Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Информация Минтруда России от 05.03.2013 "Ответы на вопросы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, по применению Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правил регистрации безработных граждан, требований к подбору подходящей работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы"

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ

от 5 марта 2013 года

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПОЛНОМОЧИЯ В ОБЛАСТИ СОДЕЙСТВИЯ

ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРАВИЛ РЕГИСТРАЦИИ

ГРАЖДАН В ЦЕЛЯХ ПОИСКА ПОДХОДЯЩЕЙ РАБОТЫ, ПРАВИЛ

РЕГИСТРАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН, ТРЕБОВАНИЙ К ПОДБОРУ

ПОДХОДЯЩЕЙ РАБОТЫ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ

ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 СЕНТЯБРЯ

2012 Г. N 891 "О ПОРЯДКЕ РЕГИСТРАЦИИ ГРАЖДАН В ЦЕЛЯХ

ПОИСКА ПОДХОДЯЩЕЙ РАБОТЫ, РЕГИСТРАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ

ГРАЖДАН И ТРЕБОВАНИЯХ К ПОДБОРУ ПОДХОДЯЩЕЙ РАБОТЫ"

1) Необходимо ли осуществлять подбор гражданам подходящей работы при постановке на регистрационный учет в случае непредставления заявления о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы - анкеты?

2) Как поступать, если гражданин предоставляет дополнительно заявление-анкету?

3) Производится ли поиск подходящей работы при постановке на регистрационный учет гражданам, предъявившим только паспорт, или неполный пакет документов при первом посещении центра занятости населения?

Постановке на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы подлежат все граждане, обратившиеся в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) за содействием в поиске подходящей работы. Информация о том, что гражданин обратился в центр занятости населения в целях поиска подходящей работы, содержится в его заявлении о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.

В связи с этим в случае непредставления указанного заявления постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы не осуществляется, поскольку неизвестна цель обращения гражданина.

Подбор гражданам подходящей работы осуществляется в день постановки их на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы. При этом граждан следует информировать о том, что подбор подходящей работы осуществляется исходя из сведений, содержащихся в представленных ими документах.

Кроме того, учитывая, что статья 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения) не содержит нормы, устанавливающей обязанность граждан по представлению документов, предусмотренных указанным пунктом, центры занятости населения не вправе требовать от граждан, обратившихся в целях поиска подходящей работы, представления всех установленных данной статьей документов.

4) На основании каких документов могут быть поставлены на регистрационный учет в центре занятости населения иностранные граждане и лица без гражданства?

Согласно статье 6 Закона о занятости населения законодательство о занятости населения распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства. Документами, заменяющими паспорт гражданина Российской Федерации, для указанных граждан являются документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина или лица без гражданства.

5) Какие документы предъявляют граждане в качестве заменяющих паспорт гражданина Российской Федерации и трудовую книжку?

Документом, заменяющим паспорт гражданина Российской Федерации, является временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, которое выдается в установленном порядке территориальным органом ФМС России на срок оформления паспорта гражданина Российской Федерации. Форма временного удостоверения личности гражданина Российской Федерации (форма N 2П) утверждена приказом Федеральной миграционной службы от 7 декабря 2009 г. N 339 "Об утверждении административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации".

Документом, заменяющим трудовую книжку, то есть документом, в который вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора, является дубликат трудовой книжки, выдача которого осуществляется в соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225 "О трудовых книжках", и Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. N 69.

6) Какие документы необходимо предъявить родителям, состоящим в браке и воспитывающим несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, и гражданам, расторгнувшим брак и воспитывающим несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, для отнесения их к категории испытывающих трудности в поиске подходящей работы?

Отнесение одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов к категории граждан, испытывающих трудности в поиске подходящей работы, осуществляется при представлении ими документов, выданных в установленном порядке (свидетельство о рождении ребенка, свидетельство о расторжении брака, свидетельство о смерти мужа (жены), справка, подтверждающая факт установления ребенку инвалидности, удостоверение многодетной семьи, документ, подтверждающий, что гражданин является единственным родителем, и иные документы, которые могут представить также усыновители, опекуны (попечители), приемные родители несовершеннолетних детей, детей-инвалидов).

7) Устанавливается ли дата посещения для подбора подходящей работы в срок, не превышающий 11 дней со дня предъявления документов, для граждан, предъявивших только паспорт, а также предъявивших не все документы, перечисленные в пунктах 7 и 8 Правил?

8) Правильно ли то, что постановке на регистрационный учет подлежат граждане вне зависимости от места жительства, а дата посещения для подбора подходящей работы назначается только тем из них, кто проживает по месту нахождения центра занятости?

9) Распространяется ли действие пунктов 7 и 8 Правил в той части, что центр занятости населения устанавливает гражданам дату посещения для подбора подходящей работы в 11-дневный срок со дня предъявления документов, на граждан, которые не могут быть признаны безработными, например, на пенсионеров?

10) Следует ли уведомлять гражданина, предъявившего документы, перечисленные в пункте 2 статьи 3 Закона о занятости, о дате явки в день, установленный органами службы занятости для регистрации его в качестве безработного?

В пунктах 7 и 8 Правил регистрации в целях поиска подходящей работы (далее - Правила) указаны категории граждан, в отношении которых следует принять решение о признании или отказе в признании их безработными в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о занятости населения.

При постановке на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы гражданам, указанным в данных пунктах, осуществляется подбор подходящей работы (при наличии подходящей работы выдается не более 2 направлений на работу) и устанавливается срок (дата) посещения центра занятости населения для подбора подходящей работы. Дополнительно указанных зарегистрированных граждан следует информировать о том, что в случае их нетрудоустройства и при наличии перечисленных в данных пунктах документов в установленный срок будет принято решение о признании или отказе в признании их безработными. Результаты посещения работодателей учитываются при принятии решения о признании зарегистрированных граждан безработными.

Зарегистрированным гражданам, не относящимся к категориям, указанным в данных пунктах, даты очередных посещений для подбора подходящей работы могут не устанавливаться. При этом органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации целесообразно установить единый для центров занятости населения режим работы по приему зарегистрированных граждан, которым не устанавливаются даты посещений для подбора подходящей работы. Указанных зарегистрированных граждан следует информировать о том, что по истечении месяца со дня последнего посещения центра занятости населения для подбора подходящей работы, они подлежат снятию с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы в связи с длительной (более 1 месяца) неявкой.

11) При поступлении в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведений о вакантных должностях, которые являются подходящими для зарегистрированных граждан (пункт 10 Правил регистрации), предложение посетить учреждения службы занятости в течение 3-х дней направляется только гражданам, перечисленным в пунктах 7 и 8, или также и гражданам, предъявившим при регистрации только паспорт?

12) В пункте 10 Правил регистрации не указано, в течение каких 3-х дней календарных или рабочих граждане обязаны посетить указанные учреждения для подбора подходящей работы, а также начало течения указанного срока.

В целях сокращения периодов поиска подходящей работы и подбора необходимых работников положения пункта 10 Правил распространяются на всех зарегистрированных граждан. При этом данный пункт 10 не содержит каких-либо обязанностей гражданина посетить центр занятости населения.

Течение 3-дневного срока начинается со дня, следующего за днем предложения гражданину посетить центр занятости населения для подбора подходящей работы (статья 191 Гражданского кодекса Российской Федерации). С учетом режима работы центров занятости населения указанный срок исчисляется в рабочих днях.

13) Какие документы являются достаточными для подтверждения факта трудоустройства? Является ли основанием снятия с регистрационного учета в связи с трудоустройством устное (по телефону) сообщение гражданина о трудоустройстве без указания работодателя и реквизитов документов, подтверждающих трудоустройство? С какого дня в таком случае гражданин снимается с учета - со дня последней явки, со дня, следующего за днем последней явки, либо с даты трудоустройства, сообщенной по телефону?

Сведения о трудоустройстве граждан содержатся в представленных гражданами или полученных центром занятости населения от работодателей направлениях на работу, выданных гражданам при предыдущем посещении центра занятости населения, копиях приказов о приеме на работу, справок работодателей, содержащих сведения о приеме на работу, предъявленных гражданами трудовых договорах (служебных контрактах), договорах гражданско-правового характера. Кроме того, решение о снятии с регистрационного учета может быть принято на основании письменного заявления, содержащего просьбу гражданина о снятии с регистрационного учета в связи с трудоустройством.

Принятие решения и издание приказа о снятии с регистрационного учета безработного гражданина на основании устной информации, полученной по телефону, может повлечь впоследствии принятие решения об отмене данного приказа, и, как следствие, недоплату или переплату пособия по безработице.

Вместе с тем, в случае сообщения безработным гражданином о своем трудоустройстве по телефону, его следует информировать о необходимости предоставления документа, подтверждающего факт трудоустройства, в целях получения причитающегося пособия по безработице в полном объеме.

14) В случае, если гражданин отказался от посредничества государственного учреждения службы занятости, с какого числа гражданин считается снятым с регистрационного учета - со дня написания заявления либо со дня, следующего за днем написания заявления?

В случае, если гражданин не желает осуществлять поиск подходящей работы при содействии центра занятости населения, он путем представления личного письменного заявления информирует центр занятости населения об отказе от посредничества органов службы занятости. Указания в данном заявлении причин отказа не требуется. Снятие с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы в случае отказа гражданина от посредничества центра занятости населения осуществляется на основании личного письменного заявления гражданина со дня регистрации указанного заявления.

Недопустимым является, например, отказ гражданина от посредничества органов службы занятости в связи с трудоустройством, в том числе самостоятельным, поскольку в этом случае снятие с регистрационного учета следует осуществить с даты трудоустройства на основании документов, подтверждающих факт трудоустройства.

15) В каких случаях (ликвидация предприятия, длительный период безработицы, прекращение индивидуальной предпринимательской деятельности) можно признать гражданина безработным, если он по ряду причин, не зависящих от него, не смог представить справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы?

16) Правильно ли будет в отношении граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы и не предъявивших справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, не принимать вообще никакого решения - ни о признании безработным, ни об отказе в признании безработным, а статус указанных граждан оставить прежним - зарегистрированы в целях поиска подходящей работы?

17) Возможно ли признавать безработными граждан без справки о среднем заработке по причине невозможности ее предоставления (граждане представляют справки из госархива в связи с невозможностью предоставления справки о среднем заработке по причине ликвидации предприятия (предприятие ликвидировано, например, более 7 - 10 лет назад), безработными с назначением пособия по безработице в минимальном размере?

18) Почему нельзя предусмотреть исключительные случаи для признания безработными граждан, не предъявивших один из предусмотренных указанными пунктами документов?

19) Возможно ли признание безработным гражданина в случае непредоставления справки о среднем заработке, если гражданин согласен на то, что пособие по безработице будет назначено ему в размере его минимальной величины? Почему в перечне оснований снятия с регистрационного учета отсутствует основание "отказ в признании безработным"?

Порядок и условия признания граждан безработными, установленные статьей 3 Закона о занятости населения, предусматривают одним из условий принятия центром занятости населения решения о признании зарегистрированного гражданина безработным наличие всех документов, определенных пунктом 2 данной статьи, в том числе справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (далее - справка о среднем заработке).

Перечень документов, необходимых центру занятости населения для принятия решения о признании зарегистрированного гражданина безработным, является исчерпывающим и, следовательно, не подлежит расширительному толкованию. Кроме того, данная статья не содержит исключений (случаев), предусматривающих возможность признания зарегистрированного гражданина безработным при наличии иных обстоятельств.

В этой связи не допускается замены справки о среднем заработке заявлением гражданина о согласии на получение пособия по безработице в размере его минимальной величины либо о невозможности представить справку о среднем заработке. Также не может быть произведено изъятие справки о среднем заработке из находящегося в архиве личного дела получателя государственных услуг (для граждан, ранее состоявших на регистрационном учете), поскольку при снятии безработного гражданина с регистрационного учета личное дело получателя государственных услуг в области содействия занятости населения направляется на хранение в архив в установленном порядке. Изъятие документов из сброшюрованного, прошитого и пронумерованного дела невозможно, так как является нарушением законодательства об архивном деле.

Учитывая изложенное, если центр занятости населения не располагает всеми документами, определенными пунктом 2 данной статьи, основания для принятия решения о признании или отказе в признании зарегистрированного гражданина безработным отсутствуют.

20) Законом о занятости населения, Правилами регистрации безработных граждан не установлено, кем может выдана справка о среднем заработке. Может ли выданная в установленном порядке архивная справка являться одним из документов, необходимых для принятия решения о признании зарегистрированного гражданина безработным?

На основании норм Трудового кодекса Российской Федерации и положений постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12 августа 2003 года N 62 "Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости" справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы может выдать только работодатель, с которым гражданин прекратил трудовые отношения по любым основаниям до обращения в целях поиска подходящей работы в центр занятости населения.

Справки, выданные архивной организацией, могут быть приняты при условии, если из содержащихся в них сведений можно получить информацию о среднем заработке гражданина за последние 3 месяца по последнему месту работы.

21) В какие сроки следует рассматривать вопрос о признании зарегистрированного гражданина безработным, если истечение 10-дневного срока со дня предъявления им необходимых документов приходится на выходной или праздничный день?

Пунктом 2 статьи 3 Закона о занятости населения установлено, что решение о признании зарегистрированного гражданина безработным принимается органами службы занятости в срок не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости указанных в данном пункте документов.

Дополнительной ссылки на возможность переноса сроков принятия решения о признании зарегистрированного гражданина безработным статья 3 Закона о занятости населения не содержит. Следовательно, во избежание нарушения норм указанной статьи в случае, если истечение 10-дневного срока приходится на выходные (праздничные) дни, принятие решения о признании зарегистрированного гражданина безработным следует осуществить ранее 11-го дня со дня предъявления им необходимых документов.

Рассмотрение вопроса о признании зарегистрированного гражданина безработным позднее 11 дней со дня предъявления им необходимых документов является нарушением норм статьи 3 Закона о занятости населения.

22) Предусмотрено ли оформление приказами решений о признании зарегистрированных граждан безработными либо об отказе в признании безработными, снятии с регистрационного учета безработных граждан?

Решения, принятые центром занятости населения о признании зарегистрированных граждан безработными либо об отказе в признании безработным, снятии с регистрационного учета безработных граждан, оформляются приказами центра занятости населения.

Письменное уведомление зарегистрированных граждан о признании их безработными осуществляется при ознакомлении их с соответствующим приказом путем проставления гражданином подписи с указанием даты.

В случае принятия центром занятости населения решений в отсутствие зарегистрированных граждан (отказ в признании безработным в связи с неявкой гражданина в срок, установленный для принятия решения о признании его безработным, снятие безработного гражданина с регистрационного учета в случае длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин), то есть при невозможности личного ознакомления зарегистрированных или безработных граждан с соответствующим приказом, уведомление граждан о принятых решениях осуществляется письменно в форме почтового отправления.

23) Каков порядок реализации права на повторное (через месяц) обращение в центр занятости зарегистрированного гражданина, которому уже было отказано в признании безработным?

Отказ в признании зарегистрированного гражданина безработным не является основанием для снятия его с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы, поскольку не влечет за собой прекращения предоставления ему государственной услуги содействия в поиске подходящей работы. При этом указанным гражданам рекомендуется устанавливать даты посещения центра занятости населения для подбора подходящей работы и осуществлять регистрационный учет в целях поиска подходящей работы. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о занятости населения указанные зарегистрированные граждане вправе по истечении месяца со дня, следующего за днем отказа, обратиться в центр занятости населения для решения вопроса о признании их безработными.

При наличии обращения зарегистрированного гражданина о решении вопроса признания его безработным и отсутствии в течение данного месяца отказов гражданина от подходящей работы, нарушений им условий и сроков посещения центр занятости населения рассматривает вопрос о признании данного гражданина безработным со дня регистрации указанного обращения.

24) В случае предъявления зарегистрированным гражданином документа, подтверждающего уважительность причины неявки в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы для подбора подходящей работы, с какого дня гражданин признается безработным: со дня первого обращения с паспортом (т.е. со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы), со дня предоставления полного пакета документов либо со дня предъявления документов, подтверждающих уважительность причины неявки?

25) В течение какого срока после прекращения уважительных причин неявки гражданин должен явиться в центр занятости - на следующий день после окончания событий, послуживших причиной неявки, либо в любой день на свое усмотрение?

Неявка без уважительных причин зарегистрированных граждан, указанных в пунктах 7 и 8 Правил, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в центр занятости населения для подбора подходящей работы, является основанием для отказа в признании их безработными.

Учитывая, что в соответствии с пунктами 7 и 8 Правил указанным гражданам установлены даты посещения для подбора подходящей работы в срок, не превышающий 11 дней со дня предъявления ими соответствующих документов, то при условии явки указанных граждан в установленный срок, при наличии документов, установленных данными пунктами, а также документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет для подбора подходящей работы, центры занятости населения при отсутствии причин, предусмотренных абзацами четвертым, шестым и седьмым пункта 3 статьи 3 Закона о занятости населения, принимают решение о признании или отказе в признании их безработными со дня предъявления этих документов.

26) В случае личного присутствия безработного гражданина уведомляется ли он письменно (под роспись) о снятии с регистрационного учета и необходимо ли при этом дублировать письменное в форме почтового отправления уведомление безработного гражданина о его снятии с регистрационного учета в трехдневный срок со дня снятия с регистрационного учета согласно пункту 22 Правил регистрации безработных граждан?

В случае личного присутствия безработного гражданина письменное уведомление осуществляется при ознакомлении его с соответствующим приказом путем проставления гражданином подписи с указанием даты, при этом направления письменного уведомления почтовым отправлением не требуется.

27) Чем отличаются требования к подбору подходящей работы гражданам, предъявившим либо не предъявившим документы, подтверждающие профессиональную квалификацию, уровень профессиональной подготовки, опыт и навыки работы? Учитываются ли при подборе вариантов подходящей работы гражданам пожелания гражданина к рабочему месту (вакантной должности)?

28) Учитывается ли при подборе вариантов подходящей работы зарегистрированным гражданам, не предъявившим при постановке на регистрационный учет документов, подтверждающих профессиональную квалификацию, уровень профессиональной подготовки, опыт и навыки работы, их пожелания к искомой работе?

В пунктах 3 и 4 Требований к подбору подходящей работы (далее - Требования) установлены обязательные минимальные перечни требований к подбору подходящей работы в случае представления или непредставления зарегистрированными гражданами документов, подтверждающих профессиональную квалификацию, уровень профессиональной подготовки, опыт и навыки работы, размер среднего заработка по последнему месту работы.

В случае отсутствия справки о среднем заработке могут быть предложены варианты трудоустройства с заработной платой не ниже размера минимальной оплаты труда.

В случае отсутствия у зарегистрированных граждан документов, подтверждающих их соответствие требованиям работодателя к исполнению трудовой функции (работе по определенной профессии (специальности), квалификации или должности), центр занятости населения не вправе выдать им направления на работу для замещения вакансии, требующей определенной профессиональной квалификации.

Вместе с тем при наличии более двух вариантов подходящей работы возможен учет пожеланий зарегистрированного гражданина к рабочему месту (вакантной должности): режиму рабочего времени (наличие многосменности, гибкого графика, вахтового метода и т.д.), условиям трудового процесса, включая технологию и формы организации труда, уровень используемых технических средств и оборудования, места расположения.

29) Какие подходы могут быть использованы при определении транспортной доступности рабочего места при подборе подходящей работы?

30) Правомерно ли при определении максимальной удаленности места подходящей работы от места жительства зарегистрированных в целях поиска подходящей работы и безработных граждан, помимо транспортной доступности рабочего места (пункты 5, 6 требований к подбору подходящей работы), применять иные критерии, такие как стоимость проезда к предполагаемому месту работы и обратно, а также время нахождения в пути и количество пересадок, так как зачастую стоимость проезда к месту работы и обратно, с учетом транспортной доступности превышает размер предлагаемой заработной платы, а время нахождения в пути составляет более 3 часов в день.

Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства гражданина устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в дифференцированном размере в зависимости от категорий граждан и с учетом развития сети общественного транспорта.

При подборе подходящей работы транспортная доступность рабочего места определяется исходя из максимальной удаленности подходящей работы от места жительства гражданина. Рекомендуемое максимальное время для граждан, относящихся к категории инвалидов, не должно превышать 1,5 часов (если в рекомендациях индивидуальной программы реабилитации инвалида не содержатся иные требования по транспортной доступности рабочего места).

Подходящей также считается работа, если транспортная доступность рабочего места обеспечивается транспортным средством работодателя, обеспечивающего доставку персонала к месту работы и обратно.

31) В чем заключается разница между категориями граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва и более 3 лет не работавших, указанных соответственно в подпунктах "в" и "ж" пункта 9 требований к подбору подходящей работы?

Отнесение граждан к категориям, установленным статьей 4 Закона о занятости населения, осуществляется исходя из сведений, содержащихся в представленных гражданами документах.

К категории стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва относятся граждане, прекратившие трудовые отношения с работодателем и имеющие длительный (более года) перерыв в трудовой деятельности перед обращением в центр занятости населения в целях поиска подходящей работы.

К категории более трех лет не работавших относятся граждане, окончившие учреждения профессионального образования и не приступившие к трудовой деятельности по истечении 3 лет со дня окончания образовательного учреждения.

32) Какая работа будет считаться подходящей для зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, впервые ищущих работу граждан, вставших на регистрационный учет по истечении 12 месяцев после окончания обучения в учреждениях профессионального образования?

До истечения 3 лет после окончания обучения в учреждениях профессионального образования для зарегистрированных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), имеющих профессию (специальность), подходящей считается работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессии (специальности) с учетом уровня профессиональной подготовки, состоянию здоровья граждан и транспортной доступности рабочего места.

33) В чем заключается согласование с работодателями кандидатур граждан при выдаче им направлений на подходящую работу или на работу по смежной профессии (специальности)?

В ходе согласования с работодателем, как правило, по телефону, кандидатуры гражданина уточняется наличие вакансии и соответствие уровня профессиональной подготовки, квалификации, знаний, навыков, опыта работы гражданина требованиям работодателя, сообщается о направлении гражданина на собеседование.

34) Действующие нормативные правовые акты в сфере занятости населения не содержат наименования документа, подтверждающего ограничения по состоянию здоровья в трудовой деятельности для граждан, не относящихся к категории инвалидов, и необходимость предоставления такой информации органам службы занятости. Пункт 4 Правил регистрации безработных граждан не дает права органам службы занятости права запросить вышеуказанный документ.

Документом, характеризующим состояние здоровья гражданина в части его способности к осуществлению трудовой деятельности, согласно Закону о занятости населения является индивидуальная программа реабилитации инвалида, содержащая в том числе сведения о степени ограничения способности к трудовой деятельности, противопоказанных и доступных условиях и видах труда. Представление гражданами иных документов не предусмотрено.

При этом центры занятости населения не вправе осуществлять за гражданина юридически значимые действия, в том числе в части направления запросов о предоставлении каких-либо документов.

Согласно пункту 6 Правил регистрации безработных граждан центры занятости населения вправе направлять запросы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации только с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, предъявленных зарегистрированными гражданами для признания их безработными.