Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

Ответы на вопросы, поступившие от председателей квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации "(утв. решением Высшей квалификационной коллегией судей РФ от 26.05.2017)"

Утверждены

решением Высшей квалификационной коллегии

судей Российской Федерации

от 26 мая 2017 г.

ОТВЕТЫ

НА ВОПРОСЫ, ПОСТУПИВШИЕ ОТ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ

КОЛЛЕГИЙ СУДЕЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, утвержденного Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 22 марта 2007 года (далее - Положение), заседание квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации до избрания ее председателя ведет председатель совета судей субъекта Российской Федерации.

Кто должен подписывать решение квалификационной коллегии судей об избрании председателя и протокол заседания квалификационной коллегии судей по этому вопросу: председатель совета судей или избранный председатель квалификационной коллегии?

Ответ: Член квалификационной коллегии судей наделяется полномочиями председателя квалификационной коллегии после принятия и оглашения соответствующего решения, до этого момента он не обладает полномочиями, указанными в пункте 1 статьи 12 Положения.

Согласно пункту 1 статьи 10 Положения заседание Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, заседание квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации до избрания их председателей ведет соответственно Председатель Совета судей Российской Федерации, председатель совета судей субъекта Российской Федерации. Поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 19 Положения решение квалификационной коллегии судей подписывается председательствующим на заседании, то решение об избрании председателя квалификационной коллегии судей и протокол заседания подписывают, соответственно, Председатель Совета судей Российской Федерации, председатель совета судей субъекта Российской Федерации.

2. Как исчислять срок полномочий представителей общественности в квалификационных коллегиях судей субъектов Российской Федерации?

Ответ: В соответствии с рассматриваемыми в нормативном единстве положениями абзаца 4 пункта 8 статьи 11 и статьи 13 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" представители общественности назначаются в состав квалификационных коллегий судей на четырехлетний срок по решению, соответственно, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, поскольку законодатель, указывая на возможность досрочного прекращения полномочий представителей общественности, приравнивает этот срок к сроку, на который формируется квалификационная коллегия судей - четырем годам.

Таким образом, началом срока полномочий представителей общественности является дата издания постановления об их назначении в состав соответствующей коллегии, и именно с этого момента они наделяются специальной правоспособностью по участию в работе коллегии. Окончанием срока полномочий является дата, по достижении которой истекает календарный четырехлетний срок со дня издания соответствующих постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. Возможно ли в деятельности квалификационных коллегий судей применять процедуру отстранения (отвода) от участия в рассмотрении конкретных вопросов члена коллегии?

Ответ: В случае выражения недоверия лицом, принимающим участие в заседании, члену квалификационной коллегии судей, а также по собственной инициативе член коллегии в соответствии с пунктом 5 статьи 21 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" с согласия квалификационной коллегии судей может не участвовать в рассмотрении конкретного материала.

4. Возможно ли исполнение обязанностей члена квалификационной коллегии судьей, на которого временно возложены обязанности заместителя председателя верховного, областного или равного им суда?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (статья 11) в состав квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации не могут быть избраны председатели судов и их заместители.

Лицо, исполняющее обязанности председателя или заместителя председателя верховного, областного или равного им суда, наделяется, хотя и временно, всем комплексом полномочий, предусмотренных статьей 6.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

Таким образом, в период исполнения судьей обязанностей председателя или заместителя председателя верховного, областного или равного им суда, он не может быть избран членом квалификационной коллегии судей, а судья, избранный членом коллегии, не может принимать участие в работе коллегии.

5. В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей при отсутствии секретаря квалификационной коллегии судей его обязанности решением большинства членов коллегии временно возлагаются на одного из членов коллегии.

Принимает ли участие в голосовании член коллегии, на которого возлагаются обязанности секретаря?

Ответ: Член коллегии, на которого возлагаются обязанности секретаря коллегии, принимает участие в голосовании, поскольку он не лишается полномочий члена квалификационной коллегии судей.

6. Какой вид голосования (открытый или тайный) необходимо использовать при принятии решения по представлению (обращению) о досрочном прекращении полномочий председателя (заместителя председателя) суда с оставлением в должности судьи?

Ответ: Согласно пункту 11 статьи 6.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" полномочия председателей и заместителей председателей судов могут быть досрочно прекращены решением соответствующей квалификационной коллегии судей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением председателями, заместителями председателей судов своих должностных обязанностей, предусмотренных федеральными конституционными законами и вышеуказанным Законом.

При этом досрочное прекращение полномочий председателя, заместителя председателя суда с оставлением в должности судьи не является дисциплинарным взысканием и не влечет правовых последствий, наступающих при досрочном прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка (пункт 5 статьи 29 Положения). Поводом для такого досрочного прекращения полномочий может являться не только соответствующее представление председателя вышестоящего суда или обращение органа судейского сообщества или решение комиссии квалификационной коллегии судей, но и письменное заявление председателя, заместителя председателя суда о досрочном прекращении ими своих полномочий с сохранением полномочий судьи (абзац второй пункта 2 статьи 29 Положения).

В пункте 2.1 статьи 23 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" приведен перечень вопросов, решения по которым в обязательном порядке должны приниматься тайным голосованием членов квалификационной коллегии судей.

Таким образом, решение по обозначенному вопросу принимается открытым голосованием, если коллегией не будет принято решение о проведении тайного голосования.

7. В случае привлечения судьи, находящегося в (почетной) отставке, к осуществлению правосудия в соответствии со статьей 7.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" на срок до одного года, может ли коллегия объявить конкурс на эту должность в порядке абзаца второго части 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"?

Ответ: Привлечение судьи к осуществлению правосудия в соответствии со статьей 7.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" осуществляется в случае наличия вакантной должности судьи, либо в случае временного значительного увеличения объема работы в суде, либо в случае отсутствия судьи или приостановления его полномочий.

Привлечение судьи к осуществлению правосудия в порядке статьи 7.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" не препятствует объявлению конкурса на вакантную должность судьи, так как временное исполнение обязанностей судьи не свидетельствует об отсутствии вакантной должности.

8. После направления в Верховный Суд Российской Федерации документов кандидата, рекомендованного квалификационной коллегией судей на вакантную должность судьи (заместителя председателя, председателя), указанный кандидат отзывает свои документы. Когда и на каком основании может быть объявлен новый конкурс?

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.

Таким образом, в случае отзыва кандидатом, рекомендованным квалификационной коллегией судей, заявления о рекомендации на должность судьи объявление об открытии вакантной должности судьи осуществляется по письменному сообщению председателя соответствующего суда.

9. В какой срок претендент на должность судьи имеет возможность уточнить, изменить или дополнить документы, согласно перечню, содержащемуся в пункте 6 статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", поданные по конкурсу?

Ответ: В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи.

Данные положения конкретизированы в пункте 3 статьи 21 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, согласно которым в объявлении об открытии вакантной должности судьи указывается место приема заявлений от претендентов на вакантную судейскую должность и подлежащих представлению для дачи заключения документов, а также срок, до истечения которого указанные документы принимаются.

После подачи документов и до истечения срока, обозначенного в объявлении как "последний день приема документов", претендент вправе отозвать и вновь подать в квалификационную коллегию судей документы согласно перечню, содержащемуся в Законе Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

После истечения срока подачи документов их изменение или замена не осуществляются.

10. Необходимо ли отражать в анкете сведения о привлечении претендента к дисциплинарной ответственности, если взыскания досрочно сняты или погашены?

Ответ: В соответствии с пунктом 6 статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" помимо заявления с просьбой о рекомендации на вакантную должность судьи претендент обязан представить анкету, содержащую биографические сведения, утвержденную решением Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации от 8 июня 2005 года N 2143-05.

В пункте 11 анкеты в разделе "Биографические данные" содержится формулировка вопроса, отвечая на который, претендент предоставляет информацию о привлечении либо непривлечении к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Таким образом, претенденту следует отражать в анкете всю информацию о привлечении его к ответственности, в том числе дисциплинарной.

11. Каким образом необходимо отражать в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сведения о сопутствующих (вспомогательных) хозяйственных постройках (например, сарай, баня, гараж при жилом доме), не имеющих государственной регистрации в качестве самостоятельных объектов недвижимого имущества?

Ответ: В соответствии с абзацем вторым пункта 3.1.3 подраздела 3.1 раздела 3 Методических рекомендаций по заполнению судьями и работниками аппаратов судов справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденных постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 апреля 2017 г., в случае если право собственности на объекты недвижимого имущества, фактически находящегося в собственности (погреба, гаражи, бани, дачи и т.д.), не зарегистрировано в установленном законом порядке и не включено в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то указанные объекты следует отражать в подразделе 6.1 "Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании".

12. Какие действия необходимо предпринять кандидату на должность судьи в случае, если он при подаче документов по каким-либо причинам не может представить справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении члена своей семьи?

Ответ: При невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги), своих несовершеннолетних детей кандидату на должность судьи следует обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением по форме, содержащейся в Методических рекомендациях по заполнению судьями и работниками аппаратов судов справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденных постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 апреля 2017 г., с указанием причин невозможности представления этих сведений.

13. В ходе проведения заседания квалификационной коллегии судей один из претендентов изъявил желание ознакомиться с учетно-характеризующим материалом (либо иная уважительная причина), для чего объявлен перерыв. Возможно ли рассмотрение другого вопроса в период объявленного перерыва?

Ответ: В актах, регламентирующих деятельность органов судейского сообщества, в том числе квалификационных коллегий судей, перечислены принципы, положенные в основу их организации и деятельности (статья 5 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", статья 3 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей). Принцип непрерывности при рассмотрении каждого вопроса в данный перечень не входит.

14. Требуется ли обращение судьи в отставке, принявшего решение о занятии не запрещенной законом трудовой деятельностью, в квалификационную коллегию судей с заявлением о приостановлении его членства в судейском сообществе?

Ответ: Статьей 13 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предусмотрены основания приостановления полномочий судьи и отставки судьи решением квалификационной коллегии судей: признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; участие судьи в качестве кандидата в выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления.

В пункте 4 статьи 3 вышеуказанного Закона обозначена деятельность, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься.

Из текста указанной нормы следует, что на период осуществления деятельности, указанной в абзаце первом пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", в силу указаний, содержащихся в абзаце втором того же пункта, членство такого судьи в судейском сообществе приостанавливается.

Учитывая изложенное, принятие какого-либо решения о приостановлении членства в судейском сообществе указанного судьи в данном случае не требуется, поскольку оно приостанавливается на период такой работы в силу указаний на это в Законе.

15. Каков порядок обращения действующего судьи с заявлением о назначении его судьей суда того же уровня на вакантную должность, аналогичную занимаемой им?

Необходима ли в таком случае публикация в средствах массовой информации объявления квалификационной коллегии судей об открытии вакантной должности?

Распространяется ли на такого претендента требование о подаче заявления в срок, указанный в объявлении об открытии вакансии? Какие документы и материалы представляются при этом претендентом с заявлением?

Какой орган организует проверку сведений, представленных претендентом с заявлением?

Ответ: Согласно пункту 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

Назначение действующего судьи на должность, аналогичную занимаемой им, осуществляется в общем порядке, за исключением требования о наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей (пункт 6 статьи 6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации").

Общий порядок, установленный вышеуказанным законом, предусматривает, что квалификационная коллегия судей после получения письменного сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также срока, до истечения которого указанные документы принимаются (пункт 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации").

При этом претендент с заявлением на имя Президента Российской Федерации представляет документы, предусмотренные пунктом 6 статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", а квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов и сведений, представленных претендентом (пункт 7 статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации").

16. Какие действия должна предпринять коллегия в случае издания Указа Президента Российской Федерации о назначении на должность судьи, если на этом месте (штатной единице) осуществляет работу судья, привлеченный к осуществлению правосудия в соответствии со статьей 7.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"?

Ответ: К полномочиям квалификационной коллегии судей в вопросе привлечения судьи к исполнению обязанностей в соответствии со статьей 7.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" относится лишь принятие решения о возможности привлечения судьи к осуществлению правосудия. Иные вопросы рассматривает председатель суда, обратившийся в коллегию по вопросу о привлечении судьи к осуществлению правосудия.

17. Сохраняется ли квалификационный класс за судьей, пребывавшим в отставке на 1 января 2013 года, и повторно назначенным на должность судьи. Как должен быть приведен в соответствие имеющийся у него квалификационный класс?

Ответ: Согласно пункту 1 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" отставкой судьи по смыслу указанного Закона признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

В силу положений пунктов 3 и 4 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ) за судьей, пребывающим в отставке на день вступления в силу настоящего Федерального закона, квалификационный класс, присвоенный в соответствии с Положением о квалификационной аттестации судей, сохраняется пожизненно.

Вместе с тем, поскольку судья, вновь назначенный на должность, подлежит аттестации в силу требований статьи 20.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", его квалификационный класс, присвоенный в соответствии с Положением о квалификационной аттестации судей, подлежит преобразованию согласно таблице соответствия квалификационных классов, предусмотренной частью 1 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ.

18. В какой период времени должна быть проведена квалификационная аттестация судьи, назначенного из суда общей юрисдикции в арбитражный суд, при условии, если непосредственно после назначения у судьи истек срок пребывания в шестом квалификационном классе судьи.

При этом следующий по очередности присвоения квалификационный класс (пятый) является предельным по занимаемой должности судьи соответствующего суда общей юрисдикции (районного суда) и первым по очередности присвоения для судей арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

Ответ: В соответствии со статьей 20.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статьей 25.1 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей квалификационная аттестация судьи проводится по представлению председателя соответствующего суда или по заявлению судьи.

Если такое обращение в квалификационную коллегию судей поступило после назначения на должность судьи арбитражного суда, применяется пункт 7 статьи 20.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", согласно которому вновь назначенные судьи, а также судьи, назначенные на должность судьи в суд другого уровня, по которой предусматривается присвоение более высокого квалификационного класса, подлежат квалификационной аттестации не ранее чем через девять месяцев, но не позднее чем через один год со дня назначения их на соответствующую должность.

19. Каким образом квалификационная коллегия судей решает вопрос о проведении квалификационной аттестации, если преобразованный в силу Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ класс является выше предельного по занимаемой должности?

Ответ: По смыслу пунктов 7 и 8 статьи 20.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" прохождение квалификационной аттестации является обязанностью судьи. Не подлежат аттестации судьи, имеющие высший квалификационный класс, а также судьи, пребывающие в отставке, в том числе привлеченные к осуществлению правосудия в качестве судьи на срок до одного года.

Таким образом, судья не освобождается от прохождения аттестации, а поскольку имеет квалификационный класс выше предельного по замещаемой должности, обязан пройти аттестацию один раз в три года.

20. Возможно ли проведение аттестации в отношении судьи, имеющего квалификационный класс, являющийся для него предельным по замещаемой должности, до истечения трехлетнего срока?

Ответ: Рассматриваемые в нормативном единстве абзацы первый и второй пункта 7 статьи 20.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" не предусматривают проведения аттестации судей, имеющих предельный класс по замещаемой должности, ранее трехлетнего срока.

21. Вправе ли председатель квалификационной коллегии судей, либо лицо, его замещающее, направить для проверки жалобу, содержащую сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка в соответствующий совет судей субъекта Российской Федерации?

Ответ: В пункте 2 статьи 22 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" определен порядок рассмотрения квалификационной коллегией судей жалоб и сообщений, содержащих сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, поступивших в квалификационную коллегию судей от органов и должностных лиц, не указанных в пункте 1 указанной статьи (т.е. не от председателей соответствующих или вышестоящих судов и не от органов судейского сообщества), а также от граждан. В соответствии с рассматриваемой нормой такие жалобы и сообщения проверяются квалификационной коллегией судей самостоятельно либо направляются для проверки председателю соответствующего суда.

С учетом изложенного квалификационная коллегия судей не вправе направлять для проверки жалобу, содержащую сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, в совет судей субъекта Российской Федерации. Порядок рассмотрения данных жалоб и обращений регламентирован статьей 27 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей.

22. Каким образом необходимо поступать квалификационной коллегии судей в случае обращения гражданина с жалобой на письменный ответ квалификационной коллегии судей, которым его жалоба возвращена в соответствии с пунктом 3 статьи 27 Положения?

Ответ: Порядок рассмотрения поступающих в коллегию обращений о совершении судьей дисциплинарного проступка определен в статье 22 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и конкретизирован в статье 27 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей.

Из содержания пункта 2 статьи 22 указанного Федерального закона следует, что жалобы и сообщения, поступившие в квалификационные коллегии, подлежат проверке только при наличии в них сведений о совершении судьей дисциплинарного проступка. В ином случае указанные обращения подлежат возврату в соответствии с пунктом 3 статьи 27 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей. Письменные ответы председателей коллегий по таким обращениям граждан не являются коллегиальными решениями, их обжалование в порядке, установленном статьей 26 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", не предусмотрено.