МУК 4.3.2499-09. 4.3. Методы контроля. Физические факторы. Оценка акустической нагрузки в кабинах экипажей воздушных судов при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда летного состава гражданской авиации. Изменения и дополнение 1 К МУК 4.3.2231-07. Методические указания "(утв. Роспотребнадзором 23.04.2009)"
Утверждаю
Руководитель Федеральной
службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей
и благополучия человека,
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
23 апреля 2009 года
Дата введения -
20 июля 2009 года
4.3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
ОЦЕНКА
АКУСТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ В КАБИНАХ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
ПРИ СОСТАВЛЕНИИ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
УСЛОВИЙ ТРУДА ЛЕТНОГО СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЕ 1 К МУК 4.3.2231-07
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
МУК 4.3.2499-09
1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены"; Научно-исследовательским институтом медицины труда РАМН; Министерством транспорта Российской Федерации; ЛИЦ ФГУП ГосНИИ гражданской авиации.
2. Рекомендованы к утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (протокол от 24 марта 2009 г. N 1).
3. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 23 апреля 2009 г.
4. Введены в действие с 20 июля 2009 г.
Внести изменения в МУК 4.3.2231-07:
1. В раздел 3. Расчет эквивалентного уровня шума в полете за оцениваемый период летной работы:
пункт 3.4, абзац 1, изложить в следующей редакции:
"3.4. Эквивалентный уровень звука L , дБА, рассчитывают по формуле: Aeq,T 0,1L 1 n Aeq,Ti L = 10lg (----- SUM T х 10 ), (1) Aeq,T T i=1 i norm где: L - эквивалентный уровень звука в интервале T (час.); Aeq,Ti i Т - норма полетного времени в соответствии с Прилож. 7 (час.); norm T - продолжительность оцениваемого периода полета (час.); i i = 1, 2,... n, где n - номер интервала".
2. Пункт 3.5 изложить в следующей редакции:
"3.5. В случае необходимости уровни звука (дБА), по результатам измерений звукового давления в октавных полосах частот (дБ), рассчитывают в соответствии с Прилож. 5".
3. Изложить прилож. 6 в следующей редакции:
Приложение 6
ПРИМЕР
ОФОРМЛЕНИЯ "ПРОТОКОЛА РАСЧЕТА ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ
ШУМА В ПОЛЕТЕ С УЧЕТОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ АКУСТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ
ЗА ОЦЕНИВАЕМЫЙ ПЕРИОД ЛЕТНОЙ РАБОТЫ"
Иванов Иван Иванович 1. Работник _______________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) 1952 год 1.1. Год рождения _________________________________________________________ ОАО "КДА авиалинии" 2. Наименование предприятия (работодателя) ________________________________ 123456, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 37, к. 37, Москва, аэропорт ___________________________________________________________________________ Быково ___________________________________________________________________________ (полное наименование, юридический адрес, фактический адрес, ОКПО 23456789, ОКОНХ 56789 ___________________________________________________________________________ форма собственности, коды: ОКФС, ОКПО, ОКОНХ) ___________________________________________________________________________ л/о N 36 2.1. Наименование объекта (цеха, участка, мастерской и пр.) _______________ воздушных судов Ту-154 ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 2 пилот ВС Ту-154 3. Профессия или должность работника ______________________________________ ___________________________________________________________________________ (по ОКПДТР или по ОКПРД ОК 016-94) 29 лет 3.1. Общий стаж работы ____________________________________________________ работал пилотом 27 лет 3.2. Стаж работы в данной профессии (должности) ___________________________ ___________________________________________________________________________ 3.3. Стаж работы в условиях воздействия опасных, вредных веществ и 15000 ч неблагоприятных производственных факторов (налет часов) ___________________ ___________________________________________________________________________ В 1978 г. после 3.4. Профмаршрут (согласно записям в трудовой книжке) _____________________ окончания л/у назначен на должность 2 пилота, в 1980 г. КВС Ан-2, в 1983 г. ___________________________________________________________________________ переведен на должность 2 пилота ВС Ан-24, в 1991 г. переведен на должность ___________________________________________________________________________ 2 пилота ВС Ту-154 по настоящее время ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
Таблица
ПОКАЗАТЕЛИ АКУСТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ (ДБА)
ИВАНОВА ИВАНА ИВАНОВИЧА
┌───────┬─────────┬──────┬──────────┬────────┬──────────┬──────┬───────────┬──────┬──────┐ │ Год и │ Тип ВС │Уровни│Тип приме-│Акусти- │Фактиче- │Уровни│Уровни зву-│Lэкв │Превы-│ │ месяц │ │звука │няемой АГ │ческая │ское поле-│звука │ка при ак- │(дБА) │шение │ │работы │ │ в │ │эффек- │тное время│ с │тивном про-│ │нормы │ │ ГА │ │кабине│ │тивность│за месяц │учетом│слушивании │ │(дБА) │ │ │ │ ВС │ │АГ (дБА)├────┬─────┤ АГ │радиоэфира │ │ │ │ │ │(дБА) │ │ │ ч │мин. │(дБА) │(дБА) │ │ │ ├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │ ├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤ │1980 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤ │январь │Ан-2 │102 │АГ-2 │0,85 │52 │23 │102,85│114,85 │107,75│27,75 │ ├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤ │февраль│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤ │март │Ан-24 │92 │ГСШ-С12А │-4,22 │69 │58 │87,78 │99,78 │95,49 │15,49 │ ├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤ │1981 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤ │январь │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤ │февраль│Ан-2 │102 │ГСШ-А-18 │-10,02 │52 │23 │91,98 │103,98 │96,88 │16,88 │ ├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤ │март │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤ │апрель │Ан-24 │92 │ГСШ-А-18 │-10,02 │69 │58 │81,98 │93,98 │89,69 │9,69 │ ├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤ │май │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤ │1993 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤ │январь │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤ │февраль│Ту-154 │84 │ГСШ-А-18 │-10,02 │75 │57 │73,98 │85,98 │81,69 │1,69 │ ├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤ │март │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤ │апрель │Ту-154 М │77 │ГСШ-А-18 │-10,02 │65 │59 │66,98 │78,98 │74,07 │-5,93 │ ├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤ │май │Ил-96-300│77 │ГСШ-А-18 Э│-6,02 │65 │59 │70,98 │82,98 │78,69 │-1,31 │ ├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤ │июнь │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ └───────┴─────────┴──────┴──────────┴────────┴────┴─────┴──────┴───────────┴──────┴──────┘
Расчет эквивалентного уровня шума с учетом дополнительной акустической нагрузки, возникающей при прослушивании эфира и речевом радиообмене, за анализируемый период летной работы выполнил _______________________________ ___________________________________________________________________________ (должность, наименование отдела, отделения) Петров Петр Петрович подпись _________________ _________________________________________ (Ф., И., О. полностью) 3 Расчет эквивалентного уровня шума выполнен в _ экз. С расчетом эквивалентного уровня шума ознакомлены: Работодатель Работник (доверенное лицо) С.С. Сидоров И.И. Иванов "__" ________ 2009 г. "__" _________ 2009 г. М.П.
4. Дополнить прилож. 7 в следующей редакции:
Приложение 7
┌────────┬─────────────────────────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐ │ Тип ВС │ Норма летного времени (ч) │ Норма полетного времени (ч) │ │ ├─────────────┬───────────────────┬───────────────────────┼────────────────────┬──────────────────┤ │ │ 1980 г. │ 1990 г. │ 1992 г. │ 1993 г. │ 2006 г. │ │ ├─────────────┼───────────────────┼───────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤ │ │ МГА СССР │ МГА СССР │ Отраслевое тарифное │ Постановление │ Приказ │ │ │ Положение о │ Указание │ соглашение между │ Минтруда России │ Минтранса РФ │ │ │ рабочем │ от 7 августа │ Правительством │ от 25 июня 1993 │ от 21 ноября │ │ │ времени и │ 1990 г. N 369/у │ Российской Федерации, │ г. N 124 │ 2005 г. N 139 │ │ │ времени │ О введении │ Департаментом │ Об утверждении │ Об утверждении │ │ │ отдыха │ в действие │ воздушного транспорта │Временного положения│ положения об │ │ │ работников │ рекомендованных │Министерства транспорта│ о рабочем времени │ особенностях │ │ │ гражданской │ нормативов режима │ Российской Федерации, │ и времени отдыха │ режима рабочего │ │ │ авиации │ труда и отдыха │ Советом Федерации │ членов экипажей │ времени и времени│ │ │ (вводится в │ членов экипажей │профсоюзов авиационных │ воздушных судов │ отдыха членов │ │ │действие с 1 │ воздушных судов │работников России и ЦС │ гражданской авиации│экипажей воздушных│ │ │июня 1980 г.)│гражданской авиации│ профсоюза летного │Российской Федерации│ судов гражданской│ │ │от 4 февраля │ │ состава Российской │ │авиации Российской│ │ │1980 г. N 2/И│ │ Федерации на 1992 г. │ │ Федерации │ ├────────┼───────┬─────┼─────────┬─────────┼───────────┬───────────┼───────────┬────────┼─────────┬────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │ │в месяц│в год│ в месяц │ в год │ в месяц │ в год │ в месяц │ в год │ в месяц │ в год │ ├────────┴───────┴─────┴─────────┴─────────┴───────────┴───────────┴───────────┴────────┴─────────┴────────┤ │ Самолеты с ТРД │ ├────────┬───────┬─────┬─────────┬─────────┬───────────┬───────────┬───────────┬────────┬─────────┬────────┤ │Ту-104 │70 │700 │- │- │- │- │- │- │80 │800 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Ту-124 │- │- │- │- │- │- │- │- │80 │800 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Ту-134 А│70 │700 │70 │700 │70 │700 │77 │770 │80 │800 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Ту-154 М│- │- │70 │700 │70 │700 │76 │760 │80 │800 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Ту-154 │70 │700 │70 │700 │70 │700 │76 │760 │80 │800 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Ту-144 │50 │300 │- │- │- │- │- │- │80 │800 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Ил-62 │80 │800 │70 │700 │70 │700 │74 │740 │80 │800 │ │(Ил-62 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │М) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Ил-76 Т │80 │800 │70 │700 │70 │700 │76 │760 │80 │800 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Ил-76 ТД│80 │800 │70 │700 │70 │700 │76 │760 │80 │800 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Ил-86 │60 │600 │60 │600 │60 │600 │66 │660 │80 │800 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Ил-96- │- │- │- │- │- │- │66 │660 │80 │800 │ │300 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Як-40 │70 │700 │70 │700 │70 │700 │79 │790 │80 │800 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Як-42 │70 │700 │70 │700 │70 │700 │78 │780 │80 │800 │ ├────────┴───────┴─────┴─────────┴─────────┴───────────┴───────────┴───────────┴────────┴─────────┴────────┤ │ Самолеты с ТВД │ ├────────┬───────┬─────┬─────────┬─────────┬───────────┬───────────┬───────────┬────────┬─────────┬────────┤ │Ту-114 │- │- │- │- │- │- │- │- │80 │800 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Ил-18 │70 │700 │70 │700 │70 │700 │75 │750 │80 │800 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Ан-3 │- │- │- │- │- │- │- │- │80 │800 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Ан-12 │80 │800 │70 │700 │70 │700 │75 │750 │80 │800 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Ан-24 │70 │700 │70 │700 │70 │700 │79 │790 │80 │800 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Ан-26 │80 │800 │70 │700 │60 │600 │67 │670 │80 │800 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Ан-30 │70 │700 │70 │700 │70 │700 │79 │790 │80 │800 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Ан-28 │70 │700 │60 │600 │60 │600 │68 │680 │80 │800 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Ан-74 │- │- │- │- │70 │700 │76 │760 │80 │800 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Л-410 │70 │700 │60 │600 │60 │600 │70 │700 │80 │800 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Л-410 │- │- │60 │600 │60 │600 │70 │700 │80 │800 │ │УВП Э │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────┴───────┴─────┴─────────┴─────────┴───────────┴───────────┴───────────┴────────┴─────────┴────────┤ │ Самолеты с поршневыми двигателями │ ├────────┬───────┬─────┬─────────┬─────────┬───────────┬───────────┬───────────┬────────┬─────────┬────────┤ │Ил-14 │100 │1000 │80 │800 │80 │800 │- │- │80 │800 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Ан-2 │100 │1000 │80 │800 │80 │800 │80 │800 │80 │800 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Ан-14 │- │- │- │- │- │- │- │- │80 │800 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Як-18 Т │80 │800 │80 │800 │80 │800 │75 │750 │80 │800 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Ли-2 │- │- │- │- │- │- │- │- │80 │800 │ │(ДС-3) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────┴───────┴─────┴─────────┴─────────┴───────────┴───────────┴───────────┴────────┴─────────┴────────┤ │ Вертолеты │ ├────────┬───────┬─────┬─────────┬─────────┬───────────┬───────────┬───────────┬────────┬─────────┬────────┤ │Ми-1 │80 │800 │- │- │- │- │- │- │80 │800 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Ми-2 │80 │800 │70 │700 │70 │700 │70 │700 │80 │800 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Ми-2 СХ │70 │700 │70 │700 │50 │500 │55 │550 │80 │800 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Ми-4 │80 │800 │- │- │- │- │- │- │80 │800 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Ми-6 │80 │800 │70 │700 │70 │700 │70 │700 │80 │800 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Ми-8 │80 │800 │70 │700 │70 │700 │77 │770 │80 │800 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Ми-10 К │80 │800 │70 │700 │70 │700 │70 │700 │80 │800 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Ми-26 Т │- │- │60 │600 │60 │600 │66 │660 │80 │800 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Ка-26 │80 │800 │70 │700 │70 │700 │70 │700 │80 │800 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │Ка-32 │- │- │70 │700 │60 │600 │70 │700 │80 │800 │ ├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤ │В-3 │- │- │- │- │- │- │- │- │80 │800 │ └────────┴───────┴─────┴─────────┴─────────┴───────────┴───────────┴───────────┴────────┴─────────┴────────┘
До 1993 г. при проведении расчетов вместо полетного времени используется летное время.
При отсутствии информации о полетном времени за период 1993 - 2005 гг. для определения фактического полетного времени допускается увеличение фактического летного времени на 12%.