Приказ Минтранса РФ N 14, Минюста РФ N 24, МВД РФ N 58 от 28.01.2009 "Об утверждении Требований к образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации экспертов-техников (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.02.2009 N 13347)"
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 14
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 24
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 58
ПРИКАЗ
от 28 января 2009 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ЭКСПЕРТОВ-ТЕХНИКОВ
Во исполнение пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. N 238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 17, ст. 1619) приказываем:
Утвердить прилагаемые Требования к образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации экспертов-техников.
Министр транспорта
Российской Федерации
И.Е.ЛЕВИТИН
Министр юстиции
Российской Федерации
А.В.КОНОВАЛОВ
Министр внутренних дел
Российской Федерации
Р.Г.НУРГАЛИЕВ
Утверждены
Приказом Минтранса России,
Минюста России, МВД России
от 28 января 2009 г. N 14/24/58
ТРЕБОВАНИЯ
К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЭКСПЕРТОВ-ТЕХНИКОВ
I. Общие положения
1. Настоящие Требования к образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации экспертов-техников (далее - Требования) разработаны в целях осуществления единой государственной политики в реализации дополнительной профессиональной образовательной программы для выполнения нового вида профессиональной деятельности - независимой технической экспертизы транспортного средства при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также образовательной программы для повышения квалификации по данному виду профессиональной деятельности.
2. Требования разработаны во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. N 238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств" <*>.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 17, ст. 1619.
II. Требования к образовательным программам
профессиональной переподготовки и повышения квалификации
экспертов-техников
3. Образовательная программа профессиональной переподготовки экспертов-техников должна включать следующие компоненты:
общепрофессиональные дисциплины;
специальные дисциплины;
итоговую государственную аттестацию.
4. Общепрофессиональные дисциплины предназначены для теоретической подготовки слушателей.
Специальные дисциплины предусматривают изучение теоретических материалов, а также включают практикумы, целью которых является закрепление профессиональных знаний, полученных в результате теоретической подготовки, а также формирование организаторских и профессиональных умений и навыков проведения независимой технической экспертизы транспортных средств.
Итоговая государственная аттестация проводится в виде защиты выпускной аттестационной работы и государственного экзамена.
Обязательный минимум содержания образовательной программы профессиональной переподготовки экспертов-техников должен отвечать требованиям приложения N 1 к настоящим Требованиям.
Примерный учебный план образовательной программы профессиональной переподготовки экспертов-техников приведен в приложении N 2 к настоящим Требованиям.
5. Образовательная программа повышения квалификации экспертов-техников должна включать следующие компоненты:
обязательные дисциплины;
дисциплины по выбору;
итоговую аттестацию.
6. Обязательные дисциплины предусматривают изучение отдельных положений специальных дисциплин, изучаемых по образовательной программе профессиональной переподготовки экспертов-техников, актуализированных с учетом произошедших изменений:
в законодательстве Российской Федерации по безопасности дорожного движения, обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, независимой технической экспертизе транспортного средства при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
в конструкции и технической эксплуатации современного модельного ряда транспортных средств;
в номенклатуре современных конструктивных и эксплуатационных материалов, используемых в автомобилестроении и технической эксплуатации транспортных средств;
в методическом и информационном обеспечении независимой технической экспертизы транспортных средств при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
а также накопленный практический опыт:
в организации и проведении независимой технической экспертизы транспортного средства при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
в разрешении споров между страховщиками, экспертами-техниками и потерпевшими при проведении независимой технической экспертизы транспортного средства.
Дисциплины по выбору предназначены для углубленного изучения отдельных методических положений независимой технической экспертизы с учетом специализации слушателя. Итоговая аттестация проводится в виде сдачи соответствующего итогового зачета/экзамена (итогового тестирования).
Обязательный минимум содержания образовательной программы повышения квалификации экспертов-техников должен отвечать требованиям, приведенным в приложении N 3 к настоящим Требованиям.
Примерный учебный план программы повышения квалификации экспертов-техников приведен в приложении N 4 к настоящим Требованиям.
7. Повышение квалификации экспертов-техников проводится с периодичностью в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Приложение N 1
к Требованиям (п. 4)
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ
СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТОВ-ТЕХНИКОВ
┌───────────────────────────────────────────────────────────────┬─────────┐ │ Наименование дисциплин и их основные разделы │Трудоем- │ │ │кость, │ │ │аудитор- │ │ │ные часы │ ├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤ │ ОПД.00 Общеобразовательные дисциплины │ 176 │ ├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤ │ ОПД.01 Автомобильный транспорт │ 24 │ │ │ │ │ Общие сведения об автомобильном транспорте и автомобильной │ │ │промышленности. Основные нормативные правовые акты и другие │ │ │документы по автомобильному транспорту. Основные тенденции │ │ │развития автомобилестроения. Рынки транспортных средств. Виды, │ │ │классификации и система обозначений транспортных средств. │ │ │Технические, конструктивные, функциональные и эксплуатационные │ │ │характеристики транспортных средств. Конструкция транспортных │ │ │средств, основные агрегаты, узлы, системы и элементы. │ │ │Материалы, применяемые при изготовлении транспортных средств. │ │ │Конструктивная безопасность транспортных средств, ее виды и │ │ │характеристики. │ │ │ Требования к транспортным средствам, составным частям их │ │ │конструкции и предметам дополнительного оборудования по │ │ │условиям конструктивной безопасности. Внесение изменений в │ │ │конструкцию транспортных средств. Контроль соответствия │ │ │транспортных средств установленным требованиям по │ │ │конструктивной безопасности. Установление соответствия номеров │ │ │транспортного средства номерам в документах на транспортное │ │ │средство │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤ │ ОПД.02 Безопасность дорожного движения │ 32 │ │ │ │ │ Законодательство Российской Федерации, регулирующее │ │ │безопасность дорожного движения в части: административных │ │ │правонарушений, обеспечения безопасности дорожного движения, │ │ │правила дорожного движения и т.п. Факторы, влияющие на │ │ │безопасность движения, и методы ее обеспечения. Допуск │ │ │транспортных средств к эксплуатации, в том числе при внесении │ │ │изменений в их конструкцию. Требования к транспортным │ │ │средствам, находящимся в эксплуатации, по условиям │ │ │безопасности движения. │ │ │ Дорожно-транспортные происшествия, их классификация, │ │ │причины, порядок расследования, методы анализа, учет и │ │ │статистика. Основные виды повреждений транспортных средств для │ │ │различных классификационных групп дорожно-транспортных │ │ │происшествий │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤ │ ОПД.03 Техническая эксплуатация транспортных средств │ 48 │ │ │ │ │ Цели, структура и нормативное обеспечение технической │ │ │эксплуатации транспортных средств. Связь технической │ │ │эксплуатации с качеством, надежностью и техническим состоянием │ │ │транспортных средств. Организация технической эксплуатации │ │ │транспортных средств, основные виды предприятий технического │ │ │сервиса. Классификация отказов и неисправностей транспортных │ │ │средств. Техническое состояние и надежность транспортных │ │ │средств. Методы поддержания и восстановления работоспособности │ │ │транспортных средств. Назначение, виды и состав работ │ │ │технического обслуживания и ремонта транспортных средств. │ │ │Диагностика технического состояния транспортных средств. │ │ │Технологическое обеспечение работ по восстановлению │ │ │работоспособности транспортных средств. Факторы, влияющие на │ │ │надежность и трудоемкость восстановления транспортного │ │ │средства. Классификация условий эксплуатации. Методы │ │ │корректирования нормативов технической эксплуатации. Методы │ │ │восстановительного ремонта транспортных средств. Материалы, │ │ │применяемые при восстановительном ремонте транспортных │ │ │средств. Технологии восстановления геометрии и устранения │ │ │перекосов кузова. Технологическое оборудование и оснастка для │ │ │кузовного ремонта. Методы контроля размеров (контрольных │ │ │точек). Технология ремонта агрегатов, узлов и деталей, │ │ │элементов кузова и оперения. Оборудование и материалы для │ │ │ремонта. Технология ремонта деталей из пластмассы. Технология │ │ │покраски транспортных средств и их элементов. Подбор цвета, │ │ │подготовка поверхности, нанесение защитного покрытия. │ │ │Оборудование и материалы для покрасочных работ, их │ │ │классификация и основные характеристики. Общие методы контроля │ │ │отремонтированного автомобиля │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤ │ОПД.04 Экономика технической эксплуатации транспортных средств │ 28 │ │ │ │ │ Факторы, влияющие на стоимость восстановления транспортного │ │ │средства. Структура стоимости нормо-часа работ по ремонту │ │ │транспортных средств. Расчет стоимости нормо-часа работ по │ │ │ремонту транспортных средств. Формирование стоимости │ │ │материалов и запасных частей для ремонта транспортных средств. │ │ │Статистическое оценивание стоимости нормо-часа работ по │ │ │восстановлению транспортных средств, стоимости запасных частей │ │ │и материалов для восстановления транспортных средств на │ │ │товарных рынках услуг по ремонту транспортных средств и │ │ │продаже запасных частей и материалов для ремонта транспортных │ │ │средств. Калькуляция затрат на восстановление транспортных │ │ │средств. Источники ценовой информации по ремонту транспортных │ │ │средств │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤ │ ОПД.05 Обязательное страхование гражданской │ 16 │ │ ответственности владельцев транспортных средств │ │ │ │ │ │ Страхование на автомобильном транспорте. Виды, объекты, │ │ │риски страхования. Обязательное страхование гражданской │ │ │ответственности владельцев транспортных средств. Федеральный │ │ │закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном │ │ │страховании гражданской ответственности владельцев │ │ │транспортных средств" (Собрание законодательства Российской │ │ │Федерации, 2002, N 18, ст. 1720, 2003, N 26, ст. 2566, 2005, N │ │ │1 (ч. I), ст. 25, N 30 (ч. I), ст. 3114, 2006, N 48, ст. 4942, │ │ │2007, N 1 (ч. I), ст. 29) и другие нормативные правовые акты, │ │ │регулирующие отношения по обязательному страхованию. Основные │ │ │принципы обязательного страхования и система механизмов, │ │ │защищающих интересы потерпевших. Объект страхования, страховой │ │ │риск и страховой случай. Участники обязательного страхования и │ │ │их правовое положение. Заключение договора обязательного │ │ │страхования, его условия и действие. Порядок и организация │ │ │взаимодействия потерпевшего и страховщика при причинении вреда │ │ │жизни, здоровью или имуществу потерпевшего. Необходимость и │ │ │организация проведения независимой технической экспертизы │ │ │транспортного средства │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤ │ ОПД.06 Правовое обеспечение независимой технической │ 28 │ │ экспертизы транспортных средств │ │ │ │ │ │ Нормативные правовые акты Российской Федерации по │ │ │экспертной деятельности на транспорте, включая Федеральный │ │ │закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно- │ │ │экспертной деятельности в Российской Федерации" (Собрание │ │ │законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2291, │ │ │2002, N 1 (ч. I), ст. 2, 2007, N 7, ст. 831, N 31, ст. 4011), │ │ │Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об │ │ │обязательном страховании гражданской ответственности │ │ │владельцев транспортных средств" (Собрание законодательства │ │ │Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720, 2003, N 26, ст. │ │ │2566, 2005, N 1 (ч. I), ст. 25, N 30 (ч. I), ст. 3114, 2006, N │ │ │48, ст. 4942, 2007, N 1 (ч. I), ст. 29), Постановление │ │ │Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. N 238 │ │ │"Об организации независимой технической экспертизы │ │ │транспортных средств" (Собрание законодательства Российской │ │ │Федерации, 2003, N 17, ст. 1619) и другие нормативные │ │ │правовые акты, регламентирующие требования к экспертам- │ │ │техникам, порядок их профессиональной подготовки и │ │ │аттестации, а также другие аспекты формирования и развития │ │ │системы независимой технической экспертизы транспортного │ │ │средства. Правовые основы взаимодействия эксперта-техника со │ │ │страховщиком и потерпевшим. Правовые аспекты претензионной │ │ │работы │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤ │ СД.00 Специальные дисциплины │ 328 │ ├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤ │ СД.01 Общая характеристика независимой технической │ 8 │ │ экспертизы транспортного средства │ │ │ │ │ │ Цели и задачи независимой технической экспертизы │ │ │транспортного средства. Содержание и характеристика основных │ │ │структурных составляющих независимой технической экспертизы │ │ │транспортного средства. Характеристика основных этапов │ │ │независимой технической экспертизы транспортного средства. │ │ │Алгоритм проведения независимой технической экспертизы │ │ │транспортного средства │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤ │ СД.02 Теоретические основы независимой технической │ 16 │ │ экспертизы транспортного средства │ │ │ │ │ │ Теоретические принципы, положения и основы независимой │ │ │технической экспертизы транспортного средства. Методология │ │ │независимой технической экспертизы транспортного средства как │ │ │система методов следующих видов экспертной деятельности: │ │ │транспортно-трасологическая экспертиза; экспертиза │ │ │технического состояния транспортного средства; │ │ │металловедческая экспертиза (экспертиза металлов и сплавов); │ │ │экспертиза лакокрасочных материалов и лакокрасочных покрытий; │ │ │экспертиза стекла и керамики; экспертиза пластмасс и других │ │ │полимерных материалов; экспертиза шин и резинотехнических │ │ │изделий (прокладки, сальники и т.д.); экспертиза топливо- │ │ │смазочных материалов и специальных жидкостей; экспертиза │ │ │волокнистых материалов и изделий из них; экспертиза │ │ │автомобильных электроламп и других приборов светотехники; │ │ │взрывотехническая экспертиза в отношении транспортного │ │ │средства; пожарно-техническая экспертиза в отношении │ │ │транспортного средства; химическая экспертиза. Общая │ │ │характеристика указанных видов экспертиз │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤ │ СД.03 Информационное обеспечение независимой технической │ 40 │ │ экспертизы транспортного средства │ │ │ │ │ │ Требования к информационному обеспечению независимой │ │ │технической экспертизы транспортного средства. Перечень │ │ │основных источников информации для проведения независимой │ │ │технической экспертизы транспортного средства. Классификатор │ │ │повреждений транспортных средств в дорожно-транспортных │ │ │происшествиях. Технологическая документация по ремонту │ │ │транспортных средств. Методики сбора, анализа и обработки │ │ │статистической обработки информации о ценах на запасные части, │ │ │материалы и услуги по ремонту, а также другой статистической │ │ │информации, необходимой для выполнения независимой │ │ │технической экспертизы транспортного средства. Нормы и │ │ │нормативы материальных, трудовых и финансовых затрат на │ │ │восстановление транспортных средств. Характеристики основных │ │ │компьютерных программ по независимой технической экспертизе │ │ │транспортного средства отечественного и импортного │ │ │производства │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤ │ СД.04 Методические основы и положения по проверке │ 40 │ │ идентификационных параметров транспортного средства как │ │ │ объекта независимой технической экспертизы │ │ │ │ │ │ Идентификационная проверка объекта экспертизы как первый │ │ │этап независимой технической экспертизы транспортного │ │ │средства. Основные идентификационные данные транспортного │ │ │средства и места их расположения на транспортном средстве. │ │ │Возможные методы и технологии изменения идентификационных │ │ │данных транспортного средства. Методы проверки │ │ │идентификационных данных транспортного средства. │ │ │ Практикум: проверка основной и дополнительной маркировки │ │ │транспортного средства │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤ │СД.05 Методические основы и положения по установлению наличия │ 32 │ │ и характера технических повреждений транспортного средства │ │ │ │ │ │ Виды, характер и классифицирование повреждений транспортных │ │ │средств в дорожно-транспортных происшествиях. Особенности │ │ │повреждений элементов кузова. Особенности повреждения │ │ │лакокрасочных покрытий. Особенности повреждений элементов │ │ │транспортного средства, изготовленных из различных материалов. │ │ │Вторичные деформации транспортного средства. Скрытые виды │ │ │повреждений транспортного средства. Основы метрологии, │ │ │средства измерения и контроля параметров транспортных средств. │ │ │Инструментальные и органолептические методы оценки │ │ │технического состояния поврежденных транспортных средств. │ │ │Определение качественных и количественных характеристик │ │ │степени повреждений транспортных средств. │ │ │ Практикум: проведение осмотра и проверки технического │ │ │состояния транспортных средств. Применение органолептических │ │ │методов и средств технического диагностирования для │ │ │определения видов, характера и степени технических повреждений │ │ │транспортных средств. Описание повреждений транспортного │ │ │средства в соответствии с действующей классификацией. │ │ │Документирование технических повреждений средствами фото- и │ │ │видеотехники, составление акта осмотра. Проведение при │ │ │необходимости проверки функциональных характеристик │ │ │транспортных средств на ходу │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤ │ СД.06 Методические основы и положения по установлению причин │ 56 │ │ возникновения технических повреждений транспортного средства │ │ │ │ │ │ Основные типы дорожно-транспортных происшествий и │ │ │соответствующие им виды повреждений транспортного средства. │ │ │Причинная связь между механическими повреждениями │ │ │транспортного средства, его техническим состоянием и дорожно- │ │ │транспортным происшествием. Модели и механизмы дорожно- │ │ │транспортного происшествия, учитывающие обстоятельства, │ │ │способствующие возникновению дорожно-транспортного │ │ │происшествия, а также причинную связь между техническими │ │ │повреждениями транспортного средства и событием происшествия. │ │ │Следы, возникающие на транспортном средстве в результате │ │ │дорожно-транспортного происшествия. Экспертный осмотр следов │ │ │на транспортном средстве. Определение угла взаимного │ │ │расположения транспортных средств в момент столкновения, а │ │ │также других параметров их механического взаимодействия. Виды │ │ │и методы реконструкции дорожно-транспортных происшествий. │ │ │Методы транспортно-трасологической экспертизы, │ │ │металловедческой экспертизы, экспертизы лакокрасочных │ │ │материалов, дорожно-технической экспертизы, экспертизы по │ │ │исследованию технического состояния транспортных средств, а │ │ │также других видов экспертиз, предназначенных для установления │ │ │причин возникновения технических повреждений транспортного │ │ │средства. Программные продукты для проведения реконструкции │ │ │дорожно-транспортных происшествий. │ │ │ Практикум: организация транспортно-трасологической │ │ │экспертизы, металловедческой экспертизы, экспертизы │ │ │лакокрасочных материалов, экспертизы по исследованию │ │ │технического состояния транспортных средств, а также других │ │ │видов экспертиз, предназначенных для установления причин │ │ │возникновения технических повреждений транспортного средства │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤ │СД.07 Методические основы и положения по установлению методов, │ 100 │ │технологии, объема и стоимости ремонта транспортного средства │ │ │ с учетом наличия и характера его технических повреждений │ │ │ │ │ │ Методы и организация работ по ремонту транспортных средств. │ │ │Виды ремонта и классификация ремонтных воздействий. │ │ │Технологические операции и пооперационные нормы времени. │ │ │Взаимосвязь между видом и степенью повреждения и методом │ │ │(технологией) его ремонта. Технологические карты и технологии │ │ │постового и цехового ремонта конкретных марок, моделей и │ │ │модификаций транспортных средств. Выбор технологического │ │ │оснащения для проведения работ по ремонту. Методы сбора, │ │ │анализа и обработки статистической информации о ценах на │ │ │запасные части, материалы и услуги по ремонту, а также │ │ │другой статистической информации, необходимой для выполнения │ │ │экспертизы. Методы расчета стоимости ремонта транспортного │ │ │средства. │ │ │ Практикум: назначение по установленным техническим │ │ │повреждениям транспортного средства методов, технологии и │ │ │видов ремонтных воздействий по их устранению. Использование │ │ │справочников с технической и технологической информацией по │ │ │установлению методов, технологии и видов ремонтных │ │ │воздействий. Использование справочников с ценовой информацией │ │ │для расчета стоимости ремонта. Проведение сбора и обработки │ │ │статистической информации по товарным рынкам запасных частей и │ │ │материалов, услуг по ремонту транспортных средств. Проведение │ │ │расчетов стоимости ремонта поврежденного транспортного │ │ │средства │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤ │ СД.08 Организация и проведение независимой технической │ 36 │ │ экспертизы транспортного средства │ │ │ │ │ │ Основы деловой этики общения с заказчиком независимой │ │ │технической экспертизы. Организация приема заказов, проведение │ │ │переговоров с заказчиками, оформление договора на проведение │ │ │независимой технической экспертизы. Проведение независимой │ │ │технической экспертизы в соответствии с нормативно- │ │ │технической, инструктивно-методической и иной документацией. │ │ │Типовая форма договора на проведение независимой технической │ │ │экспертизы транспортного средства и экспертного заключения. │ │ │Консультирование заказчиков по вопросам, связанным с │ │ │проведением экспертизы. │ │ │ Практикум: деловая игра по принятию заказов, проведению │ │ │переговоров с заказчиками, оформлению договора на проведение │ │ │независимой технической экспертизы транспортного средства. │ │ │Составление в письменной форме экспертного заключения, в том │ │ │числе с использованием средств вычислительной техники. │ │ │Проверка экспертного заключения на соответствие нормативной, │ │ │методической и организационно-технологической документации │ │ ├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤ │Всего часов обучения │ 504 │ ├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤ │ИГА.00 Итоговая государственная аттестация │ 12 │ ├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤ │ИГА.01 Государственный экзамен │ 4 │ ├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤ │ИГА.02 Подготовка и защита аттестационной работы │ 8 │ ├───────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤ │Нормативная трудоемкость программы │ 516 │ └───────────────────────────────────────────────────────────────┴─────────┘
Приложение N 2
к Требованиям (п. 4)
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТОВ-ТЕХНИКОВ
┌──────────────────────────────┬────────┬────────────────────────┬────────┐ │ Наименование учебной │Общая │ Количество аудиторных │ Форма │ │ дисциплины │трудо- │ часов │контроля│ │ │емкость,├─────┬─────┬──────┬─────┤ │ │ │аудито- │лек- │семи-│прак- │кон- │ │ │ │рные │ции │нары │тичес-│троль│ │ │ │часы │ │ │кие и │ │ │ │ │ │ │ │трени-│ │ │ │ │ │ │ │нговые│ │ │ │ │ │ │ │заня- │ │ │ │ │ │ │ │тия │ │ │ ├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤ │ОПД.00 Общие профессиональные │ 176 │ 80 │ 44 │ 16 │ 36 │ │ │дисциплины │ │ │ │ │ │ │ ├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤ │ОПД.01 Автомобильный транспорт│ 24 │ 12 │ 8 │ - │ 4 │Зачет │ ├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤ │ОПД.02 Безопасность дорожного │ 32 │ 16 │ 8 │ 4 │ 4 │Зачет │ │движения │ │ │ │ │ │ │ ├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤ │ОПД.03 Техническая │ 48 │ 20 │ 12 │ 8 │ 8 │Экзамен │ │эксплуатация транспортных │ │ │ │ │ │ │ │средств │ │ │ │ │ │ │ ├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤ │ОПД.04 Экономика технической │ 28 │ 12 │ 4 │ 4 │ 8 │Экзамен │ │эксплуатации транспортных │ │ │ │ │ │ │ │средств │ │ │ │ │ │ │ ├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤ │ОПД.05 Обязательное │ 16 │ 8 │ 4 │ - │ 4 │Зачет │ │страхование гражданской │ │ │ │ │ │ │ │ответственности владельцев │ │ │ │ │ │ │ │транспортных средств │ │ │ │ │ │ │ ├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤ │ОПД.06 Правовое обеспечение │ 28 │ 12 │ 8 │ - │ 8 │Экзамен │ │независимой технической │ │ │ │ │ │ │ │экспертизы транспортных │ │ │ │ │ │ │ │средств и других видов │ │ │ │ │ │ │ │экспертной деятельности в │ │ │ │ │ │ │ │отношении транспортных средств│ │ │ │ │ │ │ ├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤ │СД.00 Специальные дисциплины │ 328 │ 144 │ 52 │ 76 │ 56 │ │ ├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤ │СД.01 Общая характеристика │ 8 │ 8 │ - │ - │ 4 │Зачет │ │независимой технической │ │ │ │ │ │ │ │экспертизы транспортного │ │ │ │ │ │ │ │средства │ │ │ │ │ │ │ ├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤ │СД.02 Теоретические основы │ 16 │ 12 │ - │ - │ 4 │Зачет │ │независимой технической │ │ │ │ │ │ │ │экспертизы транспортного │ │ │ │ │ │ │ │средства │ │ │ │ │ │ │ ├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤ │СД.03 Информационное │ 40 │ 12 │ 8 │ 16 │ 4 │Зачет │ │обеспечение независимой │ │ │ │ │ │ │ │технической экспертизы │ │ │ │ │ │ │ │транспортного средства │ │ │ │ │ │ │ ├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤ │СД.04 Методические основы и │ 40 │ 16 │ 8 │ 8 │ 8 │Экзамен │ │положения идентификации │ │ │ │ │ │ │ │транспортного средства как │ │ │ │ │ │ │ │объекта независимой │ │ │ │ │ │ │ │технической экспертизы │ │ │ │ │ │ │ ├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤ │СД.05 Методические основы и │ 32 │ 12 │ 4 │ 8 │ 8 │Экзамен │ │положения по установлению │ │ │ │ │ │ │ │наличия и характера │ │ │ │ │ │ │ │технических повреждений │ │ │ │ │ │ │ │транспортного средства │ │ │ │ │ │ │ ├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤ │СД.06 Методические основы и │ 56 │ 24 │ 8 │ 16 │ 8 │Экзамен │ │положения по установлению │ │ │ │ │ │ │ │причин возникновения │ │ │ │ │ │ │ │технических повреждений │ │ │ │ │ │ │ │транспортного средства │ │ │ │ │ │ │ ├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤ │СД.07 Методические основы и │ 100 │ 40 │ 16 │ 24 │ 16 │Курсовая│ │положения по установлению │ │ │ │ │ │работа, │ │методов, технологии, объема и │ │ │ │ │ │экзамен │ │стоимости ремонта │ │ │ │ │ │ │ │транспортного средства с │ │ │ │ │ │ │ │учетом наличия и характера его│ │ │ │ │ │ │ │технических повреждений │ │ │ │ │ │ │ ├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤ │СД.08 Организация и проведение│ 36 │ 20 │ 8 │ 4 │ 4 │Зачет │ │независимой технической │ │ │ │ │ │ │ │экспертизы транспортного │ │ │ │ │ │ │ │средства │ │ │ │ │ │ │ ├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤ │ИГА.00 Итоговая │ 12 │ - │ - │ - │ 12 │ │ │государственная аттестация │ │ │ │ │ │ │ ├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤ │ИГА.01 Государственный экзамен│ 4 │ - │ - │ - │ 4 │Экзамен │ ├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤ │ИГА.02 Подготовка и защита │ 8 │ - │ - │ - │ 8 │Аттеста-│ │аттестационной работы │ │ │ │ │ │ционная │ │ │ │ │ │ │ │работа │ ├──────────────────────────────┼────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┤ │Всего часов │ 516 │ 224 │ 96 │ 92 │ 104 │ │ └──────────────────────────────┴────────┴─────┴─────┴──────┴─────┴────────┘
Приложение N 3
к Требованиям (п. 6)
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ
СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ ЭКСПЕРТОВ-ТЕХНИКОВ
┌──────────────────────────────────────────────────────────┬──────────────┐ │ Наименование дисциплин и их основные разделы │Трудоемкость, │ │ │ аудиторные │ │ │ часы │ ├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤ │ ОД.00 Обязательные дисциплины │ 52 │ ├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤ │в том числе: │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤ │ ОД.01 Правовое регулирование деятельности по независимой │ 8 │ │ технической экспертизе транспортных средств при │ │ │ обязательном страховании гражданской ответственности │ │ │ владельцев транспортных средств │ │ │ │ │ │ Изменения в законодательстве Российской Федерации по │ │ │безопасности дорожного движения. │ │ │ Изменения в законодательстве Российской Федерации по │ │ │обязательному страхованию гражданской ответственности │ │ │владельцев транспортных средств. │ │ │ Изменения в законодательстве Российской Федерации о │ │ │независимой технической экспертизе транспортного средства │ │ │при обязательном страховании гражданской ответственности │ │ │владельцев транспортных средств. │ │ │ Обзор практики разрешения споров по вопросам │ │ │независимой технической экспертизы транспортного средства │ │ │при обязательном страховании гражданской ответственности │ │ │владельцев транспортных средств │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤ │ОД.02 Конструкция и техническая эксплуатация транспортных │ 16 │ │ средств │ │ │ │ │ │ Современный модельный ряд транспортных средств и его │ │ │конструктивные особенности. │ │ │ Современные конструктивные материалы в │ │ │автомобилестроении. │ │ │ Современные методы восстановления работоспособности │ │ │транспортных средств │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤ │ОД.03 Современные модели, методы и методики в независимой │ 16 │ │ технической экспертизе транспортных средств при │ │ │ обязательном страховании гражданской ответственности │ │ │ владельцев транспортных средств │ │ │ │ │ │ Современные модели, методы и методики в экспертной │ │ │деятельности по установлению наличия и характера │ │ │технических повреждений транспортного средства. │ │ │ Современные модели, методы и методики в экспертной │ │ │деятельности по установлению причин возникновения │ │ │технических повреждений транспортного средства. │ │ │ Современные модели, методы и методики в экспертной │ │ │деятельности по установлению технологии, объема и │ │ │стоимости ремонта транспортного средства с учетом наличия │ │ │и характера его технических повреждений │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤ │ ОД.04 Информационное обеспечение независимой технической │ 12 │ │ экспертизы транспортных средств при обязательном │ │ │ страховании гражданской ответственности владельцев │ │ │ транспортных средств │ │ │ │ │ │ Изменения в информационном обеспечении независимой │ │ │технической экспертизы транспортного средства при │ │ │обязательном страховании гражданской ответственности │ │ │владельцев транспортных средств. │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤ │ Новые информационные технологии при проведении │ │ │независимой технической экспертизы транспортного средства │ │ │при обязательном страховании гражданской ответственности │ │ │владельцев транспортных средств │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤ │ ДВ.00 Дисциплины по выбору │ 48 │ │ │ │ │ (общий объем дисциплин по выбору не должен превышать 48 │ │ │ часов) │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤ │ДВ.01 Методические особенности идентификации транспортных │ 8 │ │ средств │ │ │ │ │ │ Современные диагностические средства и материалы для │ │ │идентификации транспортных средств. Источники информации │ │ │для проверки идентификационных данных транспортных средств│ │ ├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤ │ДВ.02 Классификация и кодирование повреждений транспортных│ 8 │ │ средств │ │ │ │ │ │ Номенклатура признаков для описания повреждений │ │ │транспортных средств. Методы классификации повреждений │ │ │транспортных средств. Системы кодирования повреждений │ │ │транспортных средств │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤ │ ДВ.03 Методы транспортно-трасологической экспертизы │ 8 │ │ │ │ │ Классификация дорожно-транспортных происшествий. Методы │ │ │установления с помощью транспортно-трасологической │ │ │экспертизы причин повреждений транспортного средства. │ │ │Использование данных краш-тестов для уточнения │ │ │результатов транспортно-трасологической экспертизы │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤ │ ДВ.04 Методы экспертизы лакокрасочных покрытий │ 8 │ │ транспортных средств │ │ │ │ │ │ Основные классификационные признаки для установления │ │ │причин повреждений лакокрасочных покрытий транспортных │ │ │средств. Основные методы и инструментарий для проведения │ │ │экспертизы лакокрасочных покрытий транспортных средств │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤ │ ДВ.05 Методы установления технологии, трудоемкости и │ 8 │ │ стоимости работ по устранению перекосов транспортных │ │ │ средств │ │ │ │ │ │ Классификация работ по устранению перекосов транспортных│ │ │средств. Классические и шаблонные стапели, технологии │ │ │работ с их использованием. Установление трудоемкости и │ │ │стоимости работ по устранению перекосов транспортных │ │ │средств │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤ │ ДВ.06 Методы установления технологии, трудоемкости и │ 8 │ │ стоимости по замене поврежденных элементов транспортных │ │ │ средств │ │ │ │ │ │ Технологии замены съемных и несъемных поврежденных │ │ │элементов транспортных средств. Характеристики крепежных и│ │ │сварочных работ. Установление трудоемкости и стоимости │ │ │работ по замене поврежденных элементов транспортных │ │ │средств │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤ │ ДВ.07 Методы установления технологии, трудоемкости и │ 8 │ │ стоимости ремонта основных лакокрасочных покрытий │ │ │ │ │ │ Современные технологии ремонта основных лакокрасочных │ │ │покрытий транспортных средств. Методы установления │ │ │трудоемкости и стоимости ремонта основных лакокрасочных │ │ │покрытий независимо от марки и модели транспортного │ │ │средства │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤ │ ДВ.08 Методы установления технологии, трудоемкости и │ 8 │ │ стоимости устранения повреждений дополнительных │ │ │ лакокрасочных покрытий │ │ │ │ │ │ Виды и классификация дополнительных лакокрасочных │ │ │покрытий транспортных средств (цветографические схемы, │ │ │аэрография и т.д.). Технологии работ по восстановлению │ │ │дополнительных лакокрасочных покрытий транспортных │ │ │средств. Методы установления трудоемкости и стоимости │ │ │устранения повреждений дополнительных лакокрасочных │ │ │покрытий │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤ │ ДВ.09 Методы установления доаварийной стоимости │ 8 │ │ транспортного средства │ │ │ │ │ │ Прямые и косвенные методы расчета стоимости │ │ │транспортных средств. Методы расчета износа транспортных │ │ │средств. Методы сбора и обработки информации о рыночной │ │ │стоимости транспортных средств │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤ │ДВ.10 Методы установления стоимости остатков транспортных │ 8 │ │ средств │ │ │ │ │ │ Классификация остатков транспортных средств. Методы │ │ │установления номенклатуры годных остатков транспортных │ │ │средств. Экспресс-методы расчета стоимости годных остатков│ │ │транспортных средств │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤ │ИА.00 Итоговая аттестация │ 4 │ ├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤ │ИА.01 Сдача итогового зачета/экзамена (итогового │ 4 │ │тестирования) │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤ │Всего часов │ 104 │ └──────────────────────────────────────────────────────────┴──────────────┘
Приложение N 4
к Требованиям (п. 6)
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ ЭКСПЕРТОВ-ТЕХНИКОВ
┌────────────────────────────────────────────┬─────────────┬──────────────┐ │ Наименование учебной дисциплины │Общая трудо- │ Количество │ │ │емкость, │ аудиторных │ │ │аудиторные │ часов │ │ │часы ├────┬─────────┤ │ │ │лек-│практи- │ │ │ │ции │ческие и │ │ │ │ │тренин- │ │ │ │ │говые │ │ │ │ │занятия │ ├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤ │ ОД.00 Обязательные дисциплины │ 52 │ 40 │ 12 │ ├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤ │ОД.01 Правовое регулирование деятельности по│ 8 │ 8 │ - │ │независимой технической экспертизе │ │ │ │ │транспортных средств при обязательном │ │ │ │ │страховании гражданской ответственности │ │ │ │ │владельцев транспортных средств │ │ │ │ ├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤ │ОД.02 Конструкция и техническая эксплуатация│ 16 │ 12 │ 4 │ │транспортных средств │ │ │ │ ├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤ │ОД.03 Современные модели, методы и методики │ 16 │ 12 │ 4 │ │в независимой технической экспертизе │ │ │ │ │транспортных средств при обязательном │ │ │ │ │страховании гражданской ответственности │ │ │ │ │владельцев транспортных средств │ │ │ │ ├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤ │ОД.04 Информационное обеспечение независимой│ 12 │ 8 │ 4 │ │технической экспертизы транспортных средств │ │ │ │ │при обязательном страховании гражданской │ │ │ │ │ответственности владельцев транспортных │ │ │ │ │средств │ │ │ │ ├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤ │ ДВ.00 Дисциплины по выбору │ 48 │ │ │ ├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤ │ДВ.01 Методические особенности идентификации│ 8 │ 6 │ 2 │ │транспортных средств │ │ │ │ ├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤ │ДВ.02 Классификация и кодирование │ 8 │ 8 │ - │ │повреждений транспортных средств │ │ │ │ ├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤ │ДВ.03 Методы транспортно-трасологической │ 8 │ 8 │ - │ │экспертизы │ │ │ │ ├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤ │ДВ.04 Методы экспертизы лакокрасочных │ 8 │ 6 │ 2 │ │покрытий транспортных средств │ │ │ │ ├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤ │ДВ.05 Методы установления технологии, │ 8 │ 6 │ 2 │ │трудоемкости и стоимости работ по устранению│ │ │ │ │перекосов транспортных средств │ │ │ │ ├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤ │ДВ.06 Методы установления технологии, │ 8 │ 6 │ 2 │ │трудоемкости и стоимости по замене │ │ │ │ │поврежденных элементов транспортных средств │ │ │ │ ├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤ │ДВ.07 Методы установления технологии, │ 8 │ 6 │ 2 │ │трудоемкости и стоимости ремонта основных │ │ │ │ │лакокрасочных покрытий │ │ │ │ ├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤ │ДВ.08 Методы установления технологии, │ 8 │ 6 │ 2 │ │трудоемкости и стоимости устранения │ │ │ │ │повреждений дополнительных лакокрасочных │ │ │ │ │покрытий │ │ │ │ ├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤ │ДВ.09 Методы установления доаварийной │ 8 │ 6 │ 2 │ │стоимости транспортного средства │ │ │ │ ├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤ │ДВ.10 Методы установления стоимости остатков│ 8 │ 6 │ 2 │ │транспортных средств │ │ │ │ ├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤ │ ИА.00 Итоговая аттестация │ 4 │ │ │ ├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤ │ИА.01 Сдача итогового зачета/экзамена │ 4 │ │ │ │(итогового тестирования) │ │ │ │ ├────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────┼─────────┤ │Всего часов │ 104 │ │ │ └────────────────────────────────────────────┴─────────────┴────┴─────────┘