Статья 210 ТК РФ. Основные направления государственной политики в области охраны труда
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, в том числе содержащих государственные нормативные требования охраны труда;
государственное управление охраной труда;
государственная экспертиза условий труда;
предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
формирование основ для оценки и управления профессиональными рисками;
участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;
проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
создание условий для формирования здорового образа жизни работников;
установление и совершенствование порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;
установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
международное сотрудничество в области охраны труда;
распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
организация мониторинга состояния условий и охраны труда и государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
обеспечение социальной защиты работников посредством обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и экономической заинтересованности работодателей в снижении профессиональных рисков;
защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;
содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Комментарии по статье 210 ТК РФ
1. Комментируемая статья изложена в редакции ст. 4 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", определяющей основные направления государственной политики в области охраны труда.
2. Направления государственной политики в области охраны труда носят комплексный характер и предполагают:
а) обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников - данное направление реализуется посредством провозглашения в различных нормативно-правовых актах в качестве высшей ценности жизни и здоровья человека и установления юридической ответственности за нарушение законного принципа;
б) принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда. Основные законы и подзаконные акты, которыми следует руководствоваться при регулировании охраны труда, рассматриваются при более подробном освещении отдельных вопросов охраны труда (см. гл. 34 - 36 и комментарий к их статьям);
в) государственное управление охраной труда. Содержание данного направления охраны труда подробно освещается в ст. 216 ТК, где говорится, что государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти;
г) государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
д) содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда. Данное направление реализуется посредством обязанности работодателя содействовать общественному контролю за соблюдением прав и интересов работника в области охраны труда (см. ст. ст. 212 и 218 ТК и комментарии к ним);
е) расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данному направлению охраны труда посвящены ст. ст. 227 - 231 ТК, а также ряд специализированных нормативно-правовых актов, к числу которых относится Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в ред. от 22.08.2004) <*> и др.;
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3803; 2000. N 2. Ст. 131; 2001. N 44. Ст. 4152; 2002. N 2 (ч. 1). Ст. 2; Ст. 3; N 7. Ст. 628; N 48. Ст. 4737; 2003. N 6. Ст. 508; N 47. Ст. 1554; N 28. Ст. 2887; N 43. Ст. 4108; N 50. Ст. 4852; N 52 (ч. 1). Ст. 5037; 2004. N 35. Ст. 3607.
ж) защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральным законом (см. ст. 184 ТК и комментарий к ней);
з) установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда. В соответствии со ст. 219 ТК эти компенсации устанавливаются законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором;
и) координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
к) изучение, обобщение и распространение передового опыта (отечественного и зарубежного) в вопросах охраны труда, международное сотрудничество в этой сфере;
л) участие государства в финансировании мероприятий по охране труда. В ст. 226 ТК закреплено, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами и актами органов местного самоуправления, а также за счет работодателя;
м) подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда. Этому направлению посвящена ст. 225 ТК, а также некоторые нормативно-правовые акты Минтруда России.
3. Реализация направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями вертикали власти, работодателей, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.