Статья 6 ТК РФ. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);
обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда;
порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Комментарии по статье 6 ТК РФ
1. Трудовое законодательство согласно подп. "к" п. 1 ст. 72 Конституции является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Принципы построения сферы совместного ведения изложены в Конституции и в Федеральном законе от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2003. N 27 (ч. 2). Ст. 2709.
Согласно ст. 76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному закону. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
2. ТК содержит закрытый перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере трудовых и связанных с ними отношений. Это означает, что по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Данное положение прямо закреплено в ч. 2 комментируемой статьи.
К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений отнесены те полномочия, которые требуют единого правового регулирования на всей территории РФ. В числе таких полномочий - основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Эти направления находят свое выражение в принимаемых на федеральном уровне целевых программах, формулирующих государственные задачи в области занятости населения, роста деловой активности граждан, улучшения условий и охраны труда.
К полномочиям федеральных органов государственной власти отнесено и установление основ правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Речь идет об основных, концептуальных положениях трудового законодательства, таких как его цели и задачи, сфера действия, правовые принципы и т.д. Так, например, одним из концептуальных положений трудового законодательства является закрепление конституционных принципов свободы труда и запрета принудительного труда. Свобода труда, право каждого человека самостоятельно распоряжаться своими способностями к труду и выбирать род деятельности и профессию закреплены в ч. 1 ст. 37 Конституции и воспроизведены в ст. 2 ТК.
В процессе правотворческой деятельности субъекты РФ могут принимать нормативные правовые акты, не противоречащие как общим принципам права, провозглашенным в Конституции, так и принципам трудового права, закрепленным в ст. 2 ТК. При соблюдении субъектами РФ вышеуказанных принципов минимизируется опасность значительных расхождений в законодательстве РФ и ее субъектов в области правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
К числу полномочий федеральных органов государственной власти также отнесено обеспечение определенного уровня трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников). Это означает, что государство на федеральном уровне закрепляет права и гарантии на определенном уровне, который ни в коем случае не может снижаться субъектами РФ. Последние лишь вправе повышать этот уровень исходя из собственных финансовых возможностей.
На федеральном уровне регламентируется также порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров. Это необходимо в целях обеспечения надлежащей реализации гражданами своего права на труд, недопущения дискриминации в сфере труда. ТК содержит самостоятельный разд. III "Трудовой договор", в котором регламентированы вопросы, связанные с заключением, изменением и расторжением трудовых договоров. Особенности трудовых договоров, заключаемых с отдельными категориями работников, регламентированы разд. XII ТК.
Предметом полномочий федеральных органов государственной власти являются основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений. Данные вопросы в настоящее время регулируются разд. II ТК, Законом РФ от 11.03.1992 N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" (в ред. от 29.06.2004) <*>; Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Указанные Законы применяются согласно ч. 1 ст. 423 ТК в части, не противоречащей нормам ТК.
--------------------------------
<*> ВСНД И ВС РФ. 1992. N 17. Ст. 890; СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4558; 1999. N 18. Ст. 2219; 2002. N 1 (ч. 2). Ст. 2; 2004. N 27. Ст. 2711.
Главами 60 и 61 ТК регламентирован порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров. Решение данных вопросов отнесено к компетенции федерального законодателя в соответствии с ч. 4 ст. 37 Конституции. В данной статье признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
К полномочиям федеральных органов государственной власти отнесено определение принципов и порядка осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также установление системы и полномочий органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль. Перечень этих органов, их полномочия предусмотрены ТК (см. гл. 57). Единой централизованной системой является федеральная инспекция труда, которая, как и все другие федеральные надзоры, должна действовать по единым правилам в области труда.
На всей территории РФ обеспечивается единый порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Этот порядок в настоящее время регулируется ст. ст. 227 - 231 ТК.
К ведению федеральных органов государственной власти отнесены система и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда. Государственная экспертиза условий труда, а также сертификация производственных объектов проводятся с целью обеспечения соответствия условий труда и производственных объектов установленным требованиям. Эти требования определяются государственными стандартами системы стандартов безопасности труда, отраслевыми стандартами системы стандартов безопасности труда, санитарными правилами, правилами безопасности, правилами и инструкциями по охране труда.
Федеральные органы государственной власти определяют порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей, а также виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения. Иными словами, все вопросы по применению материальной и дисциплинарной ответственности решаются на федеральном уровне. Поскольку применение мер ответственности в любом случае влечет негативные последствия для работника, то в целях избежания ошибок при привлечении к ответственности важно, чтобы были установлены единые правила ее применения. Таким образом, вопросы материальной ответственности регламентированы в разд. XI ТК, а вопросы дисциплинарной ответственности - в гл. 30 ТК.
К исключительной компетенции федеральных органов государственной власти отнесено также установление системы государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда, требующей единообразного осуществления статистической деятельности на всей территории РФ по единым правилам. В силу своего значения особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников отнесены к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. Полномочия федеральных органов в этой области должны быть адекватны потребностям практики, требующим развития трудового законодательства, распространяющегося на всех работников, и законодательства, направленного на дифференциацию правового регулирования труда отдельных категорий работников, что получило свое закрепление в разд. XII ТК (см. ст. ст. 251 - 351).
3. Согласно ч. 2 комментируемой статьи по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти, не перечисленным в ч. 1 данной статьи, субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование. Однако при этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным на федеральном уровне, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета самого субъекта РФ, т.е. осуществляется при экономических возможностях субъектов РФ.
4. Часть 3 комментируемой статьи допускает возможность опережающего нормотворчества субъектов РФ по вопросам, решение которых является прерогативой федерального законодателя. Речь идет о ситуациях, когда тот или иной вопрос не получил разрешения на федеральном уровне и образовался пробел в правовом регулировании. В этом случае субъект РФ вправе, не дожидаясь федерального нормативного правового акта, самостоятельно урегулировать ту или иную ситуацию. Однако в случае последующего принятия федерального закона или иного нормативного правового акта по этому вопросу нормативный правовой акт субъекта РФ должен быть приведен в соответствие с федеральным актом.
5. В части 4 комментируемой статьи установлен приоритет ТК и федеральных законов в двух случаях: во-первых, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ противоречит ТК или иным федеральным законам; во-вторых, при снижении уровня трудовых прав и гарантий работникам, установленного ТК или иными федеральными законами. В этих случаях не действует закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ, а применяется ТК или соответствующий федеральный закон.