Письмо Минобрнауки России от 17.06.2013 N АК-921/06 "О методических рекомендациях (вместе с Методическими рекомендациями по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций)"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 июня 2013 г. N АК-921/06
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
В целях методического сопровождения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по созданию многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования, в том числе путем преобразования существующих учреждений начального и среднего профессионального образования в такие центры, Минобрнауки России направляет методические рекомендации по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций с примерным положением о многофункциональном центре прикладных квалификаций (учебном центре профессиональной квалификации).
А.А.КЛИМОВ
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ
ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ
1. Понятия "многофункциональный центр прикладных квалификаций" и "учебный центр профессиональной квалификации"
В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах реализации государственной политики в области образования и науки" поставлена задача проработать до конца мая 2013 г. вопрос о формировании многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования, в том числе путем преобразования существующих учреждений начального и среднего профессионального образования в такие центры. Решение данной задачи должно обеспечить преодоление разрыва между потребностями экономики в квалифицированных рабочих и реальным уровнем их подготовки в системе профессионального образования и профессионального обучения.
В соответствии с рекомендациями Минэкономразвития России создание сети многофункциональных центров прикладных квалификаций необходимо осуществлять с учетом положений Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный Закон) об учебных центрах профессиональной квалификации. Соответственно, термины "многофункциональный центр прикладных квалификаций" и "учебный центр профессиональной квалификации" в данных рекомендациях будут использоваться как синонимичные.
Учебный центр профессиональной квалификации (многофункциональный центр прикладных квалификаций) (далее - Центр) - организация или структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ, разработанных на основе профессиональных стандартов (квалификационных требований). Приоритетом деятельности Центра является подготовка высококвалифицированных кадров для работы в отраслях, обеспечивающих модернизацию и технологическое развитие экономики Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Выпускники таких программ, как правило, приобретают квалификацию 3 - 6 уровня <1>.
--------------------------------
<1> Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов утверждены приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 148н.
2. Факторы, определяющие необходимость создания субъектом Российской Федерации учебных центров профессиональной квалификации и требования к ним
Решения о создании Центров органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, принимаются исходя из анализа стратегий (программ) экономического развития региона, потребностей регионального рынка труда в высококвалифицированных кадрах, а также возможностей удовлетворения этих потребностей существующей сетью профессионального образования.
Важным фактором, который может повлиять как на решение о создании Центра(ов), так и на выбор механизмов его(их) создания, является готовность организаций - потенциальных потребителей кадров, подготовку которых будет осуществлять Центр, к тем или иным формам участия в его создании и деятельности.
Как правило, субъектом Российской Федерации Центры создаются на базе существующих подведомственных организаций НПО и СПО, выбор которых осуществляется с учетом их соответствия следующим основным требованиям:
развитое взаимодействие с работодателями и их объединениями;
оснащение современным оборудованием, необходимым для практико-ориентированной подготовки;
развитый кадровый потенциал, обеспечивающий практико-ориентированную подготовку: наличие квалифицированных кадров руководителей, педагогов и методистов - разработчиков образовательных программ, системы повышения их квалификации и стажировок в профильных производственных организациях;
привлечение к процессу реализации образовательных программ специалистов - практиков из организаций - социальных партнеров.
3. Особенности учебных центров профессиональной квалификации
Получение и подтверждение статуса Центра связано с успешной реализацией им следующих основных задач:
1) подготовка высококвалифицированных рабочих кадров, в том числе для работы в отраслях, обеспечивающих модернизацию и технологическое развитие экономики субъектов Российской Федерации;
2) разработка, апробация и экспертиза с привлечением профильных организаций и объединений работодателей образовательных программ, направленных на освоение и (или) совершенствование профессиональной квалификации, включая оценочные, методические и учебные материалы.
Требования к образовательным программам, реализуемым Центром:
практико-ориентированный характер, разработка на основе профессиональных стандартов (квалификационных требований);
обеспечение освоения квалификации, востребованной на рынке труда, в том числе возможности "подстройки" под требования конкретного заказчика (работодателя);
обучение на базе среднего общего образования (приветствуется наличие базовой профессиональной подготовки);
длительность обучения до 1 года.
Отличительной особенностью Центров является партнерство с работодателями:
участие работодателей в органах управления Центром (наблюдательных советах, коллегиальных высших органах управления или иных органах управления в зависимости от организационно-правовой формы Центра или организации, структурным подразделением которой он является);
финансирование (софинансирование) создания и деятельности со стороны заказчиков образовательных услуг, в том числе частных инвесторов, использование механизмов государственно-частного партнерства, включая концессионное соглашение;
обучение за счет средств юридических и физических лиц;
независимая оценка и сертификация квалификаций выпускников;
обязательная профессионально-общественная аккредитация реализуемых образовательных программ.
4. Организационно-правовые формы учебного центра профессиональной квалификации
В соответствии с пунктом 6 статьи 73 Федерального закона Центры могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц.
В соответствии с Федеральным Законом образовательную деятельность могут осуществлять либо образовательные организации, либо организации, осуществляющие обучение. Для первых она является основным видом деятельности, для вторых дополнительным. При этом "для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение" (пункт 6 статьи 31 Федерального закона).
Таким образом, Центр может создаваться как образовательная организация, структурное подразделение образовательной организации или структурное подразделение организации, осуществляющей обучение.
Центр, создаваемый как образовательная организация, является "некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана" (пункт 18 статья 2 Федерального закона).
5. Механизмы формирования учебных центров профессиональной квалификации
Учебный центр профессиональной квалификации как самостоятельная организация может быть создан либо путем учреждения новой организации, либо путем реорганизации учредителем существующих организаций, в том числе учреждений начального и среднего профессионального образования, либо путем внесения изменений в устав существующих учреждений начального и среднего профессионального образования.
Если учредителем указанных организаций является субъект Российской Федерации, создание Центра должно осуществляться с учетом нормативного правового акта субъекта Российской Федерации "Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений субъекта Российской Федерации, а также утверждения уставов государственных учреждений субъекта Российской Федерации и внесения в них изменений", разработанного на основе модельного нормативно-правового акта <1>.
--------------------------------
<1> Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и финансовых органов субъектов Российской Федерации опубликованы на сайте Минфина России.
Учебный центр профессиональной квалификации как структурное подразделение организации может быть создан либо как новое структурное подразделение, либо путем преобразования действующих структурных подразделений профессионального обучения.
Перечень законодательных и нормативно-правовых актов, с учетом которых необходимо осуществлять создание Центров, приведен в приложении 1.
Проект примерного положения о многофункциональном центре прикладных квалификаций (учебном центре профессиональной квалификации) приведен в приложении 2.
6. Концессионное соглашение (концессия) как форма государственно-частного партнерства при создании учебного центра профессиональной квалификации
При создании учебных центров профессиональной квалификации, осуществляющих подготовку кадров для приоритетных и социально значимых отраслей, обеспечивающих социальное и экономическое развитие Российской Федерации и ее субъектов может использоваться концессионное соглашение <1>.
--------------------------------
<1> П. 95 Типового концессионного соглашения в отношении объектов образования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 671 "Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов образования".
Концессионное соглашение (концессия) представляет собой форму государственно-частного партнерства, при которой на взаимовыгодных условиях происходит вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказание услуг, обычно оказываемых государством.
Объектами концессионного соглашения в первую очередь выступают социально значимые объекты, которые не могут быть приватизированы, в том числе объекты образования.
В соответствии с концессионным соглашением частный инвестор (концессионер), которым может быть индивидуальный предприниматель, иностранное или российское юридическое лицо, или группа юридических лиц, действующих на основании договора простого товарищества, обязан совершить следующие действия во исполнение концессионного соглашения:
создать или реконструировать недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту (т.е. государству или муниципальному образованию);
осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, связанную с использованием этого недвижимого имущества;
обеспечивать при осуществлении указанной деятельности возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг.
Взамен этого концедент (субъект Российской Федерации, муниципальное образование) обязуется предоставить концессионеру права владения и пользования вышеуказанным недвижимым имуществом на срок действия концессионного соглашения.
Преимуществом концессионных соглашений является то, что государство только на время уступает свои права на пользование объектами концессионных соглашений, но при этом ощутимо снижаются бюджетные расходы государства на строительство, модернизацию, содержание и эксплуатацию объектов концессионного соглашения.
Существуют следующие особенности концессионного соглашения в отношении объектов образования:
объекты концессионного соглашения в сфере образования - это здания, сооружения и другая недвижимость образовательных учреждений;
учредитель должен обосновать, что данное недвижимое имущество является у образовательного учреждения излишним, или неиспользуемым либо используемым не по назначению, и принять решение о его изъятии. Учреждение имеет право оспорить в суде данное решение учредителя;
у концессионера должна быть (или должна быть получена) лицензия на соответствующую образовательную деятельность или такая лицензия должна быть у привлекаемых концессионером для реализации образовательных программ третьих лиц (или такая лицензия должна быть ими получена);
концессионер обязан предоставить обеспечение исполнения обязательств, установленных соглашением, в том числе по страхованию риска утраты (гибели) или повреждения объекта соглашения, в формах и размере в соответствии с решением концедента о заключении соглашения;
способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по соглашению: предоставление безотзывной банковской гарантии; передача концессионером концеденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита); страхование риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению.
Директор Департамента
государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО
Н.М.ЗОЛОТАРЕВА
Приложение 1
НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА
ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ПРИКЛАДНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Федеральные акты в действующей редакции:
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Бюджетный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений";
Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях";
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Акты высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: <1>
--------------------------------
<1> Модельные акты высших органов исполнительной власти и финансовых органов субъектов Российской Федерации опубликованы на сайте Минфина России.
Закон субъекта Российской Федерации "Об отдельных мерах по совершенствованию правового положения государственных учреждений в переходный период" и пояснительная записка к нему;
Нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации "О порядке осуществления органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации функций и полномочий учредителя государственного учреждения субъекта Российской Федерации";
Нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации "Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений субъекта Российской Федерации, а также утверждения уставов государственных учреждений субъекта Российской Федерации и внесения в них изменений".
Законодательные и нормативные правовые акты, а также их конкретные положения, регламентирующие формирование учебных центров профессиональной квалификации, выбираются из вышеприведенного списка с учетом следующих факторов:
учредитель Центра или организации, структурным подразделением которой он является: субъект Российской Федерации, муниципальное образование, юридическое лицо (лица), физическое лицо (лица);
организационно-правовая форма Центра или организации, структурным подразделением которой он является.
Директор Департамента
государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО
H.M.ЗОЛОТАРЕВА
Приложение 2
Проект
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ
(УЧЕБНОМ ЦЕНТРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ) <1>
--------------------------------
<1> Документ содержит основные положения, регулирующие деятельность многофункционального центра прикладных квалификаций (учебного центра профессиональной квалификации), создаваемого как самостоятельное юридическое лицо.
При его использовании для разработки положения о многофункциональном центре прикладных квалификаций (учебном центре профессиональной квалификации), создаваемого как структурное подразделение юридического лица, необходимо учесть особенности регулирования деятельности подразделения организации.
I. Общие положения
1.1. Настоящее Примерное положение регулирует деятельность государственных и муниципальных многофункциональных центров прикладных квалификаций (учебных центров профессиональной квалификации).
1.2. Многофункциональный центр прикладных квалификаций (учебный центр профессиональной квалификации) (далее - Центр) - организация, осуществляющая образовательную деятельность по реализации образовательных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ, разработанных на основе профессиональных стандартов (квалификационных требований). Приоритетом деятельности Центра является подготовка кадров для работы на высокопроизводительных рабочих местах, в отраслях, обеспечивающих модернизацию и технологическое развитие экономики Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Квалификация, получаемая выпускниками таких программ, как правило, соответствует 3 - 6 уровню квалификации <1>.
--------------------------------
<1> См. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (утверждены Приказом Минтруда России N 148н от 12 апреля 2013 г.).
1.3. Все образовательные программы, реализуемые Центром, должны проходить профессионально-общественную аккредитацию <1>.
--------------------------------
<1> Понятие, назначение, порядок проведения профессионально-общественной аккредитации указаны в статье 96 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
1.4. Центр обеспечивает открытость и доступность информации о своей деятельности посредством ее размещения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте в сети "Интернет". Перечень данных, размещаемых в открытом доступе, и требования к их обновлению соответствуют требованиям статьи 29 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". При размещении данных о трудоустройстве указывается также закрепляемость выпускников, приводятся результаты опросов работодателей об удовлетворенности качеством подготовки, а также иная информация в форматах, рекомендованных Минобрнауки России.
1.5. Получение и подтверждение статуса Центра связано с успешной реализацией им основных задач, предусмотренных п. 2.1.1 настоящего положения.
II. Задачи и виды деятельности Центра
2.1. Задачи Центра
2.1.1. Основные задачи Центра:
3) подготовка высококвалифицированных рабочих кадров <1>, в том числе для работы в отраслях, обеспечивающих модернизацию и технологическое развитие экономики субъектов Российской Федерации;
--------------------------------
<1> В соответствии с профессиональными стандартами (квалификационными требованиями).
4) разработка, апробация и экспертиза с привлечением профильных организаций и объединений работодателей образовательных программ, направленных на освоение и (или) совершенствование профессиональной квалификации, включая оценочные, методические и учебные материалы.
5) 2.1.2. Кроме этого Центр может решать следующие задачи:
6) подготовка кадров с начальным (базовым) уровнем квалификации, подготовка по массовым профессиям и специальностям, востребованным на региональных (местных) рынках труда, в том числе по запросам центров и служб занятости населения и организаций;
1) обеспечение практико-ориентированной подготовки обучающихся по основным профессиональным образовательным программам путем реализации программ профессиональных модулей, проведения на базе Центра производственной практики и др.;
2) предоставление профориентационных услуг общеобразовательным организациям и населению <1>;
--------------------------------
<1> Для корпоративного Центра (центра, учрежденного негосударственной организацией, или являющегося ее структурным подразделением и решающего задачу подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для нужд организации-учредителя): рекрутинг мотивированного, социально зрелого контингента обучающихся, формирование корпоративной культуры.
3) повышение квалификации и (или) организация стажировок на рабочем месте педагогических кадров, отвечающих за освоение обучающимися дисциплин (модулей) профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы, дополнительной профессиональной программы или программы профессионального обучения (по профилю Центра);
4) содействие работодателям и их объединениям в проведении процедур оценки и сертификации квалификации, в том числе подтверждения квалификации, приобретенной без прохождения формального обучения.
2.2. Для решения поставленных задач Центр осуществляет следующие виды деятельности <1>:
--------------------------------
<1> Приведен перечень возможных видов деятельности. Основные и дополнительные виды деятельности конкретного центра определяются с учетом его функций в территориальной сети профессионального образования и профессионального обучения и имеющихся ресурсов.
1) образовательная деятельность по реализации программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ, в том числе программ профессиональных модулей, иных практико-ориентированных модулей, которые могут быть использованы в составе основных программ среднего профессионального образования и высшего образования (программы прикладного бакалавриата);
2) маркетинговая деятельность: мониторинг потребностей территориальных и отраслевых рынков труда в подготовке, переподготовке и повышении квалификации по профессиям рабочих (должностям служащих), мониторинг трудоустройства и закрепляемости выпускников, удовлетворенности работодателей качеством их подготовки;
3) учебно-методическая деятельность;
4) оказание услуг в области профессиональной ориентации и сопровождения профессионального самоопределения.
III. Управление Центром
Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления Центром, порядок принятия ими решений и выступления от имени Центра устанавливаются учредительными документами Центра с учетом его организационно-правовой формы.
Рекомендуемыми организационно-правовыми формами являются автономное учреждение (для государственных, муниципальных и частных Центров) и автономная некоммерческая организация (для частных Центров). Данные формы создают возможность для участия в управлении Центром работодателей путем включения их в высшие органы управления: наблюдательный совет (для автономных учреждений) или коллегиальный высший орган управления (для автономной некоммерческой организации). Компетенция указанных высших органов управления, определенная в федеральных законах, позволяет представителям работодателей участвовать в планировании и контроле деятельности Центра.
IV. Обучающиеся, преподаватели и работники Центра
4.1. Прием на обучение в Центр осуществляется на базе среднего общего образования на основании заявлений обучающихся или договоров на обучение, заключенных с юридическими и (или) физическими лицами.
4.2. Права и обязанности обучающихся Центра определяются законодательством Российской Федерации, уставными документами и иными локальными нормативными актами Центра.
4.3. Обучающиеся Центра имеют право:
1) выбирать образовательную программу из числа реализуемых в Центре, участвовать в определении содержания части, образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений;
2) получать при выборе образовательной программы и формировании содержания части, образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, консультации по вопросам востребованности квалификаций различного уровня и направленности на рынке труда, условий труда, содержания и условий реализации Центром образовательных программ и т.п.;
3) пользоваться библиотечно-информационными ресурсами Центра в порядке, определяемом Уставом Центра;
4) получать дополнительные (в том числе платные) образовательные услуги;
5) обжаловать приказы и распоряжения администрации Центра в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4.4. Обучающиеся Центра обязаны:
1) выполнять требования уставных документов и иных локальных нормативных актов Центра;
2) выполнять в установленные сроки и в полном объеме задания, предусмотренные образовательной программой;
3) по направлению Центра проходить процедуры независимой оценки и сертификации квалификации.
4.5. Иные права и обязанности обучающихся могут быть дополнительно установлены и отражены в договорах об образовании.
4.6. Результаты освоения образовательных программ оцениваются в ходе текущего контроля и итоговой аттестации. В качестве итоговой аттестации выпускников, как правило, засчитывается результат независимой оценки и сертификации квалификации. В исключительных случаях допустимо проведение итоговой аттестации Центром, для чего должна быть создана комиссия, в которой не менее 2/3 составляют представители заказчика образовательной услуги и (или) организаций, заинтересованных в подготовке соответствующих кадров, а при необходимости - представители Ростехнадзора, Гостехнадзора и др. Составы комиссий утверждаются руководителем Центра.
4.7. Обучающимся, успешно завершившим курс обучения, выдаются документы о квалификации, форма которых самостоятельно устанавливается Центром. Если обучающиеся прошли процедуру независимой оценки и сертификации квалификации и успешно прошли испытания, им выдается сертификат установленной формы.
4.8. К педагогической деятельности в Центре допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и квалификацию, соответствующую профилю преподаваемого предмета, курса, дисциплины (модуля) или иной части образовательной программы. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами о соответствующем уровне образования и о квалификации.
Преподаватели и мастера производственного обучения Центра должны не реже одного раза в три года проходить краткосрочные курсы повышения квалификации и не реже одного раза в три года стажировки по профилю деятельности в организациях.
К реализации образовательных программ Центра могут быть привлечены специалисты и руководители организаций (предприятий, объединений), представители органов исполнительной власти и др. категории квалифицированных работников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
V. Финансовая и хозяйственная деятельность Центра
Вопросы собственности или оперативного управления имуществом, источников формирования имущества, имущественной ответственности Центра, совершения крупных сделок, конфликта интересов при совершении Центром тех или иных действий, в том числе сделок, устанавливаются учредительными документами Центра с учетом его организационно-правовой формы.
VI. Оценка эффективности деятельности Центра
6.1. Основные критерии и показатели эффективности деятельности Центра связаны с обязательствами, взятыми перед заказчиками образовательных и иных услуг Центра.
6.2. В качестве ведущих показателей эффективности деятельности Центра выделяются:
1) количественные показатели трудоустройства выпускников на рабочие места, требующие высокого для данной профессии уровня квалификации, средний размер их заработной платы в сравнении с региональным (отраслевым);
2) доля выпускников, успешно прошедших процедуру независимой оценки и сертификации квалификаций;
3) доля программ, имеющих профессионально-общественную аккредитацию;
4) показатели эффективности использования имеющихся и привлечения дополнительных ресурсов (материально-технического и кадрового обеспечения), в том числе объем дохода от внебюджетной деятельности, средний размер заработной платы сотрудников, интенсивность использования дорогостоящего технологического оборудования и др.
6.3. В зависимости от задач, решаемых Центром, могут использоваться и иные показатели эффективности его деятельности.
6.4. При оценке деятельности Центра могут использоваться результаты независимых опросов работодателей региона (отрасли).
Директор Департамента
государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО
Н.М.ЗОЛОТАРЕВА