Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Коллективные переговоры

Коллективные переговоры, как правило, проводится с целью заключить коллективный договорной акт (соглашение) и с целью дополнить или внести изменения в договор, который уже существует на предприятии. Сторонами, которые проводят переговоры, являются представители сторон работников и работодателей.

 

Порядок ведения коллективных переговоров

Порядок ведения коллективных переговоров предполагает сбалансированные отношения представительных органов работников с одной стороны, а работодателя с другой стороны и регулируется положениями ст. 37 ТК России. Представительство работников на таких переговорах осуществляют профорганизации данного работодателя. Когда сторонами разрабатывается проект коллективного договора, предмет регулирования выбирается по обоюдному согласию. В дальнейшем они должны быть регламентированы в соответствующем договорном акте.

Это положение предполагает возможность выбора вопросов регулирования в аспекте трудовых отношений, которые должны в конечном итоге обсуждаться. Поэтому предметом переговоров является регулирование трудовых норм, которые непосредственно связаны с отношениями и компетенцией работодателя и работника ст.ст. 41, 46 ТК РФ. При проведении переговоров необходимо участие нескольких представители стороны работников, а также обязательно ведется протокол коллективных переговоров.

При этом стороны должны иметь одну общую позицию касаемо предмета договора. Это означает, что заключаться будет единый коллективный договор, который будет отражать полностью все необходимые условия отношений. Если юрлицо имеет не одну первичную профорганизацию, то на переговорах должны быть все их представители. В результате должен быть сформирован один - единственный представительный орган.

Такая же позиция должна применяться и случаях формирования своих представителей для коллективных переговоров в различных подразделениях юрлица.

Коллективные переговоры в трудовом праве являются определяющим этапом для дальнейшего продолжения трудовых отношений сторон, поэтому обязанностью участников является предоставление полной необходимой информации для проведения переговоров. Для понимания состава и объема информации необходимо применять положения ст. 53 ТК. Также в соответствии с нормами международного трудового права была принята рекомендация МОТ N 129, в которой уделено внимание необходимости предоставления информации для ведения коллективных переговоров.

Эта рекомендация содержит ориентировочный перечень вопросов, которые должны рассматриваться представителями сторон: условия занятости, описание обязанностей при исполнении работы, предполагается возможность прохождения обучения, общие условия работы, обязательно прописываться меры безопасности труда и гигиены, правила рассмотрения трудовых споров, которые предполагают возможность досудебного их урегулирования и так далее.

Порядок проведения коллективных переговоров предполагает право выбора вопросов, которые будут регулироваться, однако которые должны касаться сферы трудовых отношений.

В тех случаях, когда представительство работников осуществляют два или более профорганов работодателя состав их формируется с участием представителя каждой профорганизации. В отдельных случаях общим собранием работников путем голосования выбирается из числа работников единственный представитель, который наделяется необходимыми полномочиями и участвует в переговорах в числе представителей профсоюзов работодателя.

В течение 2 недель с момента получения какого-либо запроса, который касается предмета исследования переговоров, стороны должны предоставлять нужные сведения для ведения таких переговоров. Разглашение сведений (информации) если таковые относятся к охраняемой законом тайне, не допускается. Те лица, которые нарушают законодательство касаемо неразглашения тайны, привлекаются к различным видам ответственности, которую устанавливает действующее законодательство. Представители обеих сторон самостоятельно определяют место, порядок, а также сроки коллективных переговоров.

 

Уведомление о начале коллективных переговоров

Ведение коллективных переговоров предполагает правовую возможность проявления любой инициативы, которая касается их проведения и, как следствие, результатом является предложение о начале коллективных переговоров, которое оформляется в письменном виде.

 Вторая сторона должна вступить в переговоры в течение недели (7 дней) с момента, когда получено такое уведомление о начале коллективных переговоров (предложение). Вторая сторона направляет инициатору переговоров ответ, в котором должна указать представителей своей со своей стороны, которые будут участвовать в переговорах и работе комиссии, а также прописывает их полномочия.

Проводятся переговоры на следующий день после того как получен инициатором ответ. Запрещается участвовать в переговорах со стороны работников тем лицам, которые представляют работников, однако финансируются работодателем, а также органам исполнительной власти и различными партиями и т. д.

 

Комиссия по коллективным переговорам

Для ведения переговоров и достижения их максимальной эффективности создается комиссия по коллективным переговорам, которая действует на постоянной основе. В ее обязанности входит подготовка проекта, заключение и контроль за выполнением договора. Стороны утверждают положение о деятельности комиссии.

Данный проект перенаправляется в другие подразделения трудовых коллективов для ознакомления и обсуждения. Единовременно с этим, стороны, принимающие участие в  переговорах направляют данный проект в отраслевую республиканскую комиссию профсоюза для прохождения экспертизы.

В последующем комиссия дорабатывает проект договора с учетом рекомендаций, которые поступали в ходе его обсуждения и результатов, которые предоставила экспертиза.