Письмо АНО НАРК от 11.04.2018 N 365/18 "О направлении типовой программы повышения квалификации экспертов по профессионально-общественной аккредитации (вместе с Типовой программой повышения квалификации экспертов по профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, утв. АНО НАРК 09.04.2018)"
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
"НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО РАЗВИТИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ"
ПИСЬМО
от 11 апреля 2018 г. N 365/18
В соответствии с п. 2 приложения 4 Общих требований к проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ (далее - Общие требования), утвержденных Председателем Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям А.Н. Шохиным 3 июля 2017 года, Национальное агентство развития квалификаций разработало типовую программу повышения квалификации экспертов по профессионально-общественной аккредитации (далее - типовая программа).
Типовая программа размещена на сайте Национального агентства развития квалификаций по адресу:
https://nark.ru/upload/iblock/d6a/doc01543920180410113746.pdf.
Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с п. 2 приложения 4 Общих требований Совет по профессиональным квалификациям разрабатывает и утверждает программу повышения квалификации экспертов по виду (видам) профессиональной деятельности на основании типовой программы.
Первый заместитель
генерального директора
Ю.В.СМИРНОВА
Утверждаю
Генеральный директор
Автономной некоммерческой организации
"Национальное агентство
развития квалификаций"
А.Н.ЛЕЙБОВИЧ
9 апреля 2018 г.
ТИПОВАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОСНОВНЫХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, ОСНОВНЫХ
ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И (ИЛИ) ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ
1.1. Область применения программы
Программа обеспечивает усвоение знаний и освоение умений, необходимых для проведения аккредитационной экспертизы основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ, реализуемых в конкретных образовательных организациях, в целях установления соответствия качества и уровня подготовки выпускников данных организаций требованиям профессиональных стандартов.
1.2. Нормативные правовые основы разработки программы
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2017 года N 431 "О порядке формирования и ведения перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ";
Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам";
Общие требования к проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ, утвержденные Председателем Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям А.Н. Шохиным 3 июля 2017 г. (далее - Общие требования).
1.3. Структура и содержание программы
Программа повышения квалификации (далее - ПК, программа) включает 4 модуля: 3 инвариантных, 1 вариативный.
1. Нормативная правовая база профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ.
2. Образовательные программы как предмет профессионально-общественной аккредитации. Требования профессиональных стандартов как основа для аккредитационной экспертизы основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ.
3. Критерии оценки образовательных программ при проведении профессионально-общественной аккредитации (общие критерии и конкретизирующие их показатели, установленные советом по профессиональным квалификациям). Методика проведения аккредитационной экспертизы.
4. Особенности проведения профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ (на основе порядка (порядков) проведения профессионально-общественной аккредитации и критериев оценки образовательных программ по виду (видам) профессиональной деятельности в соответствии с полномочием Совета (далее - Порядок ПОА)).
1.4. Требования к слушателям (категории слушателей):
- высшее образование;
- опыт работы по виду (видам) профессиональной деятельности в соответствии с полномочием Совета.
1.5. Требования к результатам обучения по программе
В результате освоения программы обучающийся должен
уметь:
- проводить оценку представленных на профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ при проведении профессионально-общественной аккредитации в соответствии с Общими требованиями и порядком ПОА;
- формировать экспертные заключения по итогам изучения образовательных программ, составлять отчеты.
знать:
- цели и задачи профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ;
- нормативную правовую базу профессионально-общественной аккредитации профессиональных основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ;
- порядок ПОА и критерии оценки образовательных программ (общие и дополнительные) по виду (видам) профессиональной деятельности в соответствии с полномочием СПК;
- методы оценивания программ по каждому критерию и дополнительному показателю (при наличии) из групп показателей;
- функции эксперта;
- порядок оформления результатов ПОА и способы использования результатов ПОА, в том числе для формирования рейтингов аккредитованных образовательных программ с указанием реализующих такие образовательные программы организаций, осуществляющих образовательную деятельность; при распределении контрольных цифр приема на обучение по образовательным программам высшего образования и среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального (регионального) бюджета и др.
1.6. Форма обучения - очная
1.7. Форма документа, выдаваемого по результатам освоения модуля - удостоверение о повышении квалификации.
1.8. Объем - не менее 36 часов.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Наименование компонентов программы |
Обязательные аудиторные учебные занятия (час.) |
|
всего |
в т.ч., практических и семинарских занятий |
|
1 |
2 |
3 |
Модуль 1. Правовые основы профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ |
5 |
3 |
Модуль 2. Образовательные программы как предмет профессионально-общественной аккредитации. Требования профессиональных стандартов как основание для аккредитационной экспертизы основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ |
3 |
2 |
Модуль 3. Критерии оценки образовательных программ при проведении профессионально-общественной аккредитации (общие критерии и конкретизирующие их показатели, установленные советом по профессиональным квалификациям). Методика проведения аккредитационной экспертизы. |
8 |
7 |
Модуль 4 Особенности проведения профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ (на основе порядка (порядков) проведения профессионально-общественной аккредитации и критериев оценки образовательных программ по виду (видам) профессиональной деятельности в соответствии с полномочием Совета |
4 |
4 |
Стажировка |
12 |
|
Итоговая аттестация |
4 |
|
Всего |
36 |
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Компоненты программы |
Аудиторные занятия |
Стажировка |
||
1 день |
2 день |
3 день |
||
Модуль 1. Нормативная правовая база профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ |
5 часов |
12 часов |
||
Модуль 2. Образовательные программы как предмет профессионально-общественной аккредитации. Требования профессиональных стандартов как основание для аккредитационной экспертизы основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ |
3 часа |
|||
Модуль 3. Критерии оценки образовательных программ при проведении профессионально-общественной аккредитации (общие критерии и конкретизирующие их показатели, установленные советом по профессиональным квалификациям). Методика проведения аккредитационной экспертизы. |
8 часов |
|||
Модуль 4. Особенности проведения профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ (на основе порядка (порядков) проведения профессионально-общественной аккредитации и критериев оценки образовательных программ по виду (видам) профессиональной деятельности в соответствии с полномочием Совета |
4 часа |
|||
Итоговая аттестация |
4 часа |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предполагает наличие:
- учебного кабинета или зала для проведения лекционных и практических занятий (по количеству обучающихся), с оборудованным рабочим местом преподавателя (персональный компьютер с выходом в Интернет, мультимедиа-проектор с экраном, доска для записей или флиппчарт);
- персональных компьютеров по количеству обучающихся с выходов в Интернет.
Информационное обеспечение обучения
Законодательные и иные нормативные правовые акты:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. N 249 "О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям" (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 18 декабря 2016 г. N 676);
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. N 758н "Об утверждении примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий";
Макет профессионального стандарта, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 N 147н;
Уровни квалификации в целях разработки профессиональных стандартов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 N 148н;
Общие требования к проведению ПОА основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ, утвержденные председателем НСПК 3 июля 2017 года.
Дополнительные источники:
Типовая методика оценки профессиональной образовательной программы при проведении профессионально-общественной аккредитации. - М.: Издательство "Перо", 2016 г.
Интернет-ресурсы
Сайт Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям http://nspkrf.ru/
Сайт Национального агентства развития квалификаций http://www.nark-rspp.ru/
Информационной ресурс Минобрнауки России система мониторинга профессионально-общественной аккредитации http://accredpoa.ru/.
Организация образовательного процесса
Учебная программа носит практикоориентированный характер. Лекционные занятия не могут составлять более 25% программы. Образовательный процесс должен моделировать деятельность экспертов при проведении профессионально-общественной аккредитации.
Практические занятия предполагают чередование индивидуальной и интерактивной форм работы с учетом особенностей деятельности отдельного эксперта и экспертной комиссии в целом при проведении профессионально-общественной аккредитации.
На практических занятиях применяются ролевые игры, идет работа с различными источниками информации.
Программа включает обязательное стажировку, предполагающую участие слушателей в процедуре профессионально-общественной аккредитации.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров: высшее образование, опыт практической деятельности в области преподавания по дополнительным профессиональным программам, а также хотя бы в одной из следующих областей деятельности
- разработка и (или) экспертиза основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ,
- разработка и (или) экспертиза профессиональных стандартов, наименований квалификаций и требований к квалификации,
- разработка оценочных средств для профессиональных экзаменов.
5. ФОРМЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ АТТЕСТАЦИИ
Программой предусмотрено проведение итоговой аттестации.
Оценка результатов обучения по программе проводится в форме защиты итоговой работы (подготовки в процессе стажировки экспертного заключения по результатам аккредитационной экспертизы основной профессиональной образовательной программы, или основной программы профессионального обучения, или дополнительной профессиональной программы).
Оценка выставляется по двухбалльной ("зачтено", "не зачтено") системе.