Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Статья 353 ТК РФ. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда.

Предметом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, регулируются законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.

Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждается Правительством Российской Федерации.

Комментарии по статье 353 ТК РФ

 

1. В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ <*> в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти и разделением полномочий между указанными органами слова "специально уполномоченные органы - федеральные надзоры" заменены словами "федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности".

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

 

2. В соответствии со ст. 7 Конституции в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда является одной из гарантий реализации права работников на здоровье и безопасные условия труда, а также одновременно способом защиты трудовых прав.

3. Россия в 1998 г. ратифицировала Конвенцию МОТ N 81 об инспекции труда (1947 г.) и Протокол 1995 г. к данной Конвенции (Федеральный закон от 11.04.1998 N 58-ФЗ <*>), в связи с чем обязалась иметь систему инспекций труда, инспекторы которых обязаны обеспечивать соблюдение трудового законодательства, включая нормы об охране труда. В целях реализации указанных международных обязательств в России образована и функционирует федеральная инспекция труда, осуществляющая государственный надзор и контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде во всех организациях на территории РФ. Более подробный комментарий по вопросам федеральной инспекции труда изложен в комментарии к ст. ст. 354 - 365 ТК.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1998. N 15. Ст. 1698.

 

4. Постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 N 156 (в ред. от 27.05.2004) <*> установлено, что государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется входящей в состав Федеральной службы по труду и занятости федеральной инспекцией труда (до внесения соответствующих изменений в ТК).

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1448; N 22. Ст. 2182.

 

Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Согласно указанному Постановлению Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

5. Наряду с федеральной инспекцией труда образованы специальные федеральные системы надзора, действующие в структуре органов исполнительной власти, - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), созданные в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (в ред. от 20.05.2004) <*>. Все эти органы действуют на основании утвержденных о них Положений (подробнее см. комментарий к ст. ст. 366 - 369 ТК).

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945; N 21. Ст. 2023.

 

6. Согласно ст. 129 Конституции прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральными законами. В частности, в настоящее время основным нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность прокуратуры, является Федеральный закон от 17.02.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. от 22.08.2004) <*>. В соответствии со ст. 1 указанного Закона прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории РФ.

--------------------------------

<*> ВСНД и ВС РФ. 1992. N 8. Ст. 366; СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; 1999. N 7. Ст. 878; N 47. Ст. 5620; 2000. N 2. Ст. 140; 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 53 (ч. 1). Ст. 5018; Ст. 5030; 2002. N 26. Ст. 2523; N 30. Ст. 3029; N 31. Ст. 3160; N 40. Ст. 3853; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 30. Ст. 3101; 2004. N 35. Ст. 3607.

 

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (например, органы федеральной инспекции труда). Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением в том числе и трудового законодательства определяются ст. 22 указанного Закона. В частности, при осуществлении возложенных на него функций прокурор вправе:

- требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

В соответствии с данным Законом актами реагирования прокуроров на факты выявленных нарушений являются протест прокурора (ст. 23), представление прокурора (ст. 24), Постановление прокурора, а также предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25). В ТК установлена обязанность работодателя информировать органы прокуратуры о несчастных случаях на производстве (ст. 228 ТК).