Статья 53 ТК РФ. Основные формы участия работников в управлении организацией
Основными формами участия работников в управлении организацией являются:
учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашениями;
проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;
получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;
обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;
участие в разработке и принятии коллективных договоров;
участие представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительным документом организации, внутренним регламентом, иным внутренним документом организации, коллективным договором, соглашениями;
иные формы, определенные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:
реорганизации или ликвидации организации;
введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
подготовки и дополнительного профессионального образования работников;
по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.
Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.
Комментарии по статье 53 ТК РФ
В комментируемой статье определены лишь основные и наиболее распространенные формы участия работников в управлении организацией. Но могут быть и иные формы, которые предусматриваются учредительными документами, локальными нормативными актами, а также коллективными договорами организации.
Среди основных форм участия работников в управлении организацией комментируемая статья указывает прежде всего на учет мнения представительного органа работников (см. комментарий к ст. ст. 29 - 31).
Учет мнения представительного органа работников предусмотрен при приеме работодателем следующих решений:
- об отмене режима неполного рабочего времени (ст. 73 ТК);
- при расторжении трудового договора по ч. 2 ст. 82 ТК;
- о привлечении работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ст. 99 ТК;
- о составлении графиков сменности (ст. 103 ТК);
- о разделении рабочего дня на части, с тем чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации (ст. 105 ТК);
- о привлечении к работам в праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч. 4 ст. 113 ТК;
- об утверждении графика отпусков (ст. 123 ТК);
- о введении системы оплаты и стимулирования труда, в том числе о повышении оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу (ч. 3 ст. 135 ТК);
- об утверждении формы расчетного листка (ч. 2 ст. 136 ТК);
- об установлении различных систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок (ст. 144 ТК);
- об установлении конкретных размеров повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК);
- об установлении конкретных размеров заработной платы в ночное время (ст. 154 ТК);
- о применении систем нормирования труда, определенных работодателем (ст. 159 ТК);
- о принятии локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ст. 162 ТК);
- о введении мер, предотвращающих массовые увольнения работников (ст. 180 ТК);
- об утверждении правил внутреннего трудового распорядка организации (ст. 190 ТК);
- об определении форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, утверждении перечней необходимых профессий и специальностей (ст. 196 ТК);
- об утверждении инструкций по охране труда для работников (ст. 212 ТК);
- об увеличении продолжительности вахты до 3 месяцев (ст. 299 ТК);
- об утверждении графика работы на вахте (ст. 301 ТК);
- об увеличении продолжительности работы по совместительству медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности (ст. 350 ТК).
Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, и при расторжении трудового договора по инициативе работодателя регулируется соответственно ст. ст. 372 и 373 ТК.
Нарушение установленной процедуры принятия локальных нормативных актов организации может привести к признанию их недействительными или отмене органами государственной инспекции труда или в судебном порядке.
В коллективных договорах и соглашениях может устанавливаться и иной порядок принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, например, указывается на принятие указанных актов по согласованию с представительными органами работников.
Важное практическое значение имеют такие формы участия работников, как проведение ими консультаций с работодателями по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Особенно это необходимо в ходе ведения коллективных переговоров по заключению соглашений и коллективных договоров, что позволяет выдвигать для включения в акты социального партнерства обоснованные взаимные обязательства. Представляя работников, профсоюзы в ходе единой переговорной кампании должны сосредоточить внимание на выдвижении таких требований относительно условий труда и его оплаты, которые обеспечивают им достойный образ жизни. Успех переговоров во многом определяется четкостью выдвигаемых требований - предложений и умением их отстаивать в течение переговорного процесса. Поэтому профсоюзы должны владеть необходимой информацией. Им предоставляется возможность запросить информацию у социальных партнеров. В соответствии с ТК такая информация должна быть представлена в течение 2 недель со дня получения соответствующего запроса.
В Постановлении Исполкома ФНПР от 28.08.2002 "Об организации и проведении единой переговорной кампании" особо подчеркивается, что профсоюзы должны владеть всей информацией, необходимой для переговоров. Поэтому для пакета предложений необходимо запросить информацию. Она может содержать как отчетные, так и прогнозные показатели, касающиеся, например, социально-экономического развития страны, субъекта РФ, отрасли (в первую очередь уровня и качества жизни, безработицы), финансового положения предприятия и его перспектив, данные о производимой продукции (цене и рынке ее сбыта) и т.д., анализ которых позволит более обстоятельно сформулировать отправные положения для ведения переговоров.
В комментируемой статье отдельно выделены вопросы, по которым представители работников имеют право и, следовательно, работодатели обязаны дать информацию. Это весьма важные и разнообразные вопросы, касающиеся внутренней жизни и деятельности организации, по которым представители работников имеют право вносить свои предложения в органы управления организацией и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.