уровень сложности - 10 |
Участник проекта |
Базовый уровень |
Успешное прохождение теста за 1 астрономический час (50 тестовых заданий) с не менее 65% правильных ответов |
Высокий уровень сложности - 10 Средний уровень сложности - 20 Низкий уровень сложности - 20 |
Приложение 1
Форма заявки на проведение оценки уровня квалификации
в сфере проектного управления <1>
N п/п |
Ф.И.О. |
Наименование государственного органа/должность государственной гражданской службы |
Уровень подтверждения (СДЛ, РП, АП, РРО, УП, РПО, СПО) <2> |
Дата и время прохождения экзамена <3> |
Информация о наличии международного сертификата в области управления проектами (название системы сертификации, уровень, дата прохождения и номер сертификата) |
1. |
|||||
2. |
|||||
3. |
|||||
.... |
--------------------------------
<1> В соответствии с утвержденными президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам требованиями (протокол от 22 марта 2017 г. N 3) оценка уровня владения методологией проектного управления проводится в объеме образовательной программы "Управления проектами в органах власти: углубленные знания" или образовательной программы "Управление проектами в органах власти: базовые знания", с учетом имеющихся сертификатов международных систем сертификации в области управления проектами (PMP; IPMA; PRINCE2) в зависимости от выполняемой роли в проекте.
<2> СДЛ - старшее должностное лицо, РП - руководитель проекта, АП - администратор проекта, РРО - руководитель проекта, УП - участник проекта, РПО - руководитель проектного офиса, СПО - сотрудник проектного офиса.
<3> Заполняется в соответствии с графиком, утвержденным центром компетенций проектного управления.
Приложение 2
Бланк самооценки
персональных и управленческих компетенций
участников проектной деятельности
Ф.И.О.
______________________________________________________________
Оцените, пожалуйста, свои умения, характеризующие персональные и управленческие компетенции по следующей шкале:
3 - оцениваемое умение проявляется всегда, когда это необходимо, в полном объеме
2 - часто применяю оцениваемое умение в работе
1 - иногда применяю оцениваемое умение в работе
0 - не применяю данное умение в работе
N |
Характеристики персональных и управленческих компетенций |
Уровень проявления |
|||
3 |
2 |
1 |
0 |
||
1. |
|||||
2. |
|||||
3. |
|||||
4. |
|||||
5. |
|||||
6. |
|||||
... |
________________________________ "__" __________ 20 года Подпись