Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

Письмо Минздрава России от 20.12.2017 N 27-3/3788 "О Типовых нормах бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты"

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 декабря 2017 г. N 27-3/3788

Департамент науки, инновационного развития и управления медико-биологическими рисками здоровью Минздрава России рассмотрел обращение по вопросу обеспечения санитарной одеждой, санитарной обувью и санитарными принадлежностями и сообщает.

Ряд норм и требований, регламентирующих вопросы выдачи работникам различных отраслей и производств (медицинским работникам, работникам пищевой, фармацевтической промышленности, торговли, общественного питания и других) специальной (сменной, санитарно-гигиенической, санитарной) одежды, в том числе санитарной одежды, санитарной обуви и санитарных принадлежностей, ранее регулировались нормативными актами, изданными во времена СССР или РСФСР, которые в настоящее время не имеют юридической силы и не соответствуют законодательству Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) нормы трудового права, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, должны соответствовать Трудовому кодексу. В случае противоречий между Трудовым кодексом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс.

В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса определено понятие средств индивидуальной и коллективной защиты работников: "Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения" (далее - СИЗ).

Также, в настоящее время действует Технический регламент Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (TP ТС 019/2011), утвержденный решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878, который устанавливает на единой таможенной территории Таможенного союза единые обязательные для применения и исполнения требования к СИЗ.

В указанном Техническом регламенте Таможенного союза под безопасностью СИЗ понимается:

отсутствие недопустимого воздействия на человека и окружающую среду, обусловленного использованием средств индивидуальной защиты, в том числе воздействием материалов, из которых они изготовлены;

обеспечение безопасности человека при воздействии на него вредных (опасных) факторов в процессе эксплуатации средств индивидуальной защиты: механические воздействия и общие производственные загрязнения; вредные химические вещества; ионизирующие и неионизирующие излучения; воздействие повышенной (пониженной) температуры; воздействие электрического тока, электрических и электромагнитных полей; воздействие биологических факторов (микроорганизмы, насекомые); пониженная видимость.

Таким образом, "санитарная одежда, санитарная обувь и санитарные принадлежности" также могут являться средствами, используемыми для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Согласно ст. 221 Трудового кодекса на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия средства индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 610 утверждено Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, в соответствии с которым утверждение типовых норм бесплатной выдачи работникам сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ относится к полномочиям Минтруда России.

Так, в соответствии с указанными полномочиями Министерством труда и социального развития Российской Федерации утверждены:

типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (приказ Минтруда России от 09.12.2014 N 997н, зарегистрирован в Минюсте России 26.02.2015, N 36213);

типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (приказ Минтруда России от 22.12.2015 N 1110н, зарегистрирован в Минюсте России 22.01.2016, N 40725);

типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам целлюлозно-бумажного, гидролизного, лесохимического и деревообрабатывающего производств, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (приказ Минтруда России от 17.11.2016 N 665н, зарегистрирован в Минюсте России 07.12.2016, N 44602);

типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам авиационной промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (приказ Минтруда России от 19.06.2017 N 507н, зарегистрирован в Минюсте России 29.08.2017, N 48008).

Учитывая изложенное, полагаем целесообразным утверждение соответствующих типовых норм бесплатной выдачи работникам сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минтруд России).

Данная позиция была озвучена представителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (Минпромторг России, Минсельхоз России, Роспотребнадзор, Минздрав России) в ходе совещания, организованного 12.12.2017 Минздравом России. Протокол по итогам совещания направлен в Правительство Российской Федерации в установленном порядке для последующего принятия решения по указанному вопросу.

Директор Департамента

И.В.КОРОБКО