Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

Методические указания по проведению учебных тревог и командных учений (игр) на рудниках (шахтах) металлургической отрасли России "(утв. Госгортехнадзором России 15.09.1993, Роскомметаллургией 12.10.1993)"

Утверждаю

Заместитель Председателя

Госгортехнадзора России

А.И.СУББОТИН

15 сентября 1993 года

Заместитель Председателя

Комитета Российской Федерации

по металлургии

Л.К.АНТОНЕНКО

12 октября 1993 года

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ТРЕВОГ И КОМАНДНЫХ УЧЕНИЙ (ИГР)

НА РУДНИКАХ (ШАХТАХ) МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ

1. Общие положения

1. С целью проверки работоспособности систем противоаварийной защиты предприятия и подготовленности руководящих инженерно-технических работников, командного состава военизированных горноспасательных частей (ВГСЧ) на каждом руднике (шахте), независимо от форм собственности, проводится учебная тревога с вызовом обслуживающего подразделения ВГСЧ не реже одного раза в год по графику, утвержденному техническим директором рудоуправления (концерна, фирмы, ассоциации) и согласованному с округом Госгортехнадзора России и Штабом ВГСЧ промрайона.

2. Командные учения (игры) с инженерно-техническими работниками (ИТР) горнорудного предприятия проводятся после очередного утверждения для него плана ликвидации аварии, за 3 - 5 суток до ввода его в действие. При проведении учения вызов обслуживающего подразделения и спуск ИТР предприятия в рудник (шахту) не производятся.

3. Основными задачами учебной треноги и командных учений (игр) с ИТР рудника являются:

- проверка подготовленности рудника (шахты), ИТР и рабочих к спасению людей, застигнутых в горных выработках аварией, и ее ликвидации;

- проверка соответствия систем противоаварийной защиты предприятия требованиям регламентирующих документов по этим вопросам;

- проверка действий членов вспомогательной горноспасательной команды (ВГК) рудника (шахты);

- соответствие плана ликвидации аварий (ПЛА) фактическому положению в руднике;

- проверка оперативно-технической готовности подразделения ВГСЧ, обслуживающего данный рудник (шахту);

- приобретение практических навыков инженерно-техническими работниками, диспетчерской службой рудника по введению в действие ПЛА, спасению людей, застигнутых аварией, и ликвидации ее последствий.

4. Учебная тревога проводится под руководством начальника РГТИ с участием командира горноспасательного отряда (отдельного взвода), технического директора рудоуправления (концерна, фирмы, ассоциации), а на самостоятельных рудниках (приисках) - главного инженера.

5. Командные учения (игры) проводятся под руководством технического директора рудоуправления. На учения привлекаются:

- директор рудника и его заместители;

- заместители главного инженера;

- все горные диспетчеры;

- начальники участков;

- главный механик;

- главный энергетик;

- главный маркшейдер и геолог;

- служба снабжения и быта;

- главный бухгалтер;

- командир ВГК;

- командный состав взвода и отряда (отдельного взвода), обслуживающий рудник (шахту, прииск).

2. Подготовка к проведению учебной тревоги

и командных учений (игр)

6. Для проведения учебной тревоги на руднике (шахте) проверяющими составляется план, который утверждается начальником РГТИ, согласуется с техническим директором рудоуправления (концерна, фирмы, ассоциации) и командиром горноспасательного отряда (отдельного взвода).

В плане указывается:

- вид условной "аварии" и место ее возникновения (позиция ПЛА);

- время проведения учебной тревоги;

- расстановка проверяющих;

- действия диспетчерской службы и руководителя ликвидации аварии;

- вводные, усложняющие ход ликвидации аварии и спасение людей;

- вводные для группы по разработке мероприятий (плана ликвидации аварии N 2) при осложнении хода ликвидации аварии;

- работа отделов главного механика и энергетика, техники безопасности;

- работа отдела снабжения и расчета за материалы и затраты на ликвидацию аварии;

- определяют перечень лиц и учреждений, подлежащих исключению из списка оповещаемых об аварии, и другие вопросы.

7. Руководитель учебной тревоги перед ее началом объясняет проверяющим их обязанности, знакомит с планом проведения учебной тревоги и ставит им задачи по "вводным", усложняющим "аварию" и измерению времени, затраченного на выполнение того или иного мероприятия.

8. Лица, участвующие в проведении учебной тревоги, к назначенному времени спускаются в горные выработки рудника (шахты) или занимают другие места согласно утвержденному плану.

9. Для проведения командных учений (игр) на руднике разрабатывается план, который утверждается техническим директором рудоуправления (концерна, фирмы, ассоциации).

10. В помещении, где будут проводиться командные учения (игры) с ИТР и руководителями служб рудника, должны быть подготовлены ПЛА, планы горных работ, схема вентиляции, проект противопожарной защиты рудника, геологические разрезы (согласно плану учений), нормативная литература по организации горноспасательных и аварийных работ, справочники на оборудование, магнитофон (диктофон) и другие пособия.

3. Проведение учебной тревоги

11. Проверяющий, которому по плану поручено сделать сообщение об условной "аварии" через рабочего или горного мастера, сообщает дежурному горному диспетчеру рудника (шахты, прииска) о месте и виде "аварии". Дает информацию по запросу диспетчера и получает команду о действиях на "аварийном" участке рабочим, горному надзору и членам ВГК.

12. Проверяющий, находящийся у дежурного горного диспетчера рудника, контролирует правильность ввода в действие ПЛА и работу ответственного руководителя работ по ликвидации аварии, руководителя горноспасательных работ, а также других лиц, прибывших на "аварию", очередность и полноту выполнения мероприятий ПЛА с использованием графического материала.

13. Проверяющие на своих постах контролируют действия ИТР, членов ВГК и отделений ВГСЧ, соблюдение правил поведения рабочих при "аварии", состояние технических средств, подлежащих использованию при данной аварии (подъемных установок, подземного транспорта, связи, систем и средств пожаротушения, средств индивидуальной защиты работающих), правильность их применения, состояния выработок, запасных выходов из "аварийного" участка и другие вопросы с учетом времени исполнения каждого мероприятия.

14. В процессе проведения учебной тревоги следует проверить:

- порядок оповещения об "аварии" людей в руднике (шахте) и время, затраченное на эту операцию;

- время вызова и прибытия подразделения ВГСЧ на рудник (шахту), длительность получения задания командиром отделения ВГСЧ и подготовки к спуску в шахту, время прибытия к месту "аварии";

- своевременность подачи команды на реверсирование вентиляционной струи (при реверсии) и отключение электроэнергии на "аварийный" участок или рудник (шахту), если это предусмотрено планом проведения учебной тревоги;

- время, затраченное на реверсирование;

- состояние и правильность срабатывания реверсивных устройств, вентиляционных сооружений, используемых при ликвидации данной "аварии";

- время вызова и прибытия на рудник должностных лиц, которые извещены об "аварии";

- очередность и своевременность подачи команд на выполнение мероприятий ПЛА по данной позиции;

- время, затраченное на выход (вывод) людей из "аварийного" и угрожаемых участков на свежую струю воздуха;

- порядок выполнения мероприятий ответственным руководителем работ по ликвидации аварии и лицами надзора рудника по выводу людей к ликвидации "аварии";

- подготовленность членов ВГК к спасению людей и ликвидации "аварии", правильность их действий до прибытия отделений ВГСЧ;

- наличие воды в пожарно-оросительном трубопроводе, ее расход и давление; возможность подачи ее к месту "аварии" и время, затраченное на эту операцию;

- соответствие действий ИТР и рабочих плану ликвидации аварий, знание ими запасных выходов из "аварийного" участка и рудника, умение пользоваться средствами индивидуальной защиты, наличие, пригодность и достаточность самоспасателей, пунктов переключения в самоспасатели, камер-убежищ, их оснащенность;

- умение рабочих, ИТР и членов ВГК тушить очаг "пожара" в начальной стадии возникновения, оказывать первую медицинскую помощь "пострадавшим" при "аварии";

- комплектность оснащения, взятого отделениями ВГСЧ в зависимости от характера задания, его исправность и умение пользоваться им в аварийной обстановке;

- выполнение отделениями ВГСЧ заданий по выводу людей на свежую струю, оказание им первой доврачебной помощи, реанимация на аппаратах искусственной вентиляции легких, а также эвакуация их на поверхность;

- взаимодействие респираторщиков в отделении ВГСЧ при выполнении задания по ликвидации "аварии", умение горноспасателей устанавливать связь с командным пунктом и подземной базой, пользоваться сигнальными кодами при работе в загазированной атмосфере;

- умение командиров отделений производить расчет расхода кислорода при движении по выработкам к месту "аварии" и обратно, руководить отделением в загазированной среде;

- наличие на "аварийном" участке и по маршруту к нему средств пожаротушений (песка или инертной пыли, огнетушителей, пожарных кранов, их нумерации и условной окраски трубопровода, пожарных рукавов со стволами, пеногенераторов и др. средств тушения);

- оснащенность и действия личного состава подземного горноспасательного пункта (если имеется по дислокации);

- укомплектованность респираторами, приборами и оснащением согласно Табелю вспомогательной горноспасательной команды рудника (шахты). Подготовленность членов ВТК к работам в загазированной атмосфере. Состояние оснащения членов ЗГК на опорной базе или на их рабочих местах "аварийного" и угрожаемых участков;

- возможность использования специальных противопожарных устройств (дренчерных устройств, ляд, противопожарных дверей, перемычек, арок и др.), находящихся в надшахтных зданиях, устьях стволов и штолен, околоствольных дворах, электромашинных камерах, складах ВМ и выработках участка, где произошла "авария";

- выполнение отделениями ВГСЧ заданий по ликвидации "аварии" (пожар, затопление, загазирование, выбросы газа и породы и т.д.), возведению перемычек, набору проб воздуха, замеру температуры и прочее.

Кроме того, в процессе подготовки и проведения учебной тревоги устанавливается:

- подготовленность средств подземного транспорта для эвакуации людей с "аварийного" участка и доставка отделений ВГСЧ к месту "аварии";

- состояние и правильность использования подъемных установок при выезде людей из шахты в аварийной обстановке;

- наличие в выработках, служащих запасными выходами, и на разветвлениях этих выработок указателей с наименованием выработки и направления к выходу на поверхность;

- наличие, состояние и возможность использования противопожарных водоемов, насосов, противопожарных трубопроводов, сухотрубопроводов, гидрантов и запорной арматуры, а также укомплектованность складов противопожарных материалов, противопожарных поездов, состояние подъездов к ним и время, затраченное на доставку материалов, поезда к месту "аварии".

4. Проведение командирских учений (игр)

15. Главный инженер рудника (шахты) объявляет присутствующим об "аварии" и назначает одного из горных диспетчеров или другого инженерно-технического работника ответственным руководителем работ по ликвидации "аварии".

16. Ответственный руководитель работ по ликвидации аварии вводит в действие ПЛА и, руководствуясь соответствующей позицией, дает указания лицам, ответственным за выполнение мероприятий ПЛА.

17. Исполнители, после соответствующей проработки, докладывают порядок исполнения полученных распоряжений, указывают принятый способ их осуществления, указывают "фактических" исполнителей в сменах, сколько на это потребуется времени и соответствует ли ПЛА тактическому состоянию.

18. Ход командирских учений (игр) фиксируется в оперативном журнале и записывается на магнитофонную ленту с целью повторного анализа действий участников учений и использования для подготовки специалистов.

19. При проведении командирских учений (игр) могут быть предусмотрены "осложнения" хода ликвидации "аварии":

- остановка главного вентилятора;

- прекращение подачи воды на "аварийный" участок;

- внезапное отключение электроэнергии;

- остановка подъема или застревание клети в стволе;

- обрушение выработок в районе "аварии";

- неуправляемость вентиляционной сети, взрывы рудничной атмосферы;

- невозможность вывода людей из рудника (шахты) и доставки отделений ВГСЧ к месту "аварии" и т.д.

20. При рассмотрении этих осложнений руководитель учения может поручить отдельным инженерно-техническим работникам выполнение необходимых расчетов, разработку оперативного плана или конкретных действий.

5. Разбор проведенной учебной тревоги,

командных учений (игр)

21. После окончания учебной тревоги или командирских учений (игр) руководители, проверяющие проводят разбор учебной тревоги, учений с руководителями и инженерно-техническими работниками рудника (шахты), а также командирами ВГСЧ, работникам РГТИ и участниками учений.

22. Проверяющие докладывают о соответствии плану ликвидации аварий фактического положения дел на "аварийном" участке шахты и подготовленности технических средств для спасения людей и ликвидации "аварии", дают оценку действиям рабочих, ИТР участка и рудника (шахты), подразделений ВГСЧ и членов ВГК.

23. По материалам проведенной учебной тревоги, командирских учений (игр) проверяющие составляют акт с учетом вопросов, изложенных в пункте 14 настоящих методических указаний (Приложение).

24. Акт о проведенной учебной тревоге вручается директору или техническому директору рудоуправления, командиру ВГСЧ, обслуживающего рудник (шахту), руководству рудника (шахты), РГТИ.

Результаты проведенной учебной тревоги, командирских учений (игр) и намеченные меры в суточный срок должны быть обсуждены с ИТР рудника.

25. Указания об устранении недостатков, изложенных в акте или выявленных при проведении командирских учений (игр) с ИТР рудника, при необходимости оформляются приказом по рудоуправлению (концерну, компании, ассоциации) или руднику (шахте), находящемуся на правах самостоятельного предприятия, по Штабу или отряду ВГСЧ.

26. Контроль за исполнением изложенных в акте рекомендаций осуществляется РГТИ и командным составом подразделения ВГСЧ.

Приложение

                                    АКТ

"__" _________ 199_ г.

Комиссией в составе: ______________________________________________________
                             (должности, наименование организации,
___________________________________________________________________________
                            фамилии, инициалы)
___________________________________________________________________________
проведена учебная тревога на ______________________________________________
                               (участок N, рудник (шахта), рудоуправление
___________________________________________________________________________
                   (прииск), концерн, фирма, ассоциация)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
                 (вид "аварии", место аварии, позиция ПЛА)
Рассмотрев материалы по проведенной учебной тревоге  и  заслушав  сообщение
проверяющих и других лиц, Комиссия отмечает:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(подготовленность рудника (шахты, прииска), ИТР и рабочих к спасению людей
                           и ликвидации аварии)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(недостатки плана ликвидации аварии, несоответствие предусмотренных планов
    мероприятий характеру аварии и действительному положению на руднике
                                 (шахте))
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
        (недостатки в подготовке, оснащении и действии членов ВГК)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(недостатки в действиях подразделения ВГСЧ, обслуживающего рудник (шахту))

Предложения Комиссии

1. Директору или главному инженеру рудника (шахты, прииска) _______________
___________________________________________________________________________
                                 (Ф.И.О.)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2. Командиру горноспасательного отряда (Ф.И.О.) ___________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3. Организация, которой комиссия считает необходимым сообщить дополнительно
___________________________________________________________________________

Примечание: В пунктах 1,  2  и  3  указываются  конкретные  предложения  по
устранению выявленных в ходе учебной  тревоги,  командирских  учений  (игр)
недостатков в действиях персонала рудника (шахты, прииска) и ВГСЧ, а  также
конкретные сроки исполнения.

Подписи членов Комиссии: